В.Путин: Уважаемый Игорь Сергеевич!
Уважаемые члены коллегии!
Дорогие друзья!
Я действительно рад возможности побывать в Министерстве иностранных дел и принять участие в вашей сегодняшней работе. На последние месяцы пришлось много крупных международных мероприятий, мероприятий, которые заставили нас работать по весьма напряженному графику. Сегодняшний разговор дает возможность подвести некоторые итоги и определить круг задач, которые перед нами стоят.
В новой концепции внешней политики, о которой только что Министр сказал, сформулированы наши национальные интересы на международной арене. Они соотнесены с задачами в области обороны и национальной безопасности, обеспечения социально-экономического развития России. Пожалуй, впервые за достаточно длительный период времени у нас появилась четкая общегосударственная стратегия внешней политики и безопасности. Считаю исключительно важным, что в текущей работе нам удалось выдержать концептуальные внешнеполитические подходы, что в целом удалось конвертировать их в согласованную работу многих органов государственной власти, общественных организаций и деловых кругов.
Проблемы, с которыми сталкивается Россия на мировой арене сегодня, – Вы это знаете лучше, чем кто‑либо другой, – серьезны и масштабны. В условиях нарастающей глобализации, о которой так много говорится, нашей стране еще предстоит найти свое место в мире. В этом контексте наш стратегический курс – на интеграцию, конечно, на интеграцию в мировое сообщество, развитие широкого политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества со всеми, кто хочет и готов к этому сотрудничеству с нами.
Приоритетная задача здесь – создание вокруг России стабильной, безопасной обстановки, создание таких условий, которые позволили бы нам максимально сконцентрировать усилия и ресурсы на решении социально-экономических задач государства.
Ясно, что на сегодняшний день арсенал средств нашего влияния на международную обстановку объективно не столь велик, как нам бы хотелось, и в этих условиях многократно возрастает значение опережающего прогнозирования развития ситуации на основных направлениях нашей внешней политики, в особенности там, где еще сохраняется немалый конфликтный потенциал: на Балканах, Среднем и Ближнем Востоке, в некоторых других регионах мира.
Важнейшее направление дипломатической работы – обеспечение стратегической стабильности. Речь идет об устойчивости и предсказуемости дальнейшего развития международных отношений. Тот факт, что принятие Вашингтоном решения о развертывании национальной ПРО пока отложено, подтверждает, что, если действовать целеустремленно, продуманно, играть на опережение, конечно, с учетом интересов наших партнеров, можно добиваться реальных позитивных результатов.
Вот что хотелось бы сказать в связи с этой проблематикой еще. Мы ратифицировали Договор СНВ-2, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Когда я говорю «мы», имею в виду страну. Россия сделала то, чего от нас международное сообщество давно ожидало, – не скажу, что требовало, но, во всяком случае, настаивало на этом шаге со стороны России. Мы сделали это. Теперь мы ждем ответных шагов, и я не думаю, что подавляющее большинство участников международного общения заинтересовано в одностороннем разоружении России. Напротив, на мой взгляд, это нанесло бы непоправимый ущерб современной архитектуре международных отношений.
Вам предстоит в этом году сложная и тонкая работа с нашими партнерами по сохранению Договора от 1972 года. Последние заявления руководства администрации вновь избранного Президента Соединенных Штатов говорят о том, что этот диалог может быть позитивным. Мы очень рассчитываем на такую совместную работу.
Важно и то, что свои интересы мы научились отстаивать в твердом, но никоим образом не в конфронтационном ключе. В этой связи хотел бы отметить следующее. Нередко приходится сталкиваться с тем, что мы как‑то стесняемся ставить перед нашими партнерами острые вопросы, заранее решив, что они для них окажутся неприемлемыми. Знание и учет чужой позиции, безусловно, необходимы, но главный ориентир здесь должен быть абсолютно ясным: наши собственные, конечно, четко аргументированные, государственные интересы.
