* * *
Корреспондент «ИТАР-ТАСС» Юрий Козлов: «Для углубления понимания проблемы коррупции и роли Конвенции ООН против коррупции в предупреждении коррупции и борьбе с ней 9 декабря должно быть названо Международным днём борьбы с коррупцией». Это решение принято Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года. С тех пор мировое сообщество регулярно отмечает Международный день борьбы с коррупцией. Что означает для УНП ООН [Управления по наркотикам и преступности Организации Объединённых Наций] 9 декабря? Как отмечают это событие государства – члены ООН, профильные международные организации и в целом мировая общественность?
Смотрите также
Ю.Федотов: Этот день действительно отмечается уже несколько лет. Каждый год задаётся какая‑то определённая тема. В этом году день отмечается под лозунгом ACT [буквы латинские]. Это сокращение от английского against corruption today, т. е. «сегодня все выступим против коррупции». Предусматривается целая серия мероприятий как в Вене, так и в других ооновских столицах, а также во всех местах, где существуют региональные офисы УНП ООН. Мы проводим эти мероприятия совместно с Программой развития ООН, с другими ооновскими учреждениями и надеемся, что они пройдут с особым размахом, поскольку действительно в настоящее время общественное сознание выступает за более решительные шаги, за то, чтобы добиться решительных перемен в борьбе с коррупцией. Ожидается специальное послание Генерального секретаря ООН по этому поводу. Таким образом, 9 декабря действительно будет для нас, для Управления ООН по преступности и наркотикам, очень важным днём.
Ю.Козлов: Коррупция является серьёзным вызовом стабильности и безопасности общества, подрывает демократические институты и ценности и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Как Вы оцениваете характер и масштабы «современной коррупции»? Какие меры необходимо принять для искоренения этого зла и минимизации его негативных последствий для мирового сообщества?
Ю.Федотов: Коррупция существует очень давно, наверное, с тех пор, когда первобытные люди делили шкуры убитых животных. Но сейчас, конечно, коррупция приобрела особый размах. Ежегодно в мире люди тратят на взятки в общей сложности один триллион долларов США. Эта цифра сопоставима с ВВП крупной страны. Но главное то, что коррупция как раковая опухоль поражает организм государства, препятствует его развитию, тесно связана с организованной преступностью, отмыванием денег, торговлей наркотиками и активно воздействует на политическую стабильность. Не случайно у всех на памяти события «арабской весны». Как бы они ни объяснялись, совершенно очевидно, что одним из побудительных мотивов выступления людей в арабских странах была именно борьба с коррупцией. Сейчас общество требует решительных шагов для борьбы с коррупцией, и это создаёт новые возможности для международных структур, в том числе для нашего Управления, которое является хранителем конвенции ООН по борьбе с коррупцией, с целью наращивания усилий по борьбе с этим злом.
Ю.Козлов: Конвенция ООН против коррупции содержит ряд новаторских предложений, прежде всего в области возвращения украденных активов. Объёмы таких активов могут составлять значительную долю ресурсов государств и ставить под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Какую роль играет УНП ООН в решении этих вопросов? Какие практические меры необходимо принять для устранения прежде всего политических барьеров, для возвращения украденных активов в страны их происхождения?
Ю.Федотов: Это очень важное направление, исключительно важное для целого ряда стран. Мы этим активно занимаемся. Совместно с Всемирным банком была разработана инициатива STAR, которая предусматривает возвращение украденных активов. При этом УНП ООН выступает за то, чтобы возвращение активов не сопровождалось никакими условиями. Мы считаем, что это полностью соответствует духу и букве конвенции. Всё должно осуществляться по максимально понятной, прозрачной, упрощённой процедуре. Мы, конечно, не можем принимать решения вместо государств, которые являются участниками этой конвенции, но мы можем выступать в роли посредника, брокера, с тем чтобы способствовать нахождению соответствующих решений. Мы также в рамках наших программ, которые мы осуществляем в целом ряде стран, содействуем странам в более чётком формулировании их заявок и запросов, связанных с возвращением украденных активов. Это, например, касается таких стран, как Египет. Инициативе STAR всего три года, но за это время мы выстроили определённую модель работы. Теперь надо, чтобы возможности, которые имеются, были активно задействованы и государства действительно могли получить реальную возможность вернуть те деньги, которые были украдены и незаконно вывезены.
