Финал чемпионата прошёл в Санкт-Петербурге в конце ноября. Студенты колледжей соревновались по 35 компетенциям, школьники от 14 лет – по 20 направлениям, таким как корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности, промышленная автоматика, ремонт беспилотных летательных аппаратов и другие.
* * *
В.Путин: Добрый день!
Я прежде всего хочу поздравить вас, ваших близких с наступающим Новым годом. Вряд ли мы в такой компании ещё до Нового года соберёмся. Хочу вам пожелать всего самого доброго, успехов.
Вы сделали первые шаги на своём успешном карьерном – в самом лучшем смысле этого слова – пути. И хочу пожелать вам, чтобы и дальше у вас всё развивалось по нарастающей.
Кроме того – не знаю, говорили вам об этом или нет, если нет, то это будет приятной новостью, если уже говорили, то лишний раз повторить неплохо, – каждому победителю и тому, кто занял призовые места, будет выдан сертификат на поездку по стране в рамках программы, которая называется «Больше, чем путешествие». То есть вы сможете поездить по определённым маршрутам, в интересные точки России, это, может быть, даже с вашей будущей специальностью можно как-то связать. Но в любом случае это будет интересно.
Что хотел бы сказать о конкурсе, победителями которого вы стали, и почему это так важно? Наверняка уже много раз говорили, тем не менее всё-таки повторю. Раньше, ещё в «доисторические» для вас, советские времена, знаете как говорили про рабочие специальности? «Хватай больше, кидай дальше». Вот всё, что нужно было делать рабочему человеку. Тоже не всегда так, конечно. Были во все времена специалисты высокого класса, это понятно.
Но что происходит сейчас? Сейчас происходит технологическая революция. Не у нас. Или, скажем, не только у нас. У нас тоже. Во всём мире происходит технологическая революция. Она требует совершенно новых квалифицированных кадров. Их как угодно можно называть. Можно называть рабочими специальностями, можно как угодно. Важно, что это, конечно, совсем другая генерация, совсем другие требования, и должна появиться другая генерация специалистов.
Очень много направлений. Вы и сами это знаете. Они связаны и с высокими технологиями. На первый взгляд, может быть, там и нет ничего такого от высоких технологий, но они связаны с высокими технологиями и требуют особого качества работы. Я сейчас не буду всё перечислять, вы и так всё знаете, вы по этим дисциплинам выступали, заняли эти места.
И поэтому для нас в высшей степени важно, чтобы процесс подготовки высококлассных специалистов был тесно связан с рынком труда и с работодателями – с теми, кто ждёт специалистов высокого класса на своих предприятиях. Потому что развиваться крупным, особенно высокотехнологичным предприятиям без этих кадров невозможно. И по программам, которые государство для себя верстает, где-то в течение ближайших трёх лет мы должны подготовить миллион таких специалистов.
Связано это ещё и с тем, что сейчас, как вы знаете, демография идёт волнами: у нас рождается людей меньше, больше, меньше, больше. Связано это ещё со временем Великой Отечественной войны, когда был большой провал – понятно. Потом начало 90-х годов, связано это было с развалом нашей когда-то общей большой родины – Советского Союза. Провал в рождаемости был такой же, как в 1943 году, как во время Великой Отечественной войны. А где-то через тройку лет у нас опять волна пойдёт вверх. И специалистов, молодых людей, которые будут вступать в производственный процесс, достигнут возраста, когда они должны будут вступать на трудовой путь, станет на два миллиона примерно больше, чем сейчас. Сейчас семь миллионов с чем-то, а будет почти десять. И это тоже побуждает государство, ставит перед государством задачу вовремя подготовить для этих людей необходимую инфраструктуру, чтобы они могли приходить в профессию, которую выбирают для себя, приходить вовремя, плавно, естественно и чтобы у них для этого всё было, чтобы они становились большими специалистами.
Думаю, что так и будет. Во всяком случае, когда мы смотрим, как у вас всё получается, за всех, кто участвует так или иначе в этих процессах, мы очень рады, и я искренне, от души хочу пожелать вам успехов.
Вы молодые люди, тем не менее вы уже сделали первые шаги, и они оказались успешными для вас, у вас появился какой-то опыт свой собственный на этом пути. Если вы видите, что что-то ещё нужно нам добавить, где-то усилить какие-то направления, я буду рад услышать ваши предложения и постараюсь их, безусловно, со своими коллегами реализовать.
Пожалуйста, прошу вас.
И.Замарацких: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В первую очередь от лица всех участников нашей встречи хочу поблагодарить Вас за саму встречу и за то, что в нашей стране в целом проводятся такие чемпионаты, как чемпионат «Профессионалы».
Меня зовут Замарацких Илья, я четверокурсник Альметьевского политехнического техникума, учусь на программиста, работаю там же, представляю Татарстан. Являюсь победителем в компетенции «сетевое системное администрирование» и международных зачётах.
Мы здесь уже все перезнакомились, поэтому, если Вам нужно подсказать, кого спросить, обращайтесь. И на примере всех остальных могу сказать, что в своей профессии я своеобразный «попаданец». Почему? В школе по большей части у меня были гуманитарные достижения – обществознание, литература, и, честно говоря, в СПО представлялись мне только бедуины с палками, простите за простословие, и то, что делать там нечего. Это оказалось далеко не так.
В.Путин: А почему бедуины? Бедуины разве хорошие математики? Там же, по-моему, в математике надо «шарить», чтобы программированием заниматься.
И.Замарацких: Нет, скорее, тут дело в том, что общественное представление ещё с 90-х годов, когда среднее звено у нас ухудшилось, было не самым лучшим. И даже большинством, некоторой частью учителей СПО позиционировалось так, что ты не сможешь получить высшее образование, иди в СПО.
Оказалось, что это далеко не так. Мы все здесь серьёзные люди, некоторые даже здесь, на встрече, сами работают и оплачивают себе обучение. Я уже с уверенностью могу сказать как четверокурсник, что среднее образование ещё может что-то даже показать высшему.
Собственно, после года обучения в техникуме меня сам заметил мой наставник, пригласил попробовать свои силы в чемпионате, и, собственно, я не смог не согласиться. Таким образом, профессия меня нашла сама.
Развивая тему различных стереотипов, хочу также затронуть тему разделения на женские и мужские профессии. Для этого хочу передать слово моей коллеге, с которой я познакомился буквально в аэропорту, – Дарье.
В.Путин: А Вы собирались в вуз поступать, почему о вузе вспомнили? Кто-то отговаривал или какие-то были проблемы?
И.Замарацких: Изначально я планировал поступать в вуз на гуманитарную специальность. Но потом возникли сомнения, которые дальше усугубились: а правда ли мне это нужно? И я сделал выбор, так сказать, в сторону получения рабочей профессии.
В.Путин: А на какую гуманитарную специальность Вы собирались поступать?
И.Замарацких: Вообще, юриспруденция либо что-то связанное с языками. В силу гуманитарных предметов, которые у меня хорошо получались, – это обществознание, языки и всё такое.
В.Путин: Вы знаете, юриспруденция, языки и программирование – это всё можно связать вместе. Это может быть интересным, очень значимым и важным сплавом знаний, потому что все достижения сегодня, собственно говоря, наверное, и в прошлом, просто на это меньше обращали внимание, но сегодня точно они достигаются на стыке различных дисциплин, и это может быть очень интересно.
Так что вы не забывайте свою первоначальную мечту.
И.Замарацких: Обязательно.
В.Путин: Это точно-точно, я вам говорю, это может быть очень интересно, полезно, содержательно и востребованно.
А потом в юриспруденции не самые плохие науки, это я вам докладываю профессионально.
Спасибо.
И.Замарацких: Спасибо.
Д.Ознобишина: Спасибо, Илья.
