Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад возможности встретиться с вами, обсудить наиболее актуальные сегодня темы. Все, кто здесь присутствует, представляют основные структуры гражданского общества нашей страны. Здесь находятся и представители Общественной палаты, руководители общественных и религиозных объединений, представители творческих союзов, деятели культуры, деятели науки и образования.
В столь представительной аудитории я бы хотел обсудить с вами вопросы, связанные с современным развитием страны. Как вы понимаете, эта встреча не случайна в таком составе, действительно очень широком. Связана она с той ситуацией, которая сложилась в нашем обществе после 8 августа и тех драматических событий, которые произошли на Кавказе.
Мы поговорим об этом и, что называется, в открытом режиме, и потом уже более конфиденциально. Но первое, что я хотел бы сказать и что, я надеюсь, все здесь услышат, – я хотел сказать, что приоритеты развития нашего общества останутся неизменными, несмотря на трагические события августа этого года. Более того, с учётом того, что произошло, работа над приоритетами становится ещё более значимой. Никакие новые внешние обстоятельства – а уж тем более давление на Россию извне – не изменят нашей стратегической линии на построение свободного, прогрессивного и демократического государства и общества.
Все задачи, касающиеся развития экономики, расширения предпринимательской, творческой и личной свободы будут решаться в безотлагательном порядке, без ссылок на то, что страна находится в особом положении, «вокруг враги». Этого не будет, мы свой выбор сделали давно не для того, чтобы понравиться каким‑то государствам: это выстраданный выбор нашего народа.
Второе. Наша важнейшая задача – инновационное развитие экономики. В нынешних международных условиях модернизация страны является и первейшей нашей целью, без этого просто невозможно создать сильную, влиятельную Россию. Не так давно я обсуждал эти и некоторые другие вопросы во время встречи с предпринимателями. Однако новые идеи и разработки должны создаваться не столько в предпринимательской среде, потому что она скорее просто поддерживает их, сколько в тех средах, которые вы здесь представляете, – я имею в виду науку, образование и культуру.
В ближайшие годы вся государственная система будет нацелена на поиск новаторов, на выработку и развитие наиболее интересных идей. Мы должны будем расширять стимулы для появления самых передовых моделей как в экономике, так и в социальной сфере.
Ключ к инновационному развитию лежит, прежде всего, в самой свободе. И с этим также связана конкурентная борьба. Сегодня выигрывает тот, кто даёт больше свободы для развития интеллекта и защищает интеллект от ограничений. Это наша общая задача, мы будем этим заниматься.
Третье. Мы, естественно, будем продолжать реализацию концепции развития России на период до 2020 года, развитие которой основано, как я уже только что сказал, на инновационных подходах и на самореализации личности. Но любая концепция, любой документ не должен быть догмой, она может меняться, и те предложения, которые вы сделаете, мы готовы будем изучить и при наличии общего мнения – поддержать.
Четвёртое. Мы последовательно будем укреплять нашу национальную безопасность, модернизировать армию, повышать обороноспособность страны до достаточного уровня, а этот достаточный уровень мы будем определять применительно к текущим условиям. Его невозможно измерить раз и навсегда.
Пятое. Даже в условиях сильно изменившегося мира мы готовы продолжать диалог со всеми без исключения партнёрами. Я об этом говорил неоднократно, выступая перед средствами массовой информации и формулируя так называемые пять принципов внешней политики. Будем, в том числе, добиваться того, чтобы контуры нового миропорядка соответствовали международному праву, но не на словах, а на деле. Мне уже приходилось об этом говорить. Человечество недаром потратило ХХ век: уроки тех тяжелейших трагедий, которые случились в ХХ веке, подтолкнули развитие международного права. Я считаю, что мы не только не должны забывать основ международного права, но и должны заниматься реализацией международного права на деле, во взаимоотношениях со всеми другими цивилизованными странами – естественно, что и с учётом современных реалий, уроков кавказского кризиса.
Одна из целей нашей сегодняшней встречи, я об этом сказал вначале уже, – это откровенное обсуждение ситуации в мире, ситуации в нашей стране после грузинской агрессии в Южной Осетии. Мне уже приходилось об этом говорить, но я ещё раз хотел бы сказать. У нас, для нас существует аксиома: не грузинский народ, конечно, виноват в агрессии и геноциде, а тот преступный и безответственный режим, который развязал эту войну. Эту грань мы должны проводить не только в межгосударственных отношениях, но и на человеческом уровне.
На протяжении веков между нашими народами существовали братские отношения, более миллиона грузин живут в России и считают Россию своей Родиной, и мы, кстати, ценим то, что они с пониманием отнеслись к тем действиям, которые вынуждена была предпринять Российская Федерация.
Конечно, любая пропаганда, в том числе и та, которая сопровождала военную кампанию грузинского режима, сыграла отрицательную роль, но мы верим и в благоразумие грузинского народа, и будем делать всё для восстановления нормальных человеческих отношений.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех, кто осудил акт агрессии, кто откликнулся на призывы, касающиеся гуманитарной поддержки, гуманитарной помощи.
