А.Лукашенко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Благодарю Вас за то, что Вы со своими коллегами – практически всё руководство Российской Федерации – приехали сегодня, и мы провели очень плодотворное заседание Высшего Государственного Совета.
Но если Вы позволите, в связи с установившимися между нами такими добрыми, как Ваш пресс-секретарь [Дмитрий Песков] правильно сказал когда-то, братскими отношениями, поднять ещё один вопрос. Я его там, на заседании, не поднимал, но откровенно скажу, что я и не скрываю это, поскольку об этом уже было сказано мною в Астане. Вопрос очень серьёзный, и пусть это лучше будет открыто, чем потом будут разные конспирологические подходы к этой проблеме.
Уважаемый Владимир Владимирович, нас очень беспокоит ситуация в Западной Европе, особенно на наших границах, особенно со стороны Польши и Литвы – соседних государств. Мы оцениваем это как опасность ещё большую, чем со стороны воюющей Украины.
Смотрите также
Уже в 15 километрах, это рукой подать до границы, размещаются войска – и не только поляков, литовцев у границы, но туда стягиваются вооружённые силы НАТО из других государств, в том числе из Германии. То есть ситуация очень напряжённая. Польша тратит огромные ресурсы на вооружение своей армии. Но если они хотят в мире с нами жить, как они заявляют, зачем тогда тратить миллиарды долларов на вооружение? Словом, нас это очень настораживает.
Это уже угроза нашей совместной группировке вооружённых сил, о которой Вы говорили сегодня в своём выступлении. Я в Астане, так не согласовывая, естественно, с Вами, перевёл это в шутку – но какая тут может быть шутка, когда речь шла о новом оружии!
Недавно Россия успешно провела пуск «Орешника». Это возымело определённое воздействие на наших бывших партнёров, ныне соперников. Не сочтите это за какую-то наглость: я хочу публично попросить Вас, чтобы новые системы вооружения, прежде всего «Орешника», были размещены на территории Беларуси.
Это серьёзно успокоило бы некоторые умы, которые уже готовы воевать против Беларуси, а равно против России на территории Беларуси, – согласно той концепции национальной безопасности, которую Вы недавно подписали и мы сегодня приняли по Союзному государству.
У нас есть, и я это не шутя сказал, определённые места, где мы можем разместить это оружие. С одним только условием: что цели для этого оружия будут определяться военно-политическим руководством Беларуси. А пока вы нас обучите пользоваться этим оружием, если это будет сделано, чтобы специалисты Российской Федерации обслуживали и осуществляли пуски по определённым целям боевыми зарядами «Орешника». Вы это умеете делать – вы продемонстрировали недавно.
Это значительно усилило бы оборону нашего Союза и прежде всего белорусской территории.
Очень бы просил Вас, чтобы Вы подумали и согласились с моей просьбой. Нас упрекают: ядерное оружие, ядерное оружие разместили и так далее. Это не ядерное оружие, но очень эффективное. Как Вы сказали, что сопоставимо при определённых условиях с нанесением ущерба как ядерным оружием, но без всякой заразы и без всяких ударов, которые бы привели к заражению территорий и объектов, по которым наносится этот удар.
Ещё раз прошу Вас рассмотреть. Это была бы хорошая поддержка – не только моей просьбы, но и белорусского народа.
В.Путин: Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые коллеги!
Я в первую очередь хотел бы поблагодарить Александра Григорьевича за приглашение посетить Минск и за традиционно тёплый приём всей нашей делегации.
Я уже говорил в ходе нашей сегодняшней работы: очень большая работа была проделана экспертами, членами правительств с обеих сторон для подготовки сегодняшнего мероприятия, оно было весьма успешным и результативным. Да, есть вопросы, над которыми мы ещё должны работать, в сфере экономики. Но тем не менее все наши предыдущие встречи были направлены на то, чтобы согласовать и какие-то спорные вопросы, которые всегда имеются, имея в виду огромный объём нашего взаимодействия.