Здравствуйте ещё раз, Владимир Владимирович!
Меня зовут Ознобишина Дарья. Я представляю Республику Татарстан, являюсь победителем основного и международного зачёта по парной компетенции «мобильная робототехника».
Моя компетенция – чаще считается, что это мужская сфера, но вместе с моим напарником Русланом мы смогли доказать, что даже такая команда, состоящая из девочки и мальчика, может показать такой высокий результат.
Суть моей компетенции в том, что мы собираем мобильных роботов, которые должны перевозить различные элементы из одного конца поля в другой. Также мы можем работать с грузами, которые представляют опасность для человека. И несмотря на то, чем мы занимаемся, многие наши разработки просто не применяются в различных отраслях.
В.Путин: Не применяются?
Д.Ознобишина: Да, не применяются. И просто многие не знают, как эффективно и правильно их использовать. И поэтому я обращаюсь к Вам с просьбой, Владимир Владимирович, дать конкретное поручение для экспертов в данной отрасли, чтобы нам дали конкретные задачи по созданию мобильных роботов, чтобы мы могли как-то уверенно ответить на спрос.
В.Путин: Да, Вы знаете, у нас, к сожалению, пока это не развито так, как нужно, так, как требует жизнь, так, как требует экономика, материальная сфера производства.
Если сравнить с Южной Кореей, у нас, по-моему, там, не соврать бы, на 10 тысяч человек приходится, по-моему, 10 роботов, а там на 10 тысяч, по-моему, раз в 20 больше, если не больше, чем в 20 раз. Поэтому сферы применения, конечно, нужно искать. Я обязательно с коллегами поговорю на этот счёт, с теми, кто активно работает в этом направлении. Это связано со многим, сейчас перечислять не буду, вы и сами знаете: доставка, перемещение. Особенно интересно и важно – там, где нужно перемещать опасные грузы либо вредные и так далее, и сферы применения – мы просто их не наработали, но они есть здесь. Если появляются новые устройства, новые механизмы, новые роботы с дополнительными функциями широкими, то, конечно, их нужно использовать. Я Вам обещаю, мы обязательно на этот счёт поговорим с коллегами.
Спасибо Вам.
Д.Ознобишина: Извините за грубость, но можно я воспользуюсь случаем и приглашу Вас в гости? Во время проведения саммита БРИКС в городе Казань 2024 года моё учебное заведение будет тем самым местом, где будет проходить организация данных мероприятий. И хотела бы пригласить Вас в гости в Международный центр компетенций Казанского техникума информационных технологий и связи.
Спасибо.
В.Путин: Если это будет проходить как раз там, где Вы учитесь, значит, я точно там буду. Потому что Россия – хозяйка же саммита, поэтому я с удовольствием принимаю Ваше приглашение.
Д.Ознобишина: Спасибо ещё раз.
В.Путин: Пожалуйста.
А.Киргетов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Я Киргетов Алексей из Кемеровской области – Кузбасс. Работаю мастером производственного обучения в Кузнецком индустриальном техникуме города Новокузнецка. Также являюсь экспертом по компетенции «слесарная работа с металлом» и подготовил победителя чемпионата «Профессионалы» Кувшинчикова Кирилла.
Главное, что я сделал в его победе, – это то, что я смог рассмотреть таланты Кирилла начиная с первого курса. Он успешно прошёл все отборочные мероприятия и блестяще выступил на финале.
Наш Кузнецкий индустриальный техникум активно участвует во всех федеральных проектах. Например, с 2022 года «Профессионалитет» позволил нам получить новое, серьёзное оборудование и организовать взаимодействие с нашим работодателем «Евраз» – это крупное металлургическое предприятие, для которого мы готовим кадры.
Также техникум является площадкой для проведения демонстрационных экзаменов и чемпионата «Профессионалы», проводится профориентационная деятельность, проходят стажировки преподаватели со всей страны. На выпуске наши студенты получают как минимум две квалификации, иногда даже три и четыре.
Владимир Владимирович, хочется пожелать, чтобы наша система среднего профессионального образования развивалась, и всё больше техникумов шли в ногу со временем, принимали участие в федеральных проектах. Примеры для этого есть.
Ведь самое главное, чтобы студенты, поступая на первый курс обучения, были уверены в своём будущем.
В.Путин: Сам хочу, чтобы так и было. Поэтому и проводим такие конкурсы. И вот эта программа «Профессионалитет» родилась и будет развиваться, безусловно.
Я хочу вас поблагодарить, ну а как в таких случаях бюрократы говорят: в вашем лице всех, кто работает с ребятами, вкладывает не только свои собственные знания, но и душу в их становление, это чрезвычайно важно.
А чем Ваш воспитанник отличился на конкурсе?
А.Киргетов: Он лучше всех выполнил конкурсное задание.
В.Путин: А что конкретно? Расскажите.
А.Киргетов: Он сейчас расскажет после меня. Но два слова можно об этом и мне сказать. Они делали земляночные печки «камин-мангал» для СВО. И у него получилась самая лучшая печка, больше всего в размеры попал.
В.Путин: Расскажи, пожалуйста.
Спасибо.
К.Кувшинчиков: Здравствуйте!
Меня зовут Кувшинчиков Кирилл, я из Кемеровской области, Кузбасс, являюсь победителем финала чемпионата по компетенции «слесарная работа с металлом».
Вообще, я хочу рассказать довольно интересную и странную историю про свою профессиональную деятельность. Идя в Кузнецкий индустриальный техникум, я хотел пойти по профессии водителя «БелАЗа», но возрастное ограничение, мне не позволили этого сделать, и мне предложили пойти…
В.Путин: Не страшно? «БелАЗ» такой огромный, с эту комнату, наверное.
К.Кувшинчиков: «Глаза» такие большие. И мне предложили пойти по компетенции слесарем. Я согласился. И уже когда учился в техникуме, моей группе предложили сходить на экскурсию в другой корпус, где как раз преподавал мастер производственного обучения Киргетов Алексей Борисович. Там он нам рассказал про различное слесарное оборудование и инструменты, которые используются во время обработки листового металла. И там же, на этой экскурсии, он упомянул, что каждый из нас сможет принять участие в чемпионатах. И в тот день я подумал: да зачем мне это надо, лучше я буду учиться и получать знания и пойду по профессии на завод. Просто не было понимания того, как можно вообще учёбу совмещать с соревнованиями. И, придя с такой новостью домой, рассказал это всё маме, и мама мне говорит: а что бы не попробовать свои силы, вдруг у тебя получится?
В.Путин: Мама плохого не посоветует.
К.Кувшинчиков: И по совету мамы всё-таки решил пойти на чемпионат. Пройдя почти всю линейку чемпионатного движения, я также принял участие в волонтёрском движении по изготовлению печек и крюков-кошек для СВО. Сформировавшиеся навыки, умение выполнять слесарные операции позволили мне по окончании первого курса сдать квалификационный экзамен по профессии слесаря-ремонтника с присвоением третьего разряда. В день получения разряда также был подписан трудовой договор о трудоустройстве меня как лаборанта в техникум. И уже учась на втором курсе, я поехал на финал чемпионата, где я забрал своё призовое место по компетенции «слесарная работа с металлом».
В.Путин: Вот видите! Во-первых, Вы, так я понимаю, получили удовольствие от самого процесса и обучения, и изготовления изделий. И не только для туристов важно оказалось, но и для наших бойцов, которые жизнью рискуют на передовой, защищая Россию, и Вы непосредственно приняли в этом участие, в их поддержке. Здорово. Спасибо Вам большое. И желаю успехов.
Пожалуйста, прошу Вас.
Д.Синянская: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Синянская Диана. Я представляю Краснодарский край, являюсь студенткой Краснодарского колледжа электронного приборостроения. В чемпионате «Профессионалы» я участвовала в компетенции «корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» и стала серебряным призёром.
