Пленарное заседание съезда РСПП
Владимир Путин принял участие в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.
На повестке дня – ключевые направления взаимодействия бизнеса и государства, а также инициативы предпринимательского сообщества, направленные на достижение национальных целей развития и реализацию национальных проектов.
В съезде участвуют около 1300 человек, среди которых крупнейшие предприниматели, представители малого и среднего бизнеса со всей страны, главы министерств и ведомств, ключевые для российской экономики государственные политические деятели.
По завершении съезда Президент провёл отдельную встречу с членами бюро РСПП.
* * *
А.Шохин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Спасибо Вам за то, что Вы в сложном графике нашли время для общения с делегатами и гостями 34-го ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей.
Мы знаем, сегодня у Вас очень важный телефонный разговор, от которого зависит очень многое, не только в развитии российско-американских отношений, но и в урегулировании на Украине и решении многих других геополитических вопросов.
Мы до Вашего прихода достаточно широкий круг вопросов обсудили. Прежде всего это вопросы, связанные с тем, как пройти, так сказать, по золотой середине между управляемым сжатием российской экономики с целью подавления инфляции и недопущением переохлаждения российской экономики. В этой связи многие коллеги говорили о критериях выбора инвестиционных проектов, от которых нельзя отказаться.
Это и проекты, которые находятся в высокой стадии реализации, это и проекты, нацеленные на национальные проекты, в том числе на национальные проекты технологического лидерства, и проекты, где максимальный мультипликатор есть и на каждый рубль инвестиций можно получить 5,7 рубля отдачи.
Хотели бы, чтобы в диалоге с Правительством эти дополнительные критерии использовали, которые, что называется, на берегу будут сформулированы, и не надо будет точечно выбирать проекты. Хотя благодаря в том числе и нашим с Вами встречам у нас сформировались площадки, возобновлены некоторые площадки, в частности, подкомиссия Правительственной комиссии по устойчивости российской экономики после декабря возобновила работу, и там по несколько раз в месяц обсуждается ситуация в тех или иных отраслях с участием бизнеса. А также мы с Центральным банком сформировали рабочую группу, где обсуждаем ситуации в отраслях и у отдельных заёмщиков, с тем чтобы не допустить цепочек неплатежей, предбанкротного состояния и так далее. То есть работа идёт, хотя мы понимаем, что тут не только от точечных решений, но и от системных мер многое зависит.
Вторая крупная тема – это кадровый дефицит. Много выступало сегодня коллег – и членов Правительства, и представителей бизнеса. Мы здесь видим, с одной стороны, возможности такого экстенсивного расширения фонда рабочего времени через снятие целого ряда ограничений на подработки на основном рабочем месте и за счёт упорядочения миграционных потоков. В частности, было бы, наверное, правильно сейчас акцент дополнительный сделать на вахтовом способе набора мигрантов из визовых стран через механизм организованного набора. Соответствующий законопроект, мы знаем, в Правительстве готовится. Готовы опыт компаний сюда привнести.
Но, безусловно, главное – это всё-таки рост производительности труда, включая и такие уже известные методы, как бережливое производство, и такие направления, как автоматизация и роботизация производства. Здесь, безусловно, тоже не обойтись без инвестиций. И здесь тоже нужно найти возможность даже при ограниченных возможностях бюджета эту тему из поля зрения не выпускать, тем более что здесь ещё дополнительно у нас есть требования технологического лидерства.
Важная тема, которую мы обсуждали в контексте кадровой политики, – система профессионального образования. И среднего профессионального образования, и высшего профессионального образования. Сотни, если не тысячи, российских индустриальных партнёров включены в такие проекты, как «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы».
Считаем, что эти проекты нужно расширять. Здесь Правительство поддерживает эту тему. Но в равной степени нужно их расширять не просто, включая новые колледжи или университеты, а, в частности, ориентировать тот же «Профессионалитет» на переподготовку взрослого населения в том числе. Особенно это важно для переподготовки, переквалификации и повышения квалификации ветеранов СВО, которые возвращаются и которым нужна какая-то карьерная перспектива с учётом того, что они являются уже, так сказать, людьми, по праву претендующими на большее, нежели то, что они имели, уходя на СВО.
