В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа!
У меня очень сложная задача. Во‑первых, мне сложно выступать перед такой представительной, знающей, квалифицированной и многочисленной аудиторией. Во‑вторых, моя задача усложняется еще и тем, что мне приходится отрывать вас от обеда, а это всегда очень опасно.
Мне бы хотелось, чтобы наша сегодняшняя встреча была и приятной, и содержательной. Должен сказать, что переговоры с канадским руководством, Премьер-министром Ж.Кретьеном были исключительно насыщенными, плодотворными и еще раз подтвердили: Россия и Канада располагают реальной, солидной и устойчивой основой для взаимодействия.
Мы в деталях обсудили широкий спектр вопросов двусторонних отношений и международные проблемы. Я знаю, что в этом зале сегодня присутствуют люди, которые профессионально занимаются и бизнесом, и политикой, и международными отношениями. Поэтому позволю себе сделать такой ретроспективный анализ, бросить общий взгляд на все эти проблемы, в том числе и на двусторонние отношения, проинформировать вас о том, что происходит в политической и экономической сферах в Российской Федерации.
Ничто так не сближает партнеров, как успехи в совместном деле. И политики обязаны продвигать интересы деловых кругов наших стран, поощрять их контакты. Я думаю, есть определенные основания утверждать, что в России пусть не так быстро, как хотелось бы, но последовательно создаются условия для того, чтобы наше взаимодействие было открытым, доверительным и абсолютно надежным.
Дух сотрудничества, который сложился между Канадой и Россией на протяжении последних столетий дипломатических и деловых контактов, предопределяет хорошее партнерство. Разумеется, главная гарантия успеха – это стабильность политического и экономического характера. В этом году Россия серьезно продвинулась в «собирании» нашей Федерации, которая в последние годы, к сожалению, часто напоминала децентрализованное государство. Я хочу подчеркнуть именно это: не федеративное, а децентрализованное государство.
В собирании Федерации и был смысл инициативы создания в текущем году семи федеральных округов, смысл приведения законодательства регионов в полное соответствие с Конституцией страны. Когда я говорю о децентрализации России в последние годы, я хочу обратить ваше внимание на то печальное обстоятельство, что примерно 25 процентов всех законов и подзаконных актов в регионах Российской Федерации не соответствовали Конституции России и федеральному законодательству.
Это было, конечно, существенным препятствием и на пути развития российской государственности, и на пути отечественного бизнеса. Также затруднялось вхождение в экономику России наших партнеров из‑за рубежа. В последнее время была значительно укреплена система государственного управления, сняты разрывы в едином деловом и экономическом пространстве страны. Результатом стала известная политическая стабилизация и очевидная для многих консолидация общества.
Сегодня взаимодействие всех ветвей власти в России весьма продуктивно, это отражается прежде всего в деятельности парламента страны – Государственной Думы России. За порядком и политической стабильностью неизбежно следует и порядок в экономике. Существенно меняется деловой и инвестиционный климат в стране. Наша экономика сейчас выглядит намного привлекательнее, чем несколько лет тому назад.
Это реально демонстрируют цифры. Я не хочу утомлять вас излишком этих цифр, но некоторые все‑таки приведу. Прирост валового внутреннего продукта за первое полугодие составил 7,5 процента. Мы рассчитываем, что к концу года выйдем на 7 процентов, ниже этой цифры мы вряд ли опустимся. На 15–20 процентов возрос промышленный потенциал. Рост промышленного производства в некоторых областях достигает 30 процентов. Улучшилась динамика инвестиций в основной капитал, более чем в два раза снизилась инфляция. Во всяком случае, все макроэкономические показатели, заложенные в госбюджет текущего года, исполнены.
За десять месяцев текущего года среднемесячные реальные денежные доходы российских граждан выросли на 9,4 процента по сравнению с тем же периодом 1999 года. И впервые в стране достигнут профицит федерального бюджета, а это, как вы понимаете, не только основа устойчивого экономического роста, но и база урегулирования отношений с кредиторами. Я имею в виду, конечно, кредиторов Лондонского и Парижского клубов.
Уважаемые дамы и господа!
Канада и Россия – крупнейшие федерации мира. Но роднят не только сложные проблемы – неизбежные спутники таких сложносоставленных систем. Важно, что у наших стран есть и широкие возможности, которые вытекают из их федеративной природы. Одно из таких экономических преимуществ – это экономическая гибкость, так как федерализм дает возможность выравнивать социально-экономические возможности разных территорий, дает возможность обеспечения всех граждан России, независимо от места их проживания, равными стартовыми возможностями. При этом экономическая самостоятельность провинций – всегда хороший полигон для наиболее эффективных и прогрессивных общефедеральных моделей, я бы даже сказал, полигон для обкатки стратегических моделей экономического развития страны в целом. И это – только часть из множества достоинств федерации.