Хотел бы также сказать, что в сложившейся непростой для страны ситуации наше гражданское общество проявило и свою ответственность, и свою зрелость, ещё раз доказало, что гражданский мир – это важнейшее завоевание современной России. Те события, которые произошли, никак не сказались ни на стабильности в стране, не вызвали ксенофобии и межнациональной розни, и это тоже очень важно. Всё это говорит о том, что наша демократия развивается, и она способна себя защищать, защищать как политический режим, как форму государственного устройства.
Мы будем последовательно, тщательно работать над теми задачами, которые сами для себя сформулировали, продвигать создание прогрессивного демократического общества, ещё раз хотел это специально подчеркнуть. Это и есть по‑настоящему гражданское поведение и истинный патриотизм. Патриотизм ведь заключается в том, чтобы своими действиями способствовать успеху страны, а значит, каждой семьи, каждого гражданина, содействовать модернизации государства, выходу государства на лидирующие технологические позиции, интеллектуальному развитию. Только таким образом мы сможем кардинально улучшить жизнь граждан России.
Это короткая вступительная часть. Я хотел бы теперь слово передать присутствующим, потом, наверное, какие‑то вещи я, естественно, прокомментирую и, может быть, даже расскажу в чуть более расширенном варианте, если у вас к этому будет интерес.
* * *
Прежде чем отпустить прессу, мне бы хотелось несколько вещей ещё сказать, и потом мы перейдем уже в неформальный режим общения. По поводу оценки ситуации: она была дана много раз – я чуть позже, может быть, еще какие‑то комментарии сделаю, но что для сегодняшнего дня совершенно очевидно, даже для тех, кто об этом не говорит вслух, то, что нынешняя система безопасности взломана и, к сожалению, показала свою абсолютную несостоятельность. А раз это так, у человечества существуют два варианта: или действовать без правил исходя из того, что существует некое количество государств, которые обладают наибольшим военным потенциалом, – они и будут устанавливать правила жизни, но это плохой сценарий; второй сценарий – всё‑таки постараться создать новую, современную базу для международного сотрудничества.
Я об этом говорил, хотел бы ещё раз сказать, что актуальность заключения большого европейского договора после событий на Кавказе становится всё более высокой. И это понимают даже те, кто в кулуарных беседах, в личных беседах со мной говорил, что не надо этого ничего: НАТО всё обеспечит, НАТО всё решит. Что решило НАТО, что оно обеспечило? Только спровоцировало конфликт, не более того.
Вторая вещь, которую я хотел бы ещё заметить, говорил об этом. Всё время идут разговоры о том, что ну вот, наконец‑то они продемонстрируют своё истинное лицо, режим сбросит маски – и наконец в России восторжествует тот строй, который является наиболее характерным для российского государства, – авторитарный, перерастающий в диктатуру, ястребы победили – собственно говоря, и больше доказывать нечего.
Мы понимаем, к чему всё это говорится: нас, по сути, выталкивают на такой путь развития, путь, который основан не на полноценном, нормальном, цивилизованном сотрудничестве с другими странами, а на автономном развитии за глухими стенами, за железным занавесом. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, это не наша дорога, нам нет смысла возвращаться в прошлое, мы свой выбор сделали, что бы ни говорили те, кто пытается характеризовать эти события в удобном для них ключе.
И третье. Сегодня в мире существует и политически, и экономически абсолютно открытая ситуация, она глобальна. Экономика глобальна. Мы понимаем, что тогда, когда происходит кризис, такой, допустим, масштабный кризис, по сути депрессия, которая сегодня существует в Соединённых Штатах Америки, во всех экономиках, которые построены по законам рынка, возникают проблемы. Вот чем нужно заниматься основным экономическим игрокам.
Во время саммита «восьмёрки» в Японии мы частично обсуждали эти темы, но, к сожалению, не хватило у наших партнёров, во всяком случае, желания рассматривать эти вопросы как ключевые. Может быть, если бы смогли договориться по каким‑то правилам игры в условиях кризиса, последствия депрессии на американском фондовом и финансовом рынках были бы существенно слабее. Конечно, полностью эту цикличность не преодолеть, но снять эти проблемы в какой‑то степени было бы можно. Вот это то, чем нужно заниматься, это мировая повестка дня, нужно такие крупные проекты двигать, а не умничать, вести себя честно и по‑партнёрски, а то ведь учить‑то проще всего. Открываю сегодня с утра «любимый» Интернет, смотрю: наши американские приятели говорят, что мы будем и впредь оказывать поддержку в Российской Федерации учителям, врачам, учёным, профсоюзным лидерам, судьям. Последнее для меня вообще просто было чем‑то выдающимся. Это что имеется в виду, они собираются наших судей взять на кормление что ли, коррупцию будут поддерживать? А если речь идёт о совместных программах, то они обычно реализуются с теми странами, с которыми существует близость восприятия основных мировых процессов. А то, если дальше так пойдет, они нам скоро президентов уже будут подбирать.
Тем не менее мы настроены на абсолютно полноценный диалог, мы как раз никого не учим, мы хотели бы, чтобы нас слышали и наши аргументы и чтобы тот нелёгкий выбор, который сделала наша страна в последнее время, был бы понятен основным нашим международным партнерам. И мы будем дальше этим заниматься, несмотря на различного рода глупости, которые мы слышим с разных сторон.