Среди тем, которые мы обсуждали, также есть вопросы, которые мы ставили на прошлом съезде, и во время встреч с Вами в декабре прошлого года в частности, и на съезде в прошлом году, и в публичном формате, и в формате встречи с членами бюро РСПП. Я хотел бы несколько из тех тем, которые остались у нас, что называется, в работе, напомнить Вам.
В частности, речь идёт, например, о расширении социального партнёрства. В Конституции введено понятие социального партнёрства как одного из главных принципов. Мы ставили год назад, и Вы поддержали эту тему, вопрос об обязательном членстве ведущих компаний, социально и экономически значимых организаций в одном из объединений работодателей, будь то региональное, отраслевое, межотраслевое, общероссийское и так далее. И также о выстраивании такой взаимоувязанной системы объединений работодателей.
Прошёл год с момента того съезда. Пока мы, честно говоря, сильно не продвинулись, хотя соответствующие законопроекты нами подготовлены. И получается, что крупнейшие компании говорят, что это для них большая нагрузка, в том числе взносы платить в организации. Честно говоря, наверное, можно помочь им, конечно, каким-то образом.
Вторая тема – это процедура оценки регулирующего воздействия, которая не распространяется на налоговые и фискальные законопроекты. Когда 15 лет назад был введён механизм ОРВ, мы с самого начала ставили вопрос о том, чтобы фискальные изменения проходили через ОРВ. Но Минфин всегда считал, что бизнес против любого изменения налогов, если это происходит не в пользу бизнеса.
Но, с другой стороны, год назад мы нашли баланс интересов, нашли компромиссы. И те изменения налоговой системы, которые вступили в действие с 1 января этого года, показывают, что бизнес не то чтобы спокойно относится, но с пониманием относится к этим изменениям и, более того, готов какие-то вещи дорабатывать так, чтобы они более эффективно работали.
Поэтому мы считаем, что было бы правильно двигаться именно таким образом. Даже те публичные площадки, которые та же Дума готова предоставлять: экспертные площадки или парламентские слушания. Часто у нас выходят документы в процессе подготовки с грифом «Для служебного пользования», и мы не успеваем просто к моменту принятия – нет времени, чтобы их обсудить. Есть Комиссия по законопроектной деятельности, хотя многие мои коллеги на уровне заместителей представлены в этой комиссии. Я сам вхожу, чтобы не упустить ни одной возможности сформулировать позицию бизнеса.
Важный вопрос – извините, Владимир Владимирович, я уже надоел с этой темой – это защита интересов добросовестных приобретателей собственности, в том числе в процессе приватизационных сделок.
Вы говорили о том, что приобретатели не должны нести ответственность за ошибки федеральных или региональных органов власти. Мы, честно говоря, проработали многие аспекты этого процесса пересмотра итогов приватизации и считаем, что здесь вполне можно выработать процессуальные нормы, которые сделают этот процесс более упорядоченным. В частности, речь идёт о том, чтобы использовать срок исковой давности и пресекательный срок исходя из норм Гражданского кодекса. То есть мы считаем, что приватизационные сделки – это хозяйственные сделки, и Гражданский кодекс здесь должен действовать. Кроме того, нельзя ссылаться на то, что ошибки в приватизации нарушают нематериальные права граждан, по которым, как известно, срока давности нет и быть не может.
Я думаю, что эту тему мы, наверное, можем как-то финализировать, тем более что мы видим, что и Совет при Президенте по кодификации гражданского законодательства тоже активно включился в эту работу.
Уверен, что итоги сегодняшнего съезда и разговора, который будет в продолжении открытой части, помогут нам те или иные вопросы продвинуть.
И ещё одна просьба, Владимир Владимирович, поскольку очень много было сегодня выступлений и от бизнеса, и от представителей власти: если мы оформим эти предложения, в том числе базирующиеся на 19 форумах Недели российского бизнеса, которые состоялись в феврале, и попросим Вас поручить Правительству их вместе с нами проработать, это было бы большим подспорьем для того, чтобы через год зафиксировать, что все вопросы решены. Мы очень хотели бы этого.
Спасибо.
