В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я предлагаю разделить наше совещание, которое мы с вами давно планировали, на две части. Первое, понятно, – это подведение итогов. Хотя всего семь месяцев прошло с создания института полпредов Президента в федеральных округах. Тем не менее год завершается, и основания для некоторого подведения итогов есть. И второе – поговорить о задачах, о планах на будущее.
Хотел бы прежде всего вспомнить о том, что перед вами была поставлена за прошедший период в качестве основной задача приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
За короткий срок обширная нормативная база регионов прошла через своего рода правовую инвентаризацию. Эта работа была проведена действительно реально. Причем федеральные структуры и органы власти регионов работали вместе.
В одних случаях использовались судебные механизмы. Причем надо отдать должное и региональному руководству, и представителям Президента, когда я говорю о судебных процедурах – это не значит, что были конфликты. Да, были споры, которые обе стороны добровольно передали на решение судебных инстанций. И в этих судебных инстанциях были приняты соответствующие решения. В других случаях удалось решить имеющиеся проблемы через согласительные процедуры.
Но хочу обратить внимание, что работа эта еще не завершена, хотя массив проделан большой. В условиях федеральной государственности потребность в такой работе объективна. Сам объем принимаемых в стране актов, а также остающиеся сложности при разграничении полномочий обязывают нас внимательно и последовательно заниматься российским законодательством в целом.
По сути, мы прошли пусть самый сложный, но только первый этап. Можно сказать, фигурально выражаясь, «разгребли» только основные завалы. Теперь эту работу надо переводить в режим постоянной деятельности. Систематический анализ и налаженный контроль за соответствием региональных актов Конституции России избавит от повторения в будущем критических, опасных и авральных ситуаций.
При этом основным результатом работы должно стать решение самих регионов, их собственная деятельность по приведению правового массива в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
В этой связи еще одной важной задачей считаю конструктивное взаимодействие судебной системы. Тоже проблема федерального уровня – зоны федеральной компетенции. Полагаю, что конституционные или уставные, как в некоторых субъектах Федерации называются, суды должны становиться неотъемлемой частью правового механизма согласования интересов центра и регионов.
Сегодня, в условиях нестыковки многих положений федерального и регионального законодательств, этим судам очень сложно работать. В отдельных случаях своими решениями они объективно расширяют зону законодательного несоответствия. Такие примеры есть, вы о них знаете. И потому ваша задача – содействовать повышению профессионального уровня судов, их укреплению и, конечно же, обеспечению их реальной, абсолютной независимости. Подчиненности только закону.
Подводя итоги, хотел бы сделать еще один вывод. Даже недолгий опыт работы в округах показал: действующая Конституция дает более чем достаточные возможности для эффективного и согласованного взаимодействия между уровнями власти. Децентрализованное государство и слабая власть – это во многом итог пренебрежения самим законом и отсутствие политической воли.
Необходимо правильно расставить и приоритеты, поговорить о действительно насущных задачах на ближайший период. У нас в повестке еще много проблем, которые уже приобрели, можно сказать, затяжной характер, и здесь ваше участие необходимо.
Первое. Мы довольно долго рассуждали на тему неэффективности и неслаженности работы структур федеральной власти в регионах. Даже такой инструмент, как федеральная коллегия, по‑прежнему не справляется с проблемой оптимизации численности федеральных чиновников на местах. Говорим об этом не переставая уже долгие-долгие месяцы. Но по сей день плохо представляем себе, в каких отраслях нам действительно нужно федеральное присутствие, а где оно бессмысленно. Такая работа необходима, иначе идет разбазаривание бюджетных средств, бесхозяйственное отношение к людским ресурсам и трата времени.
И еще один ключевой момент, на котором считаю важным остановиться. Знаю, что вы в курсе этих проблем. Федеральные округа – это не новые административно-территориальные единицы (мы с вами говорили об этом неоднократно) и уж тем более не субъекты Федерации. Потому не нужно пытаться создавать из подразделений федеральных министерств и ведомств на местах своего рода окружные правительства. Давайте разделим два уровня задач.
Задача управлять федеральными органами в регионах – эта задача была и остается задачей Правительства Российской Федерации. Задача полпредов Президента, их функция – координировать деятельность федеральных органов на местах, не управлять ими, а координировать. Смотреть за тем, чтобы территориальные структуры центра эффективно взаимодействовали друг с другом и в интересах Федерации в целом, и, конечно, на пользу регионам.
Вторая серьезная проблема – низкий темп работы по разграничению компетенции в сфере совместного ведения Федерации и субъектов.
Мы недавно встречались с некоторыми коллегами отдельно, с Сергеем Владиленовичем Кириенко говорили на эту тему, и он сам ставил этот вопрос, справедливо, по‑моему, ставил. Сказал, что у нас была в качестве сверхзадачи на уходящий год задача приведения в соответствие местного законодательства с Конституцией России. «Полагаю, – говорит он, – было бы неплохо, если бы основные вещи были сформулированы Президентом и на следующий год». Я уверен, что одной из этих основных задач является разграничение компетенции между федеральным центром и региональным уровнем власти и управления.
Вы знаете, что на президиуме Госсовета была создана специальная рабочая группа, которую возглавляет Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.
Уверен, всем представителям Президента на местах нужно активно включиться в эту работу самым серьезным образом. Эта проблема на сегодняшний день номер один, встает, во всяком случае, на первую позицию. Думаю, что если отношения не урегулированы должным образом, не прояснены до конца, то в этом случае, как правило, создается так называемое конфликтное поле. А складываются отношения в этом конфликтном поле, вы знаете, по‑разному, не всегда на пользу стране.
Кроме того, необходимо строго следить, чтобы в единой России не создавались административные барьеры на пути капиталов, товаров и услуг. Прошу вас на это обратить внимание самым серьезным образом. Рынок страны, ее правовое и экономическое пространство должны быть едины.
В работе по четкому разграничению компетенции ваша роль очень важна. Полпреды именно те люди, которые находятся на стыке федерального и регионального уровней и должны помочь центру полной и объективной информацией о состоянии дел в этой сфере.
Одна из задач, стоящих перед вами, – участие в прямом диалоге общества и власти. Вы должны донести до людей позицию Президента по ключевым проблемам государственной политики. Для такой огромной страны, как Россия, – это особенно актуально и важно. Полномочные представители должны занять более активную позицию в вопросах защиты безопасности государства.
Это значит, что координация действий федеральных силовых структур в регионах остается одной из ваших приоритетных задач и на следующий год.
На этом я бы хотел свое вступительное слово закончить и предлагаю перейти к обсуждению текущих проблем в том контексте, который мною был обозначен.
Спасибо большое за внимание.