Д.Медведев: Здравствуйте, Владимир Александрович!
Естественно, прежде всего хотел бы с Вами поговорить о том, как идёт реализация закона Российской Федерации от 13 октября текущего года о дополнительных мерах по поддержке российской финансовой системы. У Вашей организации в ней особое место. Доложите, что сделано и что предстоит еще сделать.
В.Дмитриев: Сразу после публикации закона, в разработке которого, собственно, мы принимали самое активное участие, мы приступили к реализации возложенных на нас задач, прежде всего в контексте сбора заявок у российских корпораций по рефинансированию их внешнего долга.
Наблюдательным советом Внешэкономбанка приняты необходимые для реализации этой задачи документы. Сейчас у нас работает специальная комиссия по решению этой задачи в контексте тех критериев, которые одобрены нашим наблюдательным советом.
В общей сложности заявок поступило более чем на 100 миллиардов долларов, из них большая часть – это банки, и порядка 40 миллиардов долларов – это российские корпорации, которые привлекали заимствование за рубежом до 25 октября этого года.
Д.Медведев: То есть те банки, которые хотели бы возместить иностранные деньги нашими деньгами…
В.Дмитриев: Да. И в этом контексте важна роль Внешэкономбанка и в реализации других положений упомянутого Вами закона, а именно – о предоставлении субординированных кредитов. Это вторая часть реализации.
Д.Медведев: Субординированные кредиты – это кредиты, которые распределяются по всей системе…
Решения приняты, деньги выделены: это приличные деньги в сопоставлении даже с теми средствами, которые тратятся в других странах в связи с финансовым кризисом. Основное – оперативность, нужно действовать как можно быстрее.
В.Дмитриев: Да, это сформирует капитал второго уровня, дающий возможность, во‑первых, работать с этими деньгами и, во‑вторых, увеличивать капитальную базу, дающую возможность новых заимствований.
Соответственно мы уже отработали и подписали все документы с двумя первыми банками, а именно с Внешторгбанком и Россельхозбанком. В самое ближайшее время – я рассчитываю, на этой неделе, – 100 миллиардов рублей будет предоставлено субординированного кредита Внешторгбанку и 25 миллиардов рублей – Россельхозбанку.
И мы получили заявки, помимо этих двух банков, ещё на сумму порядка 30 миллиардов рублей от других российских банков. У нас утверждены внутри Банка – и, надеюсь, на этой неделе будут утверждены наблюдательным советом – соответствующие порядки работы с субординированными кредитами. Так что в этом смысле мы тоже в полной мере оснащены для реализации этой задачи.
Кроме того, мы уже получили решение и Министерства финансов, и нашего наблюдательного совета о работе с 175 миллиардами рублей из Фонда национального благосостояния, которые используются для диверсификации Фонда национального благосостояния и использования этого инструмента на российском фондовом рынке.
И вторая соответственно задача – поддержание стабильности и устойчивости российского фондового рынка, хотя Внешэкономбанк и за счет собственных средств также активно присутствует на рынке, решая эту задачу по стабилизации обстановки.
Как Вам известно – это, правда, не входит в задачи, поставленные законом, но мы участвуем в санировании двух крупных российских банков, входящих в 50 крупнейших российских банков – «Связь-Банк» и банк «ГЛОБЭКС».
По «Связь-Банку» мы в полном объеме использовали тот ресурс, который нам предоставлен Центральным банком – два с половиной миллиарда долларов. Эти средства пошли на расшивку платежей, и мы в полной мере выполнили все обязательства «Связь-Банка» перед вкладчиками, перед юридическими лицами, обеспечив в том числе и бесперебойное перечисление пенсий: это 15 миллионов пенсионеров, пенсии которых выплачиваются через систему «Связь-Банка». Таким образом, Внешэкономбанк в полном объёме и в соответствии с законом или другими нормативными документами реализует задачи, поставленные по стабилизации финансовой системы Российской Федерации.
Д.Медведев: У меня только одно пожелание, потому что решения приняты, деньги выделены: это приличные деньги в сопоставлении даже с теми средствами, которые тратятся в других странах в связи с тем глобальным финансовым кризисом, который сегодня развернулся. Основное – оперативность, чтобы не получилось так, что решения принимаются дольше, чем сегодня это необходимо. Это, конечно, зависит не только от Вас, но в настоящий момент с учётом того, что вы – центральный оператор этих сумм, нужно действовать как можно быстрее.
В.Дмитриев: Да, мы из этого исходим. Параллельно с рассмотрением закона мы самостоятельно проводим мероприятия, обеспечивающие практическую реализацию закона.
Д.Медведев: То есть ваша внутренняя собственная нормативная база, ваши процедуры уже готовы.
В.Дмитриев: Все мы работаем над этим.
Д.Медведев: Действуйте.