В.Путин: Уважаемый Александр Николаевич! Уважаемые друзья, коллеги!
Александр Николаевич обратил внимание на мой график. Действительно, полномочия Президента по Конституции России большие. Но хотел бы сказать, что и без всяких конституционных полномочий значимость вашей работы имеет непреходящее значение, потому что за вами – многотысячные коллективы, за вами социальное и материальное благополучие миллионов людей.
Действительно, вопросов много всегда. Александр Николаевич сейчас, только что сказал о защите интересов добросовестных приобретателей, всего, что связано с приватизацией. Мы уже сто раз это обсуждали, и правильно: надо обсуждать, пока не решим окончательно. Но в то же время Александр Николаевич упоминал о том, что не все крупные предприниматели и крупные компании хотят вступать в РСПП и говорит: а может быть, им помочь? Вот видите, даже внутри, внутри сообщества такие гносеологические противоречия возникают иногда, как говорят люди, которые наукой занимаются. Но мы всё равно будем это всё делать, будем обсуждать и, надеюсь, будем решать.
Я очень рад приветствовать всех участников пленарного заседания организации, которая объединяет ведущие отечественные компании. А это, конечно, настоящие лидеры рынка, в том числе и глобального масштаба.
В начале хочу поблагодарить членов РСПП за вовлечённость в общественную повестку развития, за деятельное участие в подготовке мер, которые укрепляют нашу экономику и наш суверенитет, делают инвестиционный, деловой климат в стране более комфортным, отвечающим запросам бизнеса, что помогает российским предприятиям и их трудовым коллективам чётко понимать долгосрочные перспективы работы, формировать планы развития, важные как для конкретных компаний, так и для целых отраслей.
Надеюсь, мне удастся ответить на некоторые вопросы, которые Александр Николаевич обозначил. Если нет, то у нас ещё будет встреча с бюро РСПП. Мы будем иметь возможность поговорить, что называется, в закрытом режиме, абсолютно откровенно, по некоторым вопросам.
Вопросов здесь действительно много, включая совершенствование нормативной базы реального сектора, снятие избыточных барьеров и в целом улучшение регуляторной среды для бизнеса. Словом, речь идёт о сложном, многогранном сотрудничестве, в котором, к сожалению, не обходится без заминок. Где-то, к сожалению, бумаги какие-то задерживаются, согласования долго идут (тоже сейчас об этом было сказано) или возникают трудности, неопределённости, которые нельзя было предвидеть, и они притормаживают общую работу.
Совершенно правильно, что вы прямо обозначаете эти проблемные участки. И уверен, коллеги из Правительства вместе с вами будут оперативно решать эти вопросы, взаимодействовать с вами в интересах государства и предпринимательского сообщества. Отмечу, что за последние годы российский бизнес столкнулся с серьёзными вызовами. Это мы с вами прекрасно знаем. И в их числе мощное санкционное давление, прежде всего ограничения на международные расчёты и операции на внешних рынках. Эти и другие действия в целом подрывают свободу торговли и инвестиций в мировой экономике, о чём сейчас отдельно тоже несколько слов скажу.
Важно, что за это время отечественные предприниматели научились работать в условиях санкций, адаптировались к ним, продумали и запустили альтернативные механизмы сотрудничества с зарубежными партнёрами, с теми, кто хочет с нами работать. Кроме того, санкции стали своего рода даже дополнительным катализатором позитивных структурных изменений в нашей экономике, в том числе в финансовой, технологической сферах, по многим другим ключевым направлениям.
Знаю, что сейчас в деловых экспертных кругах активно обсуждается вопрос, что будет дальше с нелегитимными санкциями в отношении России, наших компаний, граждан: снимут их, оставят, усилят и так далее. Я, уважаемые друзья и коллеги, предлагаю исходить из следующих соображений.
Собственно говоря, они на поверхности лежат.
Санкции – это не временные или точечные меры, это механизм системного, стратегического давления на нашу страну. И как бы ни складывалась обстановка, какой бы ни была система международных отношений, у наших конкурентов всегда будет стремление сдержать нашу страну, ослабить её экономические и технологические возможности.
