В.Путин: Товарищи генералы и адмиралы!
Товарищи офицеры!
Сегодня мы подводим итоги работы Министерства обороны России за 2000 год.
Для вас, как и для государства в целом, это был непростой, но очень динамичный год. Министерству пришлось решать неотложные оперативные задачи. И одновременно продолжать военную реформу, заниматься модернизацией Вооруженных Сил, участвовать в совершенствовании военной организации государства в целом. Подобные задачи приходилось решать и другим силовым ведомствам.
Дважды – в августе и ноябре – Совет Безопасности в комплексе рассматривал вопросы военного строительства. Надо прямо сказать: ход военной реформы тогда получил нелицеприятную оценку. Система функционирования Вооруженных Сил была признана не просто разбалансированной, а неэффективной. Вплотную встал вопрос: или идти дальше по этому пути и довести все до крайней черты, или постараться во что бы то ни стало ситуацию переломить.
У нас хватило сил и ресурсов для того, чтобы собраться и оперативно решить приоритетные задачи. Поэтому, с одной стороны, оцениваю текущий год как год перелома в длительном, затянувшемся процессе реформирования армии. Но это – только одна характеристика ситуации.
С другой стороны, нынешнее состояние в войсках и в их руководстве – моральное, дисциплинарное, военно-техническое – пока не соответствует ни целям, ни масштабу стоящих перед нами задач. Продолжаем говорить и заседать, а маховик реформ во многом прокручивается вхолостую.
И наши концептуальные и оперативные решения по‑прежнему выполняются неполно или с искажениями.
Так, в результате мер по сокращению численности и политики перевода на контрактную основу треть представленных на продление сроков службы кандидатур – это офицеры в возрасте старше 60 лет. При этом есть случаи отзыва документов в связи с тем, что кандидаты уличены в злоупотреблении служебным положением.
Среди руководящего состава Министерства обороны и Генштаба – лишь единицы тех, кто ранее командовал армией или штабом военного округа. Абсолютное большинство назначенных только в этом году на ключевые должности в Центральном аппарате передвигались по служебной лестнице исключительно в московских штабах и московских учреждениях. В то же время из центра мало кто выдвигается на командную работу в войска; в подразделения, выполняющие боевые задачи.
Как результат – средний возраст командиров полков перевалил за 40-летний рубеж. И около 30 процентов командиров полков не прошли обучение в высших военных учебных заведениях и в академиях. В нашей армии такого не было никогда.
Отдельная тема – ход операции в Чечне.
Подводя итоги прошедшего года, хочу прежде всего отметить тяжелую боевую работу военных. Да, сделано многое – разгромлены основные силы боевиков, восстанавливается правопорядок. Армии также приходится принимать участие в гуманитарных акциях, на первый взгляд выполнять несвойственные ей функции, оказывать конкретную помощь мирному населению. Должен сказать, кроме вас, и некому было решать эту задачу на первом этапе.
И все же главная ваша задача – полностью ликвидировать бандформирования и их базы. Проходят долгие месяцы, население страдает, и надо контртеррористическую операцию доводить до конца. Только в этом случае в полную силу переключимся на приоритетное решение хозяйственных вопросов.
Но при этом хочется отметить, и я должен отметить, – «победа любой ценой» не нужна. В ходе контртеррористической операции в Чечне Министерство обороны потеряло почти за полтора года 1670 человек. Всего потерь немногим более 2600 человек. Каждая потеря очень болезненна, в каждом случае это трагедия. Потери слишком высоки.
Мы обязаны прежде всего проявить профессионализм, и как результат – сократить боевые потери, ранения и увечья военнослужащих. Ведь это часто потери, идущие от непрофессионализма, а нередко от элементарной недисциплинированности. Такие потери сегодня непростительны.
Думаю, что здесь, как и по другим направлениям, необходима слаженная работа всех силовых министерств, и в первую очередь – Министерства обороны и Генштаба. Министр обороны в своем сообщении, давая оценку проведению контртеррористической операции, сказал, что ее результаты, то, что было сделано государством, обществом и армией, могут быть оценены позднее. Видимо, Игорь Дмитриевич имел в виду историческую оценку. Наверное, в полном объеме это можно будет сделать позже.
Мы в таком составе встречаемся не часто. И я позволю себе немного пофилософствовать. На Западе, к сожалению, до сих пор еще есть силы, которые живут законами «холодной войны». Они до сих пор рассматривают нашу страну в качестве основного геополитического противника. У нас в сознании это в значительной степени в прошлом, а, к сожалению, в некоторых кругах на Западе это сохранилось.
