В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы собрались в широком составе. В повестке – немало важных вопросов. Наша встреча обещает, во всяком случае я надеюсь, быть насыщенной и, убеждён, плодотворной. Тем более что состав Совета значительно обновлён, представляет практически все направления культурной сферы страны. Рад приветствовать наших новых коллег. Рассчитываю на ваше активное и содержательное участие в решении задач, которые стоят перед Советом.
Смотрите также
Сегодня День работника культуры. Поздравляю вас и всех, кто трудится на этом поприще, и благодарю за преданность своему делу, призванию. Деятели культуры – это не только известные «звёзды» первой величины. Это десятки тысяч сотрудников библиотек и домов творчества, музеев, театров и сельских клубов, детских школ искусств и профильных вузов, тех, кто хранит, развивает и передаёт бесценные знания об истории и традициях нашей страны.
Для сферы культуры в последние годы – много [или] мало, но я позволю себе сказать: кое-что сделано. Во всяком случае, существенно расширена гуманитарная составляющая процесса образования, новые возможности обрела наша уникальная отечественная система подготовки художников и музыкантов, обеспечена масштабная грантовая поддержка проектов творческих деятелей, в том числе молодых, начинающих. По итогам нацпроекта «Культура» построено и модернизировано свыше 3200 учреждений. Эта работа продолжится в рамках нового национального проекта «Семья».
Вместе с тем прошу Правительство обратить внимание на возможности и наших других долгосрочных программ развития, прежде всего нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Необходимо учесть задачу создания разветвлённой сети учреждений культуры и при формировании мастер-планов наших городов и посёлков, при подготовке проектов комплексного развития территорий.
Предлагаю включить показатели обеспеченности территорий учреждениями культуры в региональные нормативы градостроительного проектирования, а также проработать возможность внедрения механизмов льготного кредитования инвесторов, готовых строить и реконструировать культурно-досуговые объекты.
Инфраструктура в сфере культуры должна быть и достаточна по количеству, и содержательна по смыслам и доступна всем гражданам вне зависимости от места их проживания и уровня доходов. Люди должны с детства иметь возможность, что называется, встречаться с культурой – и не только в СМИ, в интернете, – в профильных учреждениях. Важнейшую роль здесь играет территория, где живёт человек, её облик и обустройство, в том числе состояние объектов культурного наследия.
Дополнительно
Здания и кварталы, имеющие историческую, архитектурную, художественную ценность, есть практически в каждом российском регионе, городе или посёлке, в наших сельских территориях. Все они не только память о наших корнях и традициях, предмет нашей национальной гордости и источник вдохновения – это ресурс духовного и экономического развития регионов и страны в целом. Достаточно упомянуть, что с возрождением наследия связано успешное развитие туризма, а это значит и развитие малого и среднего бизнеса, и создание новых рабочих мест.
Ещё раз повторю: культура напрямую влияет на решение многих вопросов социального и экономического характера и прежде всего на задачи воспитания подрастающих поколений граждан, которым предстоит определять будущее России.
Мы должны сделать всё, чтобы помочь молодёжи пронести через всю жизнь и передать своим детям любовь и уважение к Отечеству, его героям, истории и культурному наследию. Считаю это важнейшей миссией нашего Совета, в целом партнёрской работы государства и общества.
Давайте перейдём к повестке дня. С удовольствием передаю слово Карену Георгиевичу Шахназарову. Пожалуйста, Карен Георгиевич.
К.Шахназаров: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович! Здравствуйте, уважаемые члены Совета!
Я попытаюсь быть максимально лаконичным – есть несколько пунктов, которые хотелось бы изложить вам. То, что я скажу, это уже результат обсуждения нашим Советом идей, которые мы предлагаем Вашему вниманию, прежде всего организационно-функционального плана.
Мы предлагаем Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству переименовать в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре. Мысль очень простая: искусство является частью культуры, культура – это более широкое понятие, поэтому, по нашему мнению, более логично называть его «по культуре» и, наверное, это по грамматике более правильно.
Следующий вопрос тоже организационного плана, который обсуждался нами, и мы, в общем, единогласно пришли к этому решению. Естественно, Вы будете решать окончательно, насколько это целесообразно. Прежде всего я хочу поздравить – здесь присутствуют уважаемые лауреаты премий Президента, конечно, это очень почётно. И как раз в связи с этим у нас возникли такие предложения.
Предлагаем наделить правом выдвижения на премии Президента России, которым сегодня может воспользоваться любой, исключительно членов Совета и лауреатов госпремий России.
Мы столкнулись с тем, что несколько хаотично это происходит. И учитывая, что сегодня в Совете по культуре представлены действительно выдающиеся художники, мастера, которые представляют самые разные сферы культуры, нам показалось, что гораздо более будет ответственно, если именно они будут представлять кандидатов на премии Президента Российской Федерации.
Это касается только этих двух премий, которые Вы сегодня вручали. Госпремии сохраняют тот порядок, который есть. То есть члены Совета и лауреаты госпремий имеют право представлять на премии, которые Вы сегодня вручали. Такое предложение. Насколько оно Вам будет приемлемо, Вы решите.
Ещё одно предложение по премиям – подкорректировать название одной из премий Президента Российской Федерации: премию Президента Российской Федерации в области литературы и искусства «За произведения для детей и юношества» переименовать в премию Президента Российской Федерации в области культуры «За произведения и проекты для детей и юношества».
С чем это связано? Прежнее название более узкое: получается, что претендовать на премию могут только творцы. Но ведь есть ещё те, кто созданные писателем или художником произведения доносит до широкой аудитории, делает достоянием общества: издатели, библиотекари, организаторы выставок. Новая формулировка этот недочёт устраняет.
Такого организационного плана предложения для Вас, а Вы уже решите, насколько целесообразно их принимать или нет.
Третье. Я бы хотел обратить Ваше внимание на смену темпов, принципов работы Совета: она заметно активизировалась. На наш взгляд, действительно в Совете сегодня присутствуют художники, мастера культуры из самых разных областей с огромным опытом, с огромным художественным влиянием. Нам кажется, что Совет по культуре при Президенте Российской Федерации мог бы более широко освещаться.
Я так понимаю, что наша основная задача прежде всего знакомить Вас как Президента Российской Федерации с теми тенденциями, которые происходят в культуре. Российская культура – это явление большое, сложное, и в этом смысле, конечно, в определённой степени и высказывать какие-то свои позиции, опять согласовываясь с Вашим мнением по поводу того, какие тенденции надо поддерживать в культуре.
Разумеется, Совет при Президенте Российской Федерации, на наш взгляд, не должен дублировать органы власти: Министерство культуры и другие органы власти, работающие с культурой. Но какое-то, мне кажется, более активное участие в делах культуры, на наш взгляд, Совет мог бы выполнять. В этом смысле я думаю, что нам, конечно, всем интересно было бы узнать Ваше мнение: что конкретно в большей степени Вы хотели бы, чем бы Совет помогал Вам в этой области.
И последнее, о чём я не могу уже не сказать. Я дважды с Вами на этот счёт имел беседу: один раз на Совете по культуре, другой раз в нашей личной беседе, если Вы помните. Насколько я помню, Вы поддержали эту идею – введения в обязательную школьную программу кинематографа, прежде всего, конечно, нашего классического кинематографа.
