Д.Медведев: Беда, которая и вас собрала и по которой я сегодня в Иркутске буду проводить заседание президиума Государственного совета, конечно, очень страшная: это будет специальное заседание, посвящённое молодёжной наркозависимости и мерам противодействия. Поэтому мне очень важно и интересно знать, как вы здесь работаете, какие есть результаты и в чём проблемы, что могло бы государство сделать для того, чтобы эта борьба была более эффективной, какие меры, может быть, законодательного порядка было бы правильно принять. Как раз перед встречей с руководством министерств и ведомств было бы очень полезно послушать вашу позицию.
В.Червиченко: Дмитрий Анатольевич, во‑первых, спасибо, что Вы приехали и уделили нам время. Меня зовут Валентина Александровна Червиченко, я президент ассоциации «Матери против наркотиков».
Ассоциация существует с 1996 года, в неё входит 11 материнских организаций по области, 174 человека работают у нас волонтёрами на общественных началах. Это родители, которые неравнодушны, родители, у которых была эта проблема, они составляют группу взаимопомощи. Она нам очень хорошо помогает, мы ездим на семинары по области, ведём занятия, собрания, индивидуальные занятия с родителями. Мы учим, как не допустить, чтобы ребёнок попал в зависимость от наркотиков. Это очень важно.
И очень важно, что сейчас обратили внимание на семью. В семье формируется личность. Если мы нормальную личность не сформируем, то мы получим потенциального наркомана или алкоголика. Поэтому мы уделяем этому очень большое внимание. За 2010 год около двух тысяч женщин прошли через нашу организацию, получили какую‑то помощь.
У нас очень хорошие партнёры, мы бы одни ничего не сделали. У нас рядом центр профилактики, областное государственное учреждение «Центр «Воля» министерства физической культуры и спорта… Это молодые люди, которые нам помогают: у нас возраст, опыт, у них – молодёжь. У нас получается хорошее сотрудничество.
Д.Медведев: Ваши семинары чему посвящены? Какие знания вы даёте родителям? Каким образом понять, что, допустим, ребёнок начал принимать наркотики, каким образом его постараться убедить этого не делать? Какие программы на этих семинарах?
В.Червиченко: Рассказываем, какие есть признаки, какое воспитание не должно быть в семье – допустим, авторитарное. Как убрать гипер- и гипоопеку. Такие материнские психологические занятия, причём с практикой. Ещё первичной профилактикой занимаемся, проводим родительские уроки в школах. В 2010 году мы проехали всё Усолье, каждую школу посетили, провели везде уроки.
Д.Медведев: Как это в школе воспринимается? Потому что дети – довольно трудный контингент, Вы сами это отлично знаете, далеко не всегда всё на веру принимается. Как Вы дорогу к их душам пытаетесь проложить?
В.Червиченко: А мы общаемся с родителями.
Д.Медведев: С родителями проще, конечно.
В.Червиченко: Тоже бывает тяжело.
Д.Медведев: То есть: «Я считаю, что это не может приключиться с моим ребёнком: он нормальный, приличный, в семье всё в порядке».
В.Червиченко: Да. И наша задача – это общественное мнение переломить по отношению к наркомании. Вот этим мы и занимаемся.
Д.Медведев: Да, это очень важно, потому что для многих родителей, особенно для семей, где всё нормально, достаточно высокие доходы: «У нас же семья нормальная, благополучная, чего это вдруг он начнёт этим баловаться?» И они абсолютно не смотрят и на наш опыт, и на заграничный, когда в употребление наркотиков втягиваются люди из семей, где высокие доходы. Там тоже коренится очень много проблем.
В.Червиченко: Да, мы очень много литературы читаем, рассказываем, даём примеры. Пожалуйста, Лидия Ивановна, свой пример расскажите.
Реплика: Моя дочка попала в зависимость. Пробыла она в ней семь лет. Мы семь лет искали пути выздоровления. Ничего в то время не было. И вот наконец‑то организовался центр, нам просто повезло – дочь прошла реабилитацию успешно. Сейчас она имеет семью, высшее образование. Уже девять лет здорового образа жизни. Знаете, мы просто погибли бы. Теперь мы ведём нормальную жизнь.
Д.Медведев: Это, конечно, здорово. А центр что создал через семь лет такого, чего не было, допустим, в 90-е годы?
Реплика: В 1995 году мы даже не понимали слово «наркомания». Мы не могли узнать, что человек употребляет наркотики. Это незнание.
Без создания общественных объединений родителей, бывших наркоманов, просто волонтёров государство с этой проблемой не справится. Даже в тех странах, где практикуются чрезвычайно суровые меры наказания за наркотики, это не побеждает наркоманию.
Д.Медведев: Слово‑то знали, конечно, но у нас эта тема была закрытой. Я знаю, мне даже говорили как‑то люди, с которыми я работаю, в Москве например, что эта тема непопулярная и не нужно даже вытаскивать её на телевизор. Почему на телевидение нельзя вытаскивать: потому что у людей от этого портится настроение, вот они пришли после работы, развалились в кресле, чай пьют, а им про какую‑то наркоманию рассказывают, это их не касается. Эта тема была табу.
И вот это нужно обязательно сломать. Как бы ни была эта тема тяжела, о ней нужно рассказывать везде: и в школе, и дома, и в университетах, и просто на общественных мероприятиях, не говоря уже о телевидении, интернете.
