Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург пройдёт по территории шести российских регионов, в которых проживает около 30 миллионов человек. С запуском ВСМ – при условии следования состава без остановок – минимально возможное время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут.
Ленинградская АЭС работает с 1973 года и обеспечивает более 55 процентов энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ввод в эксплуатацию 7-го энергоблока станции запланирован на 2030 год. В его создании используются передовые технологии, отвечающие всем международным и российским требованиям безопасности.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы даём старт сразу двум масштабным, значимым проектам – созданию 7-го энергоблока Ленинградской атомной электростанции, а также высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
По каждому из них предстоит большая, напряжённая работа. Желаю всем её участникам успехов. Уверен, что все планы будут реализованы на самом высоком профессиональном уровне.
Подчеркну: два этих объекта очень важны для экономики, промышленности, для наращивания нашего инфраструктурного, технологического, энергетического потенциала, для развития регионов и повышения качества жизни людей.
Особо подчеркну, что в ходе строительства должны применяться прежде всего отечественные разработки и оборудование. Это важно для дальнейшего укрепления технологической независимости страны.
Напомню, что именно такая задача была поставлена в Послании Федеральному Собранию. Там же было объявлено о запуске национальных проектов технологического суверенитета, в том числе в области всех видов транспорта, а также атомных и энергетических технологий – кстати сказать, у нас здесь 99 процентов наших технологий применяется. Их реализация должна стать мощным стимулом для технологического обновления промышленности, для качественного роста всей экономики.
Здесь отмечу, что Россия является мировым лидером в сфере атомных технологий. При нашем содействии в зарубежных странах практически с нуля создаётся атомная энергетика, целая отрасль создаётся, обучаются специалисты, развивается необходимая инфраструктура в соответствии с самыми строгими природоохранными стандартами. Так, сегодня «Росатом» ведёт сооружение 22 энергоблоков в семи государствах.
Активно развивается атомная энергетика и внутри нашей страны. Планируется, что к 2045 году доля атомной генерации в общем энергобалансе России будет увеличена до 25 процентов.
Строительство нового, эффективного энергоблока Ленинградской АЭС станет хорошим вкладом в эту работу. Его запуск повысит энергобезопасность всего Северо-Западного региона России, на годы вперёд обеспечит потребителей более экологичной, чистой электроэнергией.
В целом от развития атомной энергетики, других генерирующих мощностей по всей стране во многом зависит открытие новых социальных и промышленных объектов, реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе по созданию высокоскоростного железнодорожного сообщения.
Флагманским, стартовым этапом здесь, как уже говорил, станет именно магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Она пройдёт по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 миллионов человек. Это порядка 20 процентов всего населения России.
В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы, будут способствовать росту туризма и деловой активности.
Что ещё важно отметить. Проект высокоскоростной магистрали предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд, а значит – хороший стимул к развитию получит целый ряд отраслей нашей экономики. Будет сделан ещё один шаг в укреплении технологического суверенитета страны.
Основные подходы к реализации этого крупного проекта мы с коллегами недавно обсуждали. Пора переходить к практической реализации. Но должен сказать, коллеги, которые вовлечены в эту работу, знают, что сама эта тема обсуждалась уже очень давно. Но теперь мы в финансовом, экономическом и технологическом смысле созрели, чтобы этот крупный, но нужный нашей экономике проект реализовать. Давайте начнём работу.
Пожалуйста, слово Виталию Геннадьевичу Савельеву – Министру транспорта.
В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы даём старт глобальному проекту – строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Прежде всего я хочу поблагодарить Вас лично, Владимир Владимирович, за это решение – приступить к строительству высокоскоростного движения в России.
Безусловно, высокоскоростные магистрали, которые мы будем строить, и первая из них – это Москва – Санкт-Петербург, они коренным образом изменят транспортный ландшафт отрасли.
Многое уже для этого сделано и делается. Я хочу отметить большую работу, которую проводит Правительство Москвы и РЖД по строительству Центрального транспортного узла, московских центральных диаметров, которые являются составной частью этой нашей магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Как мы уже говорили на совещании в Верхней Пышме в феврале текущего года, и те решения, которые Вы тогда приняли, дают нам возможность подписать концессионное соглашение, которое сегодня проходит процедуру согласования в Правительстве. И тогда уже все вместе мы начнём работать по развёртыванию в целом этого проекта.