Я думаю, что это очень важная всё-таки идея, которая будет способствовать и художественному, и патриотическому воспитанию нашей молодёжи. Учитывая, что кинематограф для меня – человека, в общем, выросшего на литературе… Действительно, это сегодня важнейшее искусство, которое оказывает колоссальное, огромное влияние на наше общество, и прежде всего на молодёжь.
Поэтому всё-таки, мне кажется, это правильно было бы сделать. Вы поддерживали эту идею, но пока это никак не реализуется. Хотелось бы, чтобы всё-таки в какой-то степени подтолкнули эти решения.
И здесь, конечно, очень важно, чтобы это было именно кинообразование. Я имею в виду, что в школе проходят литературу – Пушкина, Гоголя, Достоевского, то есть это не вполне развлечение, поэтому мы должны относиться к кинематографу как к способу именно образования нашей молодёжи. Я наблюдаю сейчас очень много дискуссий: разные министерства готовят список фильмов, которые должны быть показаны, в своё время и Владимир Ростиславович [Мединский] готовил такой список, и это тоже вызывает какие-то дискуссии.
Мне кажется, важно, чтобы и Совет по культуре всё-таки принимал участие в утверждении, формировании такого списка. Тем более что в нашем Совете вообще выдающиеся кинематографисты: и Михалков сидит, и прекрасные знатоки кино – и Константин Эрнст, и Олег Добродеев, да и другие. Мне кажется, [необходимо] в рамках нашего Совета создать какую-то комиссию, которая бы тоже принимала участие в формировании, может быть, 100–150 фильмов, которые были бы показаны в школе именно в качестве обязательной программы.
Мне кажется, важно это тоже не бюрократизировать, поскольку это очень важный момент. Прямо надо сказать, что большая часть молодого поколения выращена не на российском кинематографе и уже не на советском. Как говорится, это тоже становится проблемой, потому что всё-таки кинематограф сильно влияет на воспитание, формирование мировоззрения молодого человека.
Поэтому мне казалось бы важным, чтобы в результате была подчёркнута необходимость вообще форсирования создания такой школьной программы и введения в школах, тем более технически это не так сложно. Сегодня можно и домашние кинотеатры оборудовать в школах, и подготовить людей, которые будут вести эти программы. Во всяком случае, мне представляется необходимым форсировать этот процесс.
Пожалуй, в быстром режиме это всё, что я хотел Вам сказать.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Карен Георгиевич, по поводу школьной программы: конечно, нужно всё внимательно посмотреть, взвесить и со специалистами поговорить. Всё, что Вы сказали, – это всё, конечно, заслуживает самого пристального внимания.
Вместе с тем хочу отметить, что мы продолжали в прошлом году поддерживать кинематограф, оказывать ему всестороннюю помощь. Завершено производство 298 национальных фильмов, запущен в производство 151 национальный фильм. Это практически всё при поддержке Минкульта.
В прокат вышло 214 российских фильмов, из них 54 тоже при поддержке Минкульта. Кассовые сборы составили 36 миллиардов рублей, а количество зрителей российских фильмов увеличилось на десять процентов – хороший темп, аудитория составила 100 миллионов человек. Поэтому движение вперёд у нас есть, оно заметное.
Что касается школы: конечно, это очень эффективный, на мой взгляд, способ донести нужную информацию, нужный контент до людей в целом, для молодых людей в частности. Об этом точно нужно подумать.
Спасибо большое.
Пожалуйста, Иванов Николай Фёдорович, Союз писателей России.
Н.Иванов: Уважаемый Владимир Владимирович!
27 февраля состоялся съезд Союза писателей России, ставший, по сути, объединительным для всех творческих сил в области литературы. Мы нацелены на это, готовы к диалогу с другими творческими объединениями. Есть то, что мешает? Да.
Первое – в стране отсутствует внятное позиционирование как литературы, так и книжной отрасли. С 2004 года проблемы литературы вычленили из Министерства культуры и передали сначала в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, а через 16 лет – Минцифры.
В центре мы ещё как-то справляемся, а в регионах литературные силы расчленены по разным ведомствам: культуры, печати, управления внутренней политики, национальных отношений и тому подобное. Система взаимоотношений «литератор – общество – власть» в стране, к сожалению, оказалась разбалансированной.
Пути решения: необходимо вернуть всё, связанное с литературным процессом, под эгиду Министерства культуры. Это вопросы книгоиздания и их продаж, литературных фестивалей и премий. Писатели должны работать в тесной связке с художниками-иллюстраторами, драматургами, киносценаристами, оставшимися при Минкультуры. Книга должна вернуться из цифры в букву и в культуру.
Второе – книгоиздание и книготорговля. Вы, Владимир Владимирович, не раз подчёркивали, насколько важны сегодня книги о героях. Но по количеству книжных магазинов Москва проигрывает уже всем европейским столицам, а в том же Новокузнецке в 2024 году работало всего три книжных магазина, в Томске – четыре, в Ханты-Мансийске – один.
Да, на культуре не зарабатывают, с ней ровно всё наоборот: это она обогащает. Книжные магазины с арендой по коммерческой ставке не выживают, если не аффилированы с издательствами, но это уже не честная конкуренция, а монополия на книгу.
Пути решения. В 2019 году Госдума в первом чтении приняла законопроект Минкультуры, разрешающий организациям культуры, библиотекам, музеям предоставлять в аренду часть своих свободных помещений для размещения там книжных магазинов, и не только, кстати, учреждениям культуры. Но после первого чтения к законопроекту больше почему-то не вернулись. Может, законодатели всё же дадут ему вторую жизнь?
Вопрос об издательствах. В стране осталось единственное государственное издательство – «Художественная литература», которое сейчас практически не функционирует. Убеждены, для пользы общему делу его можно и нужно вернуть Союзу писателей России, чтобы на его базе мы могли издавать первую книгу молодого автора, книги и журналы для детей и юношества, книги о героях СВО и так далее.
Третий вопрос – образование в области литературы. Только что состоялся выезд молодых писателей на Донбасс. Десятки членов Союза писателей России воюют на фронте, восемь писателей погибли, один пропал без вести, в наших рядах – три Героя России. Говорю об этом, чтобы развеять сложившееся в обществе мнение, будто культура сбежала из страны.
Мы ищем творческих людей среди участников спецоперации, провели четыре фронтовых набора в Союзе писателей из числа тех, кто начал заниматься творчеством на фронте. Однако этого недостаточно.
Сегодня всё более значимую роль в области высшего литературного образования должен играть Литинститут. В 2014 году распоряжением Правительства он был передан Минкультуры, что очень разумно. Сегодня из его стен должны выходить мастера, сопоставимые с именами Юрия Бондарева и Бориса Васильева, другими представителями «лейтенантской прозы».
Мы видим, как успешно действует программа «Время героев», запущенная Сергеем Владиленовичем Кириенко, по подготовке управленцев нового формата. Почему не перепрошить таким же образом работу Литинститута, чтобы он стал нравственным и творческим ядром будущей литературы, открыл возможности в том числе и для писателей-фронтовиков?
Убеждены: у института должен появиться наблюдательный совет, утверждающий ректора и образовательную программу. Осуществлять в определённой степени кадровую политику, формировать совет совместно с Министерством культуры должен и Союз писателей России как главное литературно-экспертное сообщество страны. Для этого необходимо поручение о внесении изменений в положение устава Литературного института.
