В.Путин: Вячеслав Викторович, добрый вечер!
Я знаю, что Вы хотели рассказать, как шло формирование Правительства. Парламент в соответствии с поправками в Конституцию получил дополнительные права по формированию высшего исполнительного органа власти.
Как эта работа прошла?
В.Володин: Владимир Владимирович, для депутатов Государственной Думы это новые полномочия. Вы в ходе обсуждения Конституции предложили передать часть полномочий Президента нашим гражданам, чтобы они через своих депутатов могли участвовать в формировании Правительства. И конечно, для нас это был очень ответственный период, потому что мы впервые с такими полномочиями участвовали при утверждении Правительства.
Постарались подойти к этому ответственно. Вся процедура заняла четыре дня: это утверждение должности Председателя Правительства, которую Вы внесли, утверждение заместителей Председателя Правительства, министров. Соответственно, в рамках этой процедуры шло обсуждение в комитетах Государственной Думы.
Целый день на это потратили – вопросов было очень много: всего при обсуждении их прозвучало более трёхсот. Если вначале наши коллеги из Правительства, эту процедуру тоже проходя впервые, может, ещё не осознавали глубины, то потом стало уже очевидным, что для них это тоже очень ответственно, важно, и они понимают, что через депутатов общаются с людьми и отвечают на эти вопросы не только депутатам, а всем, кто смотрит этот диалог. У нас это всё было в прямом эфире, мы готовились заранее, подключили через режим видео-конференц-связи региональные парламенты. Представители делового сообщества присутствовали в Государственной Думе.
Вопросы звучали самые разные, при этом тон был благожелательный. Было очевидно, что предложены сильные кандидатуры, особенно на должности заместителей Председателя Правительства. Нам они были все знакомы. Если есть передвижки, то это, как правило, оценка эффективной работы того или другого министра. Это всё дало свой результат: где-то это единогласная поддержка, где-то поддержка была авансом, потому что, допустим, при рассмотрении кандидатов на должности министров у нас ряд кандидатур был предложен из губернаторского корпуса. Они со своей стороны показали свою работу. И надо сказать, это руководители успешных регионов, и отношение к ним соответствующее.
При этом были и критичные вопросы. Также звучали предложения по улучшению работы в части тех кандидатур, которые работали ранее в должности министра, но при этом проблемы существуют, допустим, в сфере демографии, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, в вопросах развития физической культуры и спорта.
Мы новому кандидату на пост Министра [спорта] – бывшему нашему коллеге – говорили о необходимости поддерживать массовый спорт, чтобы ребята могли заниматься и футболом, и волейболом, и хоккеем – через разные возможности: во дворе, в секции, – но чтобы это было доступно. Попросили, чтобы всё-таки упор был сделан на это, а не на клубы, не на федерации, где, собственно, основное внимание сконцентрировано. Мы посчитали, что здесь уже совместно с Государственной Думой Министр, опираясь на поддержку депутатов, мог бы перестроить работу и сделать всё, для того чтобы ребятишки получили доступ к спортивным сооружениям и, конечно, чтобы создавалась сама среда и возможности для здорового образа жизни.
Мы обратили внимание кандидата на должность Министра здравоохранения на то, что нам крайне важно, чтобы у нас были решены кадровые вопросы в здравоохранении. Вы дали такое поручение Федеральному Собранию, и мы считаем, что нам правильно вместе с Правительством эти вопросы решать, потому что сегодня [имеется] порядка 30 тысяч вакансий врачей, и здесь надо искать подходы совместно.
Вообще, когда мы говорим об этой новой процедуре, которую Вы инициировали, ещё раз хочу подчеркнуть, передав полномочия Президента Думе, – конечно, она в принципе меняет отношение к работе в первую очередь, наверное, депутатского корпуса. Потому что мы стали понимать свою ответственность за принимаемые решения, за конечный результат. Если раньше, допустим, бывали ситуации: проблема какая-то существовала – депутаты объясняли её неэффективностью работы Правительства. С себя снимали ответственность и говорили: Правительство виновато.
Сейчас, когда такие полномочия получила Государственная Дума, эта ответственность уже совместная. И конечно, это всё должно привести к другому качеству работы, когда уже не надо пенять на зеркало: мы же утвердили, поддержали, мы обсуждали вопросы. Тогда надо плечо подставлять, где-то помогая, где-то подсказывая, но ответственность надо брать совместную.
Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что это в истории современной России впервые, когда Государственная Дума принимает такие решения, утверждая Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и министров. В перспективе это точно должно принести свои положительные результаты: это развитие демократии, парламентаризма и, конечно, народовластия.
В.Путин: Формирование исполнительных органов власти, прежде всего Правительства Российской Федерации, после выборов Президента – это очень важный этап в работе Государственной Думы, поскольку, как я уже говорил, сбоев, перерывов в работе быть не должно. Вообще, в обычном режиме не должно быть, а в условиях сегодняшнего дня это тем более важно.
Поэтому я хочу поблагодарить и Вас, и всех депутатов за то, что работа была проведена исходя из интересов государства, а не исходя из каких-то групповых интересов. Насколько я видел, депутаты подошли именно с этих позиций. Такое опасение было, не скрою, когда мы работали над поправками в Конституцию. Это естественно, здесь нет ничего особенного, таковы особенности парламентаризма, когда идёт утверждение первых лиц в Правительстве по отдельным отраслям, групповые интересы всегда присутствуют. Но депутатам Государственной Думы этого созыва удалось уйти от этих проблемных вопросов. Наоборот, насколько я увидел, они прежде всего руководствовались общенациональными интересами, задачами и, повторяю, людей поддерживали не по каким-то групповым и даже партийным соображениям, а по личным и деловым качествам. Это очень важно. Спасибо большое.
Я знаю, что Вы выезжаете завтра утром в Тегеран.
В.Володин: По Вашему поручению, Владимир Владимирович, завтра рано утром вылетаю в Тегеран, для того чтобы принять участие в церемонии прощания с Президентом Ирана Раиси. Вы уполномочили представлять нашу страну. Президент Ирана, погибший в авиакатастрофе, многое сделал для развития отношений между нашими странами. Он выступал в Государственной Думе; когда мы приезжали в Иран, встречался с депутатами. Поэтому, конечно, Вы правильно сказали, что это огромная потеря.
В.Путин: Действительно, гибель Президента Раиси – большая потеря прежде всего, конечно, для Ирана, иранского народа. Прошу Вас передать слова искреннего соболезнования в связи с этой трагедией.
Действительно, это был очень надёжный партнёр. Человек прямой, уверенный в себе прежде всего человек, который руководствовался национальными интересами. Конечно, это был человек слова, и с ним было приятно работать. Имею в виду, что, если мы о чём-то договаривались, всегда можно было быть уверенным в том, что договорённости будут исполняться.
Мы со своей стороны будем делать всё для того, чтобы российско-иранские отношения продолжались именно в таком ключе. Передайте, пожалуйста, эти слова руководству Ирана. И если у коллег есть необходимость, то мы готовы сделать всё, чтобы оказать им экспертную поддержку, экспертную помощь в выявлении истинной причины этой катастрофы.
В.Володин: Владимир Владимирович, обязательно это сделаю, как Вы и поручаете. Понятно, что ситуация печальная, но, как Вы правильно сказали, нам надо поддержать партнёров нашей страны.
В.Путин: Спасибо.
<…>