Ключевой стадией этого проекта также будет создание отечественного высокоскоростного поезда. Это то, о чём Вы сейчас сказали. Это новые технологии, новые решения. Поезд со скоростью 400 километров в час – это такая технология, которая позволит нам быть среди ведущих мировых держав в этой области.
На самом деле мы на сегодняшний день готовы к реализации этого проекта, и, безусловно, наши граждане ждут этих решений.
Скорость и проезд между Москвой и Петербургом займёт всего 2 часа 15 минут вместо четырёх часов, а движение между Москвой и Тверью сократится до 39 минут, Великий Новгород – Санкт-Петербург – 29 минут. Конечно, такого у нас в истории ещё не было. И мы очень надеемся, что мы реализуем данный проект в указанные сроки. Все к этому готовы и, как Вы уже отметили, у нас для этого всё есть.
Спасибо Вам. Благодарю за внимание.
С.Собянин: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Когда-то история российских железных дорог, по большому счёту, начиналась с дороги Санкт-Петербург – Москва. Наверное, тоже тогда было много сомнений в том, насколько этот проект реализуем, насколько он вообще возможен и так далее.
Сегодня, по сути дела, начинается новая история российских железных дорог уже на современном, высокотехнологичном уровне. И Вы правильно на совещании в Пышме сказали, что, по большому счёту, после реализации этого проекта это будет новая транспортная реальность в нашей стране и [она] объединит миллионы людей.
Для Москвы и Санкт-Петербурга это, конечно, важнейшая дорога, которая соединит две агломерации, миллионы людей, которые очень часто ездят из Москвы в Санкт-Петербург, обратно. Это, конечно, и деловая активность, как Вы сказали, и туризм, это просто другое качество жизни и другая экономика, что немаловажно.
Владимир Владимирович, Вы открывали МЦД-3, который идёт как раз в сторону Санкт-Петербурга, до Зеленограда из Москвы. И когда мы строили D-3, мы сразу делали заделы под ВСМ. Уже серьёзные заделы сделаны. Это даёт возможность практически с сегодняшнего дня начинать уже проект строительства ВСМ.
Вокзал в Зеленограде, на котором мы сейчас находимся, – современный комплекс, он является, по сути дела, частью вокзала ВСМ, которая пройдёт. Первая остановка в Москве будет здесь, в Зеленограде.
Так что заделы есть, Владимир Владимирович. Можно приступать к работе.
Спасибо Вам огромное.
В.Путин: Сергей Семёнович, когда мы встречались в последний раз, с коллегами обсуждали этот вопрос, много дискуссий было по поводу источника финансирования. Знаю, что Ваша команда, Вы поддержали ряд предложений, которые были сделаны Правительством и возникли в ходе обсуждения с коллегами из других регионов (кроме Москвы). Решения, которые в конечном итоге состоялись, Москву устраивают?
С.Собянин: Да, Владимир Владимирович. Всё то, что мы обсуждали на совещании под Вашим руководством, будет выполнено в полном объёме.
В.Путин: Спасибо большое.
Пожалуйста, Белозёров Олег Валентинович.
О.Белозёров: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Хочу высказать, Владимир Владимирович, Вам слова признательности за принятие решения по поводу начала строительства высокоскоростной магистрали. Мы считаем, мы знаем, мы докладываем, мы – лучшие железные дороги мира, но у нас не до конца был реализован один сегмент: это именно отечественная стройка и высокоподвижной состав. При этом, как Вы и сказали, мы уже технологически готовы к тому, чтобы это сделать у нас, в России, импортозаместиться.
На сегодняшний момент мы проводим проектные работы. Они по ряду участков у нас уже закончены. А в рамках Центрального транспортного узла здесь, в Москве, пятый и шестой путь – это выход из Ленинградского вокзала в сторону Санкт-Петербурга, – уже ведётся строительство, и в этом году мы планируем освоить 14 миллиардов – построить уникальный мост через канал имени Москвы, ещё ряд больших искусственных сооружений.
При этом уже проделана огромная работа по высокоскоростному подвижному составу. Уже окончательно выбран эскизный вариант поезда, он утверждён. Это 8-вагонный поезд, который будет двигаться со скоростью 400 километров в час максимум, а крейсерская скорость будет 360 километров в час. Этот поезд можно будет сдваивать, то есть либо 8-вагонной, либо 16-вагонной компоновки, четыре типа вагонов. Практически сейчас ведётся конструкторская документация. Всё, что мы обещали на совещании в Пышме, мы своевременно выполним.
