Федеральная программа капитального ремонта школ реализуется по поручению Президента. В 2022–2026 годах в федеральном бюджете на её реализацию предусмотрено свыше 315 миллиардов рублей. В российских регионах уже отремонтировано 4466 школьных зданий, до конца 2026 года планируется провести капитальный ремонт более 7300 зданий.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Прежде всего хотел бы поприветствовать учителей, педагогов из разных регионов нашей страны, которые участвуют сегодня в нашей работе. Вместе с вами обсудим и уже достигнутые результаты, и перспективные планы по капитальному ремонту школ.
Этот проект – часть комплексной работы по формированию современных условий обучения и воспитания нашего подрастающего поколения. В 2019 году мы начали программу строительства новых школ, а с 2022 года приступили к обновлению зданий образовательных учреждений.
История многих из них насчитывает десятилетия. Это школы с прочными традициями, сильными коллективами, и теперь они получают возможность работать, преподавать уже на качественно новом уровне.
За два года вместе с субъектами Федерации мы привели в порядок уже более четырёх тысяч школьных зданий. Это означает, что не менее миллиона восьмисот тысяч детей стали учиться в современных, комфортных условиях. Причём особое внимание уделяем развитию материально-технической базы образования в сельской местности – это безусловный приоритет программы, значимый фактор обеспечения справедливости и равенства возможностей для молодёжи.
Главное в такой работе, конечно же, не просто количество отремонтированных квадратных метров, а создание принципиально новых условий, в которых детям было бы удобно и интересно учиться. Поэтому в ходе капитального ремонта нужно не только обновить инженерные системы, фасады зданий, покрасить стены и пол, хотя и это важно, – это, что называется, базовые вещи. Но повторю: задачи, которые мы решаем в рамках данной программы, гораздо шире. Речь о том, чтобы создать именно современное школьное пространство для юных граждан нашей страны во всех регионах, в городах и на селе.
На какие направления считаю необходимым обратить особое внимание.
Прежде всего это формирование современной образовательной среды, которая помогает и мотивирует идти вперёд, стремиться к новым знаниям. Уже давал поручение при проведении капитального ремонта дополнительно оснащать кабинеты физики, химии, биологии, информатики. Причём оборудование должно быть преимущественно отечественного производства и востребовано в образовательном процессе.
Также прошу в кратчайшие сроки завершить работу по обеспечению школ не просто интернетом, а именно высокоскоростным доступом во Всемирную сеть, что позволяет поддерживать современные программы и цифровые продукты.
Следует также создать необходимую базу для таких предметов, как «Основы безопасности и защиты Родины», «Труд», которые с предстоящего учебного года будут преподаваться по новым программам.
И, безусловно, нам нужны учителя, способные работать в новой образовательной среде, в таких технологически насыщенных условиях. Преподавать качественно, основательно должен подходить к этой работе. Поэтому наряду с приведением в порядок наших школ будем заниматься повышением квалификации педагогов, – о чём, собственно, сами педагоги и просят, – в том числе молодых специалистов.
Здесь будем использовать потенциал не только профильных вузов, но и наших классических университетов. Уже с первого курса предстоит увеличить как предметную, так и практическую составляющую обучения, чтобы будущие учителя могли преподавать свой предмет с опорой на новые технологии, помочь своим ученикам начать уверенный путь в науке, в IT, в генетике и медицине, поддержать школьников в выборе инженерных и рабочих профессий.
Одновременно нужно продумать дополнительные стимулы, мотивацию, чтобы сегодняшние выпускники педагогических вузов, университетов приходили работать именно в школу, видели для себя перспективы для профессионального, карьерного роста. Прошу Правительство, регионы Федерации предложить конкретные решения по привлечению в школы молодых педагогов.
Уважаемые коллеги!
Мы последовательно укрепляем воспитательную составляющую образования. И чтобы такая работа была не формальной, а по-настоящему интересной, увлекательной, нам нужно в том числе формировать в школах и воспитательные пространства, предусматривать такие возможности в том числе в ходе капитального ремонта школ.
В целом ряде школ при непосредственном участии детей, родителей, учителей уже организуются выставки, посвящённые истории родного края, ратным и трудовым подвигам нашего народа, открываются центры детских инициатив и первичные отделения Всероссийского движения детей и молодёжи.
Школьные годы, – мы все это хорошо знаем, – это время, когда можно действительно попробовать себя в самых разных областях: в науке, техническом творчестве, искусстве. Поэтому в рамках капитального ремонта нужно также обновлять актовые залы, библиотеки, развивать среду для кружков и секций. Создавать возможности для школьных театров. Этот проект мы развернули в 2021 году, и количество таких театров, интерес со стороны школьников к этому прекрасному виду деятельности растёт.
Также прошу коллег в регионах активно поддерживать инициативы по созданию школьных творческих и волонтёрских центров, художественных мастерских. Всё это, безусловно, вложение в будущее, в то, чтобы наши дети выросли разносторонними, гармоничными, многогранными людьми.
Уважаемые коллеги!
Отдельно хотел бы сказать о сбережении и укреплении здоровья детей. Ценности здорового, активного образа жизни закладываются именно в детстве, поэтому всем этим вопросам мы уделяем особое внимание.
Совсем недавно, – может быть, кто-то обратил на это внимание, – посещал одну из школ в Нижнем Тагиле, где в результате капитального ремонта, включая столовую и пищеблок, созданы современные условия для приготовления вкусных, здоровых завтраков и обедов. Это хорошая практика для тиражирования в других школах. Кстати говоря, там и актовый зал сделан.
Кстати, предстоит продолжить работу по формированию в школах доступной спортивной инфраструктуры: залов, открытых площадок и так далее. Обязательно нужно учитывать это требование в программе капитального ремонта. И конечно, чтобы дети могли пройти профилактический осмотр непосредственно там, где они учатся, следует обновить школьные медицинские кабинеты.
