В.Путин: Уважаемые коллеги!
Прежде всего следует вспомнить о том, что сейчас канун Нового года, и я хочу сразу же сердечно поздравить вас с наступающим праздником.
Мы в этом году проводили встречи с губернаторами федеральных округов. Встреча с вами, руководителями Центрального округа, в этом смысле является завершающей. Откровенно говоря, я сделал это сознательно, потому что руководители Центрального округа часто бывают в столице, мы довольно регулярно почти со всеми встречаемся, и мне хотелось сначала побывать в более отдаленных регионах страны. Но надо в то же время отметить, что некоторые проблемы Центрального федерального округа являются типичными для всей страны. В частности, таким является тот вопрос, который мы выбрали для обсуждения с вами сегодня.
Вы знаете, что буквально несколько дней назад мы с представителями Президента в федеральных округах подробно обсудили то, как складывалась у них в 2000 году работа по их направлениям, поговорили о ключевых задачах на следующий год. В совещании приняли участие и главные федеральные инспектора. Подробности нашего разговора вам известны. Во всяком случае, я думаю, они до вас доведены. Должны были быть доведены. Особое внимание на сегодняшнем совещании я бы считал правильным уделить проблеме разграничения полномочий. В 2001 году для всех уровней и ветвей власти это должно стать одной из ключевых задач. Не осталась без внимания и экономика на том совещании, о котором я только что упоминал. Должен подчеркнуть еще раз: округа – если уж я заговорил сейчас о встрече с полномочными представителями Президента в округах – это не субъекты Федерации. У них не может быть самостоятельной экономики. Но их задача – разрабатывать предложения по разграничению предметов ведения. В том числе и в экономической сфере. Разумеется, это касается и бюджетных отношений, и финансово-кредитной политики. Эти проблемы мы сегодня предполагаем обсудить более подробно.
Считаю, этот разговор в «окружном» формате в принципе созрел уже давно. Субъекты Федерации тесно связаны между собой и в хозяйственной, и в экономической, и в финансовой сферах. Подробную картину состояния дел мы услышим из сообщения Алексея Леонидовича Кудрина и заместителя председателя Центрального банка Татьяны Владимировны Парамоновой. Первая из этих проблем – это межбюджетные отношения. Она важна для любого федерального округа, но у Центрального – своя особенность. Здесь двенадцать дотационных субъектов Федерации. Двенадцать! Их положение напрямую зависит от трансфертов из федерального бюджета и от определения доли федеральных налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Как известно, в межбюджетных отношениях действует «закон перетягивания одеяла на себя»: один получил больше, другому не остается. Что здесь представляется наиболее значимым:
Во‑первых, межбюджетные отношения должны быть максимально прозрачными. Естественно, использоваться они должны более эффективно. Если мы делаем эту сферу более прозрачной, то тогда легче принимать решения.
Во‑вторых, центру и регионам следует вести согласованную бюджетную политику. И, что особенно важно, – четко выполнять взаимные обязательства.
В‑третьих, процесс выравнивания межбюджетных отношений надо начинать параллельно с процессом разграничения полномочий (об этом я уже говорил выше). Мы не справимся с этой проблемой до конца, пока плотно не начнем заниматься сферой совместного ведения. Действовать здесь нужно быстро, но, разумеется, вдумчиво, осмотрительно. И, разумеется, как я уже говорил, это задача как федерального центра, так и руководителей регионального уровня.
Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться, – это федеральные целевые программы. Мы с губернатором Владимирской области уже эту тему затронули. Мы прошли этап принятия большого количества федеральных целевых программ, в том числе направленных на развитие конкретных регионов. Программы, как вы знаете, принимались, но, как правило, не выполнялись. В значительной степени потому, что их концепция определялась в основном с федерального уровня. В то время как работу надо начинать с определения четких приоритетов в развитии каждого из регионов. И здесь взаимодействие субъектов Федерации с полномочными представителями Президента видится очень перспективным и полезным.