Спасибо большое.
В.Путин: У нас, конечно, самые лучшие железные дороги, у меня сомнений нет. Но я так понимаю, и мы с Вами тоже говорили об этом, что строительство этой высокоскоростной магистрали, предназначенной для пассажирского движения, позволит нам повысить и скорость перемещения грузовых составов, скорость перемещения грузов.
О.Белозёров: Да, Владимир Владимирович. Позволит и повысить скорость перевозки грузов, и – что ещё важно – позволит вывозить из почти 18 регионов России на северо-запад дополнительных 30 миллионов объёмов грузов. Такая синергия пассажирского и грузового движения здесь будет достигнута.
В.Путин: Здорово. Спасибо.
Герман Оскарович, мы ещё с Вами, когда в Петербурге работали, мечтали о том, что построим такую дорогу. Собственно, не только мы, мечтали тогда наши руководители: и Анатолий Александрович Собчак, и Алексей Алексеевич Большаков.
Мы реально сложили финансовую схему сейчас, по Вашему мнению, для всего этого достаточно большого и капиталоёмкого проекта?
Г.Греф: Владимир Владимирович, во-первых, хочу сказать, что сегодня, наверное, такой очень значимый день. Спасибо большое Вам и спасибо большое всем коллегам, которые здесь присутствуют, потому что это была большая командная работа, и, действительно, без неё, наверное, невозможно было реализовать мечту 30-летней давности. Мы помним это. Мы говорили: самая большая и самая дорогая яма в Петербурге – на месте Московского вокзала. И сейчас наконец эта мечта может осуществиться.
В зоне агломерации проживает 30 миллионов человек. По нашим подсчётам, по самым скромным подсчётам, железная дорога будет перевозить 23 миллиона человек в год, вырастет огромный туристический поток.
Мы посмотрели, Владимир Владимирович, влияние на экономику и на рост населения. Если взять за прообраз Китай, то в Китае рост ВРП в регионах, которые объединены высокоскоростной магистралью, на 20 процентов быстрее, чем на всех остальных территориях. В общем, даже зависимость такова, что в развитых территориях ВРП растёт примерно на 15 процентов быстрее, а в депрессивных территориях растёт на 25–30 процентов быстрее, чем по всей остальной стране.
Это говорит о том, что для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий потенциал развития будет просто огромным. Земли, которые в общем сегодня не имеют ценности, будут обладать огромной инвестиционной ценностью. Очевидно, что бизнес с удовольствием пойдёт туда. Будут осваивать эти территории как под промышленное, так и под гражданское строительство. Это, конечно, новая жизнь этим территориям.
Но самое главное, что это полигон для создания российских технологий. Сегодня только две страны в мире обладают этими технологиями – это Китай, который 20 лет назад ещё не обладал такой технологией, на базе Siemens создал новую технологию, и Япония. Ни в Европе, ни в Соединённых Штатах Америки пока такого скоростного движения не реализовано. Собственно, мы будем третьей страной в мире, которая реализует эту задачу – скоростное движение 360–400 километров в час.
Ещё один момент, который мы сейчас тоже внимательно посмотрели в Китае, сейчас делаем обсчёт для России. Количество занятых в Китае – 300 тысяч человек, занятых на скоростном железнодорожном движении. У нас вместе со стройкой это будет 40 тысяч человек в течение следующих шести лет.
Что очень важно. В Китае резко сократились выбросы топлива. Мы посмотрели, сколько сокращено выбросов топлива за один год, – 2 миллиарда тонн топлива не выбрасывается в атмосферу благодаря железнодорожному сообщению.
Экономия выбросов CO2 в атмосферу – 6,3 миллиарда тонн. Китайцы очень досконально это посчитали. Мы сейчас стараемся посчитать для нашего проекта. Я думаю, что в течение месяца мы это сделаем.
Но выбросы скоростного электрического железнодорожного транспорта примерно в 10 раз ниже, чем авиационного, и, соответственно, где-то примерно в шесть раз ниже, чем автомобильного. Поэтому это тоже два аспекта, которые нужно иметь в виду.
