Д.Медведев: Сергей Владимирович, мы с Вами только что были на предприятии – на фабрике, которая занимается созданием ткацких изделий. Хорошее производство в целом, и уже достаточно взрослое, ему больше 50 лет. Самое главное, что происходит переоборудование. Но, с другой стороны, очевидно, что там тоже есть чем заниматься, я имею в виду и оснащение некоторых цехов. Это вопрос к хозяевам, к тем, кто занимается менеджментом.
Но мы с Вами во время встречи с работниками, которая происходила в цеху, говорили о том, как поднять престиж рабочих специальностей, профессий. Это тема общероссийская. К сожалению, произошла девальвация рабочей профессии, и это имеет вполне прикладные последствия. Как раз работницы и мастера говорили о том, что просто нет молодёжи. Люди, которые пришли лет 10–20 назад, держатся за место, хотят работать, а молодёжь притекает очень вяло.
И в этом смысле очень важна профориентация начальных и средних специальных училищ, с тем чтобы они действительно готовили специалистов для своих предприятий: не каких‑то абстрактных менеджеров по торговле, которые потом пополняют ряды безработных и мы их потом вытаскиваем на те же самые предприятия или переобучаем, а именно чтобы готовили специалистов по рабочим и, естественно, инженерным квалификациям, по инженерным профессиям для высших учебных заведений. Вот на это я хотел бы обратить Ваше внимание, потому что координация распределения загрузки между ПТУ, техникумами, иными средними и начальными специальными образовательными учреждениями лежит на руководителях регионов. Это первое.
Очень важна профориентация начальных и средних специальных училищ, с тем чтобы они действительно готовили специалистов для своих предприятий.
Второе. Безусловно, нужно делать так, чтобы люди оставались работать на производстве. Эта задача, конечно, прежде всего к хозяевам, к собственникам. Но для того, чтобы жизнь была всё‑таки понятной и предсказуемой, важно соблюдать социальные стандарты. Мы говорили с работницами о том, как материнский капитал улучшить, о том, как пособия женщинам выплачивать и в каком размере. Это в принципе федеральная забота. Но есть тема детских садов. Фонд детских садов и в Смоленской области, к сожалению, недостаточен, у вас большая очередь, реально большая, даже больше, чем в других регионах, пропорционально, естественно, размеру населения. Нужно делать всё для того, чтобы либо эти детские дошкольные учреждения возвращались, либо создавались новые.
Вы мне сказали, что вы сейчас уже целую программу подготовили, надо её продолжать, но нужно следить и за существующим фондом детских дошкольных учреждений. Мы здесь рядом с библиотекой буквально проехали 50 метров – стоит детский сад. Он в каком состоянии? Крыша плохая, помойка какая‑то на территории – очевидно, что он не в надлежащем состоянии, надо в это вкладываться. Есть, конечно, здания, которые можно отреставрировать и в третью, и в четвёртую очередь, но это не касается ни детских садов, ни школ, потому что, если что произойдёт, Вы сами понимаете – ответственность будет на руководителе региона и на руководителях муниципальных образований. На это обратите самое пристальное внимание, Сергей Владимирович.
Надо, я ещё раз подчёркиваю, развивать и новые социальные рабочие места, и развивать в целом инфраструктуру поддержки рабочих профессий.
С.Антуфьев: Дмитрий Анатольевич, когда мы сегодня говорили с рабочими на ткацкой фабрике, было понятно, что мы утратили не то что героизацию рабочей профессии, мы, к сожалению, утратили систему авторитета рабочей профессии.
Мы стали анализировать, у нас 15 ПТУ в области, и только три ПТУ, которые имеют прямые договорные отношения с крупными предприятиями. И там выстраивается система, о которой сегодня женщины по наитию говорили: чтобы со второго курса пришёл молодой рабочий уже к станку.
Д.Медведев: Не по наитию – это производственная потребность. Потому что она мастер, она просто говорит, как ей нужно, чтобы люди приходили, в какое время.
Нужно делать так, чтобы люди оставались работать на производстве. Эта задача, прежде всего к хозяевам, к собственникам. Но для того, чтобы жизнь была понятной и предсказуемой, важно соблюдать социальные стандарты.
С.Антуфьев: Но есть проблема: ряд собственников, крупных предприятий выжидают, они считают, что это полномочия власти – подготовить рабочую смену. И вот здесь Вы правильно сегодня и поручили мне, что мы должны здесь выстроить прозрачные правила: у нас есть материальная база, у нас есть преподаватели. Но у вас, у собственников, есть потребность в рабочих руках – давайте выстроим партнёрские отношения. Тем более что сегодня материальная база есть, есть преподаватели, есть учебная база. И очевидно, что сегодня есть потребность в профессиях. Мы анализировали, кого мы готовим сегодня. У нас где‑то в среднем пять с половиной тысяч человек сегодня занимаются в системе ПТУ: 25 процентов готовят профессии сферы торговли, бытового обслуживания, общественного питания; 22 процента – это как раз металлообработка, механообработка; где‑то 11 процентов – строительные профессии и 11 процентов – сельскохозяйственные профессии. Сегодня нам очень важно поднять престиж сельскохозяйственных профессий: это трактористы, механизаторы и, конечно, станочники – то, о чём сегодня говорили мы с Вами на производстве. И я думаю, что мы, исходя из той задачи, которую Вы перед нами поставили, сможем выстроить договорные отношения, тем более у нас есть такая система, как Департамент службы занятости, который именно будет эту правовую договорную основу выстраивать. Если ты хочешь, я имею в виду собственника, получить хороших профессионалов, рабочих, то мы готовы подготовить эти профессии, но на взаимных условиях.
Д.Медведев: Да, я думаю, что, вне всякого сомнения, ответственность за подготовку специалистов рабочих профессий лежит и на работодателях. Это не только дело государства. В конце концов, это кадры для них, поэтому должны быть и прямые договоры с ними, их соучастие в модернизации ПТУ. Такая программа в нашей стране реализовывалась, просто нужно на это, может быть, ещё раз обратить внимание, нужно вернуться к ней.
Что, может быть, в Вашей власти и во власти, естественно, других руководителей регионов, – это вопрос рационализации сети начальных и средних специальных учебных заведений. Я убеждался в других местах; думаю, что похожая ситуация и у Вас, есть очень часто «перекрытия» по набору профессий в самых разных ПТУ, в техникумах, в других учреждениях среднего специального образования и начального специального образования. Почему? Потому что, допустим, есть пять ПТУ в городе или области, и каждый из них готовит строителей. Это не нужно, тем более что в одном из них нормальная база, а в другом – отвратительная, и они просто от безделья там маются. Поэтому нужно провести укрупнение такого рода учебных заведений, обратив внимание на то, что, если происходит подготовка по той или иной специальности – нужно добавить туда денег, допустим, купить какое‑то новое оборудование, но чтобы это было серьёзно. А в другом учебном заведении эту специальность закрыть, или присоединить это учебное заведение. То есть задача рационализации учебной сети – это ваша задача, и на неё тоже нужно обратить внимание.
С.Антуфьев: Дмитрий Анатольевич, мы просто вынуждены будем этим заняться, потому что сегодня сеть начальных профессиональных учебных заведений – на региональном бюджете, и мы должны просто выйти на оптимизацию количества учебных заведений и в том числе на оптимизацию профессий, которые сегодня востребованы. Уйти от параллелизма, от дублирования этих профессий.
<…>