В.Путин: Новому этапу двусторонних отношений, на который мы c вами выходим, должен соответствовать более высокий уровень прежде всего экономических связей. В числе приоритетов здесь – увеличение объемов торгового оборота, развитие кооперации в различных отраслях экономики.
Объем российско-азербайджанской торговли за прошлый год составил лишь 300 миллионов долларов. Это явно не отвечает нашим взаимным интересам, не соответствует нашим реальным возможностям, несмотря на то что Россия занимает первое место в торговом обороте Азербайджана.
Положение, конечно, надо выправлять. Думаю, здесь потребуется поддержка и ваша, и ваших российских коллег. С помощью новых нормативно-правовых актов мы могли бы состыковать тарифное и налоговое регулирование внешнеэкономических связей, устранить необоснованные таможенные барьеры и дополнительные сборы – в общем, создать благоприятные условия для хозяйственных субъектов.
Россия готова теснее сотрудничать с Азербайджаном по всему спектру топливно-энергетического комплекса: готова участвовать в освоении месторождений, приобретать углеводороды для внутреннего потребления, осуществлять их экспорт, предоставляя свой транспорт. Очень перспективным считаю вопрос о поставке из России природного газа в Азербайджан. Между нами уже заключены соответствующие контракты до конца 2001 года. Вчера мы подписали еще одно очень важное соглашение в этой сфере между «ЛУКОЙЛом» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики, рассчитанное на 25 лет, общий объем ассигнований – 250 миллионов долларов.
Важный элемент нашего взаимодействия – сотрудничество по линии финансовых и банковских структур, инвестиционных проектов, в создании совместных предприятий и других хозяйственных объединений.
Эффект только возрастет, если будем расширять приграничное сотрудничество, прямые экономические связи субъектов Российской Федерации с Азербайджаном. К концу прошлого года между российскими регионами и азербайджанскими партнерами подписано 26 соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, торговли, науки и культуры. Предприятия более 70 российских республик и областей стали внешнеэкономическими партнерами Азербайджана.
Мы выступаем также за развитие на долгосрочной основе двустороннего военного сотрудничества. Хочу особо подчеркнуть, что оно отвечает интересам безопасности двух стран и не направлено против третьих государств. В последнее время в развитии военного сотрудничества наметились определенные позитивные сдвиги. Считаю, можно активизировать наши контакты по этой линии.
В наших двусторонних отношениях мы опираемся на Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 года. Именно этот документ заложил основы взаимодействия между двумя странами. В то же время считаем, что договорно-правовую базу наших отношений надо развивать.
Мы обязаны расширять культурную, научную дипломатию, контакты по линии образования. Именно гуманитарные связи более всего сближают людей, укрепляют доверие друг к другу, и здесь у нас безмерное поле возможностей.
Наше особое внимание – сотрудничеству в области экологии, охраны природы Кавказа и прикаспийского региона, в ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. Еще раз выражаю соболезнование в связи с недавним землетрясением в вашей республике. С нами прибыл самолет с гуманитарной помощью, которую мы хотели бы передать пострадавшим.
Важно уже в ближайшее время заключить Договор о статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Азербайджанской Республики, и граждан вашей страны, постоянно проживающих на территории России. Считаем, что они не только органичные части российского и азербайджанского обществ, но и самые непосредственные и активные участники процесса сближения наших дружественных народов. В ходе предстоящего визита Гейдара Алиевича Алиева мы должны подписать данное соглашение.
Уважаемые депутаты!
Особо хочу остановиться на каспийской проблематике. Важнейшей договоренностью в ходе нынешнего визита стало Совместное заявление России и Азербайджана о сотрудничестве на Каспийском море, оно отразило сближение наших позиций по Каспию. Здесь Россия и Азербайджан выступают прежде всего с позиций справедливого учета законных интересов друг друга, за развитие между прикаспийскими государствами взаимовыгодного сотрудничества по эксплуатации минеральных и биологических ресурсов Каспия.