И, Владимир Владимирович, что касается финансирования. В принципе мы собрали инвестиционный пул на 1,5 триллиона рублей, финансирование банковского и пенсионных фондов, тоже спасибо всем коллегам. Практически все механизмы финансирования готовы, и мы готовы начать финансирование строительства совместно с ВЭБ по механизму Фабрики проектного финансирования завода уже. И дальше, конечно, уже строительство железнодорожного пути.
Мы очень конструктивно работаем сейчас с Центральным банком. Два вопроса, которые были поставлены в Вашем поручении. Фактически по одному вопросу мы согласовали. Это приведёт к возможности снижения стоимости фондирования. Второй вопрос ещё в процессе, но мы активно работаем. Я думаю, что тоже найдём подходы, как решить эту проблему.
В целом мы со своей стороны максимально готовы начинать проект, Владимир Владимирович. Поэтому, если Вы дадите старт, я думаю, что все коллеги с огромным желанием эту многодесятилетнюю мечту начтут реализовывать.
Спасибо большое.
В.Путин: Герман Оскарович сейчас сказал про технологии, ещё раз вернулся к этому вопросу. У меня предложение к Мантурову Денису Валентиновичу сказать несколько слов об этой составляющей проекта.
Здесь я вижу представителей компаний, которые должны будут работать, реализовывать эту часть совместной работы. Здесь и Бокарев Андрей Рэмович – «Трансмаш», и гендиректор «[МТЗ] Трансмаш» Егоренков Николай Анатольевич, Ерёмина Наталья Константиновна – «Объединённая металлургическая компания», «Группа Синара» – Виктор Николаевич Леш, Никитин Александр Викторович – «ТЕК-КОМ», Пумпянский Дмитрий Александрович, Туманов Дмитрий Юрьевич – компания «Русские электрические двигатели», «Группа Синара» – Ходоровский Михаил Яковлевич, холдинг «ЕВРАЗ» – Синяев Павел Александрович.
Денис Валентинович, я хочу Вам слово передать, и потом, по Вашему предложению, может быть, кто-то из перечисленных мною коллег высказался бы, сказал, что он думает об этом проекте и как рассчитывает принимать участие в этой работе, какие здесь у соответствующих компаний планы и надежды.
Прошу, Денис Валентинович.
Д.Мантуров: Спасибо большое, уважаемый Владимир Владимирович!
Если позволите, я общее мнение [выскажу] от всех коллег, потому что у нас сегодня много представителей, Вы часть из них уже назвали.
В развитие совещания, которое Вы провели в прошлом месяце на заводе «Уральские локомотивы», мы дополнительно отработали вопрос производства высокоскоростных поездов, разложили всю кооперацию и подтверждаем, что «Группа Синара» наиболее подходит для выполнения этой задачи в качестве головного исполнителя.
В прошлом году компании удалось реализовать замещение электрички «Ласточка» на полностью российский «Финист». 16 составов уже переданы РЖД и ещё шесть готовятся к поставке во II квартале текущего года.
Наработанные компетенции и технологии позволяют «Синаре» перейти в сегмент электропоездов скоростью до 400 километров в час. Для этого на площадке «Уральских локомотивов» планируется строительство двух новых корпусов общей площадью 60 тысяч квадратных метров.
В кооперации по проекту также примет участие ещё, Вы сегодня уже назвали, флагман отрасли «Трансмашхолдинг». Компания обеспечит новые поезда рядом компонентов и систем. А всего мы задействуем свыше 100 российских поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Собственно, сегодня основные руководители присутствуют и подтверждают свою готовность обеспечить производственную цепочку.
Общий объём инвестиций в проект составит порядка 35 миллиардов рублей. До 80 процентов этой суммы «Синара» намерена привлечь по льготному механизму кластерной инвестиционной платформы. Тем более что у компании уже есть опыт работы с этим инструментом поддержки. Он задействован для производства магистральных и маневровых локомотивов в Калужской и Свердловской областях.
Таким образом, Владимир Владимирович, промышленность при поддержке государства готова развернуть работу по обеспечению высокоскоростных магистралей электропоездами российского производства. И начиная уже с 2027 года уральцы смогут выпускать ежегодно около сотни таких вагонов.
Благодарю за внимание. Будем реализовывать Вами поставленную масштабную задачу.
В.Леш: Уважаемый Владимир Владимирович!