Ю.Козлов: Предупреждение коррупции выходит на передний план международных антикоррупционных усилий. Это и развитие государственно-частного партнёрства, и выстраивание конструктивного диалога с институтами гражданского общества. Какие глобальные инициативы, в том числе с участием России, разработаны в области предупреждения коррупции?
Ю.Федотов: Я могу привести только один конкретный пример, который у всех на слуху: Россия является соорганизатором важнейшей инициативы создания Международной антикоррупционной академии в Вене. Россия практически одна из первых – вторая – ратифицировала соглашение о Международной антикоррупционной академии и активно поддерживает её работу в финансовом плане. Деятельность этой академии исключительно важна. Она востребована во многих регионах мира. Я могу об этом судить по своим собственным поездкам по целому ряду стран.
Существует большая потребность иметь такой центр, который позволял бы государствам направлять своих экспертов, специалистов на подготовку, на совершенствование квалификации кадров. Это является одним из примеров того, как реальными делами можно продвигать процесс предотвращения коррупции.
Ю.Козлов: На недавней антикоррупционной конференции ООН в Марракеше при активной роли России приняты ключевые решения по вопросу участия НПО [неправительственных организаций] в международных усилиях по реализации Конвенции ООН против коррупции. Каковы Ваши оценки этих решений и в целом перспектив антикоррупционного взаимодействия с институтами гражданского общества?
Ю.Федотов: Этот вопрос стоит уже давно. Сразу после подписания и ратификации конвенции большинством государств мира неправительственные организации стремились участвовать в этом процессе. И в принципе это, наверное, неплохо, когда гражданское общество может реально оценивать, что делает правительство в борьбе с коррупцией. Но формат этого участия не был определён. Многие страны, в том числе Россия, возражали против участия НПО, поскольку это противоречило межгосударственному характеру самой конвенции. Другие государства, наоборот, выступали за полное, полноправное участие НПО в обзоре действия конвенции. В результате во время последней конференции стран – участниц конвенции в Марракеше российская делегация выступила со смелой и неожиданной для многих инициативой и предложила резолюцию, которая определила статус участия гражданского общества и НПО в процессе обзора конвенции. Эта резолюция была принята консенсусом, после чего НПО стали выражать своё недовольство тем, что это решение не идёт так далеко, как им хотелось бы. Тем не менее резолюция была принята, и УНП, как секретариат конвенции, будет её выполнять. Вопрос может снова возникнуть через два года, когда в Панаме будет проходить новая сессия стран – участниц конвенции. Но пока мы исходим из принятой резолюции, и эта резолюция позволяет неправительственным организациям приобщиться к процессу обзора, получить необходимую информацию. Для них предусматривается проведение специальных брифингов, заслушивание их сообщений. Посмотрим, как будет работать этот механизм. Возможно, это и будет решением проблемы, которую не удавалось решить в течение нескольких лет.
Ю.Козлов: Существуют различные международные рейтинги уровня коррупции, которые, как правило, основываются на непрозрачной методологии исследований и субъективных экспертных выводах. Как относится УНП ООН к проводимой рядом международных структур политике разделения государств на «хороших» и «плохих»? Планирует ли Ваше Управление проводить собственные глобальные исследования и готовить на их основе объективные индексы?
Ю.Федотов: УНП не занимается выставлением оценок, а тем более оценок, основанных на сомнительных методологиях. Наша роль – помогать государствам осуществлять конвенцию, принимать соответствующие законы, осуществлять законы, совершенствовать систему правосудия. Когда мы готовим страновые доклады, а недавно был подготовлен такой доклад по Балканам, эти доклады основываются на методологии и на данных, которые публикуются в связи с периодическими универсальными обзорами конвенции. И мы будем исходить из этого и дальше. Наша задача – обеспечить максимальное содействие государствам-членам в осуществлении положений конвенции, и именно такой дух равноправия, участия всех в этом процессе обеспечивает успех этого важного международного соглашения.
Ю.Козлов: С 2006 года Россия является участником Конвенции ООН против коррупции и добросовестно выполняет свои обязательства по этому международному договору. В рамках реализации положений Конвенции в России в последний месяц приняты беспрецедентные меры по противодействию коррупции. Как Вы оцениваете принятые меры и в целом роль России в международном антикоррупционном сотрудничестве?