Что примечательно, что за всё время существования компетенции девушки ни разу до этого года не становились призёрами и победителями. И я, и моя коллега Ксения являемся первыми девушками, которые представляют нашу компетенцию именно в женском обличье.
Информация на данный момент – это самый важный ресурс, а её защита – это одно из самых приоритетных направлений в IT. Меня с детства интересовало, как такой важный ресурс защитить.
В феврале по итогам чемпионата я приступаю к стажировке в группе компаний InfoWatch, основательницей которой является Наталья Ивановна Касперская, которая является самым воодушевляющим примером женщины в информационной безопасности.
А сейчас я хотела бы передать слово моей коллеге Ксении.
К.Хренова: Спасибо, Диана.
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Ксения Хренова, я заняла третье место в той же компетенции, что и Диана, – защита информации.
В профессию я пришла очень рано, в четыре года. Мне родители подарили компьютер, и с тех пор это стало неотъемлемой частью моей жизни.
Помимо интересов в IT я росла очень разносторонним человеком: у меня есть спортивные разряды в нескольких видах спорта, я знаю английский язык, сейчас начала учить китайский язык, у меня есть музыкальное образование на духовых инструментах. Но, возвращаясь к профессии, стоит отметить, что, хоть я и призёр в корпоративной защите, я также изучаю другую сферу – это этичный хакинг. То есть суть в том, что специалист действует как злоумышленник, хакер, ищет уязвимости в системе и потом их устраняет.
На третьем курсе колледжа я разработала свою программу, которая действует как вредоносный файл. Это нужно, для того чтобы оценить, насколько вообще эффективно настроена система защиты. Мы с Дианой хотим продолжить профессионально развиваться и работать на благо Родины.
В связи с этим у нас есть вопрос.
Д.Синянская: В частности, информационная безопасность связана с такой службой, как ФСБ. И есть такая небольшая проблема. В Академии ФСБ существует набор девушек, но только на иностранный язык, а на кафедру информационных технологий, а именно в специальность информационной защиты, девушек не берут.
В.Путин: «Но только на иностранные языки». Молодец! Русский надо учить, да, пускай все русский учат. Но иностранные языки пригодятся.
Д.Синянская: Да. Просто вот такая проблема существует, что есть наша специальность в такой академии, но девушек по правилам приёма там не рассматривают. Планируется ли как-то развивать этот вопрос?
В.Путин: Мы их поправим.
Д.Синянская: Спасибо Вам большое.
В.Путин: Они должны понимать, что девушки – это огромный резерв России. И там, где они ещё не работают, они должны раскрыть свои таланты в полную силу.
Д.Синянская: Всё, спасибо Вам большое.
В.Путин: Я как бы вроде как в шутку, с иронией, но на самом деле оно так и есть. Особенно это касается современных профессий. У нас до сих пор ещё женщины работают, костыли забивают на железной дороге. Ну а здесь-то что? Здесь-то интеллектуальная сфера, понимаете. Почему девушки не могут здесь учиться, получать образование и успешно работать?
У нас в лётных училищах девочки уже летают на боевых машинах и, Министр докладывал, блестяще делают это, хотя казалось всегда, что это чисто мужская профессия. Все эти грани стираются сегодня. Конечно, есть какие-то ограничения, связанные со здоровьем, с физиологией, это связано может быть с семьёй, если у мужчины связана работа с длительными командировками: уезжает на несколько недель, детишки с кем остаются? Нет, это важно, понимаете, но всё равно и в этой сфере тоже ведь всё можно регулировать. Можно все вопросы эти решить. Поэтому, если человека тянет к какому-то виду деятельности, мужчина это или женщина, ограничений быть не должно. Здесь я полностью на Вашей стороне. И если у Вас и у Вашей подруги есть желание поступать в данном случае в Академию ФСБ, у Вас большие связи, мы поможем.
К.Хренова: Спасибо большое.
В.Путин: Пожалуйста.
Г.Хабалов: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые эксперты, наставники, призёры соревнований по профессиональному мастерству!
Я Хабалов Григорий, мне 18 лет, обучаюсь на втором курсе московского Технического пожарно-спасательного колледжа имени Героя России Владимира Михайловича Максимчука. Я работаю пожарным в 317-й пожарно-спасательной части. Благодаря слаженной командной работе и опыту наших наставников мы стали чемпионами в компетенции «пожарная безопасность». Выбор моей профессии основывался на хорошей профориентации в моей школе №1223, безусловно, поддержке родителей и подходящей физической подготовке. Я стал пожарным, чтобы предотвращать трагедии, спасать жизни людей и прожить одну жизнь, а спасти тысячи.
Приношу Вам искренние слова благодарности за Ваши неустанные заботы о молодом поколении, благодаря которым мы можем развивать свои таланты, реализовывать способности, обеспечивая тем самым успех и процветание нашей Родине. Искренне желаю Вам удачи в Вашей многогранной деятельности.
Также хочу поблагодарить организаторов соревнований за возможность проявить себя, экспертов-наставников – за передачу неоценимого опыта, и всех участников – за честную конкуренцию.
Знаете, в нашей профессии очень важным является передача опыта от старшего поколения. Я знаю, что одни из лучших специалистов и профессионалов своего дела работают в кремлёвской пожарной команде. Прошу Вас о возможности пройти стажировку в этой части.
Спасибо.
В.Путин (обращаясь к И.Замарацких): Вы говорили, что у Вас была склонность к гуманитарным дисциплинам, а Вы пошли туда, где требуются математические знания, во всяком случае, навыки. Человек избрал для себя стезю спасателя, а у него явно есть склонности к гуманитарным наукам – так он излагает круто. И я бы с удовольствием это сделал, но пожарной части в Кремле нет, вот в чём загвоздка.
Г.Хабалов: Пожарная команда есть.
В.Путин: Есть только одна пожарная машина. Правда, я не шучу. В Кремле есть только пожарная машина.
С 1941-го по 1955-й или 1956–1957 годы в Кремле была пожарная часть своя. Это связано было с тем, что противник сбрасывал здесь «зажигалки» по всей Москве. Но потом она была ликвидирована, и сейчас и части пожарной даже нет. Это реально, по-моему, на дежурстве одна пожарная машина, и всё.
Тем не менее пожарная часть в Администрации Президента есть, в сферу её ответственности входит и комплекс зданий правительственных, комплекс зданий, по-моему, Администрации Президента. Мы этот вопрос решим.
А Вам хочу пожелать успехов.
Г.Хабалов: Спасибо большое.
В.Путин: У Вас благородная сфера деятельности, благородная профессия, Вы правильно сказали, людей спасать. Ну что может быть более благородно? Врачи то же самое делают. В Вашей сфере деятельности то же самое. Но она, конечно, очень ответственная и сопряжена подчас с немалым риском. Поэтому в данном случае нужно делать всё, для того чтобы действовать грамотно, своевременно, минимизируя риски для себя и делая всё, чтобы спасать других людей.
И я знаю большое количество примеров, большое, проявления истинного героизма и самопожертвования со стороны спасателей, которые себя не жалеют, но других спасают. Это вообще в характере, в традициях всех народов России.
Так что Вы на правильном пути. Успехов Вам!
Г.Хабалов: Спасибо.
Д.Зайченко: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Зайченко Данила, мне 22 года. Я являюсь молодым специалистом и выпускником ведущего колледжа по Самарской области – Самарского государственного колледжа.
После окончания учёбы я решил остаться работать преподавателем, поскольку решил, что хочу передать свои знания и опыт будущим и нынешним студентам. Также во время обучения я участвовал в конкурсе «Молодые профессионалы» в 2021 году, где на финале занял третье место по компетенции «3D-моделирование для компьютерных игр».