Искренне убежден – у нас много общего. В первую очередь – огромные перспективы в экономическом обустройстве нашей федеративной системы. Принципиально и другое – мы не только осознаем наши очевидные достижения, но и серьезно, открыто обсуждаем болевые точки. Это еще раз показали итоги успешно проведенного здесь, в Канаде, круглого стола по проблемам федерализма. Он собрал практиков, представителей органов власти, руководителей провинций Канады и регионов России, ведущих экспертов обеих стран. Думаю, мы должны прислушаться к их мнению. Такие межгосударственные обсуждения нужно сделать регулярными, проводить их как на канадской, так и на российской территории.
В отдельных сферах российско-канадское взаимодействие является, на мой взгляд, абсолютно уникальным. Прежде всего это так называемое северное измерение, проект совместного освоения Арктики и Севера, его социальная составляющая: поддержка коренных народов Севера, сохранение их культур, традиций, языка. Это все одинаково важно как для России, так и для Канады. Этому служит целый ряд совместных культурных, образовательных, других гуманитарных программ для коренных малочисленных народов Севера.
На развитие северных территорий нацелен и другой проект – Арктический мост, который призван перевести основной грузопоток между двумя странами на северные маршруты с использованием морских путей. В России эта сфера деятельности достаточно эффективно и не без успеха осваивалась еще в советские времена. Я убежден, с развитием арктического узла наши страны станут много ближе друг другу, и по этой северной теме у нас есть целый пакет перспективных проектов.
Значительный резерв нашего сотрудничества кроется в увеличении взаимного товарооборота. Тем более что существующая договорно-правовая база вполне позволяет это сделать. Объемы торговли нефтью, металлами, химической продукцией, взаимные поставки машин и оборудования между нашими странами в последнее время значительно выросли. В наших общих интересах придать этим позитивным тенденциям устойчивость, создать дополнительные условия, облегчающие доступ товаров на рынки обеих стран.
В этой связи нас серьезно беспокоит ситуация, связанная с ограничительными мерами, предпринимаемыми Канадой в отношении российской стали. Мы об этом говорили на вчерашних встречах со своими коллегами – с премьером Канады и членами кабинета.
Усилить позиции Канады и России на мировых и внутренних рынках, принести прибыль и вам, и нам позволит улучшающийся климат в торговле энерго- и наукоемкими товарами. Уже сегодня есть конструктивные примеры такого сотрудничества. В нефтегазовом секторе России активно действуют три канадские компании, которые уже сейчас инвестировали туда более 300 миллионов долларов. Интересно предложение ваших деловых кругов о разработке нефтяных песчаников в провинции Альберта. Здесь у нас целое поле для совместных программ и обмена опытом.
Хорошие возможности для расширения экономических связей открываются в горнодобывающей отрасли, где также работают канадские инвестиции. Есть соответствующие проекты в Магаданской области, в золоторудной промышленности, и если у вас будут вопросы, потом губернаторы соответствующих областей готовы будут поделиться тем, как идет сотрудничество в их регионах.
Считаю, что нам надо интенсивнее задействовать ресурсы в области высоких технологий. Удачные совместные работы в освоении космоса известны, так же успешно мы могли бы использовать свои достижения и в авиации. Показателен пример эксплуатации в Канаде российского вертолета «К-32А» – единственного типа вертолета, который применяется в сложных арктических условиях. Думаю, что решение вопроса о его полной сертификации позволит расширить использование этой машины в Канаде, определенное преимущество пользователи этой машины явно получат.
В практическом плане, учитывая природные условия России, важно участие наших партнеров в строительстве домов по канадским технологиям. Знаю, что в этом тоже есть определенная, довольно оптимистично выстроенная в будущее совместная программа.
Многого добились по линии прямых контактов российских регионов и канадских провинций. Их развитию послужит подписанное Соглашение об основах и принципах сотрудничества между субъектами Российской Федерации и территориями Канады.
Мощный резерв, уважаемые дамы и господа, конечно, в области инвестиций, но задействован он пока, к сожалению, слабо. Мы понимаем, отчасти эта «шайба» находится на российской стороне, от России зависит многое. Но надо констатировать, что на сегодняшний момент Канада занимает только 19-е место среди иностранных инвесторов в России, что явно не соответствует потенциалу обеих стран. Хотя результаты работы канадских капиталов в российской экономике убедительно доказывают очевидную выгоду, а значит, и перспективность этого направления.
Привлечение иностранных инвестиций мы рассматриваем как важный фактор интеграции России в мировую экономику. И для этого в последнее время мы предпринимаем самые энергичные меры. Существенно продвинулись в налоговой реформе. 1 января 2001 года вступает в силу новый Налоговый кодекс, устанавливающий самые низкие налоговые ставки на всем Европейском континенте. Должен сказать, что к этому решению Россия шла давно и не без сложностей. И только тот самый консенсус общественного мнения, сложение усилий различных общественных и политических сил в стране помог в конце концов принять этот кодекс. Это – очевидное практическое свидетельство определенной и заметной политической стабилизации в России.
Мы твердо отстаиваем базовые принципы российской политики: защиту прав собственников и добросовестных предпринимателей. Более того, готовится целый ряд законов, направленных на совершенствование юридических основ прав собственников. Принимаем серьезные меры по укреплению судебной системы как неотъемлемого элемента устойчиво работающего экономического механизма.
