В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья!
Прежде чем начать нашу встречу, я бы хотел поблагодарить большинство присутствующих за активную поддержку моей инициативы по созданию Национального фонда помощи военнослужащим, пострадавшим в горячих точках России, и членам их семей. Я думаю, что это правильная и своевременная реакция. Страна оказалась в тяжелом положении, и нашлись люди, которые ценой своего здоровья, а часто и жизни позволили нашим детям учиться и работать, а вам – заниматься бизнесом. Поэтому наш с вами священный долг – отреагировать на эти события и вспомнить, что большинство из этих людей нуждаются в нашей поддержке. Не будем забывать об этом.
Мы рассчитываем с вашей помощью собрать к концу года около полутора миллиардов рублей и примерно такую же сумму – за счет других источников. Я уверен, что попечительский совет во главе с Алексием II будет достаточно представительным органом, пользующимся широким доверием, и эти деньги будут использованы на благие цели, ради которых Национальный фонд создается.
Непосредственно к теме встречи. Это наша вторая встреча подобного рода. Очень надеюсь, что за время, прошедшее после первой встречи, кое‑что изменилось в позитивном плане. В тот период как‑то активно и нарочито распространялись слухи о грядущем уничтожении российского бизнеса и переделе собственности. Убежден, что эти страхи уже позади. Ничего подобного не происходит. И на смену этим страхам должно приходить только одно чувство – чувство ответственности перед своим народом и страной, в которой мы живем и работаем. Это чувство ответственности имеет под собой много оснований, и одно из них – безусловное соблюдение действующего законодательства. Вопрос в том, какого законодательства. Это серьезный момент, который подлежит обсуждению вместе с вами. Я предлагаю поговорить об этой сугубо конкретной сфере нашего взаимодействия, имея в виду закон о налоге на доходы организаций. Знаю, что многих из вас эта проблема как минимум интересует, а некоторых и беспокоит. Позитивным является значительное расширение списка необлагаемой налогом деятельности, но предлагаемый режим ускоренной амортизации встречает опасение у некоторых предприятий в связи с тем, что на многих наших крупных фирмах оборудование в значительной степени изношено, основные фонды находятся в плачевном состоянии – и они могут попасть в сложное положение. Мы понимаем это, и вместе с Правительством, и с вами готовы дорабатывать все нюансы этого законопроекта, однако эта доработка не может продолжаться вечно. Думаю, что в течение месяца-полутора она должна быть обязательно завершена.
Теперь о планирующихся дополнениях в первую и вторую части Налогового кодекса. Здесь речь идет об отмене ресурсных платежей и введении роялти, очень важной составляющей деятельности энергетики и совершенствования системы трансфертного ценообразования. Ситуация, при которой две скважины находятся рядом и работают примерно одинаково, но одна платит налога в три раза меньше, чем другая, мало кого может устроить. «Оскорблять» нефть всякими несуразными названиями типа нефтяной жидкости должно стать немодно, надо прекратить такие манипуляции в области лингвистики. Михаил Михайлович [Касьянов], думаю, что соответствующее министерство должно обратить на это внимание гораздо более серьезное, чем до сих пор.
Понимаю, здесь есть проблема, которая заключается в том, что ряд этих законодательных актов и инициатив готовится в разных ведомствах. И внесение их в Государственную Думу в виде, в котором они сегодня существуют и подготовлены, действительно может нанести ущерб энергетической сфере страны. Такого мы допустить не можем, и мы не хотим такого результата, поэтому призываю вас активнее включиться в совместную работу, предложенную Правительством, и выходить на взвешенные решения в этой области. На такие решения, которые делали бы вашу деятельность в энергетической сфере не только прозрачной, но и прогнозируемой. Это в полной мере относится и к органам власти и управления.
Хотел бы предупредить, что, если эта работа будет затягиваться (сознательно или несознательно, на подготовительном этапе или на этапе рассмотрения в Государственной Думе – а мы знаем, что вы люди талантливые, и у вас много рычагов влияния на парламент страны), Правительство вынуждено будет регулировать эту сферу с помощью увеличения вывозной таможенной пошлины. Я хочу, чтобы у нас были абсолютно честные в этом смысле отношения и чтобы вы заранее знали нашу позицию.
И, наконец, третья группа вопросов – пакет законопроектов, направленных на дебюрократизацию экономики. Мы об этом много говорим. Подготовлен пакет из четырех законопроектов, направленных на снижение активности в области проверочной деятельности, на упрощение регистрации предприятий, на разбюрокрачивание лицензирования, на улучшение инвестиционных условий, плюс два проекта в области либерализации валютного законодательства. Я согласен с теми, кто считает, что мы никогда не создадим благоприятных инвестиционных условий, до тех пор пока потенциальный инвестор сможет не только ввозить деньги, но также легко сможет ими распорядиться. Если потенциальный инвестор будет знать, что везти далеко, а распорядиться невозможно или крайне трудно, то мы никогда условий для нормального инвестирования в российскую экономику не создадим. Никаких иллюзий по этому поводу ни у кого быть не должно. Я знаю, что весь этот пакет подготовлен, однако есть проблема согласования между различными министерствами и ведомствами. Михаил Михайлович [Касьянов], это непосредственное поручение Правительству – максимум в течение трех недель пакет должен быть внесен Государственную Думу. Если Председатель Правительства не проявит волю, согласования будут продолжаться еще очень долго.