Я попробую сделать маленький экскурс в историю, обратиться к трагическим событиям десятилетней давности, к дезинтеграции Советского Союза. Главное, что лежало в основе, – это полная самоизоляция страны. Надо признать, она была результатом имперской политики, желания закрепить итоги Второй мировой войны, идеологизировать их, закрепиться в Европе и на Востоке. Все это привело к изоляции, к перенапряжению ресурсов государства, создало базу для распада страны.
Сегодня – и это тоже факт – кое‑кто пытается представить наши действия на Северном Кавказе как рецидив имперской политики. Отмечу, что мы должны категорически отметать такую постановку вопроса. Потому что это продолжение теории, согласно которой Россия вынуждена проводить такую политику, ее опять нужно изолировать, ее нужно погрузить в кровавое болото постоянных внутренних региональных конфликтов. В этой связи нам нужно оценивать то, что происходит на Северном Кавказе сегодня. Для нас с вами не так и важен формальный статус Чеченской Республики. Для нас важно другое: чтобы эта территория никогда и никем не использовалась в качестве плацдарма для нападения на Российскую Федерацию. Чтобы эта территория никогда не была источником радикализации нашего населения и погружения России в то кровавое болото межрегиональных этнических конфликтов, о чем так мечтают наши геополитические противники.
Нам еще предстоит большая государственная политическая работа по определению перспектив развития страны в целом и этого региона государства в частности. И, конечно, эта работа может быть проделана и завершена позитивно только политическими средствами. Но все должны знать: никому не будет позволено решать вопросы с Россией с позиции силы. И в этом смысле значение той работы, которая была проделана Вооруженными Силами ценой неимоверных усилий и больших жертв, огромно. Мы должны низко склонить голову перед всеми, кто выполнил эту работу, в том числе кто выполнил ее ценой собственной жизни. Ни одной жертвы нет напрасной.
Теперь несколько специальных вопросов.
Надо сразу сказать: главная задача – стратегическое сдерживание и предотвращение агрессии – решается успешно. Это, конечно, результат скоординированной работы многих органов государственной власти страны. Но роль Министерства обороны, Генштаба, роль Вооруженных Сил здесь – определяющая.
Сегодня важно видеть и другие угрозы. Армия и флот должны быть готовы на всех стратегических направлениях нейтрализовать и отразить любой вооруженный конфликт и агрессию.
Еще одна серьезная задача – создание и обустройство к 2006 году группировок войск постоянной готовности на Юго-Западном и Центральноазиатском стратегических направлениях.
И здесь состояние войск общего назначения – дело первостепенной важности. Такие силы должны использовать самую современную технику и методы, включая методы программно-целевого планирования.
Комплектная поставка новейших вооружений и техники должна стать правилом в нашей работе. Мы также должны отладить четкую систему управления в войсках. Кроме того, сегодня у нас есть отставание в работе полевых систем связи, автоматизации, разведке и других направлениях. Эти вопросы находятся в прямой компетенции Министерства обороны и Генерального штаба.
В этом году утверждена Концепция создания единой автоматизированной системы управления войсками и оружием в тактическом звене. Ее реализация тоже недопустимо затянулась.
Еще раз хочу повторить: государство заинтересовано в квалифицированной, хорошо подготовленной армии. Но мы прекрасно понимаем все сложности этого периода и готовы оказывать всю необходимую поддержку. Рассчитываем, что координация работ всех силовых ведомств, правильная расстановка приоритетов и собирание всех ресурсов помогут нам добиться еще больших результатов, в конечном итоге – достойно обеспечить национальную безопасность России.
Уважаемые коллеги!
Теперь несколько слов о самых острых – финансовых – вопросах, которые волнуют сегодня всех военнослужащих.
В этом году мы впервые определили объемы финансирования Вооруженных Сил до 2010 года – с разбивкой по годам и статьям расходов. Такая работа – основательная, серьезная, профессиональная, с прогнозом развития Вооруженных Сил страны и экономики страны – проведена впервые. Мы должны не просто планировать, что нам нужно, а планировать, исходя из того, что мы можем. И только тогда мы построим эффективные Вооруженные Силы и будем абсолютно честными перед людьми в погонах. Мы не имеем права обманывать ожидания военнослужащих.
Считаю также, что принятое недавно на Совете Безопасности решение о сокращении так называемых воинских формирований других министерств и ведомств – необходимое и оптимальное. Кстати говоря, оно сделано осмысленно и в конечном итоге в интересах главной структуры – Министерства обороны, чтобы высвобождаемые ресурсы направить к вам. Вопрос об урезании и консолидации ресурсов стоит и перед собственно Вооруженными Силами, то есть – перед вашим министерством.
Я уже не раз говорил – содержать непомерно большую военную организацию – не только непозволительно, но и глупо, потому что в конечном счете она разваливается. Сосредоточив функции и средства на повышении профессионализма войск, мы сможем решить и острые социальные проблемы. Выполнение этой задачи требует не только высочайшей организованности, но и четкого понимания приоритета государственных интересов над ведомственными и личными.