Причём если раньше западные так называемые элиты пытались придать этому противодействию хоть какую-то видимость приличия, то сейчас им, похоже, стесняться не нужно, не собираются стесняться. Они не только регулярно угрожают России введением новых санкций, но и штампуют эти пакеты один за другим. Создаётся впечатление, что и сами инициаторы потеряли счёт, сколько ограничений ввели и против кого.
Вот Минфин посчитал. Я уверенно могу вам сказать, уверенно. 28 595 санкций в отношении физических и юридических лиц. Это больше, чем все санкции в отношении всех стран, против которых вводились санкции, причём кратно выше.
Даже если и будет с той стороны какой-то жест, – мол, что-то там предполагают снять, ослабить, – можно ожидать, что найдётся другой способ поддавить, вставить какие-то палки в колёса, как это было с известной поправкой Джексона – Вэника. Уже и Советского Союза не было, против которого её ввели в своё время, и в отношениях между Россией и Соединёнными Штатами Америки были самые лучшие времена, лучше некуда. А поправка продолжала действовать. А когда её вроде бы отменили, то на самом деле просто заменили на другой ограничительный акт против России. Вспомните. Отменили и тут же ввели другие санкции.
Повторю: санкции, ограничения – это реальность существующего сегодняшнего нового этапа развития, в который вошёл весь мир, вся мировая экономика. Глобальная конкурентная борьба обострилась и приобретает всё более изощрённый и при этом непримиримый характер.
Так, буквально на наших глаза раскручивается новая спираль экономического соперничества, и в этих условиях даже неловко вспоминать про нормы и правила Всемирной торговой организации, которые когда-то активно продвигались Западом. Когда-то. Когда? Тогда, когда эти правила были им выгодны. Как стали невыгодны – сразу стало всё меняться. И буксуют все эти переговоры. И на самом деле никому не нужны.
Очевидно, и уже не раз говорил об этом: как было прежде, уже не будет. На полную свободу торговли, платежей и перетоков капитала надеяться не стоит, как не приходится рассчитывать и на западные механизмы защиты прав инвесторов и предпринимателей. Да, Александр Николаевич сейчас сказал, я, собственно, с этого начал: у нас есть свои системные проблемы, связанные с приватизацией, с защитой прав добросовестных приобретателей. Вы знаете мою позицию. У нас что-то всё буксует, но мы с вами добьёмся того, чтобы эту проблему окончательно закрыть.
О чём хочу сказать? У нас есть, но и там достаточно этих проблем. Надо признать, что и раньше-то эти механизмы работали со скрипом. Имею в виду предложенные нашими западными так называемыми партнёрами. А сейчас и вовсе покровы, что называется, спали: всем стало очевидно, чего стоят разные «высокие суды» в европейских столицах, западные юрисдикции, в которые многие стремились, чтобы там спрятаться самим и что-то прикопать по-тихому. Всё. Ничего этого нет. И никаких укромных юрисдикций не существует.
В этих условиях российскому бизнесу важно проявлять гибкость, искать и осваивать новые рынки, разрабатывать собственные технологические решения и налаживать кооперацию с надёжными партнёрами, а таких тоже в мире достаточно. Но здесь Правительство, наши регионы, конечно, должны оказывать, и оказывают, необходимую поддержку. Со своей стороны буду делать всё для того, чтобы поддержать этот процесс.
Россия укрепляет собственный суверенитет, причём по всем направлениям, которые обеспечивают работу бизнеса, включая развитие транспортной, логистической, финансово-платёжной инфраструктуры. Мы это делаем уже сейчас и обязательно продолжим.
Я знаю, понимаю, с какими трудностями вы сталкиваетесь, но будем делать всё для того, чтобы вам помочь. Подчеркну: только те страны, которые могут обеспечить настоящий, полноценный суверенитет, становятся устойчивыми вообще и к внешнему давлению в частности, способны к динамичному, поступательному развитию в интересах своих народов.
Я приведу наглядный пример. Собственно говоря, и так он хорошо известен, тем не менее воспользуюсь ситуацией, скажу об этом ещё раз. Мы видим, как большинство европейских стран утратили свой суверенитет, и в результате они столкнулись с серьёзными проблемами и в экономике, и в сфере безопасности. Что касается экономики, то все они имеют околонулевые темпы роста или даже входят в рецессию. И, напротив, страны БРИКС и те государства, которые желают участвовать в нашем объединении, понимают выгоду от сложения потенциалов, в последние годы выступают лидерами глобального роста, создают высокую планку экономической динамики.
