А.Лукашенко: Уважаемые друзья!
Сегодня здесь, в Минске, состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
В ходе Высшего совета в конструктивном ключе были рассмотрены актуальные вопросы, определяющие динамику и перспективы дальнейшего развития нашей интеграции. В частности, большой блок вопросов был посвящён работе над договором о Евразийском экономическом союзе. Мы с коллегами договорились о том, какие конкретные поручения будут даны правительствам наших стран по доработке проекта договора.
Были также рассмотрены вопросы, касающиеся модельного закона о конкуренции, порядка перемещения наркотических, психотропных веществ в Таможенном союзе, исполнения бюджета Евразийской экономической комиссии и ряд других.
При этом хочу подчеркнуть: при рассмотрении первого вопроса дискуссия была острой, но мы решили все вопросы по договору, которые были до этой дискуссии, мы пришли к единому мнению и приняли соответствующее решение. Оно не секретное, вы можете с ним ознакомиться.
Принятое решение продемонстрировало неуклонное стремление стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к дальнейшему поступательному углублению интеграционных процессов. Помимо руководителей «тройки» в заседании Высшего экономического совета в качестве приглашённых также приняли участие президенты Армении, Украины, Таджикистана и представители Кыргызстана.
Мы рассмотрели вопросы по дальнейшему взаимодействию «тройки» с Арменией, которая выразила желание участвовать в Таможенном союзе и ЕЭП, и с Украиной, которая заявляет о намерении подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Все поставленные вопросы Армении и Украины, касающиеся Таможенного союза, ЕЭП и в перспективе Евразийского экономического союза, были рассмотрены на этих заседаниях, были даны исчерпывающие, честные, открытые ответы нашим коллегам. Мы приветствовали их желание вступить в Таможенный союз. Это очень важные вопросы, которые окажут серьёзнейшее влияние на развитие торгово-экономических отношений во всём регионе.
Мы с самых ранних этапов интеграции последовательно придерживались позиции о том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве, несомненно, являются благом для экономического развития их участников, а в конечном итоге – для простых людей, граждан этих государств.
Мы ни перед кем не закрываем дверь в наше объединение, а если кто‑нибудь её перед собой захлопнет сам – это будет противоестественно. Наши народы слишком многое связывает, чтобы мы отгораживались друг от друга. Наше интеграционное объединение открыто для участия других государств, которые разделяют его цели и готовы принять на себя требуемые обязательства.
Единое экономическое пространство сегодня – это колоссальный рынок с огромным числом потребителей, это значительные возможности для промышленной кооперации, реализации инвестиционных проектов, инновационного развития.
Успешность интеграционного проекта пробудила интерес к установлению с Таможенным союзом режима свободной торговли у таких стран, как Вьетнам, Новая Зеландия, государства Ассоциации свободной торговли. И сегодня Президент России проинформировал о том интересе, который проявляют к нашему образованию Индия, Израиль, другие страны и экономические блоки.
Смотрите также
Нурсултан Абишевич сказал о том, что и Турция очень внимательно изучает ситуацию в рамках Таможенного союза. Всем очевидно, что кризисные явления, которые имеют место в мировой экономике, гораздо легче пережить вместе.
Мы выступаем за активизацию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, мы видим в интеграции мощный фактор, способствующий динамичному развитию наших государств.
Благодарю за внимание.
Владимир Владимирович, пожалуйста.
В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Сегодняшние переговоры были насыщенными и содержательными. Мы наметили новые ориентиры развития евразийской экономической интеграции, подтвердили стратегический курс на наращивание промышленной кооперации, торговых и инвестиционных связей.
Главы государств «тройки» договорились двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это значит, что будут сняты все остающиеся барьеры на пути свободного обмена товарами, услугами, капиталом, технологиями и рабочей силой.
Завершается кодификация правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства. В финальную стадию входит и процесс согласования текста Договора о Евразийском экономическом союзе.
У нас есть общее понимание, что Союз должен проводить сбалансированную макроэкономическую и бюджетную политику. Планируем также более плотно координироваться в вопросах занятости и развития инфраструктуры, включая создание евразийских транспортных и энергетических сетей.
Большое внимание страны «тройки» уделяют вопросам создания общего рынка высокотехнологичной продукции, улучшения инвестиционного и делового климата, что должно прямо способствовать повышению эффективности наших национальных экономик.
Устойчивый рост неразрывно связан с развитием конкуренции. В связи с этим мы одобрили соответствующий модельный закон. Он направлен на сближение правового регулирования в области конкурентной политики Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации.
