В.Путин: Товарищи офицеры! Добрый день, уважаемые товарищи!
Я очень рад видеть вас всех в рамках мероприятий, связанных со вступлением в должность Президента Российской Федерации.
Мне бы очень хотелось, чтобы на этой церемонии присутствовали все наши боевые товарищи, которые решают задачи в рамках специальной военной операции, не жалеют своего здоровья, а если нужно, и жизнь отдают за Россию. К сожалению, это невозможно, это сотни тысяч человек. Но я, пользуясь случаем, хочу через вас передать им самые наилучшие пожелания, пожелания успехов и побед.
У нас большие задачи по развитию страны в сфере экономики, которая является основой всех наших успехов – это мы все должны понимать и понимаем – в социальной сфере, по укреплению семей России, по развитию здравоохранения, образования и так далее. У нас есть все возможности, абсолютно все возможности для того, чтобы все эти задачи были полностью реализованы, но только при одном условии – при условии вашей успешной работы на поле боя. Это ключевое звено на сегодняшний день. Мы все это понимаем, вся страна это понимает, и поэтому, вы видите, вся страна вас поддерживает.
Сегодня я попросил Министра собрать здесь командиров разных подразделений, командиров полков, бригад, дивизий, армий, наиболее отличившихся за последнее время в ходе проведения специальной военной операции. Хочу вас лично поблагодарить за ваше мужество, за ваше умение командовать войсками. Хочу попросить вас передать самые наилучшие пожелания всем вашим подчинённым за боевую работу, которую они делают в интересах Отечества.
Среди нас есть один товарищ, у которого сегодня день рождения. Сейчас камеры закончат работу, и я позволю себе Вас поздравить – это первое.
Второе – там, на столе я попросил выставить штандарты Президента. Просто на память – они именные, номерные – хочу вам передать в знак нашей сегодняшней встречи.
Конечно, для меня встречи подобного рода всегда имеют значение, потому что, как правило, это откровенные разговоры. Я очень рассчитываю на такой откровенный разговор по поводу того, что и как у нас происходит на поле боя, что и как нужно сделать дополнительно, для того чтобы действия наших боевых подразделений были ещё более успешными, чтобы задачи решались с минимальными потерями и чтобы, безусловно, мы добивались всех поставленных перед нами Родиной задач. Это то, что я хотел бы сказать вначале.
Сергей Кужугетович, если есть что добавить – пожалуйста. Потом камеры попросим удалиться и уже поговорим совершенно в свободном и откровенном режиме.
Пожалуйста, если что-то есть, прошу.
О.Власов: Генерал-майор Власов, командир 810-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
С начала специальной военной операции численность вверенных мне соединений составляла 2441 человек. Проведён ряд оргштатных мероприятий. В состав бригады включено 19 новых боевых подразделений.
В.Путин: 11 тысяч, да?
О.Власов: На данный момент численность соединений составляет 11 365 человек. Однако же оргштатные мероприятия управления бригадой не коснулись.
Для качественного выполнения задач прошу Вас рассмотреть вопрос о проведении оргштатных мероприятий в управлении бригадой, выполняющей боевые задачи сразу в трёх группировках войск и сил.
В.Путин: Я знаю об этом, мы вчера с Министром обсуждали, с ГШ. Бригада стала большой: было три тысячи с небольшим вначале, а сейчас 11 с лишним тысяч. Это дивизия. Я думаю, что по этому пути надо идти, с Министром вчера говорили об этом. Надо реорганизовать бригаду в дивизию и соответствующим образом выстроить все органы управления. Так и сделаем.
Я знаю о Вашей бригаде, она постоянно на слуху. Спасибо Вам за Вашу боевую работу. Самые наилучшие пожелания всем бойцам и офицерам.
О.Власов: Служу России!
В.Путин: Пожалуйста, что-то ещё?