Особое внимание прошу обратить и Правительство, и регионы на все вопросы, связанные с безопасностью учеников. Здесь нужно действовать предельно чётко, неукоснительно выполнять установленные требования, в том числе по оснащению школ системами экстренной связи с полицией, видеонаблюдения, оповещения, наладить безопасную пропускную систему, создать условия для работы специалистов, отвечающих за охрану школьных зданий и территорий.
Далее. Нужно думать и об эффективной организации всего внутришкольного пространства. Например, чтобы не было очередей у раздевалок, в столовой, в библиотеке, переполненных школьных холлов и коридоров. В рамках ещё одного нашего проекта – «Комфортная школа», который реализует Федеральный центр компетенций, уже наработан соответствующий опыт. Его обязательно нужно использовать в рамках программы капитального ремонта.
Безусловно, при развитии образовательной среды следует учитывать пожелания самих учащихся, уже об этом говорил, активно включать школьников, учителей и родителей обязательно в обсуждение дизайнерских решений, проектов реконструкции и обновления школ. И конечно, они должны участвовать в приёмке проведённых работ, оценивать их качество, потому что именно им учиться и работать в обновлённой школе.
Уверен, что ребята могут также предложить интересные идеи, как благоустроить пришкольную территорию. Она также должна отвечать их запросам, современным стандартам и требованиям.
Давайте обо всём этом поговорим. Вопросов, безусловно, много. Уверен, что есть и интересные идеи. Начнём, конечно, с Министра, отвечающего за это направление работы.
Пожалуйста, Сергей Сергеевич.
С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Действительно, программа капитального ремонта школ – одна из наиболее важных, масштабных в сфере образования. Она реализуется совместно с партией «Единая Россия» по Вашему, Владимир Владимирович, поручению с 2022 года.
Напомню, что в первые два года программы, на её старте, планировался ремонт лишь двух тысяч школьных зданий. Однако по Вашему указанию практически сразу была задана более высокая планка. Мы значительно расширили программу до трёх тысяч объектов за 2022–2023 годы.
По итогам этих двух лет с задачей не только справились, а идем с существенным опережением: отремонтировали на тысячу зданий больше – их уже 4085. И уверен, что к 2027 году приведем в порядок еще 3215 объектов. То есть итоговый показатель: более семи тысяч школьных зданий будет, Владимир Владимирович, выполнен в срок.
Вместе с тем в ходе реализации программы и проверки информации с мест, – отдельно хочу на это обратить внимание, – мы увидели, что в целом по стране реальная нуждаемость в ремонте оказалась выше первоначальных расчетов. Судя по всему, некоторые регионы просто занижали масштаб проблемы. Сегодня ситуацией мы четко владеем, знаем, что после 2026 года будут требовать обновления еще 11 тысяч школьных зданий.
В этой связи, уважаемый Владимир Владимирович, просим и считаем, что крайне необходимо поддержать продление очень важной программы после 2026 года – и до 2030 года – и полностью снять вопрос капитальных ремонтов во всей стране, окончательно решить эту острую проблему, которая нарастала десятилетиями.
В итоге с 2022 по 2030 год мы можем качественно обновить семь миллионов ученических мест, а если учесть темпы строительства новых школ, то всего будут созданы отличные, современные условия для 8,5 миллиона наших школьников. Таким образом, каждый школьник, где бы он ни учился, будет находиться в современных условиях. Важно, как Вы говорили, дать каждому качественное образование вне зависимости от того, где проживает ученик.
Уважаемый Владимир Владимирович, как Вы уже сказали, проводится и обновление школьных пространств, и всей инфраструктуры. Это комплексная программа. Закупается оборудование прежде всего для классов физики, биологии, химии. Каждая школа получает дополнительно свыше восьми миллионов рублей. Также учителя проходят дополнительное повышение квалификации под новые требования, под новую среду, о чем Вы только что сказали.
Конечно, мы делаем акцент на оформлении воспитательных пространств. Подробные рекомендации мы направили в регионы.
Безусловно, наш приоритет – это формирование мировоззрения школьников на основе российских традиционных ценностей, прежде всего формирование патриотизма, любви к своей малой, большой Родине. Эта программа позволяет формировать воспитательную среду.
Также отмечу, что учителя, школьники, родители – все вовлечены в обсуждение дизайн-проектов и в общественный контроль. Такой общественный контроль, как Вы нам и поручали, обеспечен. В этом действительно залог успеха программы, высокого качества ее результатов.
Уважаемый Владимир Владимирович, в заключение хочу сказать, что, конечно, без федеральной поддержки у многих наших регионов просто не хватило бы средств, чтобы реализовать программу в таком масштабе. Напомню, что до ее запуска региональные бюджеты на капитальные ремонты в совокупности тратили порядка 32 миллиардов рублей в год. Как Вы и поручали, эти ресурсы сохранены, за этим мы следим. В результате сами регионы отремонтировали свыше 1200 школ в рамках программы и даже сверх программы еще целый ряд менее крупных объектов.
Сегодня с нами на связи различные регионы, которые также расскажут о ходе, о результатах программы. В частности, Ярославская область, школа имени Валентины Владимировны Терешковой, о которой Вы сказали и ремонт которой я держал на личном контроле.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Спасибо.
Сергей Сергеевич, Вы знаете, что только из федерального бюджета мы в 2022–2023 годах направили на эти цели 134 миллиарда рублей и в 2024–2026 годах планируем направить еще 181 миллиард рублей. Это приличные деньги.
В начале программы мы с Вами говорили о том, что могли бы направить еще больше. Проблема была в том, как Вы тогда мне сказали, чтобы освоить эти денежные средства, эти ресурсы, чтобы было достаточно производственных строительных мощностей для того, чтобы выполнить эту программу. У нас сейчас имеются эти мощности, растут практически каждый месяц, поэтому все это становится реалистичным и действительно результат хороший.
То, что я видел в Нижнем Тагиле, конечно, это хорошее впечатление. Там оставались только одни стены – создано современное пространство для ребят и для занятий спортом, и для занятий художественным творчеством, и, конечно, для освоения предметов школьной программы, причем в очень хороших современных условиях и с использованием современного оборудования.
