В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Смотрите также
Мы с губернатором пытались организовать это совещание чуть раньше, но не сложилось тогда.
Сегодня предлагаю вернуться к тому, что мы хотели обсуждать, и рассмотреть перспективы развития экономического потенциала и Петербурга, и Ленинградской области – всей агломерации Санкт-Петербурга. Обсудим этот вопрос в тесной увязке с планами по обновлению, наращиванию социальной, транспортной и всяческой другой инфраструктуры.
Санкт-Петербург – ничего нового здесь не скажу – важнейший исторический, культурный, деловой центр страны. В Северной столице и в Ленинградской области проживают примерно 7,6 миллиона человек. Здесь расположены наши ключевые логистические узлы и морские порты, успешно работают крупнейшие научно-технологические и образовательные центры, производственные, индустриальные площадки – как недавно открытые, так и легендарные предприятия с давней историей и прочными традициями.
Основой промышленности Санкт-Петербурга являются перерабатывающие отрасли, это 10,5, даже 10,6 процента примерно: судостроение, машиностроительный комплекс, включая тяжёлое энергетическое машиностроение, предприятия ОПК. Рост промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2021 году составил 6,4 процента, в 2022-м – чуть пониже, 6,1 процента, за январь–ноябрь прошлого года вырос до 9,6 процента. Ведущие отрасти Ленобласти – это нефтепродукты, пищевая, химическая промышленность.
В целом на долю Петербургской агломерации приходится 8,5 процента обрабатывающих производств всей России и примерно 7,5 процента валового внутреннего продукта страны. И та, и другая цифры солидные.
Все материалы о поездке в СЗФО
Конечно, нам необходимо и дальше наращивать экономические возможности Петербурга и Ленинградской области и, что важно, делать это комплексно, основываясь на долгосрочных планах развития всей агломерации, учитывая, что город и область тесно связаны. Кстати говоря, они были тесно связаны между собой в единый комплекс с советских времён.
Среди ключевых задач – укрепление приоритетных отраслей промышленности, таких как судостроение и фармацевтика, и так далее, реализация потенциала сферы услуг и креативных индустрий, расширение инфраструктуры внешней торговли, в том числе за счёт развития морских портов и терминалов. Всё это ключ к созданию современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, для того, чтобы нарастить выпуск высокотехнологичной продукции и услуг, создать базу для открытия новых компаний, а значит, для повышения устойчивости, диверсификации экономики региона в целом.
И конечно, решая экономические задачи, поддерживая деловую активность, одновременно нужно наращивать усилия по строительству жилья, объектов социальной инфраструктуры, создавать среду, которая позволит на новом уровне раскрыть богатые туристические и рекреационные возможности региона.
Одну из инициатив в этой сфере – развитие всесезонного морского курорта «Горская» – я так понимаю, мы сегодня обсудим. Здесь, по сути, планируется возвести целый курортный городок, рассчитанный на отдых более одного миллиона 300 тысяч человек в год. А постоянно в нём запланировано проживание ста тысяч жителей. Формирование такого туристического кластера позволит создать нескольких тысяч рабочих мест с высокой, конкурентной зарплатой. Мы, по-моему, на экономическом форуме обсуждали это вопрос вместе с Правительством, и «Газпром» тоже планировал подключиться.
Реализация этого и других перспективных проектов даст дополнительные налоговые поступления в бюджеты Санкт-Петербурга и Ленобласти. А значит, появятся новые возможности для финансирования социальных программ, для строительства детских садов, школ, дорог, больниц, поликлиник и так далее.
Здесь в том числе подчеркну: важно повышать эффективность региональных систем здравоохранения, включая первичное звено, совершенствовать оказание медпомощи, особенно семьям с детьми, мамам, детям. Это, как известно, один из наиболее чувствительных вопросов для граждан. Недавно – вы, наверное, обратили внимание на это – говорил об этом и с семьями из разных регионов нашей страны в рамках открытия Года семьи в России.
Для успешного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области нужно в полной мере использовать градостроительный потенциал этих территорий, реализовывать комплексные проекты, которые повышают качество жизни людей, предоставляют рабочие места, стимулируют рост смежных отраслей региональной экономики. В их числе проекты по развитию дорожной инфраструктуры, по формированию надёжного транспортного каркаса Санкт-Петербурга и Ленобласти.