Реальные достижения евразийской интеграции вызывают растущий интерес у наших партнёров по СНГ и в других странах мира. Об этом сейчас Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко сказал.
Мы поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к нашему интеграционному проекту. Договорились о создании рабочей группы, которой поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить соответствующую «дорожную карту».
И в заключение хочу поблагодарить коллег за конструктивную дискуссию. Конечно, особые слова благодарности нашим хозяевам за организацию этой встречи и работы. И конечно, нам было очень приятно работать в таких приспособленных для работы в такого рода и уровня интерьерах и помещениях. Мне кажется, что здесь очень удобно. Я хозяев с этим поздравляю.
Спасибо большое.
Н.Назарбаев: Мои коллеги вас проинформировали обо всём, о чём мы говорили.
Мы договорились, что мы идём на подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, который должен начинать работу с 1 января 2015 года. Для этого в мае следующего года мы должны увидеть проект документа и его подписать, с тем чтобы успеть за полгода ратифицировать его в своих парламентах. Это была главная задача. Первый документ, состоящий из двух частей, был главным обсуждаемым вопросом.
Мы подводили итоги работы Таможенного союза, отметили его успехи и издержки снижения товарооборота, взаимной торговли, связанные со снижением цен на товары мирового экспорта. Мы говорили очень серьёзно о том, что наши подписанные соглашения в части изъятий общего рынка иногда не выполняются соответствующими региональными структурами. И наша комиссия во главе с Виктором Борисовичем Христенко должна поработать над этими проблемами.
Организация очень серьёзная, мы подходим к ней очень серьёзно. Это самая глубокая интеграция на постсоветском пространстве. Каждое государство в интеграционное объединение идёт потому, что оно само не может решить эти вопросы, а решаются они вместе. И там оно хочет иметь равноправные отношения и взаимную выгоду. Только в этом случае интеграционное объединение выживет.
Поэтому мы очень осторожно подходим к приёму новых членов. Сначала рабочая группа должна изучить, каков уровень экономики этой страны, каков уровень реформированности, подходят ли наши экономики друг другу для интеграции. Поэтому для Кыргызстана и Армении создана рабочая группа и будет создана «дорожная карта», по которой мы будем принимать.
И третье. Для Казахстана важно завершить свои переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, возникли отдельные проблемы. Это было предметом обсуждения. В результате мы приняли согласованные решения по всем важным вопросам и будем двигаться дальше. Спасибо.
А.Лукашенко: Уважаемые друзья, мы сделали заявления.
Хочу вас проинформировать, мы также приняли решение о наших заключительных переговорах в подобном формате. Эта встреча пройдёт в декабре в Москве, об этом было условлено ранее. Это будет третья встреча в этом формате, поэтому мы всех журналистов приглашаем на эту встречу.
Хочу от имени президентов поблагодарить всех экспертов, представителей правительств всех стран Таможенного союза и ЕврАзЭС, которые так или иначе принимали участие в подготовке этой встречи и наработке тех материалов, которые сегодня были положены в основу принятия решений. Большое вам спасибо.
И чтобы было совсем демократично, может, мы что‑то не сказали или не досказали, если будут какие‑то вопросы, мы так договорились, мы на них ответим. Хотя бы по одному от государства.
Вопрос: Вопрос президентам России и Беларуси.
Россия неоднократно заявляла, и Владимир Владимирович также сегодня это подтвердил, что она готова строить Евразийский экономический союз без изъятий и ограничений. Возьмём, допустим, такую позицию, как нефть и нефтепродукты: да, мы готовы, но если партнёры также пойдут на уступки по чувствительным позициям. И вот сейчас в российской прессе активно обсуждают возможность отмены экспортной пошлины на нефтепродукты, но при одновременном соразмерном увеличении налогов на добычу нефти. Не получится ли в таком случае, что уступки России менее весомые, чем уступки, на которые пойдут или пошли Белоруссия и Казахстан? Спасибо.
В.Путин: А почему мы с Вами здесь говорим о каких‑то уступках? Мы говорим о поиске баланса интересов. А баланс интересов предполагает, что если изъятия, о которых Вы сказали, а это очень важный вопрос, мы из наших таможенных правил в рамках Таможенного союза будем убирать, то они должны быть убраны все. Во всяком случае, мы должны если двигаться по этому пути, то сбалансированно и учитывая интересы друг друга.
Мы понимаем, что для наших партнёров важно исключить это изъятие, связанное с нефтепродуктами, с нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать. Но мы рассчитываем на то, что и партнёры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны. Это требует определённого времени.