Напомню только, в 2024 году рост ВВП еврозоны составил 0,9 процента, «большой семёрки» – почему она большая, непонятно, что там большого; куда ни посмотришь – на карте не видно никого, – так вот у этой «семёрки» – 1,9 рост, а БРИКС – 4,9. В России два года подряд – и в прошлом, и в позапрошлом – 4,1. (Аплодисменты.) Знаю, сейчас ещё об этом скажу, конечно. Это, кстати говоря, вы сами себе поаплодировали, это ваши результаты, вам спасибо. Я вам поаплодирую. (Аплодисменты.)
Кстати говоря, сейчас говорили, Александр Николаевич говорил, об охлаждении экономики. Здесь, конечно, нужно действовать очень-очень аккуратно. То, что это неизбежно, – понятно, и Правительство, и Центральный банк об этом говорили. В целом как бы договорились. Надо, чтобы на практике всё было, как задумано, чтобы не было такого излишнего охлаждения, как в криокамере, а потихонечку чтобы всё было. Сейчас не буду, цифры известны. У Центробанка одни цифры, у Правительства и Минэкономразвития – другие. Это не 4,1 процента, там 2–2,5. Но нужно сделать так, чтобы обрушения, лишней заморозки не было. Тонкая вещь, но, надеюсь, это получится.
Мы ещё можем об этом поговорить. Но предлагаю прямо сейчас дискуссию не разворачивать, потому что мы до утра будем разговаривать, это я знаю.
Мы вчера с Максимом Станиславовичем Орешкиным или сегодня уже… Во сколько мы расстались, в два часа, да? В три часа ночи. Так что мы действительно до утра и разговаривали. Надеюсь, что мы всё-таки пойдём по тому пути, аккуратно пойдём и добьёмся нужного нам результата.
Но ускользание так называемого западного доминирования, выход на первый план новых глобальных центров роста – это долгосрочная тенденция. Вот это я хочу подчеркнуть. Да, конечно, мы понимаем все преимущества наших так называемых западных партнёров: высокие технологии, организация производства – всё есть, это правда, они многого добились. Надо к этому относиться с уважением и всё лучшее брать, но не копировать.
И надо понимать, что темпы роста в различных регионах мира будут стабильны на протяжении ближайших десятилетий. И то, что в силу целого ряда обстоятельств у нас произошла (кстати говоря, не по нашей вине) определённая переориентация – может, это и хорошо. Мы переориентируемся на глобальные перспективные рынки. А то, что нам нужно, мы всё равно добудем.
Конечно, эта долгосрочная тенденция будет сохраняться. Она будет поддержана в том числе за счёт платформы развития БРИКС, которая сейчас формируется. Она охватит ресурсную, технологическую, кадровую, финансовую, торговую и инвестиционную компоненты, причём на принципиально новом уровне, с привлечением современных цифровых решений, что делает платформу максимально эффективной и свободной от негативного вмешательства извне.
Я очень рассчитываю, что российский бизнес примет самое активное участие в этих совместных проектах с нашими партнёрами по БРИКС и его будущими членами.
Уважаемые коллеги, затрону ещё один важный вопрос, который волнует отечественный бизнес и касается отношений России с зарубежными странами. Ещё раз хочу об этом сказать: речь идёт о возвращении иностранных компаний, о возможном возвращении иностранных компаний, которые ушли с нашего рынка в 2022 году, да и позднее.
Уже говорил, что российский бизнес грамотно воспользовался этой возможностью, занял освободившиеся рыночные ниши, вложил средства, создал рабочие места и посвятил немало времени и усилий развитию технологий.
Да, сейчас некоторые такие компании, которые ушли, собираются вернуться, мы знаем об этом, сейчас не буду подробно останавливаться, чтобы ничему не помешать. Но наши компании, которые оказались на их месте, находятся на разных стадиях инвестиционного цикла. Кто-то уже произвёл вложения, наладил производство, а кто-то находится только в начале проектов и разворачивает стройку, несмотря на высокую ключевую ставку. И конечно, мы не имеем права подорвать эти планы, свести к нулю вложенные силы и средства.