Вы знаете, мне кажется, что было бы правильно – и об этом мы уже говорили несколько раз с вами – эти федеральные программы строить таким образом, чтобы они касались проблем и были направлены на решение вопросов, которые являются приоритетными не в одном конкретном субъекте Федерации, а приоритетными для группы субъектов Федерации, скажем, в рамках федерального округа. Еще лучше – если потом вам совместно с представителями Президента в федеральных округах удастся выстраивать межфедеральные программы, и таким образом мы начали бы реструктуризацию государства не только сверху вниз, начали бы не только решать проблему так называемой федеральной вертикали, но и сплачивать государство по горизонтали. Прежде всего в экономической сфере. Думаю, что будущее за межрегиональными программами. Но главное – не повторять ошибок с федеральными программами: не плодить неработающие пустые документы.
Мы с Николаем Владимировичем Виноградовым говорили об этом применительно к конкретным областям и краям. Будут ли такие программы, если мы с вами договоримся действовать таким образом, интересными для конкретных регионов? Конечно, будут. Надо просто брать такую сферу и такую конкретную проблему, которая важна не только для данного субъекта Федерации, но не менее важна для соседа. И для страны в конечном счете.
Несколько слов о трансфертах. Значительно, почти в два раза по отношению к ВВП и общим расходам федерального бюджета, возрастает объем финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета. Что еще более важно – завершился начатый два года назад переход к новой, значительно более объективной методике распределения трансфертов. И Алексей Леонидович готов будет подробнее на этом остановиться. Это позволит выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и создавать действенные стимулы для рациональной и ответственной экономической политики. Я бы к этому еще добавил: не только к более рациональной и ответственной экономической, но и к более ответственной социальной политике. Удивительно, как некоторые регионы жили все эти годы. Они ведь реально не могли планировать даже выплату заработной платы. То есть на бумажке писали, но знали заранее, что выплатить не смогут.
Известно о неоднозначном отношении регионов-доноров к предлагаемым мерам. Проблемы здесь, безусловно, есть, нельзя говорить, что мы не должны прислушиваться к их мнению, но не стоит забывать, что в бюджете на следующий год впервые предложены реальные меры по сокращению обязательств, возложенных федеральными законами на региональные и местные бюджеты. Они в прошлом, как правило, не обеспечивались источниками финансирования. В следующем году более рациональным станет распределение налоговых поступлений. В бюджет регионов практически полностью передается подоходный налог. За Федерацией оставляется только один процент. Размер этого налога напрямую зависит от работы региональных и местных властей по экономическому развитию территорий. Чем выше благосостояние населения – тем больше поступления. Все просто.
Многие регионы отмечают, что банковская система страны выкачивает из них средства, и считают, что нужно заставить банки кредитовать экономику. Если быть реалистами, то мы должны признать, что ни один рачительный хозяин не потратит деньги без эффективной отдачи или, во всяком случае, без ясной перспективы на такую отдачу. Невозможно заставить банки кредитовать проекты и программы, если они не приносят доход. Мы же должны думать о совмещении приоритетов в развитии регионов с интересами финансово-кредитных учреждений. Но я не стал бы утверждать, что наша банковская система тем не менее функционирует должным образом, и не стал бы утверждать, что Центральный банк до сих пор делал все для того, чтобы стимулировать развитие этой банковской системы, укрупнять банковские институты страны, делать их более жизнеспособными и более эффективными. Я очень надеюсь, что Татьяна Владимировна Парамонова скажет несколько слов о том, что планируется Центральным банком в этой сфере.
В заключение хотел бы сказать о следующем. Бюджетная ответственность – это управление общественными финансами от имени и в интересах населения. А социальная справедливость, о которой в нашей стране всегда много и охотно говорят, – это вопрос не только политический, но, я бы сказал, еще и сугубо прагматический, напрямую связанный с нашими экономическими успехами. Как бы нам ни хотелось сегодня решать социальные проблемы в опережающем порядке – если мы пойдем по этому пути, мы с вами ясно и точно понимаем: это предвыборные лозунги, которые очень дорого будут стоить нам. Кроме того, равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям – это тема, напрямую вытекающая из положения Конституции Российской Федерации. Все последние действия в этой сфере были направлены именно на обеспечение этого конституционного положения.
Спасибо.