Уже сейчас мы совместно с Институтом исторической памяти, Российским военно-историческим обществом приступили к работе над многотомником о зверствах нацистов как в годы Второй мировой войны, так и в период проведения СВО, в том числе и для этого нам нужны возможности, о которых я сказал выше.
Резюмирую: для кратного усиления нашей творческой работы прошу рассмотреть возможность и вернуть Союзу писателей России издательство «Художественная литература», всю литературную отрасль передать в ведение Министерства культуры, где уже находится институт, в работе которого мы должны принимать самое активное участие.
Завершая выступление, от имени писателей России хочу выразить искреннюю благодарность за Ваше распоряжение о возврате Союзу писателей России имущества и в определённой степени организационных и финансовых возможностей, которыми обладал Союз писателей СССР. По сути, впервые за 30 лет у писателей ничего не отобрали, а дали да ещё двумя руками. Это беспрецедентное решение, решение прорывного действия, дающее литературному процессу надежду на развитие, а в регионах – чёткие ориентиры.
Мы испытываем не только удовлетворение от внимания государства, но и осознаём меру ответственности за него, потому что 13 лет назад уже проходило литературное собрание, на котором планировалось объединить все писательские силы страны. К сожалению, тогда этого не случилось, а союзы и ассоциации стали плодиться в ещё большем количестве. С началом СВО они вдруг затаились – мы же сделали заявление в поддержку армии и о своей позиции государственников.
Сейчас, вновь запуская объединительный литературный процесс, подтверждаем: в России три союзника – армия, флот и Союз писателей России вместе с Советом по культуре и искусству.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Ольга Борисовна, можете прокомментировать?
О.Любимова: Владимир Владимирович! Дорогие коллеги!
Я убеждена, что Литературный институт, конечно, готов к сотрудничеству и с радостью будет взаимодействовать с Союзом писателей. Более того, это, возможно, новые перспективы и для будущих писателей, для ребят, которые там учатся. Это великолепное, намоленное здание в самом центре Москвы. И я уверена, что впереди нас всех ждёт плодотворное сотрудничество.
В.Путин: Понятно.
А с точки зрения передачи в Ваше ведомство – я попрошу потом и Татьяну Алексеевну [Голикову] тоже высказаться – всего, что связано с книгой?
О.Любимова: С точки зрения издательского дела, действительно, у Министерства культуры, в наших полномочиях, нет этих обязанностей. Мы контролируем наши выдающиеся восемь библиотек и благодаря национальным проектам реконструируем, реставрируем, модернизируем наши библиотеки в регионах. Компетенции у нас есть, но, конечно, нужны согласования и совет с нашими коллегами из Минцифры, поскольку у них, мне кажется, также есть свой план по развитию этой отрасли.
В.Путин: Татьяна Алексеевна, а Вы как думаете?
Т.Голикова: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Конечно, литература – это часть культуры по большому счёту, и конечно, по логике всех процессов и действий это должно быть в Министерстве культуры. Но в своё время при реорганизации Роспечати было принято решение, что эта часть уходит в Министерство цифрового развития и связи.
Здесь, наверное, нужно нам с коллегами отработать, потому что, как справедливо сказала Ольга Борисовна [Любимова], наверное, у них есть какие-то свои планы. При Вашем поручении, конечно, мы это отработаем и Вам доложим наши предложения.
В.Путин: Да. Давайте так и сделаем. Потому что, конечно, у России не только армия, флот и литература, но и кинематограф тоже, это наш союзник. Достаточно посмотреть фильмы о войне, и будет очевидно, что это так и есть. И многие другие виды искусства. А музыка разве нет? Достаточно вспомнить Шостаковича и его симфонию в блокадном Ленинграде. Это всё союзники нашей страны, России.
Но практические вопросы организационного характера давайте пообсуждаем. Я соответствующее поручение подготовлю и попрошу вас тоже с Председателем Правительства посоветоваться, поговорить на этот счёт.
Спасибо большое.
Пожалуйста, Дмитрий Олегович Швидковский, Московский архитектурный институт.
Д.Швидковский: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Архитектура – это тоже культура, культура в металле, в камне, и она на века, как Петербург – главное для архитекторов творческое достижение за всю историю России. Сегодня нам это очень важно. Необходимо установление статуса зодчества как деятельности именно творческой и, как следствие, создание условий для защиты прав и заказчиков, и архитекторов, и граждан от непрофессиональной деятельности, чтобы без подписи и авторского контроля архитектора города ничего нельзя было построить. Тогда мы получим разумный баланс в этой области. Или мы будем зависеть от личного вкуса конкретного чиновника.
Стратегической задачей является регулирование архитектуры и градостроительства как профессиональной творческой дисциплины на государственном уровне. Для этого очень важно расширение конкурсной системы проектирования, то есть выбор лучших архитектурных решений, а не наименьшей цены, как это сейчас часто происходит, и конечно, определение авторских прав архитекторов, выигравших конкурсы.
Кроме того, [необходима] поддержка архитектурного образования не только как технического, но прежде всего художественного с опорой на его классические российские формы, признанные эффективными и уникальными во всём мире. Такое положение может быть высказано, архитектор города должен быть независим, как судья, возможно, избираться депутатами, но не назначаться и не подчиняться стройкомплексу. Это и есть судья в масштабах города и, наверное, истории.
Будущие поколения будут судить нас по тем зданиям, которые мы им оставим, и тому, что мы сохраним из вековой красоты городов и сёл России.
Мы часто слышим выражения «нарышкинское барокко», «елизаветинское барокко», «екатерининский классицизм», «николаевский классицизм». А что останется после нас? Эпоха «человейников»? Какими выражениями и эпитетами будут характеризовать архитектурное наследие нашего времени? Хотелось бы, чтобы положительными. И время наше, и страна наша, кажется, этого заслуживают.
Хотел бы просить Вас поручить Совету разработать проект указа о повышении роли архитекторов в реализации государственной политики по сохранению и развитию самобытности отечественной архитектуры и градостроительства. Мы готовы работать над проектом этого указа, чтобы представить его Вам.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Современные способы строительства, современные материалы, конечно, дают возможность для творчества совершенно особого рода. Каждая эпоха, Вы правы, оставляет что-то в памяти народной надолго: и так называемая сталинская застройка, и, как в народе говорят, «хрущобы» и так далее. Всё это с нами живёт до сих пор. От чего-то приходится избавляться. Вот в Москве большой проект реновации жилья. Очень бы хотелось, чтобы и этот проект, и другие подобные, да и просто новое строительство, чтобы оно действительно оставалось и шло с поколениями в будущее – но оставалось как память о нашей эпохе.
Я услышал то, что Вы сказали. Спасибо большое.
И конечно, что касается защиты от непрофессиональной деятельности, это тоже очень важно. Знаю это ещё по Питеру, там у нас были строгие решения, которые стояли на страже принятия непрофессиональных решений и сохранения наследия, которое досталось от прошлого.
Спасибо.
Пожалуйста, Эдгард Вальтерович, Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.