В последние годы расширили нормативную базу, регулирующую инвестиционный климат. Принятый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет национальный режим деятельности для иностранных инвесторов и гарантирует полное обеспечение их прав. На уровне регионов реализуются и собственные программы государственной поддержки иностранной инвестиционной деятельности.
Открывая российскую экономику, со своей стороны надеемся на взаимность наших партнеров, в том числе и по международным финансовым институтам. Полагаю, процесс присоединения России к ВТО и Организации экономического сотрудничества мог бы быть более динамичным. Россия не без основания рассчитывает на поддержку Канады в этом вопросе. Думаю, что если в России будут действовать принципы и правила этой организации, от этого выиграют все, в том числе и наши иностранные партнеры.
Интеграция российского бизнеса в мировые хозяйственные связи – не только потребность нашей страны. Это – общий интерес многих государств, которые в условиях глобализации совместно ищут новые пути взаимодействия и стремятся к созданию благоприятного международного климата для сотрудничества. На это направлена и внешнеполитическая линия России. Мы за такую систему международных механизмов, которая базируется на балансе международных интересов, обеспечивает целостность и безопасность мира, позволяет эффективно решать общие проблемы. Мы считаем, что все ключевые вопросы должны решаться только на основе соблюдения норм международного права, через коллективные механизмы, в первую очередь – через механизмы Организации Объединенных Наций.
Здесь я хотел бы сказать о ключевой проблеме, которая активно обсуждается сегодня, – о проблеме международной безопасности. Мы убеждены: развертывание национальной системы противоракетной обороны и попытки разрушить Договор по ПРО от 1972 года не принесут ничего, кроме обвала всей системы международной безопасности. Эту озабоченность вместе с нами разделяют многие государства, выдающиеся политические и общенациональные деятели многих стран. Я думаю, очередное свидетельство этому – опубликованное в прессе открытое письмо, которое направил мне видный канадский ученый, присутствующий здесь лауреат Нобелевской премии, профессор Университета Торонто Джон Полани. Мы с ним имели возможность обменяться несколькими словами перед нашей встречей. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить господина Полани за его обращение. Как мне видится, оно проникнуто заботой о сохранении безопасности и стабильности в мире. Абсолютно адекватный, объективный, независимый анализ. Уместно процитировать фрагменты из этого письма: «Если мы возьмемся модифицировать Договор по ПРО, это приведет к ослаблению структуры международного права, на которой, безусловно, должен основываться мир на планете». Я должен сказать, что мне здесь нечего ни убавить, ни прибавить. Абсолютно точная формулировка.
Реальную альтернативу мы видим прежде всего в дальнейшем радикальном сокращении ядерных арсеналов в условиях сохранения Договора по ПРО 1972 года, вступлении в действие Договора СНВ-2, который мы уже ратифицировали, и теперь дело за нашими партнерами в Соединенных Штатах, скорейшем выходе на реальные переговоры по СНВ-3. Логическое продолжение таких подходов – наше последнее предложение по сокращению числа ядерных запасов России и США до 1500 единиц и ниже. Укреплению стратегической стабильности полностью отвечает создание эффективного глобального режима ракетного нераспространения. Он должен сочетать глобальную систему контроля за ракетами и ракетными технологиями, меры по совершенствованию этих процедур. Предлагаем и широкое взаимодействие в сфере противоракетной обороны так называемого театра военных действий. Элементом такого сотрудничества мог бы быть создаваемый сейчас Россией и Соединенными Штатами Московский центр обмена данными о пусках ракет, который должен быть открыт для всех заинтересованных стран. Мы надеемся, что эти инициативы получат должный отклик, в том числе и со стороны канадской общественности.
В России ценят ответственную линию Канады по ключевым вопросам мировой политики. Мы тесно сотрудничаем в «большой восьмерке», в ООН, активно взаимодействуем в сфере миротворчества и урегулирования региональных конфликтов. Очень многие политические деятели Канады называют свою страну «средней державой», но Канада проводит, по сути, глобальную политику, и мы готовы к сотрудничеству по всем направлениям.
Уважаемые дамы и господа!
Наши страны прошли длинный и плодотворный путь взаимодействия. Конечно, не все сферы нашего сотрудничества еще задействованы. Мы говорили об этом и в ходе визита, и с нашими канадскими коллегами на протяжении двух последних дней. Сегодня, здесь, я попытался очень коротко сказать о самом важном в развитии нашего партнерства. В практическом плане многое зависит от того, как мы будем организовывать эту работу в жизни. Думаю, уместно будет поблагодарить и канадское правительство за решение вопроса об открытии консульства в вашем городе. Уместно вспомнить о том, что здесь проживают около 2000 человек, которые считают русский своим родным языком. Нам бы очень хотелось, чтобы открытие дополнительного консульского учреждения в Канаде позволило тем людям, которые связывают часть своей жизни с русской культурой и русским языком, а также тем, кто интересуется общественной жизнью в России; тем, у кого есть экономические, деловые интересы в нашей стране, интенсифицировать связи между Россией и Канадой.
Я хочу поблагодарить вас за внимание и выразить надежду на то, что наше сотрудничество будет эффективным и пойдет на благо народам двух государств.
Спасибо большое.