Форум собрал более 5,4 тысяч представителей органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений, ведущих предприятий, образовательных и научных организаций.
В рамках проводимых на площадке форума онлайн-марафона, четырёх тематических панельных дискуссий и пленарного заседания обсуждались актуальные вопросы функционирования и перспектив национальной системы квалификаций, в том числе задачи совершенствования нормативной правовой базы, развития региональных сегментов национальной системы квалификаций, повышения качества профессионального образования и системы профориентации, модернизации системы профессиональных стандартов и квалификаций, реализации профильных федеральных проектов.
Обсудив итоги и перспективы развития национальной системы квалификаций, участники VIII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» приняли следующие рекомендации.
Считать приоритетными направлениями развития национальной системы квалификаций:
1) Развитие профессиональных стандартов и квалификаций:
– повышение гибкости системы разработки профессиональных стандартов и квалификаций, включая оптимизацию процессов и сокращение сроков их разработки, обеспечение их своевременной актуализации с учётом технологических изменений;
– формирование межотраслевых рамок квалификаций по сквозным видам профессиональной деятельности с выделением общепрофессиональных трудовых функций, необходимых знаний и умений для укрупнённых групп профессий;
– формирование информационной системы сопряжения профессиональных стандартов, квалификаций, общероссийских классификаторов и квалификационных справочников в сфере труда и образования;
2) Совершенствование системы подготовки кадров:
– активное вовлечение работодателей и их объединений в разработку и реализацию образовательных программ высшего и среднего профессионального образования и профессионального обучения, в том числе:
за счёт развития механизмов проектного обучения, привлечения специалистов-практиков к преподавательской работе в образовательных организациях;
расширения участия представителей ведущих компаний в академических советах образовательных программ;
формирования благоприятных условий для создания совместных структурных подразделений и предприятий образовательных организаций и индустриальных партнёров;
расширения практики взаимодействия вузов и корпоративных университетов;
– развитие механизмов профессионально-общественной аккредитации, включая:
законодательное закрепление приоритета советов по профессиональным квалификациям в организации профессионально-общественной аккредитации, распространение отработанных в национальной системе квалификаций нормативно-методических подходов к проведению аккредитации профессиональных образовательных программ на всех участников процедур профессионально-общественной аккредитации;
включение в показатели аккредитационного мониторинга сведений о наличии результатов внешней оценки качества образовательной программы, которая может осуществляться при проведении работодателями профессионально-общественной аккредитации;
формирование сервисов, информирующих об образовательных программах, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, а также способствующих цифровизации процедур профессионально-общественной аккредитации;
– масштабирование практики получения профессиональной квалификации в рамках освоения образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, совмещения процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования с процедурой независимой оценки квалификации, переход из режима эксперимента и апробации в режим массового внедрения указанной практики в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования;
3) Совершенствование системы независимой оценки квалификации:
– повышение востребованности инструментов и механизмов независимой оценки квалификации, в том числе по направлениям подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов;
– расширение практики обязательного прохождения независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц, ущерба обороне и (или) безопасности государства;
– повышение качества услуг проведения независимой оценки квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения независимой оценки квалификации дистанционно с использованием прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных (демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на прохождение процедуры оценки квалификаций, расширение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению независимой оценки квалификации;
– развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с учётом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в отношении независимой оценки квалификации, устранение административных барьеров в финансировании независимой оценки квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;
– обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов независимой оценки квалификации, включая увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности центров оценки квалификации и советов по профессиональным квалификациям;
4) Развитие национальной системы квалификаций в субъектах Российской Федерации:
– распространение лучших практик субъектов Российской Федерации в области развития национальной системы квалификаций, в том числе формирование базы лучших практик для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– поддержка совместных проектов советов по профессиональным квалификациям и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных методических центров, направленных на развитие региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций, улучшение качественных характеристик рынков труда субъектов Российской Федерации, региональных систем профессионального образования и профессиональной ориентации;
5) Развитие информационных систем национальной системы квалификаций, включая:
– развитие возможностей взаимодействия сервисов и информационных систем национальной системы квалификаций и сферы профессионального образования;
– развитие сервисов в области профессиональной ориентации, включая расширение набора доступных профориентационных тестов онлайн и обеспечение адресации по результатам их прохождения на релевантные профориентационные и образовательные программы;
– развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации, предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих образовательных программ и возможности оценки квалификации.
Рекомендовать:
1) Национальному совету при Президенте по профессиональным квалификациям в 2023 году утвердить:
– план мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов и квалификаций на 2023–2024 годы;
– план реализации основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;
2) Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение:
– плана мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов и квалификаций на 2023–2024 годы;
– плана реализации основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;
3) Руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
– предусмотреть формирование инфраструктуры для поддержки на региональном уровне внедрения новых профессиональных стандартов, процедур независимой оценки качества подготовки кадров в соответствии с документами, принятыми Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям;
– обеспечить поддержку участия работодателей в ресурсном обеспечении образовательной деятельности, в том числе через установление инвестиционных налоговых вычетов в отношении пожертвований на цели реализации образовательных программ в соответствии с положениями Федерального закона от 4 ноября 2022 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
– осуществлять в рамках реализации мер, направленных на содействие занятости, компенсацию затрат безработных граждан, связанных с прохождением процедуры независимой оценки квалификации;
– осуществлять поддержку программ дополнительного образования граждан с учётом опыта реализации федерального проекта «Содействие занятости».