Также хочется немного рассказать, как у нас проходил отбор по данной компетенции. Он у нас был достаточно жёсткий, было очень много участников, но я решил выбрать именно свою участницу – Емельянову Анну, которая участвовала по той же дисциплине, что и я.
В.Путин: У Вас хороший выбор.
Д.Зайченко: Спасибо.
Хочется также сказать, что победители и призёры, без сомнения, у нас считаются талантливыми людьми, но Аню – она тоже у меня талантливая – я выбрал в первую очередь не из-за таланта. Её трудолюбие и стремление изучать данную отрасль, то, что она отдаётся этому делу, именно благодаря этому я её и выбрал.
Также мы с Аней хотели задать Вам вопрос касательно нашей индустрии, поэтому передаю слово Ане.
А.Емельянова: Здравствуйте!
Меня зовут Емельянова Анна, я являюсь представителем Самарской области.
С самого раннего детства я рисую, закончила с отличием детскую художественную школу № 2 в городе Самаре. После окончания обучения я выбирала, куда же мне поступать, и выбрала Самарский государственный колледж. Поступила на творческую специальность «графический дизайнер», сейчас обучаюсь на третьем курсе.
3D-моделированием я начала интересоваться ещё до поступления, но не знала, как мне подступиться к такой сложной, многогранной направленности. Поэтому, когда я узнала, что идёт набор желающих на подготовку к чемпионату, я сразу же подала заявку и благодаря этому через какое-то время стала участницей и впоследствии призёром чемпионата, получила серебряную медаль.
После окончания обучения я бы хотела работать над крупными проектами в таких компаниях, как, например, Mundfish, создавшая известную игру Atomic Heart про Советский Союз в будущем, или, к примеру, Playrix, создающий известные по всему миру игры из жанра «три в ряд» Homescapes и Gardenscapes. Думаю, многие их узнают.
Суть моей компетенции заключается в создании трёхмерных моделей, анимаций к ним и текстур. Это может использоваться не только для видеоигр, но и, например, для рекламы, для мультипликации, кинематографа. Но я бы хотела работать именно в своей специальности и создавать видеоигры. И с этим связан мой вопрос: как будет развиваться игровая индустрия в России? Мне бы очень хотелось стажироваться именно по своей профессии, но, к сожалению, сейчас крупных игровых проектов создаётся очень мало. И мне бы хотелось знать, как я могу получить стажировку, например, в развивающихся компаниях, которые ещё не показали себя, но мы услышим о них, когда они выпустят свои первые проекты.
В.Путин: В каких, например?
А.Емельянова: Мы пока не знаем их имён, потому что ещё не выпустили игр. Мы не знаем их, но они уже существуют и прямо сейчас разрабатывают проекты, которые могут стать бестселлерами через какое-то время.
В.Путин: Ваш партнёр сказал, что он выбрал Вас не из-за таланта, а из-за трудолюбия. Во-первых, трудолюбие – один из важнейших талантов каждого человека. Это талант, без всякого преувеличения говорю, потому что это особый склад, психотип – умение заставить себя работать. Не каждый может это делать. И это талант, это особенность для человека – умение заставить работать. Конечно, это воспитывается, конечно, это приобретается с годами. Как любые навыки, они могут совершенствоваться, но в целом, если в человеке заложено трудолюбие, то это, безусловно, талант, причём данный от природы. Я так думаю, может быть, меня специалисты-психологи поправят в чём-то – всегда есть за что поправить. Первое.
Второе – судя по тому, как она говорила, она очень целеустремлённый человек.
И третье – видите, склонность к рисованию и художественная школа – это всё талант. Во всяком случае, вы не промахнулись с партнёршей, это точно. Видимо, интуиция подсказала, что это правильный партнёр.
Это игры, но это очень важная сфера деятельности сразу по нескольким составляющим. Во-первых, это интересно. Во-вторых, этим увлекается, дай бог памяти, примерно 60 процентов граждан страны, Российской Федерации, свыше, по-моему, 18 лет, или свыше 16 лет, но 60 процентов в этой возрастной группе. Это много. И мы входим, по-моему, в пятёрку стран по количеству играющих в мире, в пятёрку входим. И это очень прибыльный бизнес. По предварительным оценкам, рынок игр в России оценивается где-то в 177 миллиардов рублей. Есть чем заниматься.
Есть ещё одна очень важная составляющая – это контент этих игр. Это очень важно. Почему? Потому что миллионы людей сидят в этих играх, и если они играют с таким контентом, где Россию или людей наших, народы России, нашу историю, традиции подают в каком-то, так делается, между прочим, но подаётся в каком-то неблагообразном виде, то это наносит колоссальный ущерб нашей стране. А если такие молодые люди, как вы, сами делаете эти игры, создаёте контент, в котором заложено уважение к нашей истории, к нашим традициям, к нашим бабушкам и дедушкам, к родителям, вообще к стране нашей, то это создаёт огромный, мощный фундамент стабильности в державе. Чрезвычайно важная вещь.
Поэтому я с удовольствием постараюсь Вам помочь и найду, обещаю Вам, какие-то компании, которые сейчас этим занимаются и могли бы Вас принять на стажировку. Я поздравляю Вас с таким интересным выбором.
Пожалуйста.
И.Щетинина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Щетинина Ирина, город Ярославль. Я являюсь наставником бронзового призёра по компетенции «управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте» Макаровой Татьяны.
Татьяна у нас самый юный участник чемпионата, Татьяне 17 лет. Мы с ней познакомились, когда она только поступила на первый курс, – я являюсь её классным руководителем, – и я сразу отметила её особый интерес к профессии. Предложила ей ходить на дополнительные занятия, которые у нас реализуются для ребят уже старших курсов, где они углублённо изучают свою профессию. Профессия у Татьяны – дежурный по железнодорожной станции, человек, который действительно командует всем, руководит перевозочным процессом, командует смежными службами, даёт указания.
И когда мы готовились, действительно все задания очень сложные, очень интересные, но я как наставник столкнулась именно с такой проблемой, что Татьяне нужно было отрабатывать командный голос, чтобы она могла давать команды, указания.
Хотела бы познакомить с Татьяной.
Т.Макарова: Здравствуйте!
Меня зовут Татьяна Макарова. Я студентка третьего курса железнодорожного техникума в городе Ярославле.
Ещё с первого курса мне было очень интересно узнать о своей будущей профессии более подробно, потому что в моей семье нет железнодорожников. Поэтому я с радостью приняла предложение от Ирины Анатольевны поучаствовать в чемпионате и попробовать свои силы в выбранной мною профессии.
Все задания были интересными и сложными, многие задания мы не проходили непосредственно на «парах», и мы оставались на дополнительные занятия, отрабатывали вместе с моими наставниками. Самым сложным для меня оказалось – громко, чётко и уверенно вести регламент переговоров. Но благодаря чемпионатному движению я чувствую себя настоящим профессионалом и уверена в выбранной мною профессии.
И.Щетинина: Коллега из Кемерова уже сказал. Наш техникум, железнодорожный техникум в городе Ярославле, успешно реализует программу «Профессионалитет».
Нам поставлено новое оборудование, нам поставлены тренажёры, которые максимально приближены к реальным производственным условиям. Преподаватели у нас прошли стажировку на оборудовании и теперь успешно транслируют эти знания непосредственно на учебных занятиях. В общем, «Профессионалитет» на самом деле – это крутой проект, мы очень рады, что мы в него попали.
Огромный плюс не только поставка оборудования, что на самом деле здорово, но и тесная связь с работодателем. У нас ребята проходят стажировку начиная уже с момента изучения спецдисциплин, то есть они не только практикуются в лабораториях, но уже непосредственно ходят на свои будущие рабочие места. Соответственно, и работодатель уже совсем по-другому смотрит на студента, он уже его видит потенциальным работником.
