Алексий II: Ваше Превосходительство глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Губернатор Московской области! Досточтимые дамы и господа!
Сердечно приветствую всех вас на первом заседании попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Новоиерусалимский монастырь является жемчужиной монастырской архитектуры XVII века. Он построен по воле святейшего патриарха Никона и царя Алексея Михайловича как духовный центр православия. Весь комплекс зданий был призван отражать вековое представление о Руси как о третьем Риме.
Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников.
Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооружённый по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нём памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя.
Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням.
Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима горнего.
Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга.
По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своём языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки.
Разноплеменным был и состав монастырских работников. Особое внимание уделялось переселенцам: карелам, литовцам, белорусам, полякам. Дети из этих семей, как и дети местных крестьян, получали в обители начальное образование и знание ремесла. Они обучались и церковным художествам, в том числе иконописи, резьбе по дереву и камню, изразцовому делу.
Мастера Нового Иерусалима создали высочайшие образцы православного искусства, отмеченные органичным слиянием греческих, древнерусских и западнорусских традиций.
Воскресенский монастырь изначально ориентировался на общежительные лавры Святого Афона и прославленные древнерусские монастыри. Высокая молитвенная жизнь и хозяйственные послушания иноков сочетались здесь с занятием стихосложением, летописанием, художественными ремёслами, с интересом к истории, медицине и другим наукам.
Храм Воскресения Христова был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символическим изразцовым убранством способствовали духовному просвещению богомольцев. Всё это обусловило уникальность Нового Иерусалима, создававшегося его многочисленными вкладчиками, особенно щедро благотворительствовали обители августейшая семья, почти все члены дома Романовых жертвовали средства на устроение Воскресенского собора.
Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме. Многие из них были разрушены в период воинствующего безбожия и ныне возрождаются.
Пришло время и для восстановления Нового Иерусалима, многие идеи которого не были воплощены в полной мере, оставляя место нашему участию и нашей лепте в эту сокровищницу вселенского православия.
Перед Воскресенской обителью стоят ныне большие задачи: предстоят огромные реставрационные работы, обширное новое строительство, возрождение общежительной монашеской жизни с её церковно-историческими, литургическими традициями, возобновление издательской, музейной, паломнической деятельности. Все эти направления содержит разработанная в настоящее время концепция развития монастыря.
Хочется напомнить слова замечательного учёного Никодима Кондакова о том, что константинопольский храм Святой Софии сделал для роли Византийской империи больше, чем многие её войны. Не меньше для духовного возрождения России и единения православных народов сделал и может сделать Новый Иерусалим, восстановленный как великая святыня христианского мира, как современный духовно-воспитательный, образовательный центр, призванный раскрыть всем, особенно молодёжи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Ваше Святейшество.
Ваше Святейшество! Уважаемые члены попечительского совета!
Я хотел бы поприветствовать всех на первом учредительном заседании попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа, а без этого невозможно решить ни одну крупную задачу, которая сегодня стоит перед нашим государством.
Совместная работа здесь только начинается, поэтому, кроме общей концепции работы фонда и совета, я думаю, что есть смысл обсудить и ряд конкретных действий, план мероприятий.
Для начала разговора я хотел бы, конечно, сердечно поблагодарить всех, кто откликнулся на идею восстановления обители. И считаю, что в этой ситуации, применительно к восстановлению Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, усилия Русской православной церкви должны быть подкреплены и всесторонней помощью государства, поскольку это очень большое, солидное дело, а также помощью наших предпринимательских структур. Поэтому мы с Его Святейшеством предложили войти в состав фонда и, соответственно, попечительского совета и ряду министров нашего Правительства, и представителям региональных властей, а также нашим коллегам: банкирам, промышленникам, предпринимателям, которые способны оказать этому проекту весомую поддержку.
Возглавить деятельность фонда, а также вести в дальнейшем работу совета я бы просил вместе с Его Святейшеством Виктора Алексеевича Зубкова. Нет возражений, Ваше Святейшество?
Алексий II: Нет.
Д.Медведев: Хорошо. Тогда продолжим.
Я считаю, безусловно, то, что было сказано сейчас Его Святейшеством, Ново-Иерусалимскому монастырю, как принято говорить, Российской Палестине нет равных среди такого рода явлений, такого рода памятников истории и культуры, и он по праву рассматривается как особое место. И, наверное, прежде всего именно потому, о чём уже было сказано, что это единственная удавшаяся попытка точно воссоздать образ Святой Земли.
Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа, а без этого невозможно решить ни одну крупную задачу, которая сегодня стоит перед нашим государством.
Отмечу, что Новый Иерусалим замышлялся не только как всемирный центр православия, но и как крупный очаг просвещения, о чём тоже Его Святейшество сейчас говорил, он славился и издательской деятельностью, и своей богатой библиотекой, было создано много отечественных произведений литературы, были заложены музыкальные и культурные традиции. Сегодняшняя обитель продолжает нести свою просветительскую и социальную миссию: открыта воскресная школа, есть план организовать училище.
Кроме того, на территории монастыря действует один из крупнейших в Московской области музеев. Одним словом, обитель несёт огромную нагрузку, и существующих сегодня возможностей не хватает.