Д.Малахов: Командир 24-й отдельной гвардейской бригады специального назначения гвардии полковник Малахов.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Россия исторически принимала участие во многих конфликтах, боевых действиях. Как говорится, ведение активных боевых действий является двигателем прогресса.
Наши подразделения уже более года на поле боя активно применяют FPV-дроны. Мы достигли хорошего, большого результата. Я не скрываю, что применение FPV зачастую сводит на нет все попытки противника активно действовать на том или ином участке фронта.
Как я уже сказал, развитие идёт вперёд. Есть необходимость рассмотреть вопрос о внедрении и, может быть, производстве БПЛА самолётного типа с носителями FPV у дронов, то есть так называемая авиаматка.
Во-первых, это позволит увеличить дальность применения; во-вторых, это будет как средство разведки, как средство огневого поражения, так и средство объективного контроля, то есть будет нести в себе три составляющие в одном. Плюс это увеличит огневые возможности подразделений. Хотелось бы, чтобы данное направление получило своё развитие.
В.Путин: Во-первых, Вы сейчас упомянули о том, что Россия участвовала во множестве конфликтов, защищая свои интересы, – так и есть. И самое значимое событие для нас, во всяком случае, для наших поколений, – это Великая Отечественная война. Мы послезавтра отмечаем праздник – День Победы. Я вас хочу поздравить с приближающимся праздником. И вот что хочу отметить.
По-разному в разных ситуациях разные люди всё время говорят о нас, о современниках, о молодых поколениях, о молодых людях. Но когда наступают сложные времена, я помню, на протяжении последней пары десятилетий такие времена у нас наступали, мы все об этом знаем, можно даже не вспоминать об этом, но, когда наступают такие сложные, ключевые моменты, российский народ проявляет свои самые лучшие качества: и мужество, и героизм вне зависимости от возраста. Это, судя по всему, у нас в крови.
И то, что сейчас происходит в рамках специальной военной операции на поле боя, – лучшее доказательство того, что – прежде всего обращаюсь к вам – вы, ваши подчинённые достойны наших отцов, дедов, прадедов, которые сражались на полях Великой Отечественной войны и отстояли свою Родину. И сейчас мы знаем о случаях мужества, героизма. И не от случая к случаю эти случаи происходят, а практически на постоянной основе. Это чрезвычайно важно, это одно из ключевых условий нашей победы – в этом у меня нет никаких сомнений.
Что касается сегодняшнего дня, то, конечно, современные средства вооружённой борьбы меняются с очень большой скоростью. И если мы хотим быть успешными, мы должны быть всегда на шаг впереди. Всегда ли нам это удаётся? Наверное, нет. Мы знаем, а Вы знаете это лучше, чем кто-либо другой, у противника достаточно современных средств, потому что на нашего противника работает всё западное сообщество, которое спит и видит, чтобы Россия в её сегодняшнем виде уже не существовала. Они задались этой целью, я уже говорил публично: видимо, полагают, чтобы в той системе противостояния, которую они сами для себя и создают, Россия была слабым местом, слабым звеном. Уверен, они убедились, что это далеко не так, скорее, всё наоборот. Но нам, чтобы быть успешными, надо быть, ещё раз повторяю, на шаг впереди в высоких технологиях.
И конечно, те задачи, которые – совсем недавно мы так думали да и вообще во всём мире думали – могут быть решены только исключительно с помощью авиационных комплексов, теперь решаются малыми средствами, но с большим эффектом. Мы это научились делать, мы это делаем. Это касается разведки, это касается ударных средств, это касается многих других задач, их очень много: и в тылу можно их решать с помощью дронов, и на линии боевого соприкосновения. Мы работаем по разным направлениям: работают и специальные научно-исследовательские учреждения, работают структуры Министерства обороны, а в первом случае я имел в виду гражданские службы.