Нашей стране приходится сталкиваться с целым рядом острых вопросов. Это региональные конфликты, сепаратизм, терроризм, неконтролируемая миграция, оргпреступность и другие. Особенно хочу отметить опасность международного терроризма и фундаментализма любого, абсолютно любого толка. Мы уже много раз говорили, и, собственно говоря, это входит даже с нашей подачи в международный обиход: совершенно очевидно складывается террористический «интернационал». И здесь мы вместе с нашими партнерами должны выстраивать слаженную, скоординированную работу. Наш прямой интерес – содействовать налаживанию эффективных механизмов международного сотрудничества по всем этим направлениям.
Должен расти удельный вес экономической дипломатии в работе МИДа и других наших загранучреждений. В целом в работе на экономическом направлении еще сохраняется много неиспользованных ресурсов. Центральный аппарат МИДа подчас не полностью владеет обстановкой в вопросах торгово-экономической сферы. Напомню, в ваше распоряжение давно предоставлен важнейший инструмент – указ Президента о координирующей роли Министерства иностранных дел в проведении единой внешнеполитической линии. Пользоваться этим инструментом можно гораздо более эффективно, чем до сих пор.
Необходимо выстраивать такую систему продвижения и защиты наших экономических интересов за рубежом, которая гарантировала бы максимальную отдачу российской экономики, сводила бы к минимуму риски на путях нашей интеграции в мировое хозяйство. Считаю крайне важным повышенное внимание внешнеполитического ведомства к сопровождению наиболее крупных внешнеэкономических проектов, к их увязке с государственными интересами. Необходимо добиваться создания за рубежом таких условий для российского предпринимательства, которые были бы как минимум не хуже существующих в России условий для иностранного бизнеса. Для этого, конечно, нужно знать, какие у нас есть условия для иностранного бизнеса. Об информированности дипломатического корпуса по поводу тех процессов, которые происходят в нашей собственной стране, я скажу через пять минут.
Другой аспект – помощь нашим регионам, в частности Сибири, Дальнему Востоку, в их выходе на мировые рынки. Кстати, в этом особенно необходимо задействовать механизмы тесной координации как с местными администрациями, руководством регионов страны, так и с представителями Президента в федеральных округах. Здесь хотел бы сказать, что отрыв от проблем своей собственной страны может привести к фатальным просчетам.
Здесь несколько слов о географии нашей внешней политики. Наш безусловный приоритет – страны СНГ. Россия остается естественным – это понятно всем – ядром интеграционных процессов Содружества. А интеграция как таковая, просто как процесс, – это не самоцель, она нам как таковая и не нужна, не нужна как лозунг или как вывеска. Она должна нести реальную пользу нашей стране и нашим гражданам. Именно в этом ключе нами проведены очередные заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета глав государств СНГ. Как показали итоги этих саммитов, такой подход более эффективен в диалоге с нашими партнерами, и не только приемлем для них – они сами в этом заинтересованы.
Практически в ходе каждого визита в страны Содружества я встречаюсь с представителями русскоязычной общины. И должен сказать, нареканий по поводу нашей с вами работы в этой сфере много. Это касается не только дипломатических служб. Это касается усилий государства в этой сфере в целом, но и дипломатической службы тоже – и в информационно-политическом плане, и в непосредственной работе с людьми. Мы явно недорабатываем в защите нашей диаспоры, в защите русской культуры и русского языка. Миллионы людей, которые в одночасье оказались оторваны от своей Родины, ни в чем не повинны. Из этого и нужно исходить. Понимаю, что работа с людьми требует много сил, много терпения, такта. Огромная работа ложится на консульскую службу, такова специфика деятельности дипломатов в странах СНГ. Здесь нужны и специальная профессиональная подготовка, и особые человеческие качества.