Так что, конечно, по этому направлению будем идти дальше и обязательно с Правительством обсудим продолжение этой программы до 2030 года. Эта программа хорошая и нужная.
С.Кравцов: Есть, Владимир Владимирович.
В.Путин: Пожалуйста, кто продолжит? Ольга Владимировна, Ярославль.
О.Копеина: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
О.Копеина: Рада возможности лично поблагодарить Вас за поддержку инициативы капитального ремонта нашей школы. Наша школа с гордостью носит имя своей почетной ученицы, великой женщины, нашей землячки Валентины Владимировны Терешковой. Под личным контролем Валентины Владимировны и Сергея Сергеевича получилось сделать уникальное учреждение.
Дизайнерский проект «Путь к звездам» позволил сохранить традиции и историю школы, создать современные условия для обучения. Навещая школу, Валентина Владимировна была, конечно, приятно удивлена такому преображению своей родной школы. Получился настоящий подарок к юбилею полета Валентины Владимировны в космос, да и в целом региону.
Школа стала еще более привлекательной для детей и родителей. Так, в новом учебном году контингент школы увеличился в два с половиной раза. С целью углубленного изучения предметов естественно-научного и технологического профилей в школу приходят увлеченные ребята из разных районов города Ярославля. Для таких талантливых и одаренных детей при поддержке ведущих вузов в нашей школе открыт менделеевский и космический классы.
Профориентация – часть системной работы, центральное место в которой занимаем курс «Россия – мои горизонты». Школа стала привлекательнее и для молодых педагогов. Я горжусь тем, что наша школа является базовой школой Ярославского государственного педагогического университета имени Константина Дмитриевича Ушинского.
По Вашему поручению университет провел модернизацию, в результате которой появился педагогический кванториум с уникальной ресурсной базой. Именно здесь молодые педагоги получают навыки работы с современным оборудованием.
Наша страна во многих сферах является первой, и первая в мире женщина-космонавт является для нас, конечно, путеводной звездой. Именно на этих примерах мы с советником по воспитанию выстраиваем работу с нашими школьниками.
Уважаемый Владимир Владимирович, приглашаем Вас к нам в гости. Мы с радостью покажем Вам нашу красивую, современную на сегодняшний день школу, расскажем о новых проектах, конечно, посетим удивительный, уникальный музей, посвященный Валентине Владимировне Терешковой. Очень Вас ждем.
В.Путин: Спасибо большое.
Ольга Владимировна, дети ходят в музей? Как там работа выстроена?
О.Копеина: Конечно. Музей посещают не только ученики нашей школы – к нам даже приезжают из разных регионов дошкольники, взрослые люди. Мы с удовольствием показываем все экспозиции.
Кстати сказать, интересный факт, что при проведении капитального ремонта рабочие нашли удивительные вещи, которые подтверждают то, что школа функционировала во время войны. Во время войны в школе располагались два госпиталя.
Эту новую небольшую экспозицию, которая появилась в нашем музее, мы назвали «Война и мир», потому что кроме тех предметов, которые подтверждают военные события, был найден еще билет в филармонию, что интересно. Отсюда и название: «Война и мир».
В.Путин: Здорово.
Это очень хорошо, Ольга Владимировна, что Вы широко открываете двери этого музея для посещения не только учащихся школы, но и заинтересованных людей даже из других регионов.
Спасибо большое. Удачи Вам, всего доброго.
О.Копеина: Спасибо.
М.Евраев: Уважаемый Владимир Владимирович, разрешите дополнить буквально несколько слов к тому, что сказала Ольга Владимировна?
В.Путин: Пожалуйста.
М.Евраев: Действительно была проведена при поддержке Минпросвещения и Валентины Владимировны Терешковой большая работа по ремонту и действительно школа преобразилась.
Вы спросили про музей. Мы сейчас находимся как раз в этом музее – музее школы. Особо хотел отметить роль Елены Андрияновны Терешковой – дочки Валентины Владимировны. Она как раз тоже у нас в студии сейчас рядышком находится. Она с большой любовью и душой каждую деталь смотрела.
Здесь есть этаж «Воздух», «Космос», «Земля», «Планеты». Мы благоустроили пруд перед школой. Вместе с Российским футбольным союзом строим футбольный стадион напротив. Вместе с Министерством культуры и Росимуществом планируем благоустроить Петропавловский парк и завершить ремонт в Петропавловском храме. Получится серьёзная, хорошая точка притяжения и для школьников, и для их родителей, и вообще для всех жителей района и Ярославля в целом.
Хотел бы отдельно сказать несколько слов про содержательную часть образовательных программ. Благодаря инициативе Министерства просвещения у нас уже с шестого класса начались программы профориентации, и при Вашей поддержке у нас проходит Всероссийский форум «Проектория». На нём ребята определяют свои будущие профессии. В этом году будет проходить уже 10-й, юбилейный форум. Надо также отметить, что в этом форуме принимает участие большое количество предприятий, заинтересованных в ребятах, и это здорово. Мы стараемся соединить промышленные предприятия с нашими колледжами, школой и высшей школой.
Отдельно надо сказать, что мы ввели обязательные уроки шахмат с первого по четвёртый класс во всех школах Ярославской области. Не потому, что мы хотим, чтобы все стали великими шахматистами, а потому что мы хотим, чтобы и наши мальчики, и наши девочки – все ребята – были умными, а шахматы – очень хороший путь к этой цели.
Хотел бы также отметить наш педагогический вуз, опорный вуз для трех регионов, – это университет имени Константина Дмитриевича Ушинского. Мы сейчас что делаем? Мы договорились о том, что мы будем платить ребятам стипендию – 25 тысяч рублей в месяц. Таким образом, будем ещё больше ребят привлекать на такие направления, как информатика, физика, химия, математика. Мы планируем, что потом эти ребята как раз и станут учителями в наших школах. Такую совместную программу мы реализуем с одним из наших ведущих ярославских вузов.