Действительно по итогам Вашего посещения завода «Уральские локомотивы» совместно с Минпромторгом, Российскими железными дорогами, Сбербанком, Правительством Москвы и АО «ГТЛК» в кратчайший срок была организована системная работа по подготовке договорных документов, как Вы нам и поручали. Сегодня идёт отработка двух контрактов: один контракт – на поставку головных поездов, которые будут проходить сертификацию, и с ГТЛК готовится контракт на поставку уже серийной партии для первого маршрута ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
Срок – до 15 апреля в соответствии с Вашим поручением, контракты на головные поезда: под руководством Олега Валентиновича Белозёрова эта работа ведётся, мы до 15 апреля этот контракт должны уже полностью проработать и заключить.
Полностью проработана структура и объём необходимых инвестиций. Как сказал Денис Валентинович, Минпромторг очень активно помогает. На целевое финансирование мы готовим заявку как раз в рамках механизма кластерной инвестиционной платформы, и часть идёт по Фонду развития промышленности.
Мы подтверждаем готовность «Группы Синара» [работать] в кооперации более чем со 150 российскими предприятиями (Вы их уже тоже перечислили, Владимир Владимирович): «Трансмашхолдинг», «МТЗ Трансмаш», «Транспневматика», «ЕВРАЗ», «ТЕК-КОМ».
Работа начата, мы её ведём очень активными темпами. Сегодня, я считаю, тоже знаковый день: начинаем работу уже совместно над таким большим проектом. Спасибо большое за внимание. Доклад закончил.
Н.Егоренков: Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Я представляю предприятие «Московский тормозной завод «Трансмаш». Более 100 лет мы проектируем и выпускаем тормозные системы для железнодорожного подвижного состава метрополитена.
Присоединяюсь и к Сергею Семёновичу [Собянину], и к Олегу Валентиновичу [Белозёрову]. Я хочу сказать, что данный проект не только даст серьёзный толчок в развитии страны в дальнейшем, но и также это будет очень серьёзная подвижка для технологического развития производства. Со своей стороны, как производитель тормозных систем я хочу сказать, что для нас это очень серьёзная, хорошая работа. Именно от производителя.
На сегодняшний день у нас заключён договор в октябре с Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта. 17 января было передано на согласование и одобрение техническое задание на проектирование тормозной системы, противоюзной защиты и отдельно воздухораспределителя пассажирского типа.
27 февраля также передано на согласование техническое задание на разработку микропроцессорной системы управления тормозами эшелона поезда.
Но не буду затягивать долго: к февралю 2025 года у нас будет полностью готова конструкторская документация. И в августе 2025 года будут окончены полностью первичные испытания тормозной системы высокоскоростного проезда.
Соответственно, к августу 2026 года полностью будет закончено сертифицирование и декларирование тормозной системы, то есть мы будем уже готовы полностью к серийному производству совместно с «Синарой», с которой, в принципе, мы работаем с 2005 года, по-моему, даже.
Спасибо.
Д.Туманов: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Хотел бы в первую очередь выразить слова благодарности за выбор нашего предприятия «Русские электрические двигатели» для участия в этом значимом проекте.
На сегодняшний день в соответствии с техническим заданием произведены все предварительные расчёты по тяговому электродвигателю. Cогласовано техническое задание. То есть сегодня наш электродвигатель, все расчётные параметры [отвечают] всем требованиям технического задания.
Наш завод на сегодняшний день обладает всеми требуемыми компетенциями, производственными мощностями, способен обеспечить изготовление высоконадёжного, энергоэффективного и отвечающего всем стандартам качества заявленного оборудования тягового электродвигателя. То есть мы готовы.
Спасибо за внимание.
А.Белоусов: Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением мы ещё раз проработали все экономические аспекты этого проекта, те вопросы, которые были поставлены у Вас на совещании, в том числе источники финансирования.
Надо отдать должное и выразить благодарность и Сергею Семёновичу Собянину, и Герману Оскаровичу Грефу, которые очень конструктивно подошли к решению этих вопросов. И на сегодняшний день все вопросы решены.
Мы оптимизировали в соответствии с Вашими поручениями финансовые источники, решили вопросы о более справедливом распределении рисков и гарантий по этим рискам. Поэтому с экономической стороны этот проект сегодня полностью отработан и готов. И мы готовы к подписанию соответствующих уже нормативных регуляторных документов, включая договор о концессии.
В.Путин: Спасибо.