На сегодняшний день – Александр Григорьевич это знает, коллеги это знают с обеих сторон – практически все вопросы, которые вызывали какие-то споры, может быть, и необходимость согласования, они все как раз согласованы. Разумеется, есть ещё над чем работать, и мы будем это делать. Уверен, мы достигнем хороших результатов, потому что с обеих сторон есть готовность и желание дальше продолжать нашу совместную конструктивную работу. А значит, и решения будут найдены.
Хотя, повторяю, на сегодняшний день – Александр Григорьевич, я думаю, Вы согласитесь – таких вопросов, которые вызывали бы с одной или с другой стороны какую-то неудовлетворённость в развитии наших отношений, их на сегодняшний день просто не существует. Есть, повторяю, темы, над которыми нужно работать, и мы будем это делать.
Сейчас только что мы подписали два очень важных договора – о едином рынке электроэнергии и договор о гарантиях безопасности. Конечно, этот договор имеет фундаментальное значение: один в сфере экономики, другой в сфере безопасности, так как этот договор о гарантиях безопасности определяет взаимные союзнические обязательства по обеспечению обороны России и Белоруссии. Причём, как уже мы говорили, с применением всех имеющихся сил и средств.
Именно поэтому мы пошли на то, чтобы удовлетворить запросы Республики Беларусь и Президента Белоруссии в размещении на территории Белоруссии российского тактического ядерного оружия. Конечно, такие новейшие системы, как «Орешник», они не имеют аналогов в мире. В случае группового применения они сопоставимы с применением ядерного оружия, но оружием массового уничтожения не являются по двум причинам.
Во-первых, в отличие от оружия массового уничтожения, это высокоточное оружие. Оно бьёт не по площадям и добивается результата не за счёт своей мощи, а за счёт точности, – первое.
Второе – в случае группового применения: одного, двух, трёх комплексов – по силе удара оно является таким же, как ядерное, но не заражает местность, не имеет никаких радиационных последствий, поскольку нет никакого ядерного компонента в боевой части этих ракет.
Что касается возможности размещения такого, прямо скажем, грозного оружия, как «Орешник», на территории Белоруссии: поскольку мы сегодня подписали договор о гарантиях безопасности с применением всех имеющихся сил и средств, то считаю размещение таких комплексов, как «Орешник», на территории Республики Беларусь возможным – первое.
Второе – это станет возможным, думаю, во второй половине следующего года по мере наращивания выпуска таких комплексов, серийного выпуска этих комплексов в России и по мере поступления этих ракетных систем на вооружение российских войск стратегического назначения.
Ну и, конечно, здесь есть ряд технических вопросов, которые должны быть решены специалистами, а именно: определение минимальной дальности с учётом приоритетов обеспечения безопасности Республики Беларусь. Здесь специалисты должны поработать, но думаю, что такие возможности есть, с учётом того что на это потребуются и минимальные затраты. Имею в виду, что в Белоруссии остались определённые инфраструктурные возможности ещё со времён Советского Союза, поэтому размещение таких комплексов в Белоруссии будет связано с минимальными затратами на подготовку инфраструктуры.
Разумеется, несмотря на то что они будут входить в комплекс РВСН России, тем не менее определение объектов поражения на территории вероятного противника, безусловно, будет оставаться за военно-политическим руководством Республики Беларусь. Это очевидная вещь.
Так что мы это всё обсудим в рабочем режиме. Могу только сразу сказать, специалисты это хорошо понимают: чем меньше дальность, тем больше мощность боевой части. Ну мы о технических деталях ещё поговорим.
Спасибо.
А.Лукашенко: Спасибо, Владимир Владимирович, меня очень устраивает ответ – вторая половина будущего года.
В.Путин: Да, вторая половина. К этому времени, по нашим предварительным расчётам, мы наладим серийный выпуск. Эти комплексы будут поступать на вооружение в РВСН России. И параллельно начнём их размещение на территории Белоруссии.
А.Лукашенко: Это я воспользовался нашей дружбой в том плане, что, если хотите от Путина что-то получить – добейтесь, чтобы он публично чего-то пообещал.
Спасибо!