Конечно, хотел поблагодарить Вас и за программу по капитальному ремонту школ, и за программу по строительству новых школ. Для нас это крайне важно. Спасибо Вам огромное.
В.Путин: Спасибо.
Кстати, если будете ставить перед собой амбициозные цели, в том числе и в шахматах, то когда-нибудь добьётесь их.
М.Евраев: Да. Спасибо. Верю в это.
В.Путин: Лена, Вам понравилась школа, музей?
Е.Терешкова: Владимир Владимирович, спасибо Вам большое. Это такой подарок и области, и региону, и вообще всем детям. Вы знаете, к нам даже в прошлом году двое учеников из Московской области приехали учиться в нашу школу. Валентина Владимировна была в таком восторге, когда посетила школу. Спасибо большое, спасибо великое, Владимир Владимирович.
В.Путин: А для музея что-нибудь у Вас найдётся?
Е.Терешкова: Конечно. Мы будем очень ждать Вас в гости и выставку обновим.
В.Путин: Спасибо большое. Всего доброго! Вам успехов!
Е.Терешкова: Спасибо.
В.Путин: Давайте переберёмся в Карачаево-Черкесию.
Фатима Темиржановна Унаджева, пожалуйста.
Школа в ауле. Расскажите сначала про аул.
Ф.Унаджаева: Добрый вечер, уважаемый Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
Ф.Унаджаева: Вас приветствует многонациональная, гостеприимная Республика Карачаево-Черкесия, сельская школа аула Икон-Халк имени выпускника нашей школы Героя Советского Союза Халмурзы Кумукова, который повторил подвиг Александра Матросова.
Я являюсь директором этой школы. В ней обучается около 500 детей. С этой школой связана вся моя жизнь. Я десять лет здесь проучилась, более 40 лет работаю.
Сегодняшняя современная школа – это настоящий подарок для жителей моего аула. Она ничем не уступает городским школам. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что каждый городской школьник может позавидовать нашей школе.
В нашей школе создаются инженерные классы, мы усиливаем работу по таким предметам, как математика, информатика, физика. Участие в проекте «Россия – мои горизонты» повлияло на увеличение количества учеников, которые выбрали как экзамен физику и информатику. Каждую неделю в понедельник школьная жизнь начинается с «разговоров о важном», которые позволяют нам воспитывать настоящих патриотов малой и большой родины.
Мы получили комфортную, современную школу благодаря Вашей инициативе и контролю со стороны партии «Единая Россия», а также участия наших родителей, детей и педагогов.
Владимир Владимирович, недавно наши дети посетили ВДНХ, международную форум-выставку «Россия». Оттуда они вернулись счастливыми, воодушевлёнными. Их переполняют эмоции, перед ними открылся весь мир.
Спасибо Вам большое за нашу комфортную современную школу и за равные возможности. Мы хотим Вас увидеть в стенах нашей сельской школы. Будем рады Вас видеть. Добро пожаловать к нам, Владимир Владимирович!
В.Путин: Спасибо.
Фатима Темиржановна, всё-таки про аул-то расскажите: сколько человек, как там жизнь протекает?
Ф.Унаджаева: Аул у нас – Икон-Халк – один из самых больших населённых пунктов нашего Ногайского района, в нём проживает пять тысяч человек.
В нашем ауле есть уникальные люди. Люди очень доброжелательные, трудолюбивые, они занимаются земледелием, животноводством.
Наши арендаторы, которые занимаются земледелием, очень помогают нашей школе. Они очень отзывчивые: при капитальном ремонте школы они нам очень помогли в приобретении мебели, приведении в порядок нашего школьного двора.
Владимир Владимирович, у нас в школе есть очень хорошая традиция, которой мы гордимся и которой уже более 37 лет, называется «20 лет спустя». Что это значит? Наши выпускники, которые окончили школу 20 лет назад, 25 мая вновь возвращаются в школу, встречаются со своими первыми учителями, классными руководителями, за руки с ними проходят по линейке как выпускники, дают наставления нынешним выпускникам, рассказывают о своих достижениях, успехах, проводятся классные часы с учителями.
И конечно же, они помогают школе. Благодаря этим выпускникам во дворе нашей школы стоит памятник нашему Герою Советского Союза Халмурзе Кумукову, нашим выпускникам, которые погибли в Афганистане, – Эдуарду Джумаеву и Артуру Найманову.
Они нам сделали спортивную баскетбольную площадку, посадили сад памяти. В Год педагога и наставника силами наших выпускников-юбиляров у нас появилась Аллея вдохновения.
Вот такая у нас хорошая традиция, которой уже 37 лет. Мы очень гордимся этой традицией.
В.Путин: Фатима Темиржановна, здорово. Традиции замечательные. Хочу Вас поблагодарить за то, что Вы их поддерживаете и развиваете. Хочу выразить слова благодарности и Вашим выпускникам, которые так любят свою школу, своих учителей и поддерживают их. Просто здорово, молодцы! Надо тиражировать такие традиции по всей территории России.
Ф.Унаджаева: Спасибо.
В.Путин: Рашид Бориспиевич, какие у Вас планы по дальнейшему обновлению и строительству школ?
Р.Темрезов: Уважаемый Владимир Владимирович!
В первую очередь я хочу поблагодарить Вас за программу по капитальному ремонту школ. Для нашей республики это очень важный социальный эффект, так как основная часть школ, которую мы капитально ремонтируем совместно с Министерством просвещения, находится в сельской местности. Владимир Владимирович, я искренне хочу Вас поблагодарить за Вашу поддержку всех тех государственных программ, которые реализуются на территории нашей республики.
Владимир Владимирович, не буду много времени занимать. Если позволите, хотел бы от имени всех жителей Карачаево-Черкесской Республики поздравить Вас с наступающим праздником – Днём защитника Отечества, пожелать Вам крепкого здоровья и новых побед всем нам.
В.Путин: Спасибо.
Рашид Бориспиевич, всё-таки по строительству школ и по капитальному ремонту планы у Вас имеются какие-то?