Мы договорились в прошлый раз на совещании, о котором здесь все коллеги упоминали уже, о том, что мы встретимся ещё раз в этом составе, зафиксируем, что все вопросы, которые подлежали окончательному согласованию, проработаны и решены. Договорились о том, что мы на этой встрече фиксируем и сам факт начала совместной большой работы по этому проекту.
Будем считать, что та доработка, которая была необходима для запуска проекта, проведена, и сегодня с вами договариваемся о том, что эта работа начинается.
Я всем желаю успехов. Всех благодарю за тот подготовительный этап, который был проделан до сих пор. И уверен, что проект будет реализован, сыграет очень хорошую, заметную роль в реализации тех планов развития страны, о которых мы говорили в предыдущие месяцы и которые были изложены и в Послании Федеральному Собранию, в наших национальных целях развития.
Спасибо большое и всего доброго. Удачи!
Теперь перейдём ко второй части работы, и хочу передать слово Лихачёву Алексею Евгеньевичу. Пожалуйста.
А.Лихачёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Мы приветствуем вас с площадки Ленинградской атомной электростанции – действительно легендарного места для российских атомщиков. Именно отсюда начала свой путь большая атомная энергетика нашей страны. В 1973 году первый блок-«миллионник» РБМК-1000 был запущен и подключён к сети Советского Союза.
У станции не только славное прошлое, но и очень знаковое, очень важное значение сегодняшнего дня. За последние годы здесь введено в эксплуатацию два блока ВВЭР-1200, и на сегодняшний день это одна из самых мощных атомных электростанций нашей страны.
Конечно же, [ЛАЭС –] самый мощный источник электроэнергии здесь, на Северо-Западе: вырабатывается 55 процентов электроэнергии, потребляемой в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. Конечно же, с вводом в действие новых блоков этот удельный вес устойчивой, «зелёной» атомной энергетики будет только повышаться.
Мы осуществляем свой вклад и в социально-экономическое развитие региона. На этапе строительства – более 7 тысяч рабочих мест, на этапе эксплуатации – около 2 тысяч мест. Наш вклад в развитие экономики Ленинградской области.
Владимир Владимирович, у станции есть большое международное значение. Вам хорошо известен проект Белорусской атомной электростанции – Островецкой АЭС – самой современной и самой молодой электростанции в Европе. Так вот референцией для Белорусской атомной электростанции были пятый и шестой блоки Ленинградской АЭС. Сосновоборцы приняли активное участие не только в запуске Белорусской атомной электростанции, но и в подготовке персонала. До сих пор развиваются побратимские взаимоотношения между двумя коллективами.
В последние годы было немало сделано для развития атомной энергетики в нашей стране, Владимир Владимирович, в том числе в реализации Ваших поручений. За шесть лет мы подключили к сети шесть мощных энергоблоков и уникальную плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов» с двумя реакторами на борту – ничего похожего в мире не существует.
Несколько лет назад Вы приняли решения, которые действительно воодушевили всю нашу атомную отрасль. Вы говорили об этом – это переход от 20 к 25 процентам атомной электрогенерации в нашей стране.
Мы хорошо понимаем, что под руководством Правительства вместе с Минэнерго нам нужно сделать: до 2035 года нам предстоит построить 17 атомных энергоблоков. В среднесрочной перспективе увеличить генерацию на Урале, прийти в Сибирь, на Дальний Восток, то есть охватить нашими проектами практически всю нашу страну. Кроме мощных энергоблоков мы будем тиражировать и малые, наземные атомные электростанции, в плавучем варианте, самые современные технологии, которые – Вы тоже об этом говорили, – имеют огромный спрос на всей нашей планете.
Кроме современного поколения 3+ мы работаем над будущим технологическим ландшафтом. В Томской области, в Северске, реализуется проект «Прорыв», проект четвёртого поколения.
Несколько дней назад Вы беседовали на эту тему с генеральным директором МАГАТЭ. Там действительно создаются уникальные технологии замкнутого топливного цикла. Там реализуется на земле проект энергоблока четвёртого поколения – реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем.
Я имею честь сказать сегодня, что в ближайшие недели мы запустим первый объект из этого действительно звёздного проекта. Это модуль фабрикации/рефабрикации смешанного нитридного уран-плутониевого топлива, подразумевающий полное замыкание топливного цикла. И будем готовиться к 2026 году – физическому пуску реактора 300 мегаватт, реактора на быстрых нейтронах.