Много дел на европейском направлении – традиционно одном из важнейших для нас. В Европе сегодня идут сложные динамичные процессы. Трансформируются европейские структуры, меняется роль крупных европейских организаций, региональных форумов. В этом плане, безусловно, возрастает значение наших отношений с Европейским союзом. Мы, конечно, не ставим сегодня задачу членства в ЕС. Но мы должны стремиться к кардинальному повышению эффективности сотрудничества, улучшению его качества. Из общего, в целом благоприятного, контекста явно выпадают некоторые проблемы, с которыми Россия сталкивается в Балтии, Центральной и Восточной Европе. Резервы в работе МИДа на этом направлении тоже есть. Примером тому может послужить выравнивание наших отношений с Польшей. Настал момент серьезно подумать над тем, как выправить ситуацию и по некоторым другим направлениям.
Непросто идет нормализация отношений с Североатлантическим блоком. После балканских событий они отброшены назад и, убежден, не по нашей вине. Сейчас качество взаимодействия постепенно восстанавливается, и это правильно. НАТО – реальная величина европейской и мировой политики. Если нам удастся выстроить отношения в духе откровенности, открытости и конструктивного взаимодействия, то это будет существенным вкладом и в европейскую стабильность, и в обеспечение нашей собственной безопасности. Хочу подчеркнуть, что это в контексте интересов нашего государства. Тем не менее мы по‑прежнему считаем ошибочной линию по расширению НАТО и открыто говорим о ее принципиальном неприятии нами в диалоге с альянсом.
Растущее значение приобретает азиатское направление. Скажу сразу: было бы неправильно измерять, где у нас больше приоритетов, в Европе или в Азии. У нас не может быть ни западного, ни восточного крена. Реальность в том, что у державы с таким геополитическим положением, как Россия, национальные интересы есть везде. Такую линию надо последовательно продолжать. Нам нужно прочно закрепиться во всех азиатских делах. Дорога к этому лежит и через интенсификацию нашего участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона и, что не менее важно, через последовательное расширение дружественных отношений и практического сотрудничества с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с нашими соседями.
Хотел бы отдельно высказаться по вопросу, который, по моему убеждению, должен стать для МИДа и наших дипломатических представительств одним из центральных. Речь идет о содействии позитивному восприятию России за рубежом. Пока ситуация в этой сфере далека от благополучной. Не буду особенно здесь распространяться, вы не хуже меня знаете, что происходит в этой сфере. Думаю, что кому‑то до сих пор выгодно культивировать образ опасной России, что помогает оправдывать и курс на наращивание военной силы, и применение силы в международных делах. Но, слава богу, понимание того, что Россия качественно изменилась, уже достаточно прочно утверждается в мире. И это, безусловно, влияет на характер международных отношений сегодня. Мы только должны грамотно и тонко использовать это в своей работе, и не просто использовать, а продвигать это дальше. Борьба за влияние на общественные настроения за рубежом становится одной из самых острых и актуальных внешнеполитических проблем. Мы должны кардинально повысить уровень работы на этом направлении. Нужно использовать для этого все доступные рычаги: выступления в средствах массовой информации, расширение контактов по линии общественных организаций, пропаганду достижений нашей культуры, науки. На наших дипмиссиях – изучение общественных настроений, инициативные предложения и координация. Особое внимание хотел бы обратить на необходимость более активной работы с представителями зарубежных средств массовой информации. Сотрудники Министерства иностранных дел обязаны разъяснять позицию России по всем возникающим вопросам как внутри страны, так и за ее пределами.
В заключение считаю важным и нужным отметить, что в прошедшем году мы с вами работали по очень напряженному графику, можно сказать, что наверстывали упущенное не только в выработке стратегии, но и в международной практике. Только на высшем уровне Россия приняла участие в двухстах шестидесяти международных мероприятиях. Во многом благодаря дипломатической активности удалось решить многие проблемы, которые в принципе надо было бы решать другими силами и средствами. Но мы сделали это с вашей помощью, потому что других ресурсов было недостаточно. Это была напряженная, ответственная и эффективная работа, и я хочу вас за это поблагодарить. Спасибо большое.