Э.Запашный: Владимир Владимирович, спасибо большое за предоставленную возможность. Позвольте мне как человеку, посвятившему себя работе в цирковом искусстве, обратить Ваше внимание на несколько важных вопросов, касающихся нашего вида деятельности.
Вы знаете, практически сразу после окончания обучения в Государственном цирковом училище 50 процентов выпускников уезжает работать на иностранные круизные лайнеры и всякие варьете-шоу. Всё это происходит из-за отсутствия возможности заключения контрактов ещё на этапе обучения будущих профессиональных артистов. И фактически мы бесплатно, а точнее, за бюджетные средства готовим кадры для всего мира, лишая наших собственных зрителей качественных шоу.
Для решения этой проблемы я предлагаю разработать и внедрить систему трудовых контрактов с артистами по аналогии со спортом: это заключение трудовых контрактов ещё на этапе поступления и обучения будущих профессиональных артистов буквально с первого курса и на достаточно приличный срок, проработка на законодательном уровне вопросов, связанных с особенностями регулирования труда цирковых артистов. Надеемся на такое поручение.
Точно такие же проблемы испытывает наше оперное и балетное искусство. В разговоре со мной это подтвердил народный артист России, ректор Академии русского балета имени А.Я.Вагановой Николай Максимович Цискаридзе.
Вы знаете, этот вопрос не всегда вокруг оплаты труда. Дело в том, что многие недобросовестные люди просто пользуются этой возможностью для того, чтобы обучаться за государственный счёт, а в дальнейшем… Кого-то тянет романтика, кто-то изначально строит планы по переезду, и этим очень хорошо научились пользоваться крупные культурные иностранные площадки и компании, которые не сотрудничают с нами напрямую, а просят увольняться артистов, чтобы не компенсировать наши затраты и наше время на их подготовку.
Почему я провёл аналогию со спортом? Потому что выпускники школы футбольного «Зенита», «Спартака» имеют возможность поехать за рубеж и поиграть за иностранные клубы. Только иностранные клубы будут компенсировать затраты и войдут в прямые отношения со структурами, у которых есть контракты.
Здесь же мы работаем по обыкновенному трудовому договору. Я как директор цирка, естественно, подписываю заявление, и в течение двух недель человек спокойно переезжает или уезжает, куда он хочет, тем самым ставя иногда под угрозу выступления своих коллег. В моём случае большой «Воздушный полёт», который строится два-три года, – [в этом номере] от одного человека может зависеть работа всех артистов на протяжении следующих лет. Один ушёл, и рычагов для удержания этого человека для отработки, например, контракта, который предусмотрен на следующие полгода, у меня, к сожалению, нет. Это очень важный вопрос. Я ещё раз повторю: Цискаридзе вообще предлагает отработку следующих трёх лет после обучения, Николай Максимович такое предлагал.
Хочу отметить, что наш Совет по культуре благодаря Вам, Владимир Владимирович, и назначенному Вами Владимиру Ростиславовичу Мединскому начал совершенно по-другому работать. Многие вопросы мы стараемся решить самостоятельно. Хочу поблагодарить своих коллег. Я собирался поднять эту тему на совете, но они узнали об этом, и все члены нашего президиума обратились на имя главы Правительства с предложением, чтобы по «Пушкинской карте» можно было бы ходить и в цирк тоже.
На сегодняшний день действие «Пушкинской карты» не распространяется на цирковое искусство. Наши молодые граждане почему-то могут посещать какие-то частные музеи, Музей мороженого – был такой прецедент, – коммерческие выставки, а цирки, как главное место, куда исторически ходят всей семьёй, до сих пор нельзя. Поэтому хочу сказать большое спасибо своим коллегам.
Владимир Владимирович, Вы в Послании Федеральному Собранию указывали на необходимость расширения программы «Пушкинской карты». Надеюсь, что с Вашей помощью это может разрешиться, ведь это актуально прежде всего для новых территорий, где «Пушкинская карта» также введена.
Цирки играют большую роль в социальной адаптации детей, молодёжи к мирной жизни, воспитывают любовь к Родине, бережное отношение к животным, обладают высоким просветительским потенциалом и показывают целостность нашей командной работы.
Одновременно с этим я предлагаю проработать вопрос создания на базе домов культуры на новых территориях многофункциональных культурных центров, где можно было бы давать в том числе и цирковые представления. Это поможет сделать культурную жизнь в регионах более разнообразной.
Хочу поблагодарить в Вашем присутствии своих цирковых коллег: на протяжении двух лет работает Луганский цирк, полгода уже работает Донецкий цирк. У нас выстроилась целая очередь из коллективов, мечтающих побывать на новых территориях и поработать для наших граждан.
В завершение хотел бы поднять ещё один вопрос, который касается культуры в целом. Речь идёт об артистах, которые сразу после начала специальной военной операции уехали за границу, оттуда позволяют себе откровенно клеветнические высказывания в адрес государства, народа, а также в адрес наших Вооружённых Сил. Многие из них почему-то всё ещё носят звание заслуженного, народного артиста России, были отмечены в своё время высокими государственными наградами, премиями в области культуры.
Я предлагаю разработать механизм лишения присуждённых государственных наград и званий, ведь надо защитить высокое государственное звание от дискредитации этими негодяями.
И в конце позвольте отметить, что для развития циркового искусства Правительством Российской Федерации – в моём случае правительством города Москвы – проделана большая работа, и мы, артисты цирка, благодарим за это.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо большое.
Вы упомянули Донецкую Народную Республику, про Новороссию сказали. В 2024 году 20 коллективов из ЛНР, ДНР посетили более 100 городов России: от Северного Кавказа до Дальнего Востока. Для них это тоже большая возможность творческого роста и возможность познакомить граждан России, проживающих в других регионах, со своим творчеством, этому будем уделять отдельное внимание.
Что касается расширения возможностей «Пушкинской карты» – конечно, посмотрим обязательно.
По поводу людей, которые заканчивают учебные заведения, как Вы сказали, бесплатно, а потом уезжают или ведут себя как-то недобросовестно. Здесь можно административно, конечно, вводить определённые ограничения, обязательства и так далее. В каких-то случаях это, наверное, обоснованно, но в целом нам нужно просто создавать условия для людей, хорошие условия, чтобы у них не было желания никуда уезжать. Это наша задача, задача государства, которое здесь явно где-то и в чём-то недорабатывает, задача руководителей различных учреждений культуры в данном случае, чтобы у нас везде всё было достойно, на самом хорошем, высоком уровне и чтобы «тиграм мяса додавали», чтобы всё было у нас здесь в рамках заявленных нами стандартов и правил.
Но тем не менее за предложение спасибо, обязательно посмотрим. В некоторых случаях это действительно оправданно, Вы правы, надо только очень аккуратно к этому относиться.
Спасибо большое.
Пожалуйста, Александр Сергеевич Рыжинский – Российская академия музыки имени Гнесиных.
А.Рыжинский: Уважаемый Владимир Владимирович!
В 90-е годы, когда начинался мой путь профессионального музыканта, очень часто шутили: поступил в творческий вуз – найди себе сразу, заранее, место в подземном переходе. Была очень большая опасность, что молодой музыкант просто не найдёт себе работу. За последние 20 лет благодаря Вашему постоянному вниманию к сфере культуры, конечно, ситуация очень сильно изменилась, и сегодня творческий человек может максимально реализовать свой потенциал. Мы видим постоянно растущий спрос на настоящие таланты в нашей стране.