Считаем, что до определения нового правового статуса Каспийского моря должны продолжать действовать ныне существующие режимы судоходства и рыболовства, запрет на плавание судов под флагами неприкаспийских стран. В то же время мы готовы способствовать активизации пятистороннего переговорного процесса по Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. До тех пор пока мы не договоримся на многосторонней основе, надо продолжать взаимодействие на основе двусторонней.
Россия, как кавказская страна, убеждена, что интересам обоих государств полностью отвечает развитие традиционных политических, экономических и гуманитарных связей во всем кавказском регионе. И приоритеты здесь мир, межнациональное согласие и добрососедство народов.
Считаем, что главную роль в определении подходов к вопросам безопасности и сотрудничества на Кавказе должны сыграть сами государства региона. Ключевое значение придаем контактам на высшем уровне в рамках «кавказской четверки» в составе Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации.
Главное условие безопасности и многостороннего взаимодействия в регионе – мирное и справедливое урегулирование локальных конфликтов, приверженность нормам и принципам международного права, в первую очередь территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ. Это принципиальная позиция России.
Большие надежды возлагаем на прямой диалог на высшем уровне между Баку и Ереваном по нагорнокарабахскому урегулированию. Именно руководители государств, и только они, могут найти такое сбалансированное решение проблемы, которое адекватно учитывало бы интересы всех участников этого процесса, в том числе в вопросе возвращения беженцев. Знаю, что президенты Азербайджана и Армении нацелены на поиск компромиссной развязки карабахского узла, это реалистичный и здравый подход.
Что касается позиции России, то мы готовы принять такую схему урегулирования, которая устроит обе стороны конфликта. При этом Москва могла бы выступить посредником и гарантом соглашения. В любом случае – и самостоятельно, и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ – Россия будет и впредь делать все от нее зависящее, чтобы продвигать переговорный процесс до заключения соответствующего соглашения.
Серьезную тревогу в России вызывает распространение на Кавказе терроризма и экстремизма, которые угрожают мирному будущему региона. Взаимодействие российских и азербайджанских внешнеполитических, силовых и правоохранительных структур должно быть нацелено на жесткий отпор организованной преступности и окончательное уничтожение террористов.
Не могу не затронуть вопрос, волнующий азербайджанскую общественность, – о визовом режиме. Такой режим с Грузией Россия ввела с целью защиты национальной безопасности как один из элементов борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Уровень развития российско-азербайджанского сотрудничества в этой области, особенно в последнее время, показывает, что принятия со стороны России каких‑либо дополнительных односторонних мер не требуется и, соответственно, никакой визовый режим не предполагается.
Уважаемые депутаты!
Активное участие в международных организациях не только поле для сотрудничества между нашими странами, но и важное условие интеграции в мировое сообщество и мировое хозяйство. Поэтому мы не просто приветствуем вступление Азербайджана в Совет Европы, но и оказываем активную поддержку в этом вашей республике, рассчитываем на тесное взаимодействие в рамках этой и других европейских и международных организаций, прежде всего ООН.
Нашу твердую позицию о ведущей роли ООН в обеспечении международного мира и безопасности мы не раз заявляли. Повторю, что Россия решительно против любых попыток вмешательства во внутренние дела суверенных государств под правозащитными и псевдогуманитарными предлогами без санкции со стороны Совета Безопасности ООН.
В интересах наших стран и углубления сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств Россия будет поддерживать эволюцию СНГ в эффективное сообщество государств.
Ключевое значение здесь придаем многостороннему экономическому сотрудничеству, созданию зоны свободной торговли как необходимой предпосылки для полноценной рыночной инфраструктуры Содружества, формированию общего экономического пространства как базы для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Уважаемые депутаты!
Динамичное сотрудничество наших стран, дух взаимного доверия в двусторонних отношениях, конструктивное взаимодействие на международной арене соответствуют интересам и России, и Азербайджана. Этому служит деятельность и Милли меджлиса Азербайджанской Республики, и Федерального Собрания Российской Федерации. Мы рассчитываем на активизацию этих связей.
В заключение хочу пожелать всем депутатам и присутствующим здесь гостям успехов и благополучия в наступившем году, а народу Азербайджана в новом тысячелетии – мира и процветания.