М.Рютте (как переведено): Прежде всего хотелось бы отметить, что мы необычайно рады, что Президент Путин сегодня приехал с визитом в Нидерланды. Этот визит стал знамением начала перекрёстных Годов России и Нидерландов. В этот год будет расширено и углублено сотрудничество, которое уже уходит корнями в века, мы говорим о культурных отношениях между Россией и Нидерландами.
Очень рады, что проводится огромное количество различных выставок, таких как выставка, посвящённая Петру Первому, в музее Эрмитаж на Амстеле. Сегодня эта выставка была открыта Президентом Путиным и Её Величеством Королевой Беатрикс. Пётр Первый является знаменосцем наших долгосрочных отношений в области судоходства. Именно поэтому мы находимся сегодня здесь, в музее судоходства. В ходе моего визита в Санкт-Петербург в 2011 году я убедился, что в России до сих пор в морской отрасли активно работают голландские компании, и успешно.
Экономические отношения необычайно важны для обеих наших стран. Только что в нашем присутствии было подписано большое количество меморандумов о взаимопонимании. Нидерланды входят в число трёх ведущих торговых партнёров и инвесторов в Россию. Для России Нидерланды среди всех стран Европейского союза являются важнейшей страной экспорта.
Нам бы хотелось распространить экономические отношения и на другие области, такие как инфраструктура, здравоохранение, транспорт, логистика. Нам также хотелось бы работать вместе в области модернизации и инноваций.
В этом отношении мы, конечно, говорили о модернизации нашего общества. Правовая определённость является составной частью фундамента для инвестиций как для зарубежных, так и для внутренних. Кроме того, это является основой для инноваций и раскрытия творческого потенциала, для общества в целом.
Вполне в духе нашего широкого диалога и дружбы между Россией и Нидерландами обсудить такие вещи, как права человека и ту озабоченность, которая в этой области существует. Конечно же, необходимо признать, что мы можем по‑разному воспринимать различные моменты.
Мы с Королевой Нидерландов Беатрикс приняли участие в церемонии открытия Года России в Нидерландах и Года Нидерландов в России. Это масштабный, многоплановый проект. Будет проведено более 350 мероприятий: культурных, образовательных, научных.
Наряду с двусторонними отношениями Президент Путин и я обсудили международные вопросы, а также экономическую ситуацию в Европе.
Хотелось бы ещё раз тепло поприветствовать Президента Российской Федерации. Хотел бы передать ему слово для открытия пресс-конференции.
В.Путин: Большое спасибо.
Уважаемый господин Премьер-министр! Уважаемые дамы и господа!
У нас сегодня насыщенный большой день, содержательный. Господин Премьер-министр только что сказал, мы с Королевой Нидерландов Беатрикс приняли участие в церемонии открытия Года России в Нидерландах и Года Нидерландов в России.
Это масштабный, многоплановый проект. Будет проведено более 350 мероприятий: культурных, образовательных, научных. В Нидерландах пройдут дни русского языка, гастроли Мариинского театра из Санкт-Петербурга, выставки из собраний российских музеев, включая уже открывшуюся экспозицию, посвящённую нашему царю-преобразователю Петру Первому. Полагаю, что эти мероприятия ещё больше сблизят наши народы, повысят уровень доверия между гражданами наших стран.
С господином Премьер-министром мы сегодня провели очень содержательную беседу и в узком составе, и в широком. Нидерланды – один из важнейших внешнеторговых партнёров России. Взаимный товарооборот в 2012 году вырос на рекордную величину – до 83 миллиардов долларов. Здесь эксперты по‑разному считают, говорят, что конечный продукт проходит через Нидерланды в другие страны, в том числе в Федеративную Республику. Но в целом в любом случае это очень хороший показатель.
Голландские компании – в числе ведущих инвесторов в российскую экономику. Общий объём капиталовложений из Нидерландов – 61 миллиард долларов. Мы знаем, мы понимаем, что отчасти это репатриация российских капиталов, но мы признательны голландскому правительству, нашим партнёрам за то, что они создают благоприятные условия и способствуют этому взаимному обмену.
Должен сказать, что и российские компании проявляют всё больший интерес к работе в Нидерландах, российский бизнес активно входит сюда. В целом уже проинвестировано российскими компаниями 30 миллиардов долларов.
Мы многие годы тесно взаимодействуем в энергетике. Вы это всё хорошо знаете. По [газопроводу] Ямал–Европа в Голландию поступает свыше двух миллиардов кубических метров газа. Нидерландские партнёры участвуют в строительстве «Северного потока», нашей трубопроводной системы, безусловно имеющей общеевропейское значение. Только что «Газпром» и Gasunie подписали меморандум о намерении увеличить мощность трубопровода. Здесь же строится крупнейшее в Европе газохранилище – хочу обратить ваше внимание, оно будет обеспечивать газом до 2,5 миллиона домохозяйств.
