Вопрос: В связи с визитом во Вьетнам, имеющим историческое значение, просили бы Вас рассказать о целях Вашей первой поездки в нашу страну, а также о впечатлениях и оценках относительно развития сотрудничества между Россией и Вьетнамом в последние годы в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.
В.Путин: С большим интересом ожидаю этого визита. Уверен, он будет результативным, содержательным и взаимно полезным. Традиционно дружественные связи наших стран насчитывают более полувека. Задачу всестороннего развития отношений с Вьетнамом мы относим к числу приоритетных для российской внешней политики в Азии.
Помимо прочего это первый официальный визит главы Российского государства в СРВ. Что особенно важно – совершается он в тот момент, когда российско-вьетнамское сотрудничество вышло на новый уровень – уровень стратегического партнерства. Сейчас мы взаимодействуем на всех ключевых направлениях: политическом, экономическом, военном, научно-техническом, культурном.
Как гласит вьетнамская поговорка: преодоление трудностей рождает ум. Последние полтора десятилетия стали серьезным испытанием для наших стран. Однако, несмотря на все трудности, нам удалось сохранить наработанный за предыдущие годы позитив и даже развить его, прежде всего в экономической сфере.
В качестве наглядного примера можно привести нефтегазовую отрасль. Здесь Россия и Вьетнам уже имеют успешный опыт. Российско-вьетнамское совместное предприятие «Вьетсовпетро» сегодня главный добытчик вьетнамской нефти, входит в пятерку лучших нефтяных компаний мира. Теперь от добычи мы переходим к совместной переработке, строим первый в СРВ нефтеперерабатывающий завод.
Несмотря на трудности, в первую очередь финансового характера, удается продолжать взаимодействие и по таким традиционным направлениям, как электроэнергетика, судоремонт, машиностроение, строительство, транспорт, рыбное хозяйство, выращивание и переработка сельхозпродукции. Кроме того, мы начинаем сотрудничество в ряде новых областей, предполагающих, в частности, создание современных средств спутниковой связи и использование новейших технологий. Прорабатываются меры по увеличению товарооборота, нынешний объем которого не может нас удовлетворять. Заметно расширяются межрегиональные связи.
Совместными усилиями нам удалось закрыть проблему задолженности Вьетнама перед Россией. Считаю, что этим надо воспользоваться для дальнейшего стимулирования взаимодействия.
Огромное значение имеет солидный потенциал нашего партнерства в области культуры, искусства, науки, образования, спорта и туризма.
В период 1991–2000 гг. было подписано около 30 межправительственных соглашений, т. е. реально работающих документов. Принципиально важным для обеих стран стало подписание в 1994 г. Договора об основах дружественных отношений.
Безусловно, основой нашего тесного взаимодействия являются регулярные политические контакты. Вопросы активизации российско-вьетнамского сотрудничества мне уже доводилось обсуждать с Премьер-министром Правительства СРВ Фан Ван Кхаем и Вице-премьером Нгуен Мань Камом. Уверен, что конструктивно и результативно пройдут мои беседы с Президентом Чан Дык Лыонгом и другими представителями вьетнамского руководства.
Господина Чан Дык Лыонга хорошо знают в нашей стране. Именно его визит в Москву в 1998 году в качестве Президента СРВ позволил достичь ряда важных договоренностей. Именно с того момента наше партнерство стало становиться стратегическим.
Вопрос: Что, по Вашему мнению, Россия и Вьетнам могут сделать для укрепления сотрудничества в соответствии с потенциалом двух стран и дальнейшего развития традиционных отношений дружбы и сотрудничества в XXI веке?
В.Путин: Для плодотворного сотрудничества у нас есть все: богатые исторические традиции отношений, высокий уровень доверительности в политических контактах, близость позиций по основным международным вопросам. Особую роль отводим поддержанию регулярных контактов на высшем и высоком уровнях для обмена мнениями по важнейшим вопросам международной обстановки и межгосударственных отношений. При этом необходимо углублять связи и между нашими законодательными органами, и между структурами исполнительной власти.
Конечно, надо содействовать и расширению сотрудничества общественных организаций двух стран, в том числе по линии обществ дружбы.
Одной из ключевых задач считаю всемерное наращивание торгового и инвестиционного сотрудничества, в первую очередь в области топливно-энергетического комплекса, а также в других перспективных сферах, о которых я уже упоминал. Особого внимания, конечно, заслуживает малый и средний бизнес, нуждающийся в государственной поддержке.