У нас, как мы сейчас часто говорим, развивается так называемый народный ОПК. То есть, если честно сказать, я, когда встречаюсь с теми, кто так или иначе причастен к деятельности, вашей боевой работе в гражданской сфере, я, честно говоря, сам удивляюсь. Вы знаете, над тем, чтобы эффективно мы с вами воевали на поле боя, думают тысячи людей, не имеющие или не имевшие никакого отношения раньше к военной службе, действуют инициативно и очень эффективно. Но, конечно, это всё должно быть сконцентрировано определённым образом, всё известным способом разложено по нужным полочкам, поддержано на уровне государства. Мы так и делаем.
Я сейчас не буду вдаваться в детали, мы потом ещё поговорим, когда пресса уйдёт. Но мы это знаем, работаем над этим, понимаем, что это непростая задача. Знаем, как непросто приходится нашим ребятам-бойцам, которые сталкиваются с тем, что дроны противника, как мухи, летают над головой, всё это известно. Мы работаем над этим, и, уверен, результат будет.
Д.Малахов: Спасибо.
Р.Халиков: Разрешите?
В.Путин: Да, конечно.
Р.Халиков: Командир 74-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады гвардии полковник Халиков.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
В ходе выполнения задач специальной военной операции именно на Авдеевском направлении в населённом пункте Бердычи был использован наземный…
В.Путин: Добрали его всё-таки. Сложно было, я знаю.
Р.Халиков: Разрешите уточнить?
В.Путин: Я говорю, добрали всё-таки Бердычи, сложно было.
Р.Халиков: Так точно, сложно было, но забрали, продвигаемся дальше.
В данном населённом пункте был использован наземный роботизированный комплекс «Курьер» – их было два, – который был оснащён автоматическим гранатомётом АГС-17. Данная конструкция положительно себя показала именно на данной задаче. Применение такой техники именно в штурмовых действиях позволит сохранить жизнь военнослужащим.
Также на эту технику возможно устанавливать различное лёгкое вооружение именно для штурмовых действий. Можно использовать её для эвакуации раненых и для подвоза материальных средств, для подвоза продовольствия, для подвоза боеприпасов. Он имеет свойство везти на себе восемь противотанковых мин, то есть может определённый участок местности заминировать. И также думаем уже с разработчиком использовать его как шахид-мобиль, то есть какой-нибудь, грубо говоря, ДЗОТ, к которому невозможно подойти, подъехать и осуществить подрыв.
Возможно ли организовать массовое производство таких платформ и оснащение штурмовых групп подразделений?
В.Путин: Возможно, конечно.
Мы приспосабливали до недавнего времени подобные устройства и сами их разрабатывали, так что у нас наработки есть. Мы возьмём, что скрывать, то, что видим на международном рынке. Несмотря на все сложности, всё-таки получаем некоторые вещи не такого свойства и характера, как тяжёлая огнемётная система, но такие мобильные вещи. Они же двойного, тройного, ещё гражданского назначения. Безусловно, они могут быть приспособлены для ведения современных боевых действий.
Повторяю ещё раз: у нас и собственные разработки есть хорошие, так что обязательно это доведём. Если уж мы создаём воздушные, водные, подводные аппараты подобного рода, причём на уровне самых высочайших современных достижений и технологий, мы это сделаем, обязательно сделаем и будем расширять эту линейку.
Хочу вам повторить то, о чём сказал наш коллега, полковник, который напротив меня находится: надо всегда быть чуть-чуть впереди в этих разработках, тогда успех будет абсолютно гарантирован, здесь нет никаких сомнений.
В последнее время у нас это получается, вы сами знаете, ФАБы…. Да, противник реагирует быстро, мы видим, вы видите это на поле боле. РЭБ активно использует, концентрирует этот РЭБ на определённых участках, но нам удаётся это преодолевать.
Наши конструкторы, учёные, инженеры, поверьте мне, тоже работают днем и ночью – в полном смысле этого слова, днём и ночью, – чтобы чуть-чуть опережать противника. Повторяю ещё раз: в целом у нас получается. Это одна из главных задач для обеспечения общего успеха и победы.
<…>