Через голландские порты осуществляется транзит на мировые рынки значительного количества российской сырой нефти. В свою очередь компании из Нидерландов участвуют в разработке крупнейших нефтегазовых месторождений. Концерн «Шелл», с которым у нас сложились очень добрые и деловые отношения, производит сжиженный природный газ на Сахалине, входит в число акционеров Каспийского трубопроводного консорциума. Изучаются возможности совместной работы на Ямале, на шельфе Карского моря. Только что мы коротко поговорили с руководством компании и о других возможностях.
Мы не ограничиваемся взаимодействием в традиционной сфере. Россия и Нидерланды развивают стратегическое партнёрство в области морского транспорта, планируется строительство на российских верфях крупных СПГ-танкеров.
Нидерланды – один из важнейших внешнеторговых партнёров России. Голландские компании – в числе ведущих инвесторов в российскую экономику. И российские компании проявляют всё больший интерес к работе в Нидерландах.
Активно занимаемся альтернативными источниками. Отмечу динамичное развитие двустороннего технологического и инновационного сотрудничества. Известная и уважаемая в мире компания «Филипс» производит в России медицинское оборудование. Концерн «Роял ДСМ» планирует наладить выпуск витаминно-минеральных комплексов. И так далее, тому подобное. Мы, безусловно, будем это самым активным образом поддерживать.
Большое значение придаём укреплению контактов в сфере науки и образования, расширению студенческих и академических контактов. Российские и голландские учёные работают по совместным проектам в сфере химических технологий, наноматериалов, по другим направлениям.
Развиваются межрегиональные связи. Мы только что присутствовали при подписании ряда соглашений, в которых напрямую участвуют российские регионы.
Особое внимание на переговорах уделили сотрудничеству России и ЕС. Мы очень рассчитываем на то, что те шероховатости, которые иногда возникают у нас с нашими партнёрами из Еврокомиссии и разрешение которых явно в интересах отдельных членов ЕС, будут с пониманием восприняты нашими партнёрами, в том числе и здесь, в Голландии, и мы получим поддержку от них. Имею в виду заинтересованность в развитии экономических связей не только в двустороннем, но и в многостороннем плане.
Большое спасибо за внимание.
Вопрос: Если позволите, я отступлю несколько от проблематики российско-голландских отношений. Сегодня, как Вы наверняка знаете, пришла печальная весть о кончине премьер-министра Маргарет Тэтчер. Не могли бы Вы дать оценку тому вкладу, который внесла премьер-министр в дело строительства современной Европы, в укрепление европейской безопасности.
В.Путин: Маргарет Тэтчер, безусловно, относилась к разряду самых ярких политических фигур современного мира. Я был знаком с ней лично, и она производила всегда очень сильное впечатление.
Что касается её вклада, то, безусловно, она была человеком прагматичным, жёстким, последовательным. И именно такой её подход помог в своё время Великобритании выйти из экономического кризиса. Ясно и хорошо известно, что её критиковали за некоторые из предпринимавшихся тогда мер, в том числе и по ограничению бюджетных расходов, по ограничению прав профсоюзов. Но в критической ситуации, а она оказалась именно в критической ситуации, её действия оказались эффективными. И я думаю, что люди должны быть за это ей благодарны.
Она внесла существенный вклад в развитие британо-советских и британо-российских отношений. За что мы ей всегда будем благодарны и будем вспоминать её работу с благодарностью.
Я считаю, что мы потеряли крупного политического деятеля. Сожалею об этом и приношу от имени российского руководства соболезнования правительству Британии и британскому народу.
М.Рютте: Хотел бы полностью поддержать слова Президента Путина. Полагаю, что мы потеряли великого политического деятеля. Хотел также выразить соболезнование британскому Правительству, нашим коллегам и британскому народу.
Она была выдающимся политическим деятелем. Она привнесла Великобританию в сердце Европы. Она была критическим политиком. Европа и Англия 70-х и 90-х годов были совершенно несопоставимы. Не было другого примера, когда в такое короткое время одна страна таким значимым образом была преобразована, и именно положительным образом.
Через голландские порты осуществляется транзит на мировые рынки значительного количества российской сырой нефти. В свою очередь компании из Нидерландов участвуют в разработке крупнейших нефтегазовых месторождений.
Полагаю, что она также может служить примером женщинам во всём мире, потому что в то время было исключительным событием, что женщина стала руководителем такой страны. Сейчас стало более обычным явлением, когда женщины возглавляют различные страны и занимают самые выдающиеся позиции во всём мире.
Кроме того, мне бы хотелось сказать, что и правам человека она также уделяла очень большое внимание. И я полагаю, что она вела неутомимую борьбу в этой сфере.