За последние годы в этой сфере многое сделано: запущен Западный скоростной диаметр, трасса М-11 «Нева», обход Гатчины и ряд других крупных дорожных объектов, развёрнут капитальный ремонт автодорог. Когда говорю «других», что имею в виду? Например, ремонт и реконструкция ряда участков автодорог «Сортавала», «Скандинавия» и кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, а также строительство Лиговского путепровода и моста через реку Свирь в городе Подпорожье, это уже Ленинградская область.
Но и много новых, ещё более масштабных задач нам предстоит решить. Так, одним из значимых проектов является широтная магистраль скоростного движения, а также второе автодорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Они вместе с уже действующими автострадами обеспечат создание эффективной дорожной сети всей Санкт-Петербургской агломерации. Сегодня поговорим о ходе и сроках реализации этих проектов.
Кроме того, просил подумать и принять необходимые шаги по развитию аэропортов Пулково и Левашово. Хотелось бы услышать, как идёт работа по этим направлениям, по этим объектам.
Обсудим, что в целом нужно сделать для улучшения транспортного сообщения, в частности доступности для ряда крупных жилых районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чтобы людям не приходилось часами добираться на работу, учёбу или в социальные объекты.
Также необходимо продолжить формирование железнодорожной инфраструктуры, в том числе это касается северо-восточного и юго-западного железнодорожных обходов Санкт-Петербурга. Естественно, делать это нужно с учётом планов грузоперевозчиков и прогнозных типов перевозимых грузов. Всё это, безусловно, нужно учитывать, но двигаться по этому направлению всё равно нужно.
Рассмотрим и некоторые другие вопросы, связанные с развитием социально-экономической сферы.
Давайте начнём. Пожалуйста, слово Максиму Геннадьевичу Решетникову, Министерство экономического развития.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Как Вы отметили, Петербургская агломерация – одна из самых динамично развивающихся точек роста в стране. Её доля в экономике за последние 10 лет выросла на три процентных пункта, что, наверное, является одним из самых выдающихся результатов.
Сюда активно переезжают жить и работать люди из других регионов, из-за рубежа. За десять лет население выросло на 12 процентов и будет прирастать дальше. Это связано с развитием экономики, транспортной доступности, реализацией крупных проектов и в целом с высоким уровнем качества жизни в этих регионах.
До 2022 года экономика агломерации росла почти вдвое быстрее, чем в среднем по Российской Федерации. За последние 10 лет реальные доходы населения увеличились на четверть к 2022 году.
Драйвером развития в это время оставались автомобиле-, судостроение, электротехника, энергомашиностроение, электроника, приборостроение, нефтепереработка, химия, фармацевтика, ну и, конечно, туризм. Санкт-Петербург и Ленобласть были воротами в Европу: под это выстраивались и логистика, и перевалка, и производственные цепочки.
В последние два года происходит переориентация торговых потоков. Экспорт в европейские страны и США через порты агломерации снизился. За два года доля этих стран сократилась с 77 до 13 процентов. Западные рынки практически полностью заместились восточными и поставками в другие дружественные страны: это Индия, Китай, Объединённые Арабские Эмираты, Бразилия, Египет, Турция. Импорт из Германии, Финляндии, Южной Кореи также сменился поставками из Индии, Китая и Турции.
Наши соседи перенаправили свои грузы с портов Прибалтики на наш Северо-Запад. Увеличились объёмы транзита из Белоруссии и Казахстана практически в два раза. В результате по итогам 2023 года объём перевалки через морские порты ожидается практически на том же уровне, что и в 2021 году. При этом внутри агломерации идёт перераспределение: снижение объёмов «Большого порта Санкт-Петербург» перекрывается увеличением через Усть-Лугу и Приморск.
Несмотря на санкции, завершился ряд важных промышленных проектов. В Санкт-Петербурге расширен Обуховский завод, введены сразу несколько фармацевтических производств, в том числе выпускающих аналоги импортных лекарств. В Ленинградской области в 2022 году заработал комплекс по производству и хранению природного газа в Выборгском районе, а в 2023 году запущен Балтийский вагоноремонтный завод в Волосовском районе.
При этом часть крупных проектов сейчас активно реализуется. Четыре из них реализуются с помощью механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В Волхове идёт поэтапный ввод завода по производству минеральных удобрений, в Кингисеппе строится ещё один. В Усть-Луге [возводится] терминал по перевалке удобрений в морском порту. В ближайшее время планируется запуск 2-й очереди тепличного комплекса во Всеволожском районе.