Р.Темрезов: 48 школ мы отремонтировали за двухлетнюю программу. Только в этом, 2024 году мы отремонтируем капитально и построим 18 школ. Ещё раз хочу сказать: это колоссальный и очень сильный социальный эффект для нашей республики, а самое главное, для наших детей и школьников.
В.Путин: Хорошо. Спасибо, Рашид Бориспиевич. Удачи! Спасибо большое.
Давайте переберёмся в Белгород.
Пожалуйста, Виталий Алексеевич Перелыгин, школа № 35.
В.Перелыгин: Уважаемый Владимир Владимирович!
Позвольте Вас поприветствовать от имени учителей, родителей, педагогов новой школы № 35 города Белгорода. Когда наши дети зашли в эту школу, они очень сильно удивились тому, как она выглядит. Это совершенно новая школа. По мнению детей, она получилась классная.
Владимир Владимирович, позвольте рассказать, как это происходило. Школа 1960 года постройки. Данная школа находилась практически в аварийном состоянии, но за полгода при поддержке губернатора, при поддержке администрации города Белгорода она превратилась в новую школу, в которой мы сейчас находимся. Мы совместно проговаривали, какая будет школа, как она будет преобразовываться. Мы проговаривали с архитекторами, какая школа будет, насколько она будет новой, современной. Здесь сложный район. Рядом с нами находится центр народного творчества, здесь сделана прекрасная аллея вдоль набережной.
Эта школа получилась самой лучшей, самой замечательной, и я думаю, что эта школа лучше, чем в Москве. Владимир Владимирович, если позволите пригласить Вас, то, я думаю, убедитесь в этом лично.
В.Путин: Спасибо большое.
Вячеслав Владимирович, добавите что-то?
В.Гладков: Добавлю.
Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Конечно, как и все коллеги, я хотел сказать Вам слова благодарности за эту программу. Действительно, она важна для любого региона. Хотел высказать слова благодарности Татьяне Алексеевне [Голиковой], Сергею Сергеевичу [Кравцову].
Конечно же, по Вашему заданию область приняла участие: мы увеличили количество денежных средств из областного бюджета. За три года мы отремонтировали 90 школ и 41 детский сад. Мы построили 15 новых школ и 20 детских садов. На это было затрачено порядка 17 миллиардов рублей. В этом, 2024 году у нас в плане 59 объектов образования, из них капитальный ремонт 37 школ.
Директор, конечно, переживает очень сильно, но, мне кажется, мы выполнили главное: ту задачу, которую Вы ставили, мы делали сообща. У нас был очень правильно выбран формат. Был функциональный заказчик в лице директора и всего коллектива школы. Какой школа должна быть – решали дети. Мы пригласили серьёзных архитекторов, которые формировали облик школы, фасадную часть. Приглашали психологов, которые выбирали цвета: мы понимаем, что для каждого возраста это очень важно, это влияет на развитие ребёнка.
Мы старались создать новое образовательное пространство. Например, в Белгородской области третий год мы реализуем проект непрерывного IT-образования с первого по 11-й класс. Знаю, что нигде в других регионах в таком формате это не реализуется. Мы учим детей правильно, безопасно, уверенно расти в новом цифровом мире. Эту образовательную программу мы каждый год адаптируем исходя из результатов «цифрового ГТО».
Мы стараемся, чтобы наши классы как можно больше стали профильными. Например, развиваем медицинские классы, агроклассы. Сейчас металлургические компании говорят: мы хотим участвовать в проекте «Профессионалитет». И в приезд Министра, Сергея Сергеевича, я докладывал ему о том, что крупные компании с каждым годом увеличивают своё желание присутствия в школах, колледжах, вузах, потому что понимают, что на сегодняшний день работы так много, а главная проблема – это, конечно, кадры.
Директор говорил об этом, но я хочу сакцентировать: мы стараемся не просто отремонтировать школы, мы стараемся решить эту проблему в комплексе – школа, детский сад, учреждение культуры, учреждение спорта и развитие городского пространства. Чтобы не было так: вот здесь красиво, а здесь вот так, что хочется всё закрыть и туда близко не подходить. Мне кажется, этот комплексный подход позволяет более правильно решать вопросы и доверия населения, и вовлечения в это позитивное развитие. Поэтому стараемся и задачи выполнять, и проявлять определённую инициативу.
Присоединяюсь к приглашению директора. Я уверен, когда Вы приедете к нам, мы Вам доложим, покажем, а самое главное, Вы увидите счастливые лица детей, которые действительно бегут в школу. Да, непростая ситуация у нас, но радость от нахождения в отремонтированных школах, конечно, огромная. Зачастую ловишь себя на мысли, что завидуешь, что наши дети учатся в таких условиях.
Спасибо Вам.
В.Путин: Здорово. Знаете, я сейчас Вас слушал – собственно говоря, это и так понятно, тем не менее отметил: у нас практически в каждой школе есть своя какая-то изюминка, свои традиции.
Я сейчас обращаюсь к Министру. Сергей Сергеевич, надо, конечно, всё это анализировать и лучшие практики распространять на всю страну.
Спасибо. Удачи Вам!
С.Кравцов: Есть, Владимир Владимирович.
В.Путин: Пожалуйста, переезжаем в Крым, в Симферополь, Крымская гимназия-интернат для одарённых детей.
Скопинцева-Китюк Екатерина Егоровна, пожалуйста.
Е.Скопинцева-Китюк: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Вас приветствует гимназия-интернат для одарённых детей. У нас уникальное учебное заведение. Мы объединяем лучших ребят республики, ребят одарённых, увлечённых наукой. Большинство наших учеником из сельской местности, есть ребята и из новых регионов – Херсонской и Запорожской областей.
Здание нашей школы построено ещё в 1961 году, и с момента постройки капитального ремонта не было. Благодаря проведённому капитальному ремонту и оснащению новым интеллектуальным, интерактивным оборудованием у нас смогли открыть центр выявления и поддержки одарённых детей в Республике Крым «Импульс». Этот центр работает по модели федерального центра «Сириус». И теперь, Владимир Владимирович, не только 300 наших гимназистов, но и все ребята республики могут у нас заниматься медициной, агробиологией, генетикой и селекцией, развиваться в области живописи и театрального искусства и, конечно, заниматься спортом: игровыми видами спорта и интеллектуальным спортом – шахматами.