К чему я всё это говорю? Очень бы хотелось, чтобы Вы рассмотрели возможность внедрения конкретно профессионалитета в учебные организации, реализующие среднее профессиональное образование, чтобы такая возможность была, желательно, конечно, у всех техникумов страны. И чтобы работодателям больше рассказывали об этом проекте, чтобы люди не боялись подключаться к этому проекту, потому что действительно, как в начале уже отметили, что ребята среднего профессионального образования, я бы даже сказала, возможно, грамотнее и лучше, чем люди с высшим профессиональным образованием. За СПО будущее. Поэтому рассмотрите, пожалуйста, такую возможность.
В.Путин: Во-первых, что касается командного голоса. Мне кажется, что командный голос – это не децибелы такого уровня, чтобы стёкла дрожали. Мы с вами разговариваем спокойно, но подразумевается, видимо, что командный голос – это громко, чётко, это всегда неплохо. А откуда он взялся, командный голос? Где-нибудь на море, в боевых условиях, самолёты летают, ещё что-то, надо, чтобы командира слышали, чтобы команда прошла ясно, чётко, однозначно, чтобы было понимание того, чего от тебя хотят, и чтобы подразделение действовало слаженно, иначе могут наступить какие-то неблагоприятные события. В нормальной гражданской жизни цель-то в чём? Чтобы дошло до вашего партнёра то, что вы хотите сказать. В каких-то условиях надо громко, можно и на крик перейти, главное, чтобы тебя услышали. А если условия нормальные, чего кричать-то? Цель не в том, чтобы громко, а цель в том, чтобы дошло до того, с кем вы коммуницируете. Вот и всё.
Поэтому, Танечка, необязательно так «зажигать», как на митинге принято. На митинге надо, наверное, и «зажигать». Но если не на митинге, то чего кричать-то? Главное, чтобы точно и ясно было доведено до Вашего партнёра, до тех, с кем Вы работаете. Это точно. Этого надо добиваться, потому что, если что-то промямлить невнятно, человек вас не понимает, тогда будет очень сложно коммуницировать и работать в команде, а это очень важно – уметь работать в команде.
Что касается «Профессионалитета», то да, мы вводим это в вузах и везде. Конечно, и в техникумах надо это делать, надо делать в лицеях. Обязательно будем это распространять, будем всё плотнее и плотнее работать с бизнесом, с нашими крупными компаниями, и они этого хотят. Наша задача – всё это соединить, потребности и интересы, в один кулак, с тем чтобы помочь реальным секторам экономики, реальным крупным нашим компаниям, предприятиям. Мы всё будем для этого делать. Поэтому я с Вами полностью согласен. Будем делать это шире. Первые шаги сделаны, пойдём дальше.
Вам успехов. Вы на правильном пути.
Спасибо большое.
Ю.Черкашин: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Меня зовут Черкашин Юрий Анатольевич. Я представляю Свердловскую область, город Екатеринбург. Являюсь преподавателем спецдисциплин в компании ОАО «РЖД», я также преподаватель в Уральском железнодорожном техникуме. В прошлом сам работал машинистом электровоза, участвовал в конкурсах профмастерства, даже побеждал в них. Соответственно, при подготовке своего подопечного смог передать не только теоретические знания, но и практические знания, в том числе и соревновательный опыт.
Соответственно, становление чемпиона – это достаточно трудоёмкий процесс, это совокупность факторов, это не только стремление, труд конкурсанта, это не только компетентный эксперт, но опять же это начинается и с воспитания родителей, с поддержки родителей, с поддержки как регионов, так и образовательной организации, в том числе и центров компетенций, в том числе и поддержки Вашей.
Соответственно, за что я хочу Вам сказать огромнее спасибо – именно за поддержку. По сути, победа в данном чемпионате – это общая победа.
Соответственно, хотелось бы передать слово моему подопечному, победителю национального чемпионата по компетенции «управление локомотивом» Сергею, которым я безмерно горжусь. То есть сейчас я уже могу ему это сказать.
В.Путин: Он управляет локомотивом?
Ю.Черкашин: Конечно.
В.Путин: Не страшно? Нет, я серьёзно, не страшно управлять локомотивом?
С.Харин: Совсем нет, не страшно. Только уверенность, только вперёд.
Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Во-первых, от лица всех профессионалов хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом.
Меня зовут Харин Сергей Николаевич, я представляю Екатеринбург и Свердловскую область. Обучаюсь в Уральском железнодорожном техникуме на третьем курсе по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
С самого детства я задавался вопросом: как такой локомотив тащит за собой столько вагонов, тяжеловесный состав? Обучаясь в школе, я посетил день открытых дверей в техникуме. На данном этапе я понял, что эта профессия моя, я хочу стать машинистом. И, поступив на первый курс, правда, на внебюджетную основу, я начал работать, совмещая с учёбой, то есть работал курьером в сфере доставки еды и сам себе оплачивал учёбу. На учёбе стал посещать кружок дополнительного образования «Техническая лаборатория», который вели Измайлов Александр Николаевич и Щебров Андрей Алексеевич. Пользуясь моментом, хочу выразить им отдельную благодарность.
В данном кружке мы затрагивали с самого начала спецдисциплины. Преподаватели давали мне знания, и я заучивал инструкции как стихи Александра Сергеевича Пушкина. Преподаватели заметили это моё стремление учиться, моё стремление расти дальше и решили отправить меня в 2021 году на региональный этап конкурса «Профессионалы» среди студентов 3–4-х курсов. Я был на тот момент студентом первого курса. На данном чемпионате я показал довольно-таки неплохой результат, занял 3-е место и, соответственно, дальше познакомился с моим нынешним экспертом-наставником Черкашиным Юрием. Черкашин Юрий не только дал мне знания в теории, но и добавил к моим знаниям практические навыки профессии машиниста. Так сказать, вывел навыки на новый уровень и мои знания.
И, пройдя в отборочный этап, прошёл в финал чемпионата «Профессионалы», где уверенно занял первое место в компетенции «Управление локомотивом» как в международной, так и в основной категории.
Владимир Владимирович, хочу задать Вам вопрос.
Согласно регламенту чемпионата победителям и призёрам выплачивается денежное вознаграждение. Как Вы считаете, необходимо ли внести изменения в регламент, поощрять не только конкурсантов, но и экспертов-наставников, ведь они проделывают немалый труд?
Спасибо.
В.Путин: Чувствуется, что Вы работаете в паре, в контакте. У Вас хорошо получается.
Но Вы, безусловно, правы. Конечно, люди, которые оказывают поддержку таким молодым людям, как Вы, помогают им делать первые шаги в профессии, заслуживают не только общественного признания, но и материальной поддержки. Там ничего в этом плане сейчас не происходит. Эту премию получают только победители, да?
Но я с Вами согласен. Вы же вместе в данном случае, ну, условно, победили, поэтому посмотрим обязательно. Это правильно.
Вы знаете, я сейчас внимательно слушал, что Вы говорили, что Вы должны были сами оплачивать своё обучение. Работали, доставляли продукты питания и из этого оплачивали своё обучение. Всегда непросто подрабатывать, учиться и делать эти шаги в профессии. Но это всегда создает серьёзные конкурентные преимущества в будущем для человека, когда он: а) борется за своё будущее, и б) может его оценить, и как производное – дорожит этим.
Вы знаете, в семьях, где полное финансовое благополучие, а таких у нас немало, подавляющее большинство граждан всё-таки живут от зарплаты до зарплаты, но и богатых и очень богатых очень много. Они сейчас чем занимаются? Они вынимают своих отпрысков из «зоны комфорта», вот как называется, создают им искусственные сложности. Это умные люди, конечно, делают. Почему? Потому что нужно, чтобы человек хотя бы сам карабкался куда-то. Если ему всё с неба сыпется, как манна небесная, он ничем не дорожит, и как производное – ни к чему не стремится. Вот в чём беда.