Однако есть и нюансы, и эти нюансы в том числе связаны с ростом числа тех вузов, в которых реализуются творческие программы. Одно дело, когда такие вузы возникают на базе училищ искусств, и совсем другое, когда буквально в любом непрофильном вузе можно открыть творческую специальность только потому, что эта специальность очень востребована и на ней можно заработать.
Я не совсем понимаю, как это быть музыкантом, который окончил некий Московский гуманитарный университет или Донской государственный технический университет. А как стать опытным хореографом по окончании Самарского государственного социально-педагогического университета или негосударственного гуманитарного университета? Или как найти себя в профессии актёра с дипломом Российского государственного гидрометеорологического университета или Московского архитектурно-строительного института?
То есть в результате вместо того, чтобы сосредоточиться на воспроизводстве тех кадров, которые они обязаны выпускать, то есть метеорологов, строителей, инженеров и так далее, эти вузы заботятся только о зарабатывании денег, и в итоге это влечёт просто ужасное перепроизводство никому ни на что не нужных кадров.
Последние 12 лет Минкультуры России ведёт, не побоюсь этого слова, борьбу с Минобрнауки за свои творческие специальности. Знаю точно, что существовали договорённости в 2017–2019 годах между министерствами о взаимном сокращении непрофильных специальностей. Я сам был на этих совещаниях, участвовал, поэтому знаю, что это было.
Также знаю, что Минкультуры свои обещания сдержало, а Минобрнауки не только не сократило непрофильные для них творческие специальности, но даже увеличило количество выпускающихся из стен этих вузов таких так называемых творцов, вместо того чтобы просто раз и навсегда запретить реализацию творческих специальностей в непрофильных вузах – а ежегодно из этих вузов выходят сотни и даже тысячи таких псевдоспециалистов, просто искалеченных молодых людей с весьма низкой подготовкой, совершенно неконкурентоспособных. И если такие недоспециалисты со своей недоквалификацией не найдут себе работу, ради которой они тратили время и часто деньги, то в условиях гиперпроизводства таких кадров мы, конечно, создаём потенциал для социальной напряжённости.
Уважаемый Владимир Владимирович, поскольку, несмотря на все совещания, межведомственные заседания, мы так и не можем решить вопрос с запретом реализации творческих специальностей в непрофильных вузах, от лица всего Совета по культуре мы обращаемся к Вам с просьбой дать нам соответствующее поручение.
Спасибо большое.
В.Путин: Да, я с Вами в этом смысле полностью согласен. У нас даже наши признанные высшие учебные заведения в этой сфере готовят достаточное количество специалистов, людей молодых и талантливых. И то есть вопросы с трудоустройством, правда? Понимаем это. Поэтому там, где и когда этим занимаются непрофильные учебные заведения, нужно с этим точно разобраться. И это в поручении, безусловно, будет сформулировано.
Большое спасибо.
Вы знаете, я посмотрел на состав, ещё раз посмотрел на состав нашего совета. И у меня вопрос к Прилепину Евгению Николаевичу, который занимается организационно-техническим центром по работе с обращениями граждан и организаций.
Евгений Николаевич, на что хотели бы обратить наше внимание, анализируя работу с этими обращениями?
Е.Прилепин: Есть, Владимир Владимирович, одна очень болезненная тема, если уж спросили, то я скажу об этом, – тема ротации тех военнослужащих, которые ушли на фронт раньше всех. Это самая частая тема, самая болезненная тема. Мы уже все слова истратили, которые у нас были на душе, чтобы успокоить матерей, ближайших родственников, жён и так далее, потому что три года без детей, без жён – даже с отпусками – это тяжело.
В.Путин: Понятно.
Вы занимаетесь этим вопросом практически профессионально, знаете, что там происходит, и Министерство обороны над этим думает. Конечно, этот вопрос стоит остро. Безусловно, его не забываем. Но исходить будем из реалий, которые складываются на линии боевого соприкосновения.
Е.Прилепин: Я, конечно же, понимаю, я сам военнослужащий, я всё понимаю. Тем не менее Вы спросили, я ответил.
В.Путин: Я знаю. Многие из них стали реально профессиональными военными, и уже их никто не называет какими-то «мобиками» и так далее. Они полноценные боевые единицы, и они работают как профессионалы рядом со своими боевыми товарищами из профессиональных воинских коллективов, таких как морпехи, как десантно-штурмовые подразделения, как те, кто занимается серьёзными военными технологиями в области беспилотной авиации, в области артиллерии, контрбатарейной борьбы и так далее.
Но у меня, скорее всего, был вопрос к Вам как к писателю: может быть, в этой части есть какие-то соображения и контакты с людьми?
Е.Прилепин: Как у писателя у меня следующий вопрос. Он касается «смычки», собственно говоря, театра и современной литературы, в том числе современной актуальной литературы, посвящённой в том числе теме СВО, потому что во все времена русский театр был не только хранителем традиций, но и местом непосредственной реакции на самые болезненные, самые злободневные темы. Я напоминаю, что и Островский в XIX веке, и Чехов, и Горький, когда писали свои драмы, они ставились немедленно, и даже Михаил Афанасьевич Булгаков в сталинские времена.
Сегодня у нас не всё так просто, и театр львиную долю времени посвящает осмыслению прошлого. Мне хотелось бы в свете выступления моего коллеги Иванова, чтобы у Российского союза писателей, у наших драматургов был один театр, где мы сможем ставить те пьесы, которые касаются сегодняшнего дня и которые пишут сегодня в живом режиме наши коллеги.
У нас в Москве только 90 театров. Если бы у писателей был один свой театр, это, конечно же, существенно облегчило бы наши заботы.
Кроме всего прочего, мой опыт работы в театре – это ещё и место встречи тех ребят из числа военнослужащих, которые имеют отношение к культуре, которые возвращаются. У меня во МХАТе была такая история: ребята приходили, у нас собирались, мы проводили дни рождения Александра Захарченко, нашего командира, и так далее.
В общем, я хотел бы попросить рассмотреть вопрос театра для писателей.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Мы с вами знаем хорошо, что столько государственных, муниципальных, региональных театров, как в России, нет ни в одной стране мира, просто нет нигде, там везде практически частные театры – за редким исключением, за исключением каких-то мировых грандов. Надо посмотреть тем не менее, подумать надо. Я поговорю с коллегами. Можно что-то профилировать, может быть. Надо подумать на этот счёт.
По поводу того, что у нас какие-то сложности – я первый раз слышу – с постановками современных авторов: но это связано не с государственной политикой, уверяю Вас, честно, ничего подобного нет.
Вы сказали, во все времена можно было ставить легко. Ну не легко, а по-разному было. Помните известную шуточку? Везде говорят: вылетит слово – не поймаешь. А у нас: догонят, поймают и посадят. Это было в нашей истории, и довольно часто. И во времена Николая I – батюшка Тихон будет сейчас защищать Николая I, – но там было, в те времена, и запрещали как раз, и всё это делалось.