Ю.Федотов: Россия действительно играет заметную роль в осуществлении конвенции и принимает смелые шаги в борьбе с коррупцией. Несколько месяцев назад Руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин побывал в Вене и проинформировал государства-члены о тех шагах, которые предпринимаются Россией в этом направлении. Он подробно рассказал о том, как работает национальная стратегия борьбы с коррупцией, принятая в России в 2010 году, и это выступление вызвало очень позитивный резонанс. Что же касается участия России в международных форматах, то оно тоже очень активно, и речь идёт не только о Конвенции ООН против коррупции, но и о других форматах, таких как ОЭСР, ГРЕКО, Группа двадцати. Нельзя забывать и о роли России в СНГ, где тоже существуют определённые антикоррупционные форматы. Россия активно участвует в механизме обзора. Как известно, Россия принимала участие и осуществляла обзор двух стран – Нигера и Литвы. Теперь настала очередь России стать объектом этого обзора, и обозревающими странами будут Эквадор и Украина. Это всё происходит именно сейчас. Россия самым активным образом участвует в процессе осуществления конвенции и механизме обзора.
Ю.Козлов: В Конвенции есть положения, предписывающие государствам рассмотреть возможность установления уголовной ответственности за незаконное обогащение. Имеется в виду статья 20 Конвенции. Является ли статья 20 Конвенции обязательной и какова международная практика её применения?
Ю.Федотов: Статья, безусловно, очень важная. Но если внимательно её рассмотреть, то она, конечно, не носит обязательного характера. Она содержит рекомендации государствам-членам принять соответствующие законы в соответствии с их конституциями, с тем чтобы осуществлять положения этой статьи. Мы, как подразделение Секретариата ООН, исходим из этого.
Ю.Козлов: Россия и УНП ООН активно работают над совместными антикоррупционными проектами, которые предполагается реализовать в 2012 году. Не могли бы Вы рассказать об этих проектах и их возможном вкладе в укрепление международного сотрудничества в области противодействия коррупции?
Ю.Федотов: Прежде всего хотел бы выразить признательность России за поддержку, в том числе финансовую, деятельности УНП ООН на антикоррупционном направлении. Россия предоставила нам грант в размере 515 тысяч долларов США. Это достаточно крупная сумма. Видите ли, борьба с коррупцией не требует таких больших затрат, как сама коррупция. Здесь масштабы не сопоставимы. Но эффективность порой бывает достаточно высокой. В частности, совместно с Россией мы работаем над проектом содействия использованию конвенции ООН против коррупции в качестве рамок в создании гарантий от коррупции при организации крупных общественных мероприятий. Эта тема очень актуальна. Другая тема – это создание практического руководства для бизнеса совместно с ОЭСР и Всемирным банком. Такое пособие тоже может пригодиться. Я всячески приветствую активизацию участия России в наших проектах, будь то глобальные проекты, тематические проекты, которые осуществляются отсюда из Вены, а также страновые и региональные проекты, которые реализуются в офисах УНП ООН по всему миру.
Ю.Козлов: Одним из ключевых событий недавнего глобального антикоррупционного форума ООН в Марракеше стало единогласное принятие решения о проведении шестой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции в 2015 году в Российской Федерации. Какие перспективы Вы связываете с проведением конференции в России?
Ю.Федотов: Это предложение также было одной из крупных инициатив России в ходе прошедшей конференции сторон в Марракеше. Идея была поддержана. Кстати, существует достаточно сильная конкуренция между государствами-членами за организацию конференции сторон. И то, что Россия убедила остальные государства в том, что конференцию надо проводить именно в России, – это её большая заслуга, большая заслуга российской делегации. Само проведение этой конференции в 2015 году носит знаковый характер. Оно знаменует особый этап в реализации конвенции ООН. К этому времени завершится первый цикл обзора и наступит второй, надо будет подвести итоги первого цикла и посмотреть, что нужно исправить, что нужно совершенствовать, как сделать механизм обзора ещё более эффективным. Во‑вторых, это будет годом, когда завершится последний срок, установленный Генеральной Ассамблеей ООН по осуществлению Целей развития тысячелетия. А цели развития тысячелетия включают в себя также борьбу с коррупцией как явлением, которое препятствует международному сотрудничеству и развитию. И наконец, впервые конференция сторон будет проводиться в стране, входящей в «Большую восьмёрку», впервые пройдёт в государстве восточноевропейского региона – многое будет впервые, и, естественно, к этому событию надо будет соответствующим образом готовиться.