Надеюсь, что у таких ребят, как Вы, этой беды нет и не будет. Вы сами всего добиваетесь, и это залог успеха. Я искренне желаю Вам всего самого доброго. Да и вопрос, который Вы сформулировали, говорит о том, что Вы в целом на правильном пути.
Спасибо большое. Вам успехов.
Р.Устинникова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Устинникова Ростиславна Александровна. Я выиграла первое место в основном и международном зачёте по компетенции «Инженерный дизайн САПР»
В.Путин: Инженерный?
Р.Устинникова: «Инженерный дизайн САПР».
Я обучаюсь в Московском колледже архитектуры и градостроительства. У меня папа работает конструктором функциональных и декоративных элементов зданий. Сколько себя помню, везде лежали наброски и проекты сложных и непонятных конструкций. Мне всегда было очень интересно, как мой отец из этих набросков собирает целый функциональный механизм. Тогда меня так увлекла тема конструирования, что постепенно хобби переросло в профессию. Точнее, пока я только обучаюсь по специальности «архитектура», но мне бы очень сильно хотелось выполнить какой-нибудь заказ от какого-нибудь предприятия.
Могут ли студенты выполнять заказы от колледжа для предприятий?
В.Путин: Студент выполняет заказы от колледжа для предприятий?
Р.Устинникова: Да.
В.Путин: Ну конечно. В этом колледже специалисты наверняка будут рядом с вами, будут контролировать, проверять.
Р.Устинникова: Во время обучения в колледже.
В.Путин: Почему нет? Мне кажется, да.
Я, честно говоря, сам достаточно далёк от этой сферы деятельности. Здесь важно, чтобы всё соответствовало нормативным требованиям, требованиям безопасности и так далее. Мы же с вами понимаем, насколько это важно. У вас очень интересная, очень важная профессия, она связана и с внешней красотой, и с обеспечением безопасности тех зданий, сооружений, строений, над которыми работает архитектор, инженер. Если всё вместе совмещается, почему нет? Конечно.
Я тоже посмотрю, постараюсь вам помочь, куда-то вас внедрить, в какую-то конкретную практическую работу.
Я почему говорю, что это важно и с точки зрения обеспечения безопасности. В Древнем мире, по-моему, ещё в соответствии с кодексом Хаммурапи было такое правило: если инженер, архитектор, строитель построил дом, дом рухнул и кто-то из членов семьи погибал, то смерти предавали члена семьи строителя. Вот насколько всё было серьёзно в Древнем мире.
Это серьёзно. С одной стороны, это красота, которая создаётся на века, это искусство. С другой стороны, это очень важная сфера деятельности. Ответственность колоссальная, огромная, поэтому с соблюдением всех этих требований сегодняшнего дня, безусловно, нужно подходить и к практике.
Но я Вам обещаю, что я со специалистами посоветуюсь, с компаниями, и мы обязательно Вам организуем такую стажировку.
Р.Устинникова: Спасибо большое.
В.Боков: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Меня зовут Влад, студент четвёртого курса колледжа Московского транспорта, город Москва.
Кем я хочу работать – я это понял для себя ещё в школе. В седьмом классе у меня началась физика, я сразу же полюбил эту науку. С каждым годом я всё больше и больше в неё погружался, и в девятом классе, когда встал вопрос о моём дальнейшем профессиональном развитии, я чётко для себя решил, что хочу развиваться в электроэнергетике.
От друга я узнал о лучшем техническом колледже Москвы, и, изучив все предложенные специальности, выбрал для себя самую подходящую – релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. С третьего курса я начал готовиться на конкурс по профессиональному мастерству.
Вместе с моим наставником Александром Сергеевичем Макеевым была проделана колоссальная работа, благодаря которой я смог победить на чемпионате Москвы, этим летом одержать победу на квалификационном отборе на финале Национального чемпионата. В ноябре в Санкт-Петербурге победить на финале чемпионата «Профессионалы» и завоевать золотые награды в национальном зачёте и в интернациональном зачёте среди дружественных стран.
Сейчас я работаю в московском метрополитене на центральной тяговой подстанции электромонтёром 3-го разряда. Главной моей профессиональной задачей является обеспечение надёжного и бесперебойного электроснабжения поездов метрополитена, чтобы каждый электропоезд смог прийти на станцию своего назначения вовремя.
После окончания колледжа я хочу поступить в высшее учебное заведение. И у меня к Вам такой вопрос: возможно ли вернуться к такой практике, что студенты при поступлении в профильный вуз, которые не меняют свою специальность, будут зачисляться сразу же на третий курс университета, минуя двухгодичное изучение общеобразовательных предметов, которые были изучены ещё на базе колледжа? Это позволит всем студентам сразу же углубиться в прикладные науки и продолжить совершенствовать свои профессиональные навыки.
В.Путин: Насколько я себе представляю, даже после колледжа, если человек поступает в высшее учебное заведение, его зачисляют на первый курс. Но если однопрофильные учебные заведения, то конечно. Там уже какие-то курсы пройдены, в колледже, в техникуме, и они могут быть зачтены, в этом случае существует возможность учиться по индивидуальному плану. Такой способ обучения предусмотрен действующими нормами. Поэтому можно по этому пути пойти спокойно, это будет отражаться и на сроках обучения, и на выпуске из высшего учебного заведения. Такая возможность существует.
В.Боков: Разрешите добавить?
В.Путин: Пожалуйста.
В.Боков: К сожалению, такая практика отсутствует. Ещё мой преподаватель, который меня обучал на чемпионат по профессиональному мастерству, не смог после колледжа поступить в МИИТ сразу на третий курс, он так же обучался с первого курса.
В.Путин: Нет, я другое сейчас сказал, я не сказал, что нужно поступить сразу на третий курс. Берут на первый, но можно учиться по индивидуальной программе и перезасчитывать уже сданные в техникуме дисциплины.
В.Боков: Да, засчитывают, но не все. Как правило, русский, математика, физика остаются, и нагрузка особо не уменьшается. И за этот двухгодичный учебный период можно забыть, и в принципе забываются знания, полученные в колледже.
В.Путин: Русский не забудете?
В.Боков: Нет.
В.Путин: Хорошо. Я ещё посмотрю, какова практика, но в соответствии с действующими нормативными актами можно перезачесть всё, что вы сдали в техникуме, и, работая по индивидуальному плану, сократить количество лет обучения в высшем учебном заведении. Давайте я посмотрю на это ещё раз.
В.Боков: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста.
С.Юсупов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Юсупов Салават. Работаю в госкорпорации «Росатом» в отраслевом центре компетенций «Мехатроника» экспертом-наставником.
На чемпионате в городе Санкт-Петербурге «Профессионалы» я был индустриальным экспертом. Хочу отметить, что это был первый чемпионат, где участвовали индустриальные эксперты.
Как Вы знаете, госкорпорация «Росатом» активно поддерживает федеральный проект «Профессионалитет». И в этом году по данному проекту ожидается первый выпуск. В связи с этим у меня есть вопрос.
Выпускники по целевому набору, достигшие совершеннолетия, подлежат призыву в армию, и это правильно. В то же время высокая потребность в кадрах. Возможно ли им сделать отсрочку или альтернативную службу?
Я знаю, здесь ребята в зале есть, у них похожие вопросы. Может быть, они что-то добавят.
Спасибо.
В.Путин: У нас вот какой порядок сегодня существует.