Поэтому мы должны всё это просто учитывать. Если чего-то не хватает – я исхожу из того, что Вы говорите, что есть, конечно, и того, что Вы чувствуете, – то надо здесь посмотреть, что сделать для того, чтобы всё функционировало должным образом. Я попрошу, конечно, коллег, они меня слышат, присутствуют тоже на нашем мероприятии, попрошу тогда на это отреагировать.
Спасибо.
Е.Прилепин: Спасибо.
В.Путин: Благодарю Вас.
Коллеги, кто ещё хотел бы что-то сказать по темам наших обсуждений?
Пожалуйста, Артём Геннадьевич.
А.Демидов: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В продолжение темы сохранения памятников архитектуры я бы хотел обратить ваше внимание на вопиющие преступления, которые сегодня совершаются боевиками киевского режима и их пособниками против нашего культурного наследия на территории курского приграничья. Речь о целенаправленном уничтожении, разграблении, осквернении объектов, которые веками хранили память поколений, историю и душу нашего народа.
6 августа 2024 года, в день вторжения ВСУ в Курскую область, первый же танк, пересёкший нашу границу, открыл огонь по очевидно невоенной цели – по Свято-Николаевскому Белогорскому монастырю, святыне, расположенной в местечке Горналь, основанной ещё в XVII веке. А совсем недавно, 14 марта, отступая из Суджи, оккупанты нанесли целенаправленный ракетный удар по зданию Суджанского краеведческого музея – памятнику архитектуры XIX века. К несчастью, под обломками здания погибла смотритель музея Алла Александровна Андреева – женщина 66 лет, проведшая семь месяцев в оккупации.
Вместе с музеем, вероятно, утрачены бесценные археологические артефакты. Это свидетельство существования в Нижней Судже раннеславянской цивилизации VI–VII веков. Они либо похищены отступившим врагом, либо погребены под руинами здания.
Совместно с Национальным центром исторической памяти, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры и правительством Курской области сейчас формируется «Белая книга» разрушенных объектов. Зарегистрировано 49 атакованных памятников архитектуры, и, к сожалению, список продолжает расти. Каждая строка в «Белой книге» – это одновременно и боль, и призыв к действию.
Но есть и надежда: вокруг этой проблемы объединяется наше российское культурное сообщество. Так, при поддержке Российского военно-исторического общества, Министерства культуры России, федеральных музеев, деятелей культуры, таких, например, как мои коллеги по Совету Игорь Матвиенко, Игорь Крутой, собираются средства на восстановление мемориалов Великой Отечественной войны, пострадавших памятников архитектуры, музеев.
Верующие Русской православной церкви готовы внести свой вклад в святое дело восстановления разрушенных храмов. Об этом мы говорили на недавней встрече со Святейшим патриархом Кириллом.
Сейчас, Владимир Владимирович, по Вашему поручению формируется государственная программа восстановления пострадавших территорий. Хотел бы попросить, чтобы в рамках этой программы отдельное внимание было уделено восстановлению пострадавших объектов культурного наследия и учреждений культуры.
Владимир Владимирович, в Великую Отечественную войну чрезвычайная государственная комиссия уже с 1942 года документировала злодеяния фашистов, в том числе факты уничтожения культурного наследия народов Советского Союза. Собранные свидетельства, как известно, легли в материалы Нюрнбергского процесса. Так и сегодня удары по нашим памятникам – это не только война с историей России, с русской культурой и памятью, но и умышленное преступление против мирового культурного наследия.
Прошу Вашего поручения установить все факты подобных преступлений, а также предать их международной огласке, чтобы весь мир в очередной раз увидел истинное лицо неонацизма XXI века.
Что же касается Курской области, то за полтора месяца работы в регионе я смог лично убедиться и в силе духа, и в несгибаемой твёрдости курского характера, и, главное, в беззаветной любви жителей пограничья к родному краю. Здесь никто не сомневается в скорейшей победе, в восстановлении разрушенных территорий. Временно покинувшие свои дома люди больше всего на свете хотят вернуться домой. Сделать для этого всё возможное – дело чести для нас.
Спасибо большое за внимание.
В.Путин: Артём Геннадьевич, прежде всего спасибо Вам за то, что Вы подняли эту тему, спасибо за Вашу работу в качестве заместителя председателя правительства Курской области.
Уверен, что мы всё восстановим. На это будут выделены все необходимые средства. И тех людей, которые там живут, мы, безусловно, не оставим без внимания. Вы знаете по поводу решений, которые были приняты в отношении соответствующих выплат.
А та тема, которая Вами поднята, должна быть рассмотрена отдельно. С этим, безусловно, я полностью согласен. К сожалению, после того как наши войска, наши ребята выбивают противника из населённых пунктов, уходя, он разрушает объекты промышленности, энергетики и культуры. Даже когда уже выходят, бьют целенаправленно по объектам культурного наследия и по духовным центрам. Совсем недавно военные докладывали: несколько десятков снарядов положили в одну из церквей, после того как вынуждены были бежать из населённого пункта.
Все эти злодеяния, безусловно, фиксируются Следственным комитетом, Генеральной прокуратурой, и всё, что можно будет сделать для того, чтобы покарать этих преступников, будем делать. Некоторые уже оказываются в наших руках и преданы суду. Так будем и дальше поступать.
Но предусмотреть восстановление этих объектов культуры, безусловно, нужно заранее. Обязательно это будет одним из пунктов поручения, которое будет сформулировано по результатам нашего обсуждения.
Пожалуйста, кто ещё? Прошу Вас.
С.Митрофанова: Владимир Владимирович, здравствуйте!
Зрители сегодня очень активно, как Вы и отметили, посещают концерты, спектакли, театрализованные шоу, но есть объективные ограничения. Мы как бизнес открыть 20 новых площадок или реновировать сможем за десять лет. Если бы у нас была возможность пользоваться субсидированием кредитных линий, таких цифр можно было бы достичь за три года. Речь не только о строительстве с нуля, что само по себе достаточно долгий процесс, но и о реновации существующих объектов.
Пути решения очень простые: предоставить бизнесу возможность брать кредиты по таким же льготным ставкам, какие даются на строительство гостиниц, к примеру. Для этого есть уже и законодательная база, и этот механизм работает. И в этом случае бизнес будет сам строить такие объекты, ими управлять. Это и экономия для бюджета на этапе строительства, а дальше – на этапе содержания этих комплексов.
Также мы просим рассмотреть включение объектов театрально-концертного назначения в перечень обязательных объектов для комплексного развития территорий, так называемого КРТ, о чём Вы говорили уже сегодня.
Когда сегодня создаётся план развития территорий, туда закладываются очень важные и, безусловно, необходимые объекты: поликлиники, школы, садики, – но никто не учитывает в жилых кварталах учреждения культуры: театры, концертные залы. Этим также можно загрузить застройщиков.
На мой взгляд, эти два шага, реальных шага, позволят строить новые учреждения культуры, не создавая при этом дополнительную нагрузку на бюджет. Мы со своей стороны готовы быть движущей силой: и развивать отечественную культуру, и внедрять новаторские подходы.
В данном случае мы просим не денег, а предлагаем инвестиции в будущие индустрии. Развитие концертных и театрально-музейных площадок – это и рост экономики, и новые рабочие места, и доступная культура, и качественный зрительский опыт, о котором говорили коллеги до этого.
Спасибо.