Действует Особая экономическая зона «Санкт-Петербург», где сформирован фармацевтический кластер, в том числе и с европейскими инвесторами, которые продолжают работать, несмотря на санкции.
Кроме того, при софинансировании Фонда национального благосостояния формируется крупнейший газохимический кластер в Усть-Луге, один из самых мощных заводов в мире. В проект уже вложено 1,5 триллиона рублей. Для его поддержки создана Особая экономическая зона «Усть-Луга».
Видим, агломерация успешно проходит переходный период. Оба субъекта в 2023 году достигают рекордного темпа роста инвестиций за последние пять лет: в Петербурге рост более 10 процентов, в области – почти 13 [процентов]. Это за девять месяцев текущего года. Опережающими темпами растёт промпроизводство. Вы цифры назвали, но вот ещё: почти 9,6 процента в Петербурге и 7,4 процента в области. Владимир Владимирович, это самые высокие показатели за последние 12 лет.
С ростом населения активно развивается жилищное строительство. Во многом это связано с федеральными мерами поддержки развития инфраструктуры. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов строятся новые участки метро, автомобильная развязка в районе Шкиперского протока, закуплены 169 трамвайных вагонов. В Ленинградской области реконструируется дорога во Всеволожском районе. Отдельно отмечу, что с помощью Фонда национального благосостояния помогаем закупить 950 вагонов для метро в Санкт-Петербурге, в том числе 144 вагона уже поставлено.
Какие приоритеты видим для дальнейшего развития агломерации.
Во-первых, нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге. Пока производство возобновилось только на одном из трёх заводов. Есть идея инвестора, который приобрёл ещё одну площадку, создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями. Прорабатываем вопрос вместе с регионами и Минпромторгом.
Во-вторых, в декабре прошлого года мы расширили Особую экономическую зону «Санкт-Петербург». Регион планирует реализовать как минимум четыре проекта в фармацевтике, сфере биотехнологий и металлообработке.
В-третьих, это завершение всех начатых крупных проектов, о которых я говорил, и запуск новых. К примеру, в Ленобласти существует идея – и в общем план – построить глинозёмный завод. Его продукция повысит сырьевую независимость алюминиевой отрасли.
Ещё один приоритет – это сбалансированная работа портовых мощностей. К 2030 году инвесторы заявили об их увеличении в 1,5 раза, до 500 миллионов тонн. При этом в 2023 году перевалка в морских портах составила 240 миллионов тонн, из них половина – это грузы с железной дороги. При этом сейчас провозная способность РЖД к морским портам работает практически на пределе, запаса осталось процентов 15.
При этом надо отметить при принятии решений, что перспективные экспортные направления у нас сместились с Запада на Восток и транспортное плечо для грузов из Сибири и с Урала через Северо-Запад дороже, чем через Восточный полигон. Объёмы перевозок, направляемые на экспорт, становятся очень чувствительны к мировым ценам и транспортным расходам. И в случае изменения конъюнктуры или роста тарифов могут стать невыгодными.
Поэтому при планировании развития инфраструктуры мы предлагаем ориентироваться не на заявленные мощности портов и планы инвесторов и заявления, а на реальный расчёт грузовой базы и стоимости логистики. У нас сейчас в инвестпрограмме РЖД уже заложено увеличение провозных мощностей до 190 миллионов тонн к 2030 году. Под этот объём мы предлагаем ориентировать развитие всей остальной инфраструктуры.
Ещё один приоритет – это туризм. В 2023 году Санкт-Петербург по числу поездок туристов приблизился к доковидному уровню, а область превысила его ещё в 2022 году. При этом сейчас рост туризма в агломерации обеспечивается за счёт российских туристов. К примеру, в Северной столице их доля за два года выросла с 63 до 90 процентов. То есть мы заместили иностранного туриста российским.
Конечно, задача дальше развивать [не только] внутренний туризм, но и поэтапно восстанавливать внешний. Для этого уже запущены единая электронная виза для 55 стран, безвизовые групповые обмены с Китаем и Ираном, по Вашему поручению сейчас с Индией ведём переговоры. В том числе за счёт этих мер в Северной столице в 2023 году поток зарубежных туристов вырос почти на 70 процентов.