Во-первых, у нас выпускников, дай бог памяти, примерно 800 тысяч человек, из техникумов, колледжей, 800 тысяч. Из них только 20 процентов призываются, из 800 тысяч призываются только 20 процентов. И даже по этим 20 процентам, там существуют определённые правила, которые заключаются в том, что Министерство промышленности совместно с предприятиями ОПК составляют списки по определённым профессиям и специальностям, для которых делается исключение при призыве на срочную военную службу.
С.Юсупов: Да, Владимир Владимирович, извините, я забыл добавить: для оборонно-промышленного комплекса.
В.Путин: Вот я про это и сказал сейчас.
Так что принципе такая практика имеет место быть. Ежегодно, по-моему, даже пару раз в году Министерство промышленности составляет списки в контакте с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Они ко мне обращались, сами директора предприятий, и просили об организации такой практики. Она есть, можно посмотреть, как она функционирует, как реально в жизни всё складывается. Но такие решения приняты, и это работает.
С.Юсупов: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста, морякам дадим слово.
Д.Картунен: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Картунен Дмитрий, учащийся Морской технической академии имени адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина. Учусь на третьем курсе, город Санкт-Петербург. Победитель компетенции «Эксплуатация судов водного транспорта». Участвовали мы вдвоём – я и мой напарник Мустафаев Ибрагим, здесь его нет.
Как я попал в эту специальность? С юного возраста мой отец мне подарил любовь к технике, которая идёт со мной до сих пор, и после окончания школы, девяти классов, решал, куда поступать, выбрал такую специальность морскую – учусь на судомеханическом отделении по специальности «моторист», буду следить за работой двигателей на судне, за их исправностью, чтобы работало.
Хотел бы задать такой вопрос: будет ли дальнейшее увеличение учебного флота в нашей стране для учебных морских заведений?
В.Путин: Ну как без учебного флота? Конечно. Это нужно поговорить со специалистами, конечно, в Санкт-Петербурге, но я полностью на Вашей стороне. От известных парусников, на которых курсанты учатся, и до специальных учебных судов, конечно, это нужно делать. Сейчас не берусь сказать, в каком состоянии там этот флот, наверняка требует дополнительного внимания этот вопрос, но это вопрос важный, потому что это производственная база, без всяких сомнений.
Вы сейчас сказали об этом, я, пожалуй, с ОСК тоже поговорю на этот счёт и с теми, кто занимается подготовкой кадров в этой сфере. Обязательно подумаем, надо проанализировать, что там у нас есть и что нужно сделать в ближайшее время. Посмотрим, хорошо?
Вам нравится?
Д.Картунен: Да, очень нравится. В дальнейшем хочу устроиться в «Росатомфлот» на такие ледоколы, как «50 лет Победы» или «Арктика». Хоть они и атомные, но на них тоже есть дизели, как дизель-генераторы, чтобы за ними следить.
В.Путин: Ну да. Это всё-таки особая сфера деятельности, да? Там атомная двигательная установка. По сути, маленькая электростанция. Ни у кого в мире нет таких судов, Россия – единственная страна в мире, у которой есть такой атомный ледокольный флот. Так что Вы выбрали интересную, важную, очень перспективную профессию.
Потому что если уж Вы хотите специализироваться в этой сфере, то надо сказать, что у нас здесь большие планы. У нас один из крупнейших наших ледоколов, который должен быть создан в ближайшее время, «Лидер» называется. Тот вообще будет колоть такой лёд, который трудно себе представить. Без ограничений: 6–7 метров высотой, просто практически без ограничений. Но это, конечно, отдельная уже история, страничка в истории флота.
И это поможет, без всяких сомнений, расширить возможности Северного морского пути. Он и так в связи с изменениями климатического характера открывается на достаточно длительное время уже, и по нему уже идут и торговые суда. Правда, в осенний период или ближе к весне без проводки невозможно там ходить, но тем не менее всё больше и больше времени для проводки судов.
Но ещё не одно десятилетие наверняка атомный ледокольный флот потребуется, а это огромное конкурентное преимущество для нашей страны, атомный флот в целом как развитие компетенции, а Северный морской путь – с логистической точки зрения, потому что он становится более эффективным, чем Суэцкий канал. Там в разы экономия перемещения грузов увеличивается. Так что это очень интересно. Поздравляю вас с таким выбором.
Д.Картунен: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Вы же уже говорили. Или Вы хотите теперь в атомный флот, нет?
Г.Хабалов: Нет. Пользуясь случаем, хотел бы попросить сделать общую фотографию, если это возможно.
В.Путин: Пожалуйста, с удовольствием.
Спросим у ребят. Что-то ещё есть? Всё, заканчиваем? Пожалуйста. Ещё пара вопросов.
Н.Вишневская: Добрый день!
Вишневская Наталья, Брянская область, заведующая отделением дополнительного профессионального образования и эксперт-наставник бронзового призёра по компетенции «Медицинский социальный уход».
Уже много говорили хороших слов про наставников, тоже хотела бы сказать о роли наставника на чемпионате, начав с такой истории.
Образовательная организация, дан клич, что идёт отбор участников на чемпионат, составлен список, дата, время, эксперты. Всё идёт нормально. Я вижу, что нет одного участника, в принципе, в душе на которого, знаете, иногда бывает, что ставишь ставки, что он будет, наверное. Звоню, говорю: «Соня, Вы помните, что отбор?» Она говорит: «Да, помню». Спрашиваю: «Вы где?» Она отвечает: «Я решила сходить на семинар». Спрашиваю: «Хотите участвовать?» – «Да, хочу». Спрашиваю: «Вы приедете?» – «Да, приеду». Я говорю: «Вы понимаете груз ответственности, что эксперты ждут. Справитесь с ситуацией?» – «Да, справлюсь». Пошли этапы, отборочные, финал. И вот что происходило на каждых этапах? Такие моменты: «Соня, давай быстрее», «Соня, давай помогу». Где-то вещи, где-то на 10–15 минут раньше разбудить. И вот к чему я это говорю? Что роль наставника на чемпионате велика, потому что, когда мы все собрались, стали знакомиться, здесь много было интересных вопросов. Я говорю: «Соня, а что я для Вас как наставник? Что я Вам дала?» И, вы знаете, она ответила: «Вы научили меня не опаздывать».
В.Путин: Поработать надо будет с Вами отдельно.
Н.Вишневская: Подводя итог, хочется сказать, что наставник – не только специалист, который шлифует навыки, даёт знания, а ещё и формирует такие человечески важные черты характера, как пунктуальность. И это важно.
И вот, наверное, хотелось бы услышать Соню, что она по этому поводу думает.
С.Евстратова: Здравствуйте.
Меня зовут Евстратова София, я представляю Брянскую область, обучаюсь в Брянском базовом медицинском колледже по специальности «Акушерское дело».
Да, действительно, как сказал мой наставник, данный конкурс учит не только и даёт возможность проявлять те знания и умения в своей профессии, но и таким, казалось бы, жизненным урокам. Во время всего чемпионата мой наставник стала буквально моей второй мамой. Мы завоевали медаль, ну и к Вам сегодня сюда не опоздали.
Свою профессию я выбрала не просто так. С детства я всегда мечтала помогать людям, и как-то раз на одном волонтёрском мероприятии, а волонтёрством я занимаюсь довольно давно, ещё со школы, мы готовили новогодний утренник для детей с ограниченными возможностями. И по окончании всего мероприятия слова благодарности не только от детей, но и от их родителей грели душу. Те улыбки, блеск в глазах – они не то чтобы заряжали, а давали энергию, и тем самым я точно поняла, чем я хочу заниматься.
И в этом году мне удалось также поучаствовать в «Молодых профессионалах», в юниорском составе, и я стала бронзовым призёром. В дальнейшем решила точно для себя, что пойду в колледж, и узнала о таком профессиональном движении – конкурсе «Профессионалы», где тоже стала бронзовым призёром. Но у меня есть и вторая мечта – это проект «Алые паруса».