Только за прошлый год 5800 детей освоили новые образовательные программы в нашем центре. Владимир Владимирович, у нас закуплено уникальное оборудование. У нас есть самая новая функциональная модель стола «Пирогов»: от этого стола не оторвать не только ребят, которые приезжают к нам на интенсивные смены, но и нас, взрослых. У нас есть ПЦР-лаборатории, есть дроны, телескопы, роботы.
У нас оборудовано прекрасное шахматное пространство. Мы обратили внимание, что даже те ребята, которые к нам приезжают на научные смены или заниматься искусством, в свободное время все активно играют в шахматы. У нас и уличные локации оборудованы, и рекреации. Родилась идея совместного проекта с гордостью Республики Крым – с чемпионом мира по быстрым шахматам Карякиным Сергеем Александровичем. Теперь шахматное образование в Крыму будем внедряться буквально с детского сада.
Владимир Владимирович, если бы наша школа не попала в программу «Модернизация школьных систем образования», ни одна бы из этих инноваций не состоялась бы. Спасибо Вам огромное за новые горизонты для крымских ребят. И конечно, ждём в гости.
В.Путин: Спасибо.
Екатерина Егоровна, а у вас с «Сириусом» контакты есть? Вы с ними сотрудничаете?
Е.Скопинцева-Китюк: Безусловно. Наш главный методический центр – это «Сириус».
В.Путин: Помогает вам, да?
Е.Скопинцева-Китюк: Да. Дело в том, что все педагоги, которые у нас с ребятами занимаются в «Импульсе», в обязательном порядке проходят обучение в федеральном центре «Сириус».
В.Путин: Вы сами там были?
Е.Скопинцева-Китюк: Конечно, была. Впечатляет, Владимир Владимирович. Без слов.
В.Путин: Здорово. Действительно, нужно, чтобы и преподаватели, а может, и ваши ребята почаще там бывали, чтобы было взаимное общение. Это очень полезно.
Е.Скопинцева-Китюк: Да, у нас есть ребята, которые проходили программы «Сириуса», и скоро, 10 марта, наша Кутявина Елизавета едет заниматься генетикой и селекцией в «Сириус».
В.Путин: Супер, отлично.
Сергей Валерьевич, добавите что-то?
С.Аксёнов: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый вечер!
Хочу сказать, что в Крыму, 100 процентов, все дети одарённые, без вариантов. Здесь, в этом техникуме, учатся лучшие. Без вопросов.
В этом году, Владимир Владимирович, 10 лет, как мы вернулись на историческую родину благодаря принятым Вами решениям в первую очередь. Решения были приняты по всем направлениям. Большой прорыв был с точки зрения образования. За 10 лет у нас в программу по капремонту попало 821 учреждение, это школьные и дошкольные учреждения. Построено девять новых школ и 163 новых детских сада. Всё по Вашему поручению. На сегодняшний день, исходя из ситуации, у нас очередь от нуля до семи лет ликвидирована полностью в детские сады. Понятно, при Украине мы этим не занимались в принципе никогда. Сейчас у нас точно так же педагоги из новых регионов проходят переподготовку, получают в том числе методическую поддержку, Владимир Владимирович.
По программе благодаря Вашей поддержке у нас 13 школ строятся, в строительстве до 2027 года, будут сданы новые школы. Соответственно, ещё семь школ попали в программу буквально после Нового года благодаря принятым Вами решениям продлить федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя до 2030 года. Поэтому, Владимир Владимирович, двигаемся вперёд, под Вашим руководством мы все блокады прорвём, без вариантов даже.
В.Путин: Хорошо.
С.Аксёнов: Спасибо Вам большое за всё.
В.Путин: Сергей Валерьевич, что касается детских садов. Я знаю, что в значительной степени это Ваши инициативы. Там есть, конечно, поддержка из федерального центра. Вы человек очень пробивной, я знаю, и работаете с пользой для Крыма. Я надеюсь, что с таким же настроем работа будет продолжаться и дальше.
Спасибо большое, и желаю Вам тоже успехов.
С.Аксёнов: Спасибо Вам огромное, Владимир Владимирович. Спасибо за всё.
В.Путин: Всего хорошего!
Пожалуйста, Елена Андреевна Милютина, Великий Новгород.
Е.Милютина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Здравствуйте!
Е.Милютина: Приветствуем Вас из Великого Новгорода. Милютина Елена Андреевна, директор лицея имени Михаила Михайловича Сперанского.
Позвольте поделиться впечатлениями от программы капитального ремонта школ. Ведь по праву это грандиозный проект, в него были включены все: дети, родители, педагоги, выпускники. Мы дружной командой смогли сделать, трансформировать наше образовательное учреждение, и не только внешний облик, а даже внутреннее его содержание.
Появились новые смыслы, новые планы, новые идеи, и наша лицейская жизнь началась совершенно по-другому, но с бережным, тонким отношением к нашим уже имеющимся традициям.
Во время капитального ремонта мы неоднократно обращались к истории развития образования Новгородской области, мы думали о перспективах нашего развития. При входе в лицей у нас есть две скульптуры – берестяная грамота мальчика Онфима, который учился во времена Александра Невского в школе, что уже говорит о том, что Великий Новгород с древних времён является центром нашей письменности, образования, духовности. Многие выдающиеся государственные деятели жили и работали в Новгородской области.
На памятнике «Тысячелетие [России]» в нашем кремле есть скульптура выдающегося реформатора Михаила Михайловича Сперанского. Он же соавтор создания Царскосельского лицея. Имя Михаила Михайловича Сперанского после капитального ремонта имеет наш любимый лицей. Теперь у нас есть новые перспективы, новые планы и новые идеи, которые поддерживаются, конечно же, всем нашим лицейским сообществом.