Интересы российских компаний, предприятий, их сотрудников для нас будут всегда в приоритете. Именно с этих позиций будем рассматривать вопрос о возвращении на наш рынок зарубежного бизнеса.
Хочу отметить, среди иностранных компаний, которые ушли из России под политическим давлением так называемых элит своих стран, есть те, кто сохранил персонал, технологии, передал управление российскому менеджменту. По сути, они продолжили работать на нашем рынке, но под другим брендом. Понимаем, что такие инвесторы многим рисковали, могли столкнуться с негативной реакцией со стороны своих правительств, но они сделали самостоятельный и ответственный выбор, и, безусловно, мы этот выбор уважаем и с уважением будем относиться к таким нашим партнёрам.
Но были и другие компании, которые демонстративно хлопнули дверью, захотели продать свой российский сегмент, кстати, зачастую с большим дисконтом, и так и поступили. Либо, того хуже, начали саботировать деятельность и тем самым поставили в уязвимое положение целые коллективы, своих российских клиентов, поставщиков, подрядчиков. Кстати, эти компании нам хорошо известны, в них мы были вынуждены ввести временное управление.
Понимаю, что некоторые западные собственники были напуганы, не нашли сил перечить своим политическим властям. Именно этим объясняется их поведение. Но на случай, когда ветер поменялся, они всё же оставили для себя лазейку: сохранили право выкупить бизнес обратно, предусмотрели опцион.
Я прошу Правительство внимательно следить за этой ситуацией и подобными сделками, чтобы не получилось так, что собственники продали бизнес в России по бросовой цене, по сути, оставили его на произвол судьбы, а теперь хотят выкупить актив обратно, но за такие же скромные деньги. Так не должно быть, так не бывает.
Рыночная ситуация уже другая: компании окрепли, повысили свою капитализацию и стоят уже по-другому. Поэтому очевидно, что каждая такая сделка потребует отдельного, тщательного рассмотрения.
Хотел бы ещё раз повторить: мы никого не выгоняли. Кто ушёл с нашего рынка, тот сам принял такое решение; под давлением элит своих стран, без давления – это уже неважно. В любом случае речь идёт об опытных бизнесменах, которые просчитывали риски, понимали последствия своих действий. Если ниши западных компаний уже заняты российским бизнесом, то, как и говорил раньше, у нас в народе это говорят, поезд ушёл, привилегий и преференций для возвращающихся не будет.
В то же время Россия остаётся открытой страной. Кто хочет вернуться, пусть, пожалуйста, возвращается на конкурентной основе в рамках нашего правового поля. Я прошу Правительство актуализировать перечень зарубежных компаний, которые прекратили работу в России, а также разработать процедуру согласования их возвращения с обязательными гарантиями добросовестного и ответственного ведения дел в нашей стране. Но этот процесс, конечно, должен быть максимально прозрачным.
Уважаемые коллеги! Россия реализует масштабные и долгосрочные планы развития, запускает крупные инфраструктурные, промышленные, транспортные проекты, осваивает обширные уникальные территории Дальнего Востока, Сибири, Арктики и других регионов нашей страны, укрепляет перспективные, взаимовыгодные связи с подавляющим большинством стран мира.
Сейчас главным вызовом для отечественной экономики является переход на устойчивую траекторию сбалансированного роста. Я хочу это подчеркнуть: на траекторию именно сбалансированного роста. Нам предстоит обеспечить качественную, интенсивную динамику в реальном секторе за счёт модернизации производств и повышения производительности труда (и лучше, конечно, если это будет делаться не интенсивным способом, а с помощью внедрения новых технологий), увеличить выпуск товаров и услуг по самой широкой линейке, формулируя экономику предложения.
При этом важно избежать разбалансировки отдельных отраслей и перекосов ключевых макропараметров – важнейшая наша задача. В том числе необходимо сдержать инфляцию, обеспечить низкую безработицу. Это общая совместная задача и органов власти, и бизнеса – не только крупного, который объединяет РСПП, но и малого, и среднего.