Уважаемый Владимир Владимирович, на закрытии финала чемпионата Александр Дмитриевич Беглов пригласил нас на проект «Алые паруса». И хотелось бы спросить: станет ли это доброй традицией – приглашать участников – победителей чемпионата на данный проект?
Спасибо Вам большое.
В.Путин: Ну я же не знал, что Александр Дмитриевич пригласил вас. Поэтому не знаю про традиции, но вообще сама по себе эта традиция – праздник «Алые паруса» – зародилась ещё в городе Ленинграде до того, как он был переименован, или, вернее, ему возвращено было его историческое имя – Санкт-Петербург. Он ещё в Питере зародился в 60-е годы, а потом был возрождён Банком России и администрацией города Петербурга.
Праздник, конечно, шикарный, замечательный, много раз завоёвывал призы лучшего массового мероприятия Европы, думаю, что и в мире-то такого нет на самом деле.
Попрошу Александра Дмитриевича, чтобы он превратил это в традицию. Там миллион людей, свыше миллиона на набережных, на мероприятиях, которые проводятся. Но такое небольшое количество профессионалов, как здесь собирается, это же не сложно сделать. Я думаю, город легко справится с такой задачей. Так что это сделаем.
Но на что хотел бы обратить внимание. Первое – на то, что говорила Ваша наставница.
Вы знаете, это очень важно. И здесь, слева от меня, тоже было сказано о наставниках. Конечно, наставники, воспитатели, как даже и доктора или деятели искусства – это же всё в сердце, в душе у человека: склонность работать и помогать людям, думать и подходить неформально.
Я помню, знаете, когда ещё был молодым человеком, занимался спортом, борьбой, но родители решили в какой-то момент, что я должен больше внимания уделить музыке, им очень хотелось, чтобы я играл на баяне. Это интересно всё, важно, но у меня там не очень получалось, а в борьбе, кстати, складывалось.
Тренер пришёл домой и говорил с моими родителями. Убедил их в том, чтобы они отпустили меня, дали мне дальше заниматься спортом. И, честно говоря, я даже от него не ожидал. Проявил такое внимание, любовь, можно сказать, к своему ученику, исходил из того, что он видел, что у меня может что-то получиться, пришёл, убеждал, поговорил и убедил.
Это очень важно – неформальное отношение к людям. И это характерно для очень многих наших наставников и воспитателей. Я хочу, как в таких случаях говорят, в вашем лице всех воспитателей, наставников поблагодарить за их подвижнический труд, в прямом смысле этого слова.
И наконец, Вы выбрали такую благородную профессию – медицина, акушерство, то есть Вы помогаете, будете помогать маленькому человечку появляться на свет божий. А если высоким штилем изъясняться, то значит, Вы принимаете в этом божественном событии прямое участие, Вы ближе к Господу находитесь и помогаете людям. Вот это просто уникальная, без всякого преувеличения, сфера деятельности.
Я Вас поздравляю с этим выбором и желаю успехов.
С.Евстратова: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста.
С.Парусимов: Здравствуйте!
Я Парусимов Сергей, представляю Ямало-Ненецкий автономный округ, учусь в Ноябрьском колледже профессиональных и информационных технологий. Занял первое место в компетенции «Окраска автомобилей» на чемпионате по профессиональному мастерству. Ещё я проходил стажировку в «Восток Моторс» в своём городе и в дальнейшем планирую там работать.
Почему я пришёл в эту сферу? Мне очень нравится многообразие оборудования и материалов, их свойств, очень интересно наблюдать, как себя ведут краски. Они по-разному себя ведут, по-разному ложатся, и это выливается в очень интересные эксперименты.
И ещё мне нравится видеть результат. Допустим, приедет ко мне какое-нибудь «ржавое ведро», и я его покрашу, и будет красивая машина, которая будет ездить по городу и блестеть.
В.Путин: Нет, «ржавое ведро» не надо превращать в машину. Его можно красиво покрасить, но в машину не надо превращать.
С.Парусимов: И хочу сказать Вам спасибо за то, что у нашего поколения сейчас есть много возможностей. Сейчас любой студент, имея желание, вкладывая своё время и силы, может стать профессионалом в своей сфере.
К слову, о возможностях. Раз у меня такая появилась, хочу предложить Вам покрасить автомобиль из Вашего кортежа.
В.Путин: В какой цвет?
С.Парусимов: А в какой захотите.
В.Путин: Давайте мы так договоримся. Это же не моё личное имущество, а государственное. Поэтому надо подойти к этому ответственно. Но я подумаю на тему о том, что можно сделать для того, чтобы привлечь Вас к серьёзной работе.
Но вот что хочу сказать. Коллега сказал, что занимается покраской автомобилей, ему это нравится. Но, чтобы всем было ясно здесь собравшимся, я не знаю, знаете вы это или нет, это не просто взять кисточку и красить. Это высокотехнологичное производство.
Я помню, когда мы вели дискуссии с нашими так называемыми партнёрами из европейских стран и говорили о повышении уровня локализации, то есть производство больших и больших компонентов на территории Российской Федерации, покраска – это сложный процесс и относится тоже к высокотехнологичной сфере. Даже не буду всего перечислять, мы с ними дискутировали на этот счёт очень долго. Там двигательная установка, трансмиссии, рулевое и так далее. Но покраска относится к непростым и очень важным, достаточно сложным операциям. Поэтому это действительно интересно.
Я тоже рад, что Вы выбрали такую сферу деятельности, она интересная, нужная. И потом, это говорит не только о внешней красоте, что важно, но и о том, что если грамотно и своевременно всё сделано, то это гарантирует долговечность использования транспортного средства. Важно и интересно.
По поводу покраски или перекраски каких-то машин, государственных машин, в том числе и с кортежем, мы подумаем, ладно? Что-нибудь обязательно я Вам предложу, хорошо?
С.Парусимов: Да, спасибо.
В.Путин: Спасибо Вам.
Спасатель хочет нас всех спасти, дискуссию закончить и сфотографироваться.
Давайте завершающий вопрос, ладно?
Н.Симонов: Здравствуйте!
Меня зовут Симонов Никита Михайлович, мне 20 лет, я из посёлка Тура в Эвенкийском районе Красноярского края. Учусь в Красноярском политехническом техникуме на четвёртом курсе.
Пользуясь случаем, я хотел выразить благодарность Красноярскому политехническому техникуму, в котором я учусь. Также я хотел поблагодарить своего наставника – Самоволика Андрея Николаевича, которого, к сожалению, тут нет, за все знания, умения, что он дал мне, и благодаря которому я достиг таких высот. На данный момент я являюсь золотым призёром по компетенции «Электромонтаж» в основном зачёте и в международном.
Коллега напомнила про «Алые паруса». Лично я хотел попробовать пригласить Вас туда. Я думаю, мы все были бы очень рады увидеть Вас там снова, но, конечно, если у Вас найдётся свободное время.
В.Путин: Куда, ещё раз?
Н.Симонов: На «Алые паруса».
В.Путин: На «Алые паруса»?
Н.Симонов: Да.
В.Путин: Спасибо большое.
Я обязательно воспользуюсь Вашим приглашением, но только надо будет заранее в график вставить. Скажу аккуратно: я постараюсь это сделать. Но в любом случае я Вам благодарен за приглашение. Во-первых, мы с вами ещё сможем там один раз увидеться, это уже хорошо. А кроме того, это выдающееся зрелище, оно очень красивое. Так что спасибо Вам большое.
Всем вам большое спасибо и за сегодняшнюю встречу, и за то, что вы сделали в ходе этих соревнований.
Искренне желаю вам всего самого доброго. Успехов вам!