В этой связи необходимо дальше увеличивать номерной фонд и развивать всесезонный туризм. Для этого в Санкт-Петербурге уже строится семь крупных отелей по программе льготного кредитования. В рамках проекта «Пять морей» – Вы уже сказали о создании туристического кластера и курорта «Горская». В Ленобласти финансируем 10 проектов по строительству модульных гостиниц.
Сейчас идёт третий этап отбора конкурса по программе льготного кредитования на строительство отелей. Видим пока заявку от Санкт-Петербурга, пока один объект, но рассчитываем, что тут до 20 февраля время есть, и инвесторы сейчас достаточно активно работают с банками, ждём от коллег большего числа заявок.
Активно развиваются малый и средний бизнес. Это всегда такая мощная часть экономики агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь число субъектов МСП за последний год только увеличилось более чем на 4 процента, или на 18 тысяч. Создано 30 тысяч рабочих мест. Связываем это как раз с активной реализацией программ.
Помимо отраслевых задач субъектам предстоит решить и системные.
Во-первых, это нехватка кадров. При этом в агломерации учится почти полмиллиона студентов, и за счёт повышения уровня их трудоустройства – а сейчас он пока 67 процентов – регион во многом может восполнить свою потребность в кадрах. Ну и, как и другим регионам, предлагаем также активно работать по программам профессионалитета, повышения производительности труда, программе переобучения, ну и по управлению миграционными потоками.
Второй момент – это развитие науки и технологий, о чём Вы уже сказали. И конечно, все мы знаем потенциал этой агломерации. Эта агломерация – один из лидеров в стране по числу технологических компаний. Мы сейчас создали единый реестр компаний, понимаем, где они в том числе географически находятся. Здесь их более восьмисот. И это только те, которые у нас попали в реестр, то есть те, которым когда-либо оказывалась поддержка.
При этом самое популярное направление – это искусственный интеллект. Развивать эти технологии в Санкт-Петербурге помогает исследовательский центр на базе Университета ИТМО. Это один из шести центров, которые были в первом отборе отобраны, но в конце 2023 года по Вашему поручению мы провели ещё один отбор, и СПбГУ стал победителем второй волны отбора, поэтому появляется ещё второй центр. По Вашему поручению мы также прорабатываем создание инновационного научно-технологического центра с участием Большого университета [СПбГУ] и морского технического университета.
Третья системная задача, как Вы отметили, это транспортные проекты. С учётом роста населения и ввода жилья всё острее стоят вопросы городской транспортной инфраструктуры, расшивки узких мест. При этом мы посмотрели проекты с точки зрения оценки транспортно-экономического баланса и эффективности. Конечно, у нас на сегодняшний момент представляется эффективной реализация Широтной магистрали скоростного движения. Мы посчитали: несмотря на то что проект достаточно дорогой, учитывая его прохождение в плотной городской среде, но очень серьёзные городские потоки, поэтому проект весьма окупаемый.
Поэтому, может быть, здесь, с точки зрения, например, КАД-2, всё-таки чуть-чуть его сдвинуть вправо, а Широтная магистраль скоростного движения нам представляется из всех проектов, наверное, одним из самых сейчас эффективных. Хотя ещё раз подчеркну: если там есть какая-то возможность оптимизации затрат, то тогда проект был бы ещё более эффективным.
Владимир Владимирович, реализация запланированных проектов в целом позволит, как нам представляется, обеспечить развитие агломерации. Мы с коллегами в постоянном контакте, и все поставленные задачи будут выполнены.
Спасибо.
<…>
В.Путин: Нужно сейчас подготовить проект поручения. Я думаю, что все мы понимаем, исходя из известной нашей поговорки «скупой платит дважды», нам нужно выходить на оптимальное решение по срокам, по финансированию. Не могу не согласиться с Антоном Германовичем [Силуановым] по поводу того, чтобы изучить все возможные источники.
Александр Дмитриевич [Беглов] так хитро улыбается, он здесь мне дифирамбы пел, думает, что мы сейчас раскошелимся. Мы раскошелимся действительно, это правильно. Федерация помогала и всегда будет помогать Петербургу.
Правда, хочу сделать вот какую оговорку. Здесь все говорят про Северную столицу, но Петербург не получает никаких денег за столичные функции. С учётом того, что всё-таки город особого значения. У нас есть маленькая-маленькая столичная функция официальная: здесь находится Конституционный Суд. Но никакие деньги за конституционные функции Петербург не получает.