Хочу добавить, что лицей уже много лет занимается организацией ученического самоуправления. В апреле в 27-й раз у нас будут проходить выборы в наш орган ученического самоуправления – лицейская дума. Сейчас кандидаты готовят свои программы, чтобы активно пройти предвыборную агитацию.
Владимир Владимирович, большое спасибо за то, что нам была предоставлена возможность открывать новые образовательные маршруты и видеть дальнейшие перспективы. В ближайшее время мы планируем отремонтировать общежитие, и у ребят появится уютное современное пространство, где будут жить дети из разных районов Новгородской области.
Конечно, в следующем году мы в приоритетном порядке будем приглашать поступать к нам в лицей детей из семей героев специальной военной операции.
Большое спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо Вам за Вашу работу.
Вы сейчас вспомнили про то, что Сперанский был одним из основателей лицея, на открытии которого император присутствовал. Но перед тем как начать работу в этом лицее, сами преподаватели, хотя они отбирались из числа талантливых молодых людей, им и самим-то было 30 с небольшим лет, проходили специальную, дополнительную подготовку.
А как в Вашем лицее-интернате проходит работа по подготовке и переподготовке самих преподавателей?
Е.Милютина: Владимир Владимирович, безусловно, это очень важный момент. И здесь хочется сказать, что велика роль наставников. Большую роль играют наставники, работающие с молодыми специалистами, которые приходят к нам. И повышение квалификации обязательно проходят со всеми педагогами.
В этом большая помощь оказана «Школой Минпросвещения», все педагоги прошли у нас стопроцентное обучение в этой школе. Как раз на этих занятиях мы и создавали наше перспективное развитие – школу будущего, и стремились во всех направлениях соответствовать некому эталону.
Повторю, наверное, очень приятно то, что в лицей возвращаются преподавать наши выпускники. Выпускница нашего лицея, обучаясь по целевому направлению в Новгородском государственном университете, вернулась к нам сейчас и преподаёт историю, а также является советником по воспитательной работе. Очень приятно, что кадровый состав лицея обновляется, а традиции сохраняются.
В.Путин: Здорово.
Если говорить опять о лицее, но о Царскосельском, то, как Вы знаете, один из молодых преподавателей, когда говорил – все выступали тоже перед императором, рассказывали о том, как они предполагают работать с будущими лицеистами, – император обратил как раз внимание на того, кто говорил о принципах работы с молодыми людьми, о том, как должна выстраиваться эта работа. Он говорил не общими фразами, а в целом конкретно, как он предполагает работать. Он стал потом одним из руководителей лицея.
Очень рассчитываю на то, что и наши преподаватели, в том числе в Вашем лицее, будут выстраивать свою работу на понятных, ясных, прозрачных принципах. И будут доносить до своих учеников самые важные основы, на которых строится наше государство, наши традиционные ценности, о которых мы постоянно говорим и к которым постоянно возвращаемся. Ну и, конечно, будут давать полноценные знания по своим предметам. Так что Вам всего самого доброго.
Хотел бы спросить тоже у губернатора. Может быть, Вы что-то добавите?
А.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый вечер!
Работа губернатора редко рифмуется со словом «счастье». Но, когда ты видишь просто доску и мел, а через год, через два после ремонта открываются космические классы, открываются курчатовские классы, педагогические классы, медицинские классы, и дети начинают побеждать на федеральных олимпиадах, это на самом деле счастье. Когда это происходит в небольших городах и посёлках, когда мы видим, как меняется жизнь благодаря этому, это очень сильно меняет восприятие – восприятие своего региона и восприятие перспектив своего региона.
Вы очень правильно сказали про воспитание, про важность воспитания. 20 января 80 лет назад был освобождён Великий Новгород. 22 февраля был освобождён последний посёлок – тогда ленинградской, а сейчас новгородской земли, – и мы в этом месяце об этом вспоминаем. Конечно, мы в школах открываем музеи, посвящённые освобождению, посвящённые поисковой работе, посвящённые тем ребятам, которые сегодня сражаются в специальной военной операции, выпускникам этих школ. Это очень важно. Безусловно, когда мы открываем в школах музеи, мы говорим о древней истории, об основании нашего государства. У нас есть целая новгородская азбука, которую мы дарим первоклассникам.
Ещё один очень интересный момент, который возник из программы. Обычно школа в маленьком городе или посёлке – это центр. Когда она меняется, начинает меняться городская среда вокруг, потому что появляется яркое, красивое, освещённое здание. Родители в этом участвуют. Появляется желание менять не только школы, но и менять жизнь вокруг себя.
Я хотел бы поблагодарить Министерство, всю команду Министерства, потому что на самом деле это очень сложная и большая работа – одновременно обучить такое количество педагогов, создать систему контроля строительства. Коллеги нам очень помогают. Я это говорю не от себя, я это говорю от лица всех наших директоров и учителей, которые учатся, повышают свою квалификацию и с радостью эти знания отдают детям. Понятно, что мы не можем только на федеральный уровень ответственность перекладывать.
Мы со своей стороны создали программу поддержки молодых учителей на селе. Наши муниципалитеты всем целевикам стали платить серьёзные стипендии, которые потом возвращаются в школы в муниципалитетах. А наш университет уже два года платит повышенную стипендию, 20 тысяч, студентам пединститута, которые учатся на «пятёрки».
И ещё один момент, Владимир Владимирович. Мы активно участвует в программе «Профессионалитет». По Вашему поручению мы приступили к ремонту общежитий техникумов. Когда мы говорим о едином образовательном пространстве, когда мы говорим о дальнейшем экономическом росте, о привлечении кадров в экономику, это пространство начинается в детском саду, продолжается в школе и, конечно, заканчивается в техникуме. Хороший техникум – это точка роста для любого маленького города, для любого района. Хорошее общежитие в техникуме – это значит, туда приедут ребята из других районов, из других регионов учиться.
Я бы очень хотел попросить подумать и вот эту программу, может быть, в каком-то виде распространить на детские сады и на наши техникумы и училища.