Вопрос: Господин Путин, скажите, пожалуйста, каким образом господин Рютте коснулся вопросов прав человека и защиты прав гомосексуалистов в Вашей стране? И каково Ваше мнение об этом?
В.Путин: Мы достаточно подробно говорили по проблемам прав человека, в том числе и по правам сексуальных меньшинств. Здесь секрета нет, могу очень коротко, в двух-трёх словах прояснить нашу позицию.
В Российской Федерации, чтобы было всем ясно и понятно, нет никакого ущемления прав сексуальных меньшинств. Эти люди так же, как и все остальные, пользуются полными правами и свободами. Я как Президент Российской Федерации полагаю, что у них никакого другого Президента нет, как у граждан России, и считаю своим долгом защищать их интересы и их права.
В этой связи хочу отметить, что они продвигаются по служебным лестницам, растут по службе, им вручаются, если они того заслуживают, государственные награды, ордена и медали, почётные звания и почётные грамоты. Всё это является практикой нашей политической жизни; уверен, что так оно и будет.
Что касается тех вопросов, которые вызывают озабоченности у наших партнёров в Европе, в том числе и в Голландии, а именно законов, которые приняты в регионах Российской Федерации, запрещающие пропаганду гомосексуализма (речь идёт, прежде всего, о запрете пропаганды гомосексуализма в школах), то, во‑первых, хочу обратить ваше внимание на то, что это всё‑таки принимается в регионах, и это говорит о настрое самого российского общества. Это никак не провоцируется из федерального центра. Но такой настрой общества, думаю, мы должны учитывать. Если мы говорим о либерализме, говорим о демократии, нужно с уважением относиться друг к другу, в том числе на международной арене.
Теперь совсем откровенно, моя позиция по этому вопросу. Я уже сказал, что считаю необходимым защищать права сексуальных меньшинств, но согласимся с вами в том, что всё‑таки однополые браки детей не производят на свет. И в Европе, и в России мы сталкиваемся с проблемой демографического характера. Конечно, можно решать эту проблему за счёт приезжих, за счёт мигрантов, и это один из способов решения проблемы.
Но мне бы хотелось, чтобы у нас в России, прежде всего, рождаемость росла за счёт так называемых титульных наций: это русские, татары, чеченцы, башкиры, дагестанцы, евреи и так далее, так далее. То есть за счёт тех людей, которые считают Россию своей Родиной. И в этой связи, мне кажется, нам нужно достичь какого‑то консенсуса с этим сообществом, договориться с ними о совместной работе, не ругаться друг с другом, а договориться, понять друг друга и выработать определённые правила поведения, цивилизованные. Я думаю, что это возможно.
М.Рютте: Я высказал нашу озабоченность Президенту Путину относительно позиции неправительственных организаций и организаций по защите прав гомосексуалистов. Я также объяснил нашу позицию, что это является неотъемлемой частью общей концепции прав человека. Мы также говорили о законодательстве о запрете пропаганды гомосексуализма. И господин Президент сказал, что диалог у нас прошёл успешно, и я полагаю, что эти вопросы мы также в рамках наших отношений можем обсуждать, поскольку наши отношения очень хорошие. Даже такие сложные вопросы могут обсуждаться.
Вопрос: Владимир Владимирович, многие из нас с Вами уже 13 лет ездят по разным странам. И мы сегодня обсуждали, что такого уровня медийной конфронтационности, информационной конфронтационности ни один Ваш визит за 13 лет не испытывал.
В Германии, в Ганновере, мы видели демонстрации, видели раздетых девушек Femen, здесь мы видим демонстрации сексуальных меньшинств.
В.Путин: Повезло вам.
Большое значение придаём укреплению контактов в сфере науки и образования, расширению студенческих и академических контактов. Российские и голландские учёные работают по совместным проектам в сфере химических технологий, наноматериалов.
Вопрос: Мне нравятся красивые девушки, грубость не нравится, а так всё хорошо.
Так вот, Владимир Владимирович, здесь сексуальные меньшинства, здесь и сирийская тема, очень много конфронтаций. С Вашей точки зрения, почему этот Ваш визит – Германия, Нидерланды – проходит на таком конфронтационном уровне: нас перестали понимать, это чья‑то злая воля и так далее?
И вопрос господину Премьер-министру. Господин Премьер-министр, Вы часто заявляете и заявляли о том, что надо расследовать гибель российских граждан, погибших в российских тюрьмах. Но дело в том, господин Премьер-министр, что российский гражданин погиб у вас здесь в месте заключения странной и непонятной смертью. Какова ситуация с расследованием дела о смерти господина Долматова? И намерены ли Вы передать материалы этого расследования российской стороне?