Именно исходя из запросов предпринимателей мы продолжим выстраивать механизмы всей государственной экономической политики, включая денежно-кредитную, чтобы эти механизмы в первую очередь работали на увеличение производственного потенциала России, на открытие новых предприятий, на укрепление технологического, финансового суверенитета страны, её кадрового потенциала.
Соответствующий план дополнительных мер Правительство сейчас готовит. Рассчитываю на активное участие в этой работе Российского союза промышленников и предпринимателей, а также других деловых объединений нашей страны. И конечно, желаю всем успехов на благо России.
Благодарю вас.
А.Шохин: Владимир Владимирович, огромное спасибо Вам за содержательный доклад по ключевым вопросам, которые волнуют и бизнес, и власть.
И действительно, Вы в заключение сказали: во благо России. Вот, Вы видите, у нас слоган: «РСПП: объединяя бизнес во благо России».
В.Путин: Я прочитал.
А.Шохин: Спасибо. Значит, мы не зря старались.
Владимир Владимирович, я хотел бы проинформировать Вас, что два года назад с этой трибуны Вы поручили РСПП вместе с заинтересованными органами власти, другими бизнес-объединениями, социальными партнёрами учредить премию «Лидеры ответственного бизнеса» и поручили на ежегодных съездах РСПП вручать победителям, лауреатам премии соответствующие награды.
Я просто в порядке информации хотел бы сказать, что сегодня мы эту церемонию провели. Среди победителей премии – «ФосАгро», «Металлоинвест», «Северсталь», «Норникель». Лауреатами премии стали РЖД, «Газпром», «СИБУР», «РУСАЛ» и, может быть, менее известная компания «Пигмент». Есть ещё ряд победителей по отдельным направлениям социально ответственного поведения компаний. Но в целом два года вручения этой премии показывают, что это был хороший проект, который позволил мобилизовать в том числе и не только крупные компании, которые ведут нефинансовую отчётность, а это тоже было условием премии, о котором Вы сказали два года назад, но и средние компании подтягиваются. Мы сейчас обобщим опыт двух лет проведения премии и, может быть, скорректируем какие-то положения, чтобы расширить масштабы, так сказать, участия компаний и доложим Вам уже результаты нашей работы. В следующем году, может быть, среди победителей будет больше известных Вам компаний.
На этом я хотел бы, Владимир Владимирович, поблагодарить Вас, учитывая, что, судя по заявлениям Дмитрия Сергеевича Пескова, у Вас разговор должен до 18 часов состояться с Дональдом Трампом.
В.Путин: Я не слышал, у него работа такая.
А.Шохин: Не знаю, сейчас надо посмотреть, что на эту фразу скажет Трамп, он любит интервью давать, может быть, уже отреагирует.
В.Путин: Я же Трампа не упоминал, я о Пескове говорил.
А.Шохин: Он знает, что у нас дискуссия идёт.
Но на самом деле, действительно, поскольку повестка у Вас и сегодняшнего дня, и ближайших дней очень жёсткая, я хотел бы поблагодарить и на этом завершить вот эту публичную часть нашего разговора и, судя по тому, что Вы сказали, продолжить уже обсуждение с членами бюро РСПП и примкнувшими крупными компаниями, которые пока ещё не члены РСПП. Может быть, всё-таки «входной билет» сделать через членство в РСПП?
В.Путин: Есть какие-то преимущества у членов РСПП?
А.Шохин: Смотрите, мы организуем съезд. Уже давно сложилась традиция, что после публичной части съезда – встреча с бюро РСПП. У нас всего 30 членов бюро. Сегодня знаете сколько участвует? Почти 90 человек.
В.Путин: То есть можно не уходить? (Смех в зале.)
А.Шохин: Это примкнувшие. (Смех.) Поэтому привилегий фактически нет, кроме чувства ответственности перед своими работниками, перед Конституцией, где социальное партнёрство прописано.
На самом деле речь идёт о том, что, невзирая, так сказать, на формальные обстоятельства, здесь собрались действительно ответственные компании, которые видят не только собственное будущее в виде роста финансовых показателей и так далее, но и думают о будущем страны. То, что Вы сегодня сказали о российском бизнесе, который успешно занимает освободившиеся ниши и занимается вопросами технологического суверенитета и лидерства и социальные программы реализует.