В.Путин: Софья Тристановна, так можно сделать, конечно. Это точно не будет нагрузкой на бюджет, но это будет нагрузкой на граждан, конечно. Потому что подрядчик всегда в конечном итоге всё будет закладывать в конечную цену квадратного метра жилья в том или другом микрорайоне. Но всё это тем не менее можно посмотреть.
А что касается того, почему не закладывается это строительство в комплексный план развития территории, – видимо, до сих пор считалось, что без этого можно жить. Без поликлиники, без детского сада нельзя, а без объекта культуры, без концертного зала можно. Можно куда-то поехать, послушать музыку или посмотреть спектакль – не в своём микрорайоне, а где-то в центре города.
Но я не могу с Вами не согласиться в том, что нам на это нужно обращать внимание. Нужно подумать над тем, как к этому подойти. Может быть, не в одном микрорайоне – делать на несколько микрорайонов. В общем, это точно совершенно то, над чем надо подумать. Так что Вам большое спасибо.
Пожалуйста, прошу Вас.
Ю.Слащёва: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Юлиана Слащёва, «Союзмультфильм».
Я хотела поговорить о развитии отечественной анимации в интересах наших детей. Буквально два слова о «Союзмультфильме», который в 2016 году был практически банкротом. На студии работало 30 человек. Выпускался тогда один час анимационного контента в год, а ежегодная выручка составляла 80 миллионов рублей – денег катастрофически ни на что не хватало.
Сегодня «Союзмультфильм» – это крупнейшая анимационная студия страны, на наших проектах работает 800 человек. Мы производим 20 часов анимации в год, и выручка выросла больше чем в 20 раз за эти восемь лет. А вышедший в 2022 году кинофильм «Чебурашка», созданный при участии «Союзмультфильма», стал абсолютным рекордсменом проката. Это говорит о том, что огромный интерес, конечно, к нашему детскому кино и к детской анимации есть.
Надо сказать, что таких успешных и крупных студий в стране очень немного, и поэтому почти нет возможности для развития внутренней конкуренции, которая рынку очень нужна.
По итогам встречи анимационных продюсеров с Вами, Владимир Владимирович, в 2017 году «Союзмультфильм» получил серьёзнейший новый импульс к развитию, а вся отрасль получила налоговые льготы, инфраструктурное развитие и серьёзную поддержку экспорта, которая до сих пор нам очень помогает в работе с дружественными странами, очень много анимационная отрасль продвигает и продаёт в эти страны.
Благодаря этой поддержке отрасль выросла за последние семь лет в объеёмах, в качестве производства. Сейчас в стране работает более 70 анимационных студий. Большинство из них небольшие, но растущие – рост идёт, но не теми темпами, которыми хотелось бы.
Например, в 2024 году в прокат вышло всего восемь полнометражных отечественных мультфильмов и 60 иностранных. Это притом что к нам сейчас не идут американские фильмы и нет мейджоров, но всё равно преобладает иностранное анимационное кино.
При этом в США, Китае, Южной Корее, где очень развиты анимационные рынки, где много крупных анимационных студий, внутренняя конкуренция острейшая. И это позволяет им насыщать внутренний рынок собственным контентом.
Российской анимационной индустрии сейчас объективно не хватает финансов для расширения объёмов производства, а без этого о конкуренции на внутреннем рынке говорить невозможно. Если мы не будем активно развивать свою, отечественную анимацию, значит, мы и наши дети будем продолжать смотреть иностранную.
Чтобы этого не произошло, мы как отрасль предлагаем две конкретные меры. Закрепить ежегодные совокупные объёмы государственной поддержки анимации, своего рода квоты, в размере 20 процентов от общего государственного финансирования кино, потому что сегодня это составляет порядка шести-семи процентов.
И второе – направлять десять процентов средств, получаемых от кинопроката иностранного анимационного контента, то есть иностранных анимационных фильмов, в Фонд кино на поддержку отечественной анимации, то есть целевым образом на поддержку.
Мы проанализировали: эта практика уже есть в мире. Нас нельзя обвинить в том, что это нерыночная мера. Например, она существует во Франции и там работает, когда отчисления от иностранного кино идут в поддержку отечественного. Обе эти меры могли бы существенно поддержать дальнейшее развитие нашей индустрии.
Спасибо.
В.Путин: Я посмотрел, у нас от Минфина здесь никого нет – такая «окраска» поступающих денег, в принципе, Минфином не приветствуется, но мы тем не менее поговорим – говорю о десяти процентах от проката иностранного анимационного кино на нужды нашего анимационного кино. Как правило, такая «окраска» не поддерживается, и не всегда то, что происходит во Франции, является для нас хорошим примером. Я думаю, что с этим Вы тоже согласитесь.
Но квота на 20 процентов от всего, что направляется на поддержку кинематографа, – в принципе, почему нет? Надо Ольгу Борисовну спросить.
(Обращаясь к О.Любимовой.) Ольга Борисовна?
О.Любимова: Владимир Владимирович, спасибо большое.
Действительно, очень актуальная тема – развитие анимации в нашей стране. Нам самое главное, чтобы 20 процентов было хороших проектов. Я уверена, что экспертные советы, Фонд кино и Министерство культуры с радостью отдадут и больше средств на развитие отечественной анимации при наличии достойных проектов.
Как только появляются хорошие зрительские проекты, которые приводят детей и родителей, все семьи в кино на праздники, сразу же эти проекты получают поддержку. Как только проекты слабые, конечно, эксперты голосуют против, чтобы это не приводило к созданию аудиовизуального контента, который будет вызывать отторжение, раздражение и порой даже возмущение у зрителей, которые приходят всей семьёй в знаковые для нашей страны даты.
Поэтому мы будем заниматься развитием, мы много для этого делаем, и дебютами. По Вашему поручению поддерживается авторская уникальная анимация в нашей стране в рамках работы Фонда кино и в рамках работы Министерства культуры. Поэтому мы всё посчитаем, с Вашего позволения, и все актуальные данные представим в качестве доклада.
В.Путин: Юлиана Юрьевна, видите, только я Вас и поддерживаю.
Мне, в принципе, Ваше предложение нравится. Надо внимательно посмотреть, потому что Ольга Борисовна сказала: хорошие инициативы поддерживаются. А кто определяет, хорошие они или нет? Только зритель. А зритель как может определить? Когда в прокат вышло, правда? А так, как определить? Никак не определить.
Ольга Борисовна, вопрос: деньги есть – значит, тогда они будут делать анимационные фильмы; если нет, так и нет. Как определить-то: хороший или нехороший?
О.Любимова: Когда представляются проекты, и история, и сама концепция того, как анимация будет выглядеть, конечно, профессиональная команда, которая отбирает любые проекты, видит полностью – вплоть до того, насколько он будет востребован в прокате. Конечно, это совершенно очевидная работа экспертов. Ровно как и речь идёт о любых других жанрах: и о спортивной драме, или о патриотическом кино, или о том же детско-семейном.
Поэтому мы просто ждём в первую очередь больше проектов на конкурсы и в Министерство культуры, и в Фонд кино. Надеемся, в какой-то момент мы достигнем тех самых 20 процентов, о которых сказала Юлиана Юрьевна.
В.Путин: Так она просит эти 20 процентов, исходя, видимо, из того, что у них есть эти проекты. Юлиана Юрьевна, они есть у вас?