В.Путин: Я уже сказал, практически я всё ответил. Но попробую в чём‑то конкретизировать свой ответ на первый вопрос Вашего голландского коллеги.
Я думаю, что нам нужно лучше друг друга понимать. И с вашей помощью, и с помощью ваших коллег лучше друг друга информировать.
Мы говорим о проблемах неправительственных организаций, ведь все ставят вопрос: «вы их закрываете», «разгоняете», «кого‑то хватают». Никого не хватают, никто никого не разгоняет. Мы хотим, чтобы наше общество имело право знать, какие финансовые средства поступают на счета наших неправительственных организаций и куда они расходуются, особенно если эти организации занимаются внутриполитической деятельностью.
Что касается сексуальных меньшинств, то в принципе я свою позицию определил, но хочу ещё раз сказать. Всё‑таки Вы человек, живущий в Москве, хотя Москва – это ещё далеко не вся Россия, но всё‑таки это столица нашей страны, и там есть определённые настроения. Я с трудом себе представляю, чтобы какой‑то суд в Москве позволил бы функционировать организации, которая пропагандирует педофилию. В Голландии это возможно, есть такая организация. Я с трудом себе представляю, чтобы у нас сейчас заработала партия, которая представлена в парламенте и которая против того, чтобы женщины были в политике. Но здесь есть такая партия.
Надо просто лучше слышать друг друга, лучше уважать друг друга. Представьте себе, если бы у нас такая организация появилась, которая пропагандирует педофилию. Ну, слушайте, я думаю, что в некоторых регионах Российской Федерации люди бы и за оружие взялись, у нас станется. То же касается и сексуальных меньшинств. Я с трудом себе представляю, чтобы в Чечне разрешили однополые браки. Вы можете себе это представить? Вы понимаете, просто до жертв бы дошло. Ведь надо понимать, в каком обществе мы живём, и, понимая это, соответствующим образом выстраивать наши отношения.
Что касается девушек. Знаете, я не успел позавтракать утром. Если бы они мне, как говорят, колбасу показали или сало, это бы меня порадовало, а те прелести, которые они демонстрируют, не очень. Как это звучит по‑украински? Боюсь ошибиться, чтобы не обидеть никого. В общем, слава Богу, что гомосексуалисты здесь не разделись.
М.Рютте: Да, конечно. Вы уже слышали, что мы провели очень большую дискуссию о правах человека. Ни для кого не секрет, что мы договорились о каких‑то моментах. И тем не менее уже ясно и понятно, что хорошие друзья должны иметь возможность об этом говорить.
Говоря о педофилии, в Нидерландах это запрещено и преследуется по закону. Я думаю, что не должно быть недопонимания.
Что касается дела Долматова, нас это дело очень затронуло, это дело расследуется, и, как только поступят первые отчёты, мы после одобрения кабинета министров отправляем их в Российскую Федерацию. Мы камня на камне не оставим и это дело расследуем до конца.
Мы хотим, чтобы наше общество имело право знать, какие финансовые средства поступают на счета наших неправительственных организаций и куда они расходуются, особенно если эти организации занимаются внутриполитической деятельностью.
Вопрос: Господин Путин, в 2008 году, когда Ваша страна находилась в ситуации конфликта с Грузией, погиб нидерландский оператор, и Ваш предшественник обещал, что будет проведено расследование в России для того, чтобы изучить, не погиб ли этот оператор вследствие российского огня. Вы не могли бы рассказать о положении дел в области этого расследования?
В.Путин: Господин Премьер-министр сегодня уделил достаточно много внимания и времени этому вопросу. К сожалению, я хочу извиниться перед Вами и перед господином Премьер-министром, не смог ему внятно ответить на это, потому что мне даже об этом случае ничего не известно.
Я исхожу из того, что господин Медведев, когда он был Президентом, руководил в соответствии с Конституцией нашими правоохранительными органами и наверняка дал указание расследовать этот трагический случай. Я вернусь в Москву и выясню. Я даже об этом ничего не знаю, но я обещал господину Премьер-министру, что мы обязательно вернёмся к этому и посмотрим, что же там произошло, что это за трагедия. Хотя, Вы понимаете, когда шёл обмен ударами, когда стрельба идёт с двух сторон, там, мне кажется, даже разобрать трудно, отчего человек погиб. Он находился в эпицентре боестолкновения.
Я иногда смотрю на то, как работают Ваши коллеги из России или из других стран в горячих точках, и с замиранием сердца просто, честно говоря, молюсь за их здоровье и их жизнь. Но я понимаю, что это ваша работа. Мне очень жаль, что так произошло. Постараемся в этом разобраться.
М.Рютте: Что касается Стана Сториманса, то, естественно, в Голландии это получило очень большой резонанс. И я очень рад реакции господина Президента, что он далее будет разбираться с положением дел.