Нурсултан Абишевич Назарбаев сегодня предложил формулу, казахстанские наши партнёры предложили, что мы к какому‑то времени согласуем сроки и движение по направлению этих изъятий. Мы согласились, мы считаем, что это здравый, профессиональный подход.
А.Лукашенко: Да, действительно, Владимир Владимирович когда‑то в закрытом режиме, но это не секрет был, а стало достоянием средств массовой информации, когда был поставлен вопрос об изъятиях и ограничениях (потому что что это за Единое экономическое пространство, а тем более Евразийский экономический союз, если там куча изъятий и ограничений), когда был поставлен вопрос и дошло до обсуждения, Владимир Владимирович, выступая, сказал: да, как и вы, мы готовы к изъятию и работать без ограничений, если на это пойдут и партнёры. Равноправная постановка вопроса.
Должен сказать, что Нурсултан Абишевич предложил некий промежуток времени в этом процессе. Беларусь, и я тоже об этом сегодня сказал, готова работать сегодня без изъятий и ограничений. Да, это конкуренция, да, это усиление конкуренции в отдельных секторах. Но если мы от своих партнёров требуем и просим, чтобы этих изъятий не было, то мы должны делать соответствующие шаги. Мы слово в слово подтвердили свою позицию, и в данном случае мы не будем требовать того, чтобы был некий промежуток времени, адаптация по тем или иным вопросам. Поэтому мы в самые сжатые сроки примем решения, которые будут устраивать и Российскую Федерацию, и наших друзей в Казахстане, и Беларусь.
Вопрос: Нурсултан Абишевич, мы с коллегами внимательно слушали, о чём говорили президенты трёх стран на заседании в узком составе: о торговых барьерах, о проблемах доступа товаров на рынки стран Таможенного союза. И сейчас Владимир Владимирович и Нурсултан Абишевич говорят о решении. И всё‑таки нам хотелось узнать о конкретных поручениях. С чего в первую очередь начнёт Евразийская экономическая комиссия устранение данных проблем?
Н.Назарбаев: Я уже говорил в своём выступлении, что мы приняли документы – соглашения и договоры – и хотим, чтобы эти соглашения выполнялись. Вы сейчас слышали, что вопрос нефти, нефтепродуктов, газопроводов и нефтепроводов. Конечно, Россия среди нас самое большое государство и у неё самые большие издержки. Но, несмотря на это, мы вместе работаем. Есть экономические вопросы, на пути движения товаров продолжают причинять препоны фитосанитария, лабораторные исследования под всякими предлогами, наши бизнесмены жалуются на это дело, и мы поручили в этом во всём разобраться. Это во‑первых.
Во‑вторых, есть такой вопрос. В последнее время Казахстан и Беларусь экспортируют в Россию в три-четыре раза меньше, чем Россия экспортирует к нам, то есть торговый дисбаланс. Это тоже есть во всём мире, ничего страшного нет. Здесь надо создавать совместную работу, совместные предприятия увеличивать. Опять же это случилось из‑за того, что снизилась стоимость энергетических ресурсов, минеральных ресурсов, которые мы взаимно поставляли. Эти вопросы должны решаться.
«Мы решим все вопросы, – Россия говорит. – И вы тоже решите вопросы». Если раскрыть эту тайну, о чём идёт речь: речь идёт о том, что вы раскроете нам услуги, то есть позволите огромным российским банкам прийти на территорию Казахстана работать, откроете небо, чтобы самолёты летали, откроете другие вопросы, которые есть. Но дело в том, что финансовые системы разных государств разные. Я считаю, в Казахстане продвинутая финансовая система, но система пенсионного обеспечения, система страховая, финансовая, поэтому наша Европейская комиссия должна избрать лучший пример. Если это лучший белорусский, лучший российский, мы должны по этому пути идти, а не тянуть реформированные государства назад, а для этого нужен поэтапный переход. Мы сегодня в Соглашение записали: поэтапный переход к услугам. Сначала решаем основные вопросы, услуги будем постепенно решать.
Вопрос: Вопрос к Президенту Путину. Владимир Владимирович, ответьте, пожалуйста, максимально конкретно: Вы за или против подписания Украиной соглашения об ассоциации с Европейским союзом?
В.Путин: Мы не за и не против. Это вообще не наше дело. Это суверенное право украинского народа, украинского руководства в лице Президента, парламента и правительства.
Вопрос: Тогда скажите, пожалуйста, прямо. После подписания этого соглашения об ассоциации возможно ли присоединение Украины к странам таможенной «тройки»? И если нет, то почему?
