Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
У нас с вами сегодня первое заседание Совета. Мы рассмотрим основные, первоочередные задачи по реализации Национального плана противодействия коррупции. Надеюсь, что обсуждение будет откровенным и деловым.
По сути, наш Совет и создавался для того, чтобы принимать такие важные, стратегические решения в сфере борьбы с коррупцией. И здесь необходимо проявить внимание, сконцентрироваться на тех документах, которые на сегодняшний день уже подготовлены.
Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.
Ещё раз вынужден повторить простую, но от этого не менее болезненную вещь: коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идёт даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжёлой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает всё общество.
В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции – это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной. Её решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и с укреплением правовой системы, судебной системы, расширением свободы предпринимательства. Фактически с большинством задач, которые мы поставили перед собой.
Хотел бы также отметить, что эта работа не носит конъюнктурного характера. Начали раздаваться голоса, что после различного рода событий, например, таких как августовский конфликт на Кавказе, Россия свернёт эту работу и никакой деятельности вести не будет. Наоборот, будем этим заниматься с не меньшей энергией.
Главный ориентир для работы – это
Национальный план противодействия коррупции
, который утверждён мною некоторое время назад. Неделю назад состоялось заседание президиума Совета [по противодействию коррупции], который наметил программу реализации плана. Кстати, план размещён на сайте Президента на русском и английском языках, так что он открыт для обсуждения и анализа.
Что нам нужно сделать в самое ближайшее время? Несколько вещей. Во‑первых, создать прочную системную и ясную нормативно-правовую базу. Это самое первое и самое главное. Поэтому сегодня основное внимание мы с вами уделим рассмотрению пакета соответствующих законопроектов. Собственно, того пакета, которым мы и занимались последние четыре месяца.
Во‑вторых, мы обсудим некоторые наши практические шаги, которые следует предпринять при выполнении Национального плана. Хотел бы обратить внимание членов Совета на то, что в статье 7 проекта федерального закона «О противодействии коррупции» определены направления работы государственных органов в этой сфере. Это, в частности, обеспечение прозрачности, конкуренции, объективности при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. Это устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в сфере экономической деятельности.
Очевидно, что реализация всех этих ключевых задач должна быть обеспечена в правовом плане. Поэтому и в дальнейшем нам предстоит серьёзная законотворческая работа. Не менее важно добиться не только принятия соответствующего нормативного материла, но и его неукоснительного исполнения. Здесь, как вы понимаете, проблем не меньше, а даже больше.
Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации. А потом, впоследствии ещё и убедиться в том, что этот закон всё‑таки написан правильным образом, что он адекватно регулирует те общественные отношения, на которые направлен, а не высосан из пальца и не придуман в угоду начальникам. Поэтому предстоит разработка и принятие подзаконных нормативных актов, проведение ряда организационных мероприятий.
Считаю также, что нам нужно оперативно включать изучение правовых новелл в антикоррупционных законах и в учебные программы, и просто в профессиональные программы для переподготовки кадров правоохранительных органов и других организаций.
Ещё одно обстоятельство, которое мы должны иметь в виду, – это возможное дублирование законодательства. У нас довольно часто такие случаи происходят, когда вместо эффективного исполнения уже принятых правовых норм и управленческих решений принимаются новые, может быть, более хлёстко написанные или просто более адекватные, казалось бы, на сегодняшний день, но по сути ничего не меняется. Такие документы нам, конечно, не нужны.
Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества.
Представленные вам законопроекты, без преувеличения, касаются каждого гражданина и всего общества, хотя зачастую направлены на некие корпоративные меры регулирования. Поэтому к их рассмотрению в Государственной Думе следует подойти обстоятельно, предоставить возможность обсудить их как на заседании Государственной Думы и впоследствии Совета Федерации, так и первоначально в субъектах Федерации, а также в институтах гражданского общества.
В связи с этим представляется абсолютно разумным решение о создании рабочей группы для обобщения поступающих по законопроектам замечаний. Эта рабочая группа должна также в целом координировать законотворческую работу в сфере противодействия коррупции.
Ещё раз хотел бы специально заметить, что цель нашей сегодняшней встречи – окончательное одобрение, если мы об этом договоримся, пакета антикоррупционных мер. По итогам нашего заседания я внесу этот пакет в Государственную Думу.