Кстати, два года назад одна из ключевых тем была редомициляция, то есть переезд российских компаний из-за рубежа, из офшорных зон в российскую юрисдикцию, стремление владения. Этот процесс практически завершился, кстати, во многом благодаря нашим обсуждениям и эффективной работе наших коллег: Минфина, Минэкономразвития, Государственной Думы. В этом смысле инвестировать, кроме как в Россию, вообще-то и некуда. Спасибо в том числе и, как Вы сказали, тем, кто вводит санкции.
В.Путин: Нет, инвестировать можно. Мир огромный, мир колоссальный, поэтому нужно инвестировать туда, где вам выгодно, и России выгодно, прибыль высокая, надёжно защищены инвестиции. Таких регионов мира много.
Вот здесь сидят коллеги, которые и в Африку инвестируют, и в Азию инвестируют. Куда они инвестируют, им нужно для производства здесь, кто-то инвестирует, какие-то производства переносят, потому что оттуда легче работать на мировых рынках.
Я многое знаю, мы же с вами регулярно встречаемся. Поэтому инвестировать есть куда. Есть страны, у которых, вы знаете, скопилось столько уже во всяких фондах денег, они не знают, куда их девать. Как главный герой «Калины красной» говорил, «деньги ляжку жгут». Помните, да? Вот проблема для них, фонды огромные, колоссальные, до небес выросли уже. Ну и чего они лежат где-то там, в таких, извините за моветон, стрёмных уже юрисдикциях. Что с ними делать, что с ними будет? Все думают об этом, все задумались. Вы сами это хорошо знаете. Все задумались, что будет с этими фондами, которые в западных банках хранятся? Все задумались. Ну, конечно, такой сигнал по всей мировой экономике. Надо искать эти возможности для инвестиций. Они есть, их много. Конечно, здесь задача государства в значительной степени заключается в том, чтобы обеспечить интересы российского бизнеса. Это правда. Но вот этой тихой гаванью должна быть экономика самой нашей страны, самой России. Конечно, нам ещё очень многое нужно сделать.
Я знаю, сейчас не говорят, наверное, будем встречаться с коллегами в узком составе… Хотя тоже 90 компаний – не такой уж узкий состав. Нам и с правоохранительной сферой надо работать. Если вы обратили внимание, я же всё время говорю на всех коллегиях (завтра, по-моему, прокуратура, там буду говорить): необходимо защищать интересы российского бизнеса, нужно делать всё для того, чтобы правовая система способствовала тому, чтобы бизнес шёл именно сюда, ничего не боялся, чтобы судебная система была независимой и эффективно работающей. Нам много ещё чего нужно сделать. Я понимаю, я всё понимаю. Поверьте, будем всё для этого делать.
Там-то чего хорошего? Там-то вообще всё замораживают, понимаете, там всё отбирают грубо, вообще не цивилизованно. Я уж не говорю про какие-то правовые системы – их просто не существует. Они существуют там только для себя. Вот в чём фокус. Понимаете?
Я, кстати, в политической сфере давно это заметил, давно. Не буду сейчас фамилии называть. Вот обсуждают какой-то политический вопрос: делаем так, так, так. Извините, думаешь: блин! Я иногда говорил: «Так же нельзя, это же противоречит…» – «Ну, ничего, противоречит – так целесообразно». Вот и всё. И там это давно всё применяется в сфере политики. Сейчас и в сфере экономики пошло уже в полный рост всё.
Поэтому нельзя доверять, а нужно внутри страны создать такую и политическую систему, и юридическую, и правоприменительную практику. Надо вместе над этим работать, чтобы было жёстко, стабильно, надёжно. Вот так, как складывается эта работа за последние годы между бизнес-сообществом и между Правительством, я думаю, что это хороший пример.
Вступайте в РСПП! (Смех в зале.)
А.Шохин: Друзья, на этой оптимистической ноте я предлагаю публичную часть завершить.
Спасибо, Владимир Владимирович, за Ваше участие и за Ваши добрые слова.
В.Путин: Спасибо за приглашение.