Но самое главное, наверное, то, на чём мы должны прежде всего сконцентрировать своё внимание, – это то, что памятники ветшают на глазах и требуют полномасштабной, большой реконструкции. И первое, что необходимо сделать, это просто провести срочный ремонт гибнущих зданий. При этом нужно учесть, что этому памятнику около трёх с половиной веков. В его истории, к сожалению, были очень печальные страницы, значительные разрушения, но и опыт послевоенного восстановления. Однако позднее, к сожалению, дальше обычной консервации или косметического ремонта дело не пошло. Мы с Его Святейшеством были как раз летом. Конечно, памятник этот производит выдающееся впечатление, храмы уникальные, но их состояние очень и очень тяжёлое, несмотря на всё их величие.
Второе. Важно и то, что монастырь сегодня имеет и конструктивные, и инженерные, и ландшафтные особенности, которые, по сути, изначально были в проекте, и в его архитектуре наслоение нескольких эпох, нескольких стилей. Поэтому потребуется и специальный научно-обоснованный подход к реставрации, участие научной и культурной общественности, музейной общественности. Это тоже могло бы стать определённым подспорьем.
Третье. Подчеркну, что кроме, собственно, Воскресенского собора восстановлению подлежит всё, что составляет комплекс Ново-Иерусалимского монастыря, и мы об этом говорили с самого начала, потому что в противном случае это будет не полное, а значит, ограниченное восстановление. Надо предусмотреть и благоустройство прилегающих к монастырю территорий, работать по приведению в порядок находящихся там сегодня природных памятников.
Особых усилий, в том числе, наверное, и с подключением ряда международных структур, требует поиск утраченных в годы Великой Отечественной войны культурных ценностей монастыря. Они являются неотъемлемой частью монастырского комплекса, и о них забывать нельзя.
Четвёртое. Потребуется строительство и новых зданий для размещения музея последующего, для расширения духовно-образовательной деятельности монастыря. Это мы тоже обсуждали во время посещения Ново-Иерусалимского монастыря.
И, наконец, в‑пятых, почему мы, собственно, в таком представительном составе собрались: сами работы и их финансирование потребуют значительных средств, и часть этих средств должны составить благотворительные пожертвования. Проекту будет нужна реальная помощь нашего бизнес-сообщества. И задача попечительского совета – аккумулировать помощь, аккумулировать усилия тех, кто искренне хотел бы помочь Ново-Иерусалимскому монастырю.
И, наконец, последнее. Наряду с затратами, мы обязательно об этом поговорим, нам следует определить и примерные сроки восстановления обители. Это не быстрый процесс, если мы хотим сделать это качественно. Мы обсуждали этот вопрос, я думаю, что, может быть, оптимальным сроком является где‑то пять, может быть, семь лет, потому что быстрее не уложиться. Но, видимо, и затягивать на больший срок тоже не хотелось бы. При этом и фонду, и попечительскому совету придётся контролировать ход и сроки выполнения работ. Я надеюсь, что мы совместными усилиями сможем решить эту поистине большую задачу для нашей страны, эту важнейшую задачу по восстановлению обители.
Это всё, что я хотел сказать вначале. Теперь слово нашему председателю попечительского совета и по совместительству Первому заместителю Председателя Правительства Виктору Алексеевичу Зубкову. Пожалуйста.
В.Зубков: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Ваше Святейшество! Уважаемые члены попечительского совета!
Я благодарю вас за оказанное мне доверие, высокую честь возглавить правление благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря.
Российская Палестина с самого начала имела значение святыни для всего православного мира. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь всегда почитался как место благодатного присутствия Божьего, куда стекались тысячи паломников со всей России и других государств.
Восстановление монастыря нужно не только нашей церкви, православным христианам всего мира, это нужно всему российскому народу и всем нам, сегодня здесь собравшимся.
С благодарностью и вниманием мы выслушали слова Президента Российской Федерации и Святейшего Патриарха. Уверен, если мы все, как говорится на Руси, всем миром возьмёмся за дело восстановления святыни, успех будет сопутствовать нашим стараниям и трудам.
Главное, и это было подчёркнуто в выступлении Дмитрия Анатольевича, оперативно определить реальные объёмы работ, выстроить поэтапные программы восстановления монастыря и строительства новых сооружений, составить чёткий график финансирования и ведения работ. В этом я рассчитываю на помощь членов попечительского совета.
Сам я надеюсь в короткие сроки провести необходимую организационную работу по созданию правления и оперативно завершить установленные законом процедуры.
Буквально в ближайшее время мы сформируем персональный состав правления, зарегистрируем устав фонда, определим приоритетные направления деятельности и назначим исполнительного директора. Работы в этом направлении мы уже ведём, подбираются кандидатуры, отрабатываются предложения.
Что бы я хотел попросить вас, уважаемые члены совета: в течение двух дней представить кандидатуры в правление фонда. Если кто пожелает сам – ради Бога. Если по каким‑то причинам в правление фонда вы не можете сами, то на уровне вашего заместителя, не ниже.
Планирую 28 октября провести первое организационное заседание правления фонда. Скажу сразу: нам предстоит очень ответственная, но она и почётная, трудоёмкая и рассчитанная на несколько лет работа по восстановлению национальной святыни – Ново-Иерусалимского монастыря.
Я полностью согласен с Дмитрием Анатольевичем, срок где‑то нам надо брать пять–семь лет, потому что работы много, но и, абсолютно согласен, затягивать тоже не имеет никакого смысла. И я уверен, что мы с этой задачей справимся.