В.Путин:
Уважаемые депутаты Национального собрания!
Дамы и господа!
Выступление с трибуны парламента Республики Корея я рассматриваю как большую честь. Рад возможности поделиться своими соображениями по состоянию и перспективам наших двусторонних дел, международных и региональных проблем. Не так давно Российская Федерация и Республика Корея торжественно отметили 10-летие установления дипломатических отношений, восстановления, я бы сказал, дипломатических отношений. За этот короткий срок в мире в целом и в жизни нашей страны произошли серьезные перемены. На уровень зрелого партнерства вышли и российско-корейские отношения. Совместными усилиями мы избавились от наследства «холодной войны», встали на путь взаимовыгодного сотрудничества. Здесь уместно вспомнить вашу старую поговорку: соседи – все равно что двоюродные братья. Именно такие отношения, в основе которых взаимное доверие и готовность всегда прийти на помощь, мы должны строить вместе. Это мое глубокое убеждение.
Важную роль в развитии наших взаимоотношений играет активный политический диалог. Он развивается на всех уровнях. Мы высоко ценим заинтересованное участие в нем Президента Республики Корея г-на Ким Дэ Чжуна, с которым у нас сложились очень хорошие личные отношения.
Свой весомый вклад в развитие российско-корейских отношений вносят и контакты по линии парламентов наших стран. Это важный рычаг усиления взаимодействия как на двусторонней основе, так и в международном плане.
И только что во время беседы с представителями различных партий я сказал и хочу повторить в этом зале: мы в России придаем развитию отношений с Кореей надпартийный характер. Мы считаем, что межгосударственные отношения должны строиться вне зависимости от процессов, которые протекают на внутриполитической арене как в Корее, так и в России. Слишком важны для России и для Корейской Республики отношения между двумя государствами.
Уважаемые депутаты!
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на равноправии и взаимовыгодном сотрудничестве. Не видим разумной альтернативы формированию на демократической основе многополюсного мира, в рамках которого каждому государству должны гарантироваться и равная безопасность, и оптимальные условия для развития. Главной несущей конструкцией нового миропорядка должна оставаться ООН. Мы против принижения роли ООН в мировых делах. Считаем принципиально важным добиваться отказа от применения силы в международных отношениях. Одновременно необходимо всячески укреплять системы стратегической и региональной стабильности.
Россия намерена неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по договорам в области ограничения вооружений и режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Вы знаете, что Российская Федерация, исходя из своих национальных интересов и из интересов международного сообщества, ратифицировала Договор СНВ-2, и мы ждем от наших партнеров встречных шагов.
Несущим элементом всей системы глобальной безопасности является Договор о противоракетной обороне 1972 года. Дело в том, что, несмотря на давность заключения этого договора, на нем основана вся конструкция международной безопасности. Большое количество договоров и соглашений в области безопасности основано именно на принципиальных положениях этого договора. Именно поэтому я уверен, что любая попытка отказаться от него чревата подрывом всей конструкции стратегической стабильности в мире.
Напомню, что в поддержку сохранения Договора по ПРО на последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступило более 80 государств мира. Мы удовлетворены тем, что идея глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий нашла отклик во многих странах. У нас, как и у многих в Республике Корея, вызывает тревогу перспектива вывода оружия в космическое пространство.
Эти вопросы мы намерены вынести в центр обсуждения на международной конференции по предотвращению милитаризации космоса. Конференция будет проведена под эгидой ООН в апреле этого года в Москве.
Уважаемые дамы и господа!
Россия – это неотъемлемая часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь находится две трети территории Российской Федерации и проживает более 30 миллионов российских граждан. Ни с одной из стран АТР у нас нет принципиальных расхождений. Расхождений, которые создавали бы почву для недоверия. Однако Азиатско-Тихоокеанский регион все еще сохраняет значительный конфликтный потенциал. Есть силы, которые хотели бы им воспользоваться. Мы убеждены, что имеющиеся узлы должны быть развязаны мирными политическими средствами. Цели российской политики в АТР предельно ясны – наша страна заинтересована в общем оздоровлении региональной обстановки. В создании в регионе стабильной, предсказуемой ситуации.
Продолжение динамичного развития региона – на это нацелено и участие России в интеграционных структурах АТР. Россия будет всячески содействовать решению региональных проблем. Наглядный пример тому – ситуация в непосредственной близости от наших границ, то есть на Корейском полуострове. Она имеет не только внутрикорейское, но и международное измерение. Приоритет России в этом регионе – мир и стабильность. Без этого немыслимы ни социально-экономический прогресс, ни повышение политического веса государств Северо-Восточной Азии.
С надеждой воспринимаем позитивные изменения ситуации на Корейском полуострове. Во многом они связаны с исторической встречей Президента Республики Корея Ким Де Джуна с Председателем Комитета обороны КНДР Ким Чен Иром в июне 2000 года в Пхеньяне. Высоко ценим мудрость обоих руководителей, сумевших найти общий язык после десятилетий вражды и взаимного недоверия.
Мы приветствуем и сам факт, и итоги пхеньянского саммита. Россия готова использовать потенциал отношений и с Южной, и с Северной Кореей для содействия межкорейскому урегулированию. При этом мы придерживаемся следующих позиций:
Первое. Мирный процесс и сотрудничество между Севером и Югом должны развиваться на принципах, согласованных самим корейским народом, самими корейскими руководителями, без вмешательства извне.
Второе. Все проблемы должны решаться исключительно мирным дипломатическим путем в духе совместной декларации Юга и Севера от 15 июня 2000 года.
Третье. Мы будем приветствовать процесс создания мирного единого корейского государства, дружественного России и другим странам. Мы убеждены – надежную безопасность можно обеспечить невоенными средствами, путем выработки соответствующих международно-правовых гарантий.
Четвертое. Снижение напряженности невозможно при распространении оружия массового уничтожения в мире вообще и в регионе в частности, и на Корейском полуострове тем более. Россия готова внести свою лепту в эти процессы. Мы будем поддерживать безъядерный статус Корейского полуострова. В этом контексте обращу внимание на продвижение наших глобальных инициатив по ракетному нераспространению. Призываю Республику Корея активно участвовать в этих начинаниях.
Пятое. Россия заинтересована в осуществлении с участием стран Северо-Восточной Азии, в том числе двух Корей, проектов, направленных на экономическое развитие региона. Такие проекты, как организация перевозок по Транскорейской железной дороге и Транссибу, совместная модернизация энергетики на Корейском полуострове. Это выгодно всем. Проигравших в этой работе не будет. Именно такие совместные дела закладывают прочный экономический фундамент стабильности в регионе в целом.
Мы намерены также всячески способствовать углублению двустороннего сотрудничества на региональном уровне, прямым контактам корейских компаний с регионами Сибири и Дальнего Востока России. Большие резервы скрыты в развитии человеческих контактов, сотрудничестве в области науки и культуры.
Уважаемые депутаты!
Мы убеждены, что атмосфера взаимного доверия и доброжелательства, установившаяся между нашими странами и народами, а такая атмосфера действительно установилась в последние годы, будет укрепляться. Единые задачи и цели, приверженность общим демократическим ценностям – это прочный фундамент наших отношений в XXI веке.
Хочу пожелать вам, всему корейскому народу мира, успеха и процветания.
Большое спасибо за возможность выступить перед вами. Всего вам самого доброго.