Реплика: Что мы и делаем сейчас, не скрываем.
Д.Медведев: Хотя в 90-е годы было совсем тяжело.
В.Червиченко: Незнание ещё было, просто люди растерялись.
Д.Медведев: Но и опыта такого не было, потому что ведь действительно эта волна нашу страну накрыла в 90-е годы. Это не означает, что при советской власти не было употребления наркотиков. Конечно, было. Но масштабы были несравнимы.
После того как открылись границы, после того как изменились привычки, стереотипы поведения, люди стали себя вести по‑другому. В какой‑то момент, нужно говорить прямо, употребление наркотиков стало модным. Это стало элементом принадлежности к какой‑то касте. И это как раз самое страшное. Потому что вместо того, чтобы рассказывать о разрушительном действии наркотиков на людей, на молодёжь, вообще на человеческий род, это превратилось в форму досуга.
Кстати, я сейчас об этом долго распространяться не буду, у нас сейчас будет заседание президиума Государственного совета, здесь присутствуют все министры: ни в коем случае это нельзя пропагандировать. Ведь вольно или невольно происходит пропаганда такого образа жизни через средства информации, через художественные продукты.
Вы все понимаете, почему в какой‑то момент у нас в стране отказались от активной рекламы пива. Потому что для большинства молодёжи возникло устойчивое восприятие, что, если ты пьёшь пиво, ты успешный человек. А тот, кто пиво не пьёт, тот какой‑то, извините, лох, изгой, у него ничего в жизни не получится. Конечно, по наркотикам такого никогда не было, но и по этой проблематике тем не менее всё очень по‑разному показывают.
Реплика: Курение тоже: то это якобы безобидно, а на самом деле… – курение «травки».
Д.Медведев: Абсолютно, конечно. Путь от лёгких наркотиков к тяжёлым в основном практически у всех, кто впал в эту зависимость, прослеживается, к сожалению.
Реплика: Часто родители не знают, куда деваться, как вести себя. Конечно, центр очень помогает, учит, как вести себя, какой есть выход. Появляется свет в конце тоннеля. Помогают найти выход, не замыкаться, не сидеть и плакать, а понять, что человека можно вывести из этого состояния.
Д.Медведев: Родительские собрания где обычно проводите?
В.Червиченко: Здесь. Спасибо правительству Иркутской области, нам выделили помещение – серьёзно, общественная организация сама бы ничего не могла сделать без поддержки власти.
Д.Медведев: Для этого и есть власть, чтобы поддерживать такую общественную активность.
В.Червиченко: Нам выделили помещение, мы выиграли грант на 350 тысяч, приобрели мебель, компьютеры, проектор. Большое спасибо министерству по физической культуре и спорту, которое предоставило нам этот грант. Так что мы живём.
Д.Медведев: Это здорово на самом деле.
В.Червиченко: Но нам надо дальше развиваться, спасать ребятишек и спасать семьи.
Нужно развивать и властную составляющую, и правоохранительную составляющую, работать по линии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, это, безусловно, так.
Д.Медведев: Очень хорошо, что я с вами встретился перед официальным мероприятием. Потому что, конечно, нужно развивать и властную составляющую, и правоохранительную составляющую, работать по линии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, это, безусловно, так. Пресекать каналы поставок, ловить наркодилеров, наказывать. Но мировой опыт показывает, что это ещё далеко не всё. Без создания общественных объединений родителей, бывших наркоманов, тех, кто принимал наркотики, просто волонтёров, добровольцев государство с этой проблемой не справится. Даже в тех странах, где практикуются чрезвычайно суровые меры наказания за наркотики, вплоть до исключительной меры, когда к стенке ставят, это не побеждает наркоманию. Потому что с этой бедой можно справляться только всему обществу вместе, а не отдельным его институтам, полиции или общественным организациям. Так что то, что вы так активно работаете, это, конечно, очень здорово.
Виктор Петрович [В.Иванов, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков], у нас Иркутская область по проблеме наркомании на каком сейчас месте в стране?
В.Иванов: Чуть выше среднего, зависит от территории. Если брать просто область, то выше среднего. Но не хуже, чем в некоторых других регионах Сибири, если брать Кемеровскую, Новосибирскую области. Там повыше уровень.
Д.Медведев: На самом деле это показывает, что ситуация остаётся очень и очень сложной. Но в 90-е годы люди были предоставлены сами себе: и сами дети, да и не только дети, взрослые тоже, те, кто употреблял наркотики. Сейчас всё‑таки появились организации, как ваша, это, конечно, очень хорошо.
Хотел бы вам сказать, что, конечно, государство должно такого рода объединения всячески поддерживать, потому что это исключительно полезная деятельность. Есть, может быть, что‑то менее важное, но это – исключительно полезная общественная деятельность.
Надеюсь, что и руководство Иркутской области продолжит помощь. Дмитрий Фёдорович [Д.Мезенцев, губернатор Иркутской области], к Вам обращаюсь, Вас похвалили, но авансом, так что помогайте. Такого рода общественная активность чрезвычайно полезна. Во всём мире она максимально приветствуется, и нам нужно обязательно это делать: и деньги, и гранты выделять, помещения давать. И, если требуется, конечно, какие‑то законодательные акты принимать именно для поддержки такой работы.
Я вам желаю успехов, спасибо вам за вашу работу.