Открывая заседание, Александр Шохин проинформировал участников о результатах прошедшего в марте текущего года заочного заседания, рассказал об одобрении проекта Стратегии развития национальной системы квалификаций до 2030 года. Наиболее значимые инициативы Стратегии должны стать основой для ряда разделов разрабатываемого Правительством проекта Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Александр Шохин рассказал также об изменениях в регламенте Национального совета, касающихся порядка принятия решений. Теперь при проведении заочного заседания, если проект решения Национального совета поддержан менее 75 процентами принявших участие в заочном заседании членов Национального совета, по решению председателя рассмотрение вопроса может быть перенесено в очный формат. По словам Александра Шохина, это позволит сформировать консолидированную позицию Национального совета по спорным вопросам.
На заседании рассмотрено пять вопросов.
О результатах пилотной апробации в 2020 году модели проведения теоретической части профессиональных экзаменов с применением цифровых технологий рассказал генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.
Модель проведения теоретической части профессиональных экзаменов с применением цифровых технологий разработана в 2020 году Национальным агентством развития квалификаций совместно с СПК агропромышленного комплекса, индустрии красоты, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, в области управления персоналом.
По информации Александра Лейбовича, теоретическая часть профессионального экзамена может проводиться с использованием созданной при поддержке Минтруда России платформы «Онлайн-экзамен» на площадках широкого круга организаций – центров оценки квалификации, экзаменационных площадок, центров занятости населения, колледжей, вузов. В пилотной апробации уже участвуют 58 организаций в 20 субъектах Российской Федерации, теоретическая часть профессионального экзамена проводится по 44 квалификациям, в течение года перечень квалификаций и мест его проведения будет дополняться. Планируется, что к концу текущего года первый этап профессионального экзамена с применением цифровых технологий будет проводиться по не менее чем 100 массовым квалификациям.
Александр Лейбович также рассказал о результатах реализации мероприятий по развитию национальной системы квалификаций в субъектах Российской Федерации. Взаимодействие Национального совета и Национального агентства развития квалификаций с участниками национальной системы квалификаций в субъектах осуществляется в соответствии с моделью взаимодействия Национального совета с партнёрами в субъектах Российской Федерации.
В рамках модели, утверждённой Национальным советом в ноябре 2015 года, на уровне субъекта создаются координационные органы, в ведении которых находятся вопросы развития региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций. Александр Лейбович отметил, что на сегодняшний день координационные органы определены в 45 субъектах Российской Федерации. Национальному агентству развития квалификаций с участием СПК, региональных методических центров поручено подготовить предложения по актуализации модели.
Об итогах плановых и внеплановых проверок деятельности советов по профессиональным квалификациям рассказала директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнёрства Минтруда России Марина Маслова. По итогам обсуждения предложено Минтруду России совместно с Национальным агентством развития квалификаций разработать проект порядка принятия решений Национального совета в случае неустранения советами по профессиональным квалификациям нарушений, выявленных в ходе проверок.
О подготовленных СПК в сфере образования проектах двух новых квалификаций «учитель» (по программам начального общего образования; пятый уровень квалификации), «учитель» (по программам основного и среднего общего образования; пятый уровень квалификации) рассказала председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина. Квалификации разработаны в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 году, в соответствии с которым предоставлено право студентам после третьего курса, прошедшим промежуточную аттестацию, заниматься педагогической деятельностью по общеобразовательным программам. Национальным советом квалификации были одобрены.
Любовь Духанина также отметила, что в настоящее время СПК в сфере образования инициирован процесс актуализации профессионального стандарта «педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; воспитатель, учитель).
На заседании одобрено создание временной комиссии Национального совета, которая будет заниматься вопросами безопасности профессиональной деятельности. В комиссию войдут члены Национального совета, представители федеральных органов исполнительной власти, представители советов по профессиональным квалификациям. Председателем временной комиссии утверждён заместитель председателя Национального совета Фёдор Прокопов.
Национальный совет одобрил передачу Национальному агентству развития квалификаций функции по рассмотрению обращений советов по профессиональным квалификациям о закреплении за ними видов профессиональной деятельности (профессиональных стандартов). Ранее эта функция выполнялась рабочей группой Национального совета по профессиональным стандартам и координации деятельности советов по профессиональным квалификациям.