Ещё раз хочу Вас поблагодарить за все принятые решения. Мы сделаем всё, чтобы их воплотить в жизнь.
Спасибо Вам большое.
В.Путин: Насколько я понимаю, там из шести блоков два постепенно сейчас выводятся из эксплуатации, да?
А.Лихачёв: Так точно, Владимир Владимирович. Здесь работало четыре «тысячника» РБМК, два из них уже в состоянии останова. И коллектив активно работает, чтобы эти блоки уже вывести окончательно из эксплуатации и перевести площадку в нейтральную. Два блока – «тысячника» РБМК, и два блока 1200 мегаватт уже нового поколения работают на номинальной мощности. Все планы выполняются. Конечно же, и коллектив, и город, и область очень ждали сегодняшнего дня, очень ждали этой стройки.
Владимир Владимирович, это же на столетие вперёд проект: и рабочие места, и «зелёная» энергия, и, конечно же, зарплаты, развитие социальной сферы города.
Мы здесь, в Ленинградской области, чувствуем себя как дома. Спасибо, конечно, большое губернатору Александру Юрьевичу Дрозденко за постоянную поддержку всей нашей работы.
В.Путин: У нас один блок, о котором мы сейчас говорим, должен быть введён в эксплуатацию в 2030-м, да, а второй где-то в 2035-м, в каком году?
А.Лихачёв: В 2031 году. Мы планируем [залить] первый бетон восьмого блока, следующего, – ровно через год. Соответственно, с интервалом в год они и будут вводиться в 2030 и 2031 годах.
В.Путин: Понятно. Хорошо, спасибо.
А.Дрозденко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Владимир Владимирович, очень символично, что ровно 45 лет назад началось строительство третьего энергоблока станции, а сегодня даётся старт третьего энергоблока новой станции, седьмого по счёту.
За это время сосновоборская атомная станция произвела 1,2 триллиона киловатт электроэнергии – это, кстати, абсолютный рекорд среди всех атомных станций России и, наверное, мира.
Что очень важно, что одновременно развивается и строится город.
Но я бы хотел сказать, Владимир Владимирович, Вам огромное спасибо за решение, а «Росатому» – за исполнение Вашего поручения: это, конечно же, рекультивация полигона «Красный Бор». Это большой экологический проект, который очень долго ждала агломерация. Санкт-Петербург, Ленинградская область – в рамках нашей агломерации это проект, который сегодня находит отклики не только как важный экологический проект, но и как проект, который долго ждали жители.
Я хочу сказать, что вообще развитие Ленинградской области и города Сосновый Бор активно связано с «Росатомом». Я приведу буквально несколько примеров. Не так давно мы построили крупнейший в Ленинградской области волейбольный центр. Строили в соотношении 50 на 50 с «Росатомом». Мы построили один из лучших в Ленинградской области парков – это Приморский парк. Соотношение финансирования было 50 на 50.
В год 95-летия Ленинградской области «Росатом» подарил нам современный, олимпийского стандарта баскетбольный стадион. А сейчас мы приступаем к строительству (уже закончили проектирование) современнейшего ледового дворца, опять-таки в соотношении 50 на 50. Так дружно мы работаем.
И ещё один экологический проект вместе реализуем – это электротранспорт и беспилотный городской транспорт. Мы строим здесь совместно и электрические заправки, уже четыре построили, и в этом году уже начнётся тестовый режим.
Но, Владимир Владимирович, как говорят у нас, лучше один раз увидеть, наверное, чем сто раз услышать. И я предлагаю посмотреть небольшой сюжет.
(Демонстрация видеоролика.)
А.Лихачёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
На площадке седьмого энергоблока Ленинградской атомной электростанции проведён весь объём подготовительных работ, получены все необходимые лицензии Ростехнадзора.
Мы просим Вашего разрешения на заливку первого бетона седьмого энергоблока ЛАЭС.
В.Путин: Хочу поблагодарить за подготовку к сегодняшней работе – масштабной работе, безусловно, и выразить надежду, что все планы будут реализованы. Желаю успехов всем, кто приступает к этим масштабным мероприятиям.
Конечно, разрешаю. В добрый час!
(Церемония заливки первого бетона в основание ядерного острова седьмого энергоблока.)
Поздравляю! Удачи вам! Всего доброго.