Многое здесь будет зависеть от эффективности работы российско-вьетнамской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ее рабочие группы занимаются отработкой конкретных вопросов взаимодействия.
Считаю безусловно важной дальнейшую координацию наших усилий во внешнеполитической сфере. В первую очередь это касается деятельности в рамках ООН и других международных организаций, вопросов глобальной и региональной стратегической стабильности. Безусловно, важна наша совместная работа в области разоружения и контроля над вооружениями.
Ключевые аспекты российско-вьетнамского сотрудничества в XXI веке будут отражены в политическом документе, который мы планируем подписать по итогам предстоящих переговоров.
Вопрос: Учитывая, что Россия является мировой державой, расположенной на Европейском и Азиатском континентах, как Вы видите ее роль и ответственность в деле укрепления мира, стабильности, сотрудничества и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
В.Путин: В силу своего действительно уникального географического положения Россия имеет интересы как на Западе, так и на Востоке. Поэтому у нас не может быть крена ни в сторону евро-атлантического, ни азиатско-тихоокеанского направлений. Именно такую линию, закрепленную в новой концепции внешней политики страны, мы будем последовательно проводить.
Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, напрямую связаны с решением приоритетной для нас задачи – созданием на восточных рубежах России стабильной, безопасной обстановки. Таких условий, которые способствовали бы социально-экономическому развитию обширных районов Сибири и Дальнего Востока, помогали бы их выходу на мировые рынки.
Россия – один из ключевых «игроков» в регионе. Свою роль в АТР мы видим в том, чтобы добиваться формирования неблокового сообщества. Наша цель – равная безопасность для всех, основанная в первую очередь на экономической взаимозависимости расположенных в регионе государств.
Один из механизмов достижения этой цели – активизация российского участия в общерегиональных интеграционных структурах. Здесь вклад России довольно весом. С подключением нашей страны к деятельности АТЭС этот форум обрел подлинно общерегиональный характер. Ему, несомненно, будет принадлежать одна из главных ролей в мировой экономике XXI века.
Другое важное направление работы – расширение дружественных отношений и торгово-экономического сотрудничества со всеми странами АТР, в первую очередь с нашими ближайшими соседями и партнерами.
Мы довольны динамикой двусторонних связей с государствами АТР. Уверенно реализуется курс на строительство равноправного и доверительного партнерства России с КНР. Этому служит ведущаяся сейчас разработка нового политического договора между нашими странами. Трудно переоценить значение укрепляющегося сотрудничества между Россией и Индией. Здесь есть серьезные перспективы по всему спектру – от политики и экономики до военно-технической и гуманитарной сфер. Продолжаем развивать отношения с Японией. Намерены продвигать российско-японское торгово-экономическое сотрудничество, продолжать переговоры о заключении мирного договора. Будем и далее расширять сотрудничество с КНДР, укреплять добрососедство с Монголией. Широко взаимодействуем, в том числе в вопросах региональной безопасности, со странами асеановской «десятки».
Россия не отстраняется от участия в решении сложных региональных проблем, прежде всего тех, которые прямо затрагивают наши интересы. Наглядный пример – ситуация на Корейском полуострове. Повысилась вовлеченность России в решение проблем полуострова, которые все больше приобретают не только внутрикорейское, но и международное измерение. Моему визиту в Ханой предшествовала поездка в Южную Корею. В прошлом году я побывал с визитом в КНДР. Приветствуя начавшийся межкорейский диалог, Россия будет и далее содействовать национальному примирению Севера и Юга.
Обеспечение стратегической стабильности является важным направлением российской политики в АТР. США пытаются обосновать свои планы создания национальной противоракетной обороны угрозой, исходящей в том числе из этого региона. Реальные очертания начинают обретать и планы развертывания в Северо-Восточной Азии узкой по составу тактической системы ПРО. Россия считает, что подобные намерения способны обернуться гонкой вооружений в мире в целом и в АТР в частности. И эта наша позиция получает растущую поддержку в мире. В последнее время мы выдвинули ряд крупных инициатив в сфере ракетно-ядерных вооружений. Наши инициативы призваны решить проблему безопасности не только для одной страны, но и всего мира.
В АТР есть хороший пример многостороннего взаимодействия в этой сфере. Это шанхайский форум. Наращивание мер доверия и взаимное сокращение сил в районе общей границы, о котором договорились его члены, – реальный шаг к упрочению региональной стабильности.
