Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассматриваем вопросы государственной политики России в Арктике. Этот регион без преувеличения имеет стратегическое значение для нашей страны, и с его развитием прямо связано решение долгосрочных задач развития государства, его конкурентоспособности на глобальных рынках.
По тем данным, которыми мы располагаем, около 20 процентов валового внутреннего продукта России и 22 процента общероссийского экспорта производится в этом регионе. В арктических районах развита добыча редких и драгоценных металлов. Здесь расположены крупнейшие нефтегазовые провинции такие как Западно-Сибирская, Тимано-Печорская и Восточно-Сибирская. По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводорода в мире. Использование этих энергозапасов, этих ресурсов – залог безопасности, энергетической безопасности России в целом.
Ещё одно достоинство арктической зоны – это трансконтинентальная система Северный морской путь. Она способна связать воедино европейские и дальневосточные морские и речные маршруты, а за счёт снижения транспортных расходов заметно оживить деловые связи российских и зарубежных партнёров.
Подчеркну, что все эти огромные инвестиционные и экономические возможности пока остаются лишь потенциальными. Освоение арктических территорий сдерживается неразвитостью экономической инфраструктуры, нерешённостью социальных проблем, в том числе отсутствием дешевого пассажирского транспорта и острой нехваткой жилья. Надо только вдуматься в цифру: число очередников на получение жилищных субсидий в этом регионе составляет 650 тысяч человек. Как результат – отток населения с Севера продолжается, а демографическая ситуация там остаётся очень сложной.
Конечно, наша первая и главная задача – превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века, и уже для того, чтобы решить эту задачу, должен быть решён и целый ряд специальных вопросов. Главный вопрос – это обеспечение надёжной защиты национальных интересов России в регионе.
Нам необходима прочная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность России в Арктике. Надо, прежде всего, доработать и принять федеральный закон о южной границе Арктической зоны России. В ближайшей повестке – договор на правовое закрепление, оформление внешней границы континентального шельфа. Очень важная задача.
Особенно подчеркну, что это наша обязанность, просто наш прямой долг перед потомками. Мы должны надёжно и на долгосрочную перспективу обеспечить национальные интересы России в Арктике. Во‑вторых, нам необходимо снизить диспропорции в уровне развития этих территорий в сравнении с другими регионами.
В северные земли государством вкладывались и вкладываются немалые федеральные средства, в том числе и в рамках целого ряда федеральных целевых программ. Вместе с тем остаются проблемы нерационального распоряжения этими ресурсами и их вложения в действительно эффективное производство, в создание новых рабочих мест. Очевидно и то, что проблемы Арктики не могут в полной мере решаться за счёт бюджета. Здесь, как нигде, необходимо гармоничное сочетание возможностей государства, возможностей бизнеса и возможностей местного самоуправления. Обращаю внимание федеральных и региональных органов власти на необходимость применения современных экономических методов и механизмов в этой сфере.
Среди ближайших приоритетов остаётся модернизация транспортной инфраструктуры. Отсутствие дорог, местного авиасообщения (оно практически деградировало в постсоветский период), современных речных и морских портов, изношенность флота, в том числе такого важнейшего в этом регионе флота, как ледокольный флот, – это ощутимое препятствие в реализации богатого инвестиционного потенциала Арктики.
Ключевой вопрос – техническое переоснащение аэропортов. Для отдалённых районов это практически единственный вид сообщения. Один из путей решения этой проблемы, естественно, развитие конкуренции на внутренних авиаперевозках. В то же время без мер поддержки отдельных категорий граждан и перевозок по нерентабельным направлениям тоже не обойтись, особенно на Севере.
Далее. Базовый элемент арктической транспортной системы – это Северный морской путь. Он должен чётко обеспечивать и северный завоз, и постоянное снабжение регионов Крайнего Севера всем необходимым. Мы знаем, что здесь ещё остаются проблемы, и в перспективе надо не просто восстановить объёмы грузоперевозок, но и увеличить их за счёт освоения природных ресурсов и продукции перерабатывающих предприятий. Для модернизации инфраструктуры Севморпути нужна современная система навигации, поиска и спасения. Надо расширять портовую сеть, использовать суда, которые осуществляют перевозки под российским флагом, в целом развивать эту трассу как стратегическую национальную магистраль России.
Важно повысить эффективность транспортной составляющей и в освоении месторождений углеводородного сырья и, соответственно, в его морском экспорте.
Приоритетным остаётся и решение экологических проблем Севера, включая выполнение тех договоренностей, которые были достигнуты на международных площадках, в том числе на саммите «восьмёрки» на Хоккайдо.
Добавлю, что охрана среды и расширение экологического туризма – это одно из условий сбережения уклада жизни коренных народов Севера, и, конечно, мы не должны забывать и о культуре коренного населения, о развитии его традиционных промыслов.
И, наконец, особое значение, может быть, даже ключевое в этой ситуации, имеет развитие социальной сферы. В Арктике сейчас крайне важны современные коммуникации и технологии, они дадут северянам возможности для лучшего получения образования, для повышения квалификации, для отдыха. Нужно активно оснащать образовательные учреждения современным оборудованием, новейшими системами связи, Интернетом, что, собственно говоря, мы некоторое время назад и начали делать; а лечебные учреждения, что особенно актуально в этих регионах, средствами телемедицины.
Рассчитываю, что результаты сегодняшнего заседания Совета Безопасности станут основой для эффективной совместной работы в арктических территориях нашей страны.
Спасибо за внимание.