Особенно важно, чтобы не были ущемлены права военнослужащих, в первую очередь – увольняемых со службы. Они должны получить все, что им положено по закону, в том числе – и жилье для бесквартирных.
Сегодня много говорят об отмене социальных льгот военнослужащим. Причина отчасти в том, что Правительство не смогло внятно разъяснить цель такого шага. Но есть и другая причина – наши ведомства и по сей день плохо представляют себе сами, как они будут это делать без ущемления социальных прав военных.
Да, существующая «льготная» схема устарела и неэффективна. Собственно говоря, мы и на Совете Безопасности, и с руководством Министерства обороны, и с руководством Генерального штаба долго обсуждали эту тему. Основная задача на этом направлении одна – прекратить унизительное положение военнослужащих. Ну что же мы творим, когда представляем их как каких‑то нахлебников, как будто они получают какие‑то необоснованные льготы. Механизм сегодня не работает в условиях рыночных отношений. То, что Федерация должна платить, – либо не платится, не направляется вовремя в регионы, а если направляется, то регионы часто использует средства на другие цели. Очевидно, что нам нужно менять всю систему. Но что важно: реформы требуют разработки ясного и четкого механизма. Иначе пороки и ошибки, заложенные в самом начале, приведут к непоправимым потерям. А это затронет миллионы людей.
Так, остается вопрос о гарантиях выплат этих компенсаций на местах. О соблюдении сроков выплат и адекватном их исчислении. О дисциплине не только федеральных министерств, но соответствующих органов в регионах и городах. Создать этот механизм гарантий уже сейчас обязано Министерство финансов Российской Федерации. Именно поэтому я пригласил на наше совещание вице-премьера Правительства Алексея Леонидовича Кудрина. И я попрошу его сделать необходимые разъяснения сегодня. Нас абсолютно не устраивают – сразу хочу сказать – последние заявления сотрудников Минфина о том, что мы будем совершенствовать механизм по ходу реформ. Это абсолютно неверный подход.
Кроме того, вчера я дал поручение Председателю Правительства тщательно проработать механизмы перевода натуральных льгот и выплат в форму оплаты труда и денежного довольствия из федерального бюджета. Для этого поручил создать межведомственную группу для решения проблемы на должном, то есть высоком профессиональном уровне. И Председатель Правительства будет за это отвечать лично. А до 10 декабря этого года Сергею Иванову необходимо будет рассмотреть этот вопрос на совещании членов Совета Безопасности.
Эта проблема напрямую связана с интересами безопасности государства. Доверие армии государству, ее нормальное социальное «самочувствие», достоинство военных – это основа основ состояния Вооруженных Сил.
Мы также хорошо понимаем, что уровень материального обеспечения в армии не соответствует человеческим затратам на военной службе. Повышение с 1 декабря текущего года денежного довольствия военнослужащих в 1,2 раза лишь частично исправит ситуацию.
В наших дальнейших планах – постепенный перевод системы денежного довольствия военнослужащих на систему, установленную для оплаты труда федеральных государственных служащих. Такой перевод будет согласован с ходом военной реформы и в первую очередь с сокращением численности Вооруженных Сил. Самая главная задача – чтобы государство ясно понимало, что оно делает, и выполняло данные обязательства. Пускай они будут скромные, но они должны выполняться.
Товарищи генералы и адмиралы!
В этом году приняты также принципиальные решения по усилению координирующей роли Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил и военной организации России в целом. В этом контексте следует рассматривать и передачу в Министерство обороны такой важной отрасли, как военно-техническое сотрудничество. Поиск рациональных вариантов распределения функций и задач между силовыми структурами далеко не завершен. Но хочу предупредить – никакие, даже малейшие трещины между силовыми структурами недопустимы.
Определен и эффективный механизм реализации военной реформы – План строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. В декабре он должен быть представлен на утверждение Президента России. Этот документ должен стать центральным звеном в реформировании Вооруженных Сил.
Сегодня у меня состоится специальная встреча с командующими военными округами, где мы детально остановимся на интересующих их вопросах. В ближайшем будущем будет продолжена практика встреч с руководством родами войск. В дальнейшем я намерен делать такие встречи регулярными. Думаю, это поможет оперативно реагировать на запросы армии, подробнее рассматривать текущие задачи.
В заключение еще раз подчеркну – все основополагающие решения по строительству Вооруженных Сил приняты. Слишком трудно они нам дались, слишком велика их цена для российского государства. Наступила стадия их исполнения, и за этим будет установлен надлежащий контроль.
Я очень рассчитываю не только на Ваше понимание всей остроты положения, но и на глубину личной ответственности, на эффективную совместную работу.
Спасибо за внимание.