Хотел бы упомянуть о большой роли Регионального форума АСЕАН (АРФ), председателем которого в текущем году является Вьетнам. Это уникальный механизм диалога государств АТР по широкому кругу вопросов, связанных с поддержанием мира и стабильности в регионе. Здесь, например, обсуждаются возможности использования мер превентивной дипломатии. Россия активно участвует в работе этого форума.
Подводя итог сказанному, хотел бы отметить, что всем нам предстоит еще немало сделать, чтобы Азиатско-Тихоокеанский регион стал по‑настоящему процветающим и стабильным. Россия твердо верит, что магистральное направление на укрепление безопасности и сотрудничества здесь уже утвердилось. Мы намерены и далее всемерно содействовать этому процессу.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об основных достижениях России последнего времени.
В.Путин: В конце 80-х годов в России начались реформы, имевшие целью демократизацию государства и построение эффективной экономики рыночного типа. Кстати, примерно тогда же схожие события начали происходить и у вас.
Направление российских реформ было выбрано абсолютно правильно, но, к сожалению, изменение социального строя, структуры общества сопровождалось сильным ослаблением государственных институтов. Процесс избавления общества от излишней опеки государства зашел настолько далеко, что государство резко сократило свое присутствие даже в тех областях, где государственный контроль жизненно важен для самого общества. Например, в социальной сфере.
Рядовые граждане достаточно быстро осознали все минусы подобного положения вещей. Требования общества обуздать преступность, справиться с коррупцией, восстановить социальную поддержку наиболее нуждающихся групп граждан становились все громче. Это то, чем мы, собственно говоря, сейчас и занимаемся. С этим и связаны наши основные достижения последнего времени. Конечно, многие проблемы еще далеко не решены, но ведь сложные социальные и экономические вопросы и не решаются в одночасье. Как вы говорите: медленный слон быстрее придет к цели, чем дикий жеребец.
Кстати, идущие сейчас в России процессы, связанные с укреплением государства, во многом напоминают вьетнамскую модель реформ. У вас очень интересный опыт, и мы намерены им пользоваться.
В сфере политики нам удалось добиться того, что все основные политические силы общества объединились вокруг идеи восстановления нормального дееспособного государства. Считаю, что это основа успеха. Ведь все 90-е годы нам мешала именно наша разобщенность.
Конечно, и сейчас есть люди, которые рассматривают то, что происходит в России, не с точки зрения выбора между хаосом и порядком, а в рамках противостояния «демократия–авторитаризм». Они и критикуют нас за якобы авторитарные тенденции. Не согласен, но воспринимаю такую критику достаточно спокойно. Ведь свободная дискуссия, свободный обмен мнениями – это и есть одна из характерных черт подлинной демократии.
Изменения претерпевают отношения руководства России с руководством входящих в нее регионов. Мы частично возвращаемся к тому, от чего когда‑то ушли и от чего уходить не следовало. Центр вновь взял на себя ответственность за определение стратегических направлений развития страны и в области экономики, и во внешней, и во внутренней политике.
Любое государство, а уж тем более такое огромное, как Россия, не сможет динамично развиваться, если оно будет сковывать инициативу на местах. Образно выражаясь, получится такой динозавр, который повернет голову, только когда у него начисто отъедят хвост. Поэтому никто не говорит о возвращении к централизованному управлению, которое было свойственно СССР. Речь идет лишь о создании единого правового пространства в государстве, построении эффективной судебной системы. В целом можно назвать это восстановлением управляемости. От этого напрямую зависит и инвестиционная привлекательность России.
Последний год был небезуспешен с точки зрения упорядочения отношений бизнеса и властных структур. Мы создаем единые условия для развития всех видов бизнеса, в том числе мелкого и среднего. Одновременно мы решили вопрос о равноудаленности от власти представителей крупного капитала. Считаю влияние олигархов на процесс принятия политических решений недопустимым.
Сейчас идет работа над правовыми актами, которые ограничат возможности чиновников вмешиваться в жизнь бизнес-сообщества, инициировать всевозможные проверки или мешать бизнесу развиваться какими‑то иными способами. Надеюсь, наши партнеры из Вьетнама, имеющие торгово-экономические интересы в России, скоро это почувствуют.
Повторю: важнейший фактор, определивший успех большинства наших начинаний, связан с общественной поддержкой. Люди действительно согласны с основными направлениями нашей политики. Можно даже сказать, что они и формулируют основные цели, в направлении которых мы действуем.