В.Путин: Нет, невозможно. Невозможно это потому, что в рамках этой ассоциации предполагается создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Украиной. В рамках этой зоны Украина берёт на себя обязательство внедрить на своей территории торговые правила, торговые режимы торговой политики Евросоюза.
Из 10,5 тысячи импортных таможенных тарифов (примерно, я сейчас могу ошибиться) 7666 тарифов обнулить с момента вступления этого соглашения в силу, а оно может вступить в силу уже в начале следующего года, где‑то в феврале. Ещё через три года раскрытие рынка будет где‑то на 85,5 процента, а ещё через несколько лет – на 98,5 процента. Мы считаем, что такое раскрытие рынка для нас очень опасно, неприемлемо на сегодняшнем этапе развития нашей экономики.
Я уже многократно говорил, мы стремимся к тому, чтобы создать единое евразийское экономическое пространство: от Лиссабона до Владивостока. Но для того, чтобы это было на равноценной, равноправной основе, чтобы мы не несли экономических потерь и, как производное, в социальной сфере не имели проблем, это должно быть согласовано постепенно.
И возникает следующий вопрос: как нам известно, Украина обязуется внедрить на своей территории, в своей экономике технические регламенты Евросоюза. Это очень важный вопрос. Что это такое для людей, которые не посвящены в эти дела. Это значит, что почти все товары или многие товары, производимые на Украине, должны подчиняться техническим правилам Евросоюза. Это хорошие технические регламенты, даже очень хорошие. Но для того, чтобы по ним выпускать товары, нужна модернизация экономики и различных отраслей производства. Это требует больших инвестиций. По нашим экспертным оценкам, в районе сотни миллиардов евро. Есть эти источники?
Ведь когда страна присоединяется в полноформатном масштабе к Евросоюзу, она получает кредиты, льготы какие‑то и так далее. Но Украина не присоединяется полномасштабно, и никаких кредитов, по‑моему, особых и льгот не предусматривается.
К чему это может привести, по нашему мнению, – к вытеснению собственно украинских товаров на другие рынки, прежде всего на рынок Таможенного союза. А если иметь в виду, что у нас есть зона свободной торговли, и Украина, и Россия являются членами этой зоны, то, безусловно, это приведёт к вытеснению на наш рынок. Поэтому мы оставляем за собой право использовать протокол № 6 договора о зоне свободной торговли, для того чтобы свой рынок защитить.
Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, а на них будет распространено правило так называемого режима наибольшего благоприятствования. То есть в такое же положение будут поставлены товары украинского производства, как и всех других стран мира – членов ВТО.
Мы обратили внимание ещё на один момент. Я сегодня проинформировал своих коллег. Одно из положений гласит, что при конечной сборке на территории Украины товар будет считаться украинского происхождения, даже если он произведён из комплектующих стран ЕС. Это что такое? Это «отвёртка» называется, «отвёрточная сборка». А мы не хотим отвёрточную сборку иметь на своей территории в массовом масштабе. Мы добиваемся от наших партнёров и практически добились уже, если, скажем, в сфере машиностроения мы осуществляем общие проекты, чтобы это были проекты с глубокой степенью локализации – 60–70 процентов. И мы об этом договорились. Скажем, в области автомобильной промышленности работают все наши основные мировые партнёры, мировые бренды. Мы не хотим, чтобы с заднего крыльца мы получили какой‑то «подарок» в виде «отвёртки». Об этом тоже надо подумать. И это, кстати говоря, может существенно осложнить наше сотрудничество в таких высокотехнологичных сферах, как авиация, космос, судостроение – машиностроение в целом.
И, наконец, по сельскому хозяйству. Украина согласилась, по сути, открыть полностью, либерализовать рынок сельскохозяйственной продукции. Это и в сфере животноводства, и что касается завоза живого скота, и мясопродукции. Это касается и растениеводства, потому что кроме этого, как мы видим из проектов документов, Украина согласилась полностью перейти на санитарно-ветеринарные правила Евросоюза. Это всё предметы очень сложных, предметных переговоров. Мы не являемся участниками этих переговоров и не можем вот так, в явочном порядке всё это принять на свой счёт и перенести на российскую почву.
Поэтому мы сегодня договорились с Виктором Фёдоровичем, мы проведём, конечно, консультации с украинскими партнёрами в соответствии с правилами, изложенными в договоре о зоне свободной торговли, но оставляем за собой право применить те меры защиты, о которых я уже сказал.
А.Лукашенко: Спасибо.
Уважаемые друзья, большое спасибо вам всем. Приятного ужина. До завтра. Благодарю вас.