Ю.Слащёва: Для справедливости ради, я должна сказать большое спасибо Министерству культуры и Фонду кино. Действительно, анимационные проекты поддерживаются и авторская уникальная анимация поддерживается. Нам кажется, что мы можем больше, что индустрия может предложить и Фонду кино, и Минкульту больше проектов, если мы будем понимать, что больше средств будет выделено на анимацию.
В.Путин: То есть сначала деньги, а «вечером» уже проект.
Ю.Слащёва: В нашей работе – и здесь мои коллеги по кино не дадут соврать – development-проект, то есть разработка проектов, извините за использование иностранных слов, разработка проектов – самая дорогостоящая. Сценарии и все первичные разработки персонажей, героев – сделать так, чтобы появились новые герои, а не всё время использовались старые, – это самая дорогая часть, а её мы должны, конечно, сделать до того, как мы получили первую поддержку.
В.Путин: Вот.И десять процентов от проката иностранных фильмов – тоже я бы подумал. Ольга Борисовна, поработайте, пожалуйста, с Минфином, потом скажите мне результат, ладно?
О.Любимова: Обязательно.
В.Путин: Это такой, конечно, на первый взгляд кривой способ, французский, но работает – серьёзно, работает, они защищают свой рынок, да, очень жёстко защищают, и в целом неплохо работает.
Надо поработать обязательно, Ольга Борисовна, с Минфином.
О.Любимова: Обязательно всё подготовим.
Спасибо.
В.Путин: Да, и эти 20 процентов тоже.
Юлиана Юрьевна правильно говорит: деньги есть – тогда они представят вам что-то, денег нет – как они будут разрабатывать, на что? Приходить просто с идеей? Давайте мы в проект поручения запишем: «проработать».
Пожалуйста,кто ещё, коллеги?
Пожалуйста, Михаил Борисович.
М.Пиотровский: Сегодня музеи приобретают огромное значение во всём мире, не только у нас. Это такие мосты, новый мир строится на них, потому что музеи везде воспитывают чувство собственного исторического достоинства, понимание истории у нас и во всём мире, но у нас особенно.
Я люблю повторять – уже, по-моему, всем надоел, – что лучшим учителем патриотизма является Военная галерея Зимнего дворца. И не только сама по себе, но всей своей историей и всеми теми церемониями, которые сегодня Эрмитаж в ней проводит. У нас есть традиционная тема, она называется «Героическое прошлое русского народа». Мы делаем каждые 20 лет такие выставки.
Развивая эту тему, мы сегодня по Вашему указанию ведём работу по увековечению светской памяти святого Александра Невского. В здании на стрелке Васильевского острова, в Бирже, будет создан, уже разрабатывается, зал памяти Александра Невского. Это будет самый большой торжественный зал в Петербурге, он совместит в себе три формата. Это пространство для торжественных современных церемоний. Это символическая экспозиция батальных картин, знамён, военных атрибутов, в которых запечатлена история, исторические победы России в такой же традиции, как в парадных залах Зимнего дворца. И третье – это шатёр для массовых мультимедийных представлений.
В общем, получается элегантное решение, которое стало результатом совместной работы Эрмитажа с Татьяной Алексеевной [Голиковой], с Ольгой Борисовной [Любимовой], с Министерством культуры, с Российским историческим обществом, с Российским военно-историческим обществом, при этом не поступаясь очень важной суверенной ролью музея, ответственно хранящего исторический образ России.
Очень важный пример взаимодействия музеев, власти, когда нам нужна поддержка власти – не просто строгие, безумные проверки, а поддержка. И чтобы дальше её развить, сотрудничать, мы в Союзе музеев России недавно приняли очередной – Вы видели наши прежние – манифест, он называется манифест «Музей прямо сейчас. 2025». Он рождён, собственно, ощущениями нашего общества – такой ориентир музейного сообщества. И исходя из опыта музейного сообщества мы предлагаем разработать национальную программу развития музеев России до 2030 года, которая включала бы в себя следующее.
Первое – внедрение всероссийской системы реставрации предметов музейного фонда. Острейшая проблема. Мы можем не сохранить наши коллекции.
Второе – создание федерального фонда страхования и транспортировки музейных экспонатов. Без этого в нашем огромном пространстве России мы не сможем осуществлять то единство музейного пространства, которое на самом деле есть.
Третье – формирование и развитие кадрового резерва работников музеев и реставраторов с участием музейного сообщества. У нас иногда бывает, иногда нет.
Четвёртое – это разработка качественно новой системы оценки успешности деятельности музеев. Это очень важно, потому что машинная логика, которая сейчас употребляется, очень часто приводит к буквально цунами бюрократических вопросов, ответов, и теряется часто суть, что такое на самом деле успех.
Пятое – это совершенствование системы льгот при посещении учреждений культуры. Напомню: у нас нет государственной системы льгот, нет системы компенсаций, но есть потребность в льготах и постоянные требования этих самых льгот. Есть методы решения. «Пушкинская карта» – прекрасный метод решения.
По всем этим вопросам Совет музеев России подготовил конкретные предложения. Они будут переработаны, обсуждены на президиуме нашего совета Союза музеев и направлены в Правительство, Министерство культуры как предложения.
Я бы просил Вас, Владимир Владимирович, поддержать наши предложения, они все вымучены многими годами. Многое из того, что я сейчас говорил, Вы слышали много раз от меня на этих самых встречах.
Спасибо.
В.Путин: Михаил Борисович, пришлите мне, пожалуйста, тоже, ладно? Чтобы мы могли учесть это в поручении по результатам нашей сегодняшней работы.
М.Пиотровский: Хорошо, спасибо. Я передаю манифесты, тексты и завтра пришлю ещё раз.
В.Путин: Большое спасибо.
Борис Яковлевич, такой порядочный человек, сидит и молчит, хотя мог бы, наверное, сказать по поводу того, что театр-то как бы обещали, но пока что-то его не видно [здания Санкт-Петербургского государственного академического театра балета]. Борис Яковлевич, происходит что-нибудь, нет?
Б.Эйфман: Владимир Владимирович, не хотелось бы портить настроение, которое есть сегодня, не хотелось бы, но прошу Вас ещё раз обратить внимание на эту проблему. Это проблема не моя личная – это проблема нашего города, в котором синий рабочий забор стоит уже больше 20 лет – на таком месте! Вот и всё.
А у меня ещё много каких-то интересных идей, которыми в следующий раз я обязательно с Вами поделюсь, по поводу балета, по поводу нашего балетного образования и так далее.
В.Путин: Благодарю Вас. Мы с Вами свяжемся и поговорим ещё, ладно? Спасибо.
Б.Эйфман: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, коллеги, кто ещё? Всё? Будем завершать.
Хочу вас всех поблагодарить за сегодняшнюю совместную работу. Мне кажется, она была и полезной, и интересной. Обязательно по результатам нашей сегодняшней встречи и обсуждений мы подготовим с коллегами соответствующее поручение и в Правительство, и в различные другие структуры.
Попрошу Владимира Ростиславовича [Мединского] этим заняться. Владимир Ростиславович, всё, что сегодня обсуждалось, пожалуйста, попрошу Вас обобщить и представить мне на утверждение.
Всем большое спасибо.
Ещё раз с праздником!
Всего хорошего!