Спасибо большое, Владимир Владимирович.
В.Путин: Спасибо. Мы с Вами тоже лично обсуждали эти темы.
Я бы сейчас попросил Татьяну Алексеевну Голикову тоже высказаться.
Т.Голикова: Добрый вечер, Владимир Владимирович! Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Владимир Владимирович, проект себя показал как очень созидательный. Здесь коллеги много говорили о том, что новые школы рождают новые пространства. Я хочу сказать, что этот проект на сегодняшний день включает до 2026 года 7305 школ, как Вы и поручали.
И сейчас у нас нет никаких сомнений, и я думаю, что Вы это прекрасно поняли по докладам коллег, он точно состоялся, и точно эти 7305 школ мы сделаем, капитально отремонтируем.
Но, что очень важно, мы из федерального бюджета направим вместе с 2026 годом на эти цели 315 миллиардов рублей, но всего проект на сегодняшний день стоит 418 миллиардов рублей. Что это значит в переводе на количество? Это значит, порядка 1950 школ делают за счёт региональных и внебюджетных средств субъекты Российской Федерации. Это очень серьёзное вложение.
И я хочу коллег искренне поблагодарить за эту большую работу, потому что проект начинался сложно, мы в него сложно входили, но сейчас он развернулся, и, по общему мнению, всем хочется, чтобы он, конечно, продолжался. Когда мы в него входили, справедливо сказал Сергей Сергеевич, регионы даже не понимали, какой объём нужен для того, чтобы привести всё в порядок.
Сейчас мы понимаем, что, конечно, проект должен продолжаться. И будем признательны Вам, если Вы такую нашу общую идею поддержите, потому что понятно, что учреждения требуют постоянного капитального ремонта, и очень важно, чтобы мы всегда поддерживали их в надлежащем качественном состоянии, обеспечивая качественный образовательный процесс.
Что важно? Важно также и то, что 66 процентов капитально ремонтируемых объектов школ – это объекты в сельской местности. Когда ты приезжаешь в регион и видишь школу в сельской местности, это не просто счастье и радость тех, кто там живёт, это счастье и радость всех, потому что это совершенно другое пространство, совершенно другое качество жизни и совершенно другое качество образования, потому что школа становится центром притяжения.
Я хочу сказать, то, что Вы во вступительном слове сказали относительно участия учителей, родителей и учеников в обновлении образовательных пространств, – это работает, это работает очень хорошо. Лучшие практики, которые организуются в субъектах благодаря капитальному ремонту, мы собираем, с Сергеем Сергеевичем тиражируем их, и это тоже составная часть этого проекта.
Хочу сказать также, что мы в соответствии с Вашим Указом о Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации приняли Правительством план мероприятий по её реализации до 2030 года, которая предполагает обновление инфраструктуры защищённости школ. Это большой межведомственный план. И все те школы, которые сегодня капитально ремонтируются или которые вновь строятся, они, конечно, уже имеют совершенно другой уровень защиты и совершенно другой уровень безопасности. Понятно, что мы должны привести всё в порядок, мы этим занимаемся. Но важно, что коллеги, когда это делают, уделяют этому особое внимание.
Ещё один момент, о котором я хотела сказать, Владимир Владимирович. Мы сегодня уже говорили частично о содержании образования, о воспитательной работе, о приверженности наших ребят к тому, чтобы они больше внимания уделяли профориентации и так далее.
Совсем недавно на заседании Совета по науке наши коллеги говорили о том, что нужно уделить внимание поддержке инженерного образования. И сегодня коллеги тоже об этом говорили, что многие классы, которые организовываются, уже соответствуют самым высоким стандартам подготовки ребят к будущему инженерному образованию.
Мы вместе с коллегами из Министерства просвещения, из регионов собрали впервые статистику по кружкам, куда записываются школьники, имеется в виду впервые с точки зрения инженерного образования или будущего инженерного образования. Должна сказать, что по этим данным технические и научные направления выбирают три миллиона наших ребят.
На сегодняшний день у нас пришли данные о сдаче единого государственного экзамена в текущем учебном году. Понятно, что тенденции ещё не такие устойчивые, как нам хотелось бы, тем не менее я скажу, что число выбравших для сдачи ЕГЭ по химии выросло уже на пять тысяч человек, по информатике – на три тысячи человек, по биологии, математике и физике мы тоже наблюдаем пусть не очень большую, но положительную тенденцию.
Мы видим, что наша работа по профориентации, создание возможностей для ребят по-другому смотреть на образовательный процесс, взаимодействие с работодателями дают этот результат. И постепенно тенденции меняются и складываются, извините, что такой термин применю, в нужную нам сторону, которая в последующем будет ориентировать ребят на инженерное образование и, значит, на обеспечение технологического суверенитета страны.
Ещё раз хочу поблагодарить Вас за этот проект. Он действительно очень созидательный и способствующий развитию регионов. Это истинно так.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо.
Действительно, проект оказался очень востребованным и весьма эффективным. Мы видим преобразившиеся учебные пространства, новые, по сути дела, школы, лицеи. Это, конечно, впечатляет. Хороший результат. В этой связи, безусловно, подумаем вместе с вами о продолжении этой программы.
Уважаемые коллеги, на нашей встрече присутствует гораздо больше участников из разных регионов. Если что-то есть, что не было сказано и что представляет значимую ценность в контексте обсуждаемой темы, то пожалуйста. Нет? Всё тогда, всё сказано. Хотя, конечно, наверняка, наверное, есть и дополнительные идеи, дополнительные предложения. Но мы это обсудим в рабочем порядке через министерство, учительское сообщество будем включать в эту работу.
То, что сделано до сих пор, безусловно, заслуживает очень хорошей, положительной оценки. Будем действовать и дальше. На ближайшие годы финансирование есть, как я уже сказал, 181 миллиард предусмотрен. Обязательно посмотрим на более длительную перспективу, на следующую трёхлетку.
Всем большое спасибо. Успехов!