Поскольку мы всё-таки здесь собрались в связи с такой датой, о которой губернатор сказал, 80-летие полного снятия блокады, надо, конечно, выходить на комплексные решения, но на взвешенные, взвешенные решения, это правда. И надо всё-таки стремиться к тому, чтобы они были оптимальными, как я уже говорил.
Александр Дмитриевич вспомнил, как мы решали вопрос по КАД, по Кольцевой дороге. Здесь он прав: если бы не настойчивая позиция, то несмотря на то, что у нас и в Минфине, и в Минэке тогда работали выходцы из Петербурга, всё-таки этой магистрали бы не было до сих пор. Это точно совершенно, здесь он прав. Ну, Валентиной Ивановной [Матвиенко] там многое сделано, сделано по другим направлениям, но Кольцевой дороги точно бы не было.
Поэтому давайте попробуем выйти и по источникам, несмотря на хитрости губернатора, чтобы он тоже немножко раскошелился побольше, посмотрим на тех, кто принимает участие в целом, как концессионер, короче, найдём финансовое решение. При этом не нужно забывать о том, о чём Белоусов Андрей Рэмович сказал, внимательно, не перегружать компании, не относиться к этому легковесно. Но найти решение можно и, мне кажется, нужно, Петербург этого заслуживает. И главное – это то, что оно должно быть взвешенным, что Марат Шакирзянович [Хуснуллин] говорил по поводу того, что эффект должен быть оптимальным.
Поэтому я Вас попрошу вместе с Максимом Станиславовичем Орешкиным всё это доработать. Только, пожалуйста, не затягивайте и сделайте это как можно быстрее.
Сколько, Максим, потребуется?
М.Орешкин: За несколько недель справимся.
В.Путин: Несколько недель: две, десять? Сколько?
М.Орешкин: Две.
В.Путин: Две. В течение двух недель сделайте, пожалуйста. Ладно?
И теперь не имеющий отношения к нашему совещанию вопрос. Я только что встречался с ребятами, со студентами, которые участвуют в специальной военной операции. Антон Германович, мы с Вами уже очень коротко говорили об этом, несколько вопросов они ставили.
Это налоги на имущество, которые нужно распространить на членов семьи. Я Вас прошу это проработать с финансовыми организациями, с Центральным банком и решить. Ладно?
И второе – это кредиты. Налог региональный, я понимаю, но тем не менее и с регионами поработать. Можно решить, это никакой там особой нагрузки большой не будет. И проценты по кредитам во время кредитных каникул этих заимствований. Тоже нужно решить этот вопрос.
Ребята пришли из зоны СВО, начинают платить тело кредита, начинают платить проценты. Выплатили проценты и кредит, ну и достаточно. Ну и достаточно, не нужно на них навешивать ещё те проценты, которые набежали за время кредитных каникул. Потому что с точки зрения финансовой логики, наверное, это правильно, потому что с точки зрения финансовой организации они дали кредит, банки, деньги всегда чего-то стоят и за них надо платить. Но ситуация особая: ребята уходят на войну, рискуют жизнью, здоровьем, некоторые не возвращаются с войны. Поэтому здесь, мне кажется, эта вроде бы правильная логика финансовых учреждений не должна работать, здесь должна работать другая логика – логика поддержки людей, которые рискуют своей жизнью в интересах Родины.
С Татьяной Алексеевной [Голиковой] мы тоже обсуждали этот вопрос, и она такую позицию разделяет, социальный блок тоже разделяет. Мы вообще в принципе этих ребят должны поддержать, потому что именно из этой категории наших граждан, особенно молодых граждан, а там в основном молодые, – а я сегодня встречался со студентами, которые прервали обучение, многие из них, пошли в зону боевых действий, – именно из этих людей мы должны в будущем формировать элиту страны. Не из тех, извините, кто гениталии обнажает или заднее место показывает – такие тоже нужны чудики, пускай, – но настоящую элиту страны, в руки которой можно передать Россию, нужно сформировать из этих людей. А значит, их нужно поддерживать, помогать им нужно.
Антон Германович, пожалуйста, оба вопроса проработайте с коллегами, ладно? И в ближайшее время доложите о решении.
А.Силуанов: Есть, сделаем.
В.Путин: Спасибо.
А что касается сегодняшнего обсуждения, в течение двух недель прошу доработать, и я, конечно, подпишу.
Спасибо большое. Всего хорошего.