Заместитель Министра труда и социальной защиты, секретарь НСПК Любовь Ельцова проинформировала о результатах мониторинга отраслевых нормативных правовых актов, регламентирующих проведение оценки квалификации, отметив, что в настоящее время используется более 40 видов оценки квалификации.
Аттестация работников проводится на основе квалификационного экзамена, по итогам которого выдается документ, являющийся допуском к профессиональной деятельности.
Как правило, нормативные правовые акты регулируют требования и допуски к рабочему месту, связанные с производственной и личной безопасностью: строители, энергетики, сварщики, специалисты по подъёмным механизмам, работники, занятые на подземных и высотных работах, медики и др.
В российском законодательстве предусмотрен механизм аккредитации в национальной системе аккредитации, подтверждающий, что юридические лица или индивидуальные предприниматели могут выполнять ту или иную деятельность.
Члены НСПК обсудили предложения по совершенствованию законодательства в целях развития Национальной системы квалификаций.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович предложил рассмотреть ряд поправок в законодательство о профсоюзах и объединениях работодателей,направленных на расширение их участия в формировании Национальной системы квалификаций.
Предложено внести изменения в Налоговый кодекс, которые дадут право относить к затратам расходы работодателей по проверке квалификации не только сотрудников, но и соискателей работы.
Предложено также не облагать НДС центры оценки квалификаций (сегодня обязанность платить этот налог определяется организационно-правовой формой центров, что ставит их в неравные условия).
Кроме того, Александр Лейбович рассказал о внедрении Национальной системы квалификаций в регионах. В частности, в ряде регионов совместно с СПК реализован пилотный проект по гармонизации независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации.
Выпускники профессиональных колледжей, выходя на рынок труда, в порядке эксперимента сдали квалификационные экзамены. Этот проект признан успешным, в связи с чем в 2019 году предлагается его расширить.
«По итогам работы целесообразно обратиться в Минобрнауки и Минпросвет с идеей доработать подзаконные акты, чтобы вместе с дипломом выпускники могли получать подтверждение своей квалификации в соответствии с профессиональными стандартами», – сказал А.Лейбович.
Члены Национального совета рассмотрели вопрос о формировании единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций. Александр Лейбович сообщил, что в настоящее время действует более 10 информационных ресурсов, связанных с различными процедурами Национальной системы квалификаций.
Эти ресурсы создаются и поддерживаются не только НАРК, но и другими организациями, в связи с чем возникает необходимость унификации существующих сервисов в режиме «одного окна», дающего возможность оперативно обмениваться данными и обеспечивать надёжность хранения и достоверность информации.
В этой связи вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков отметил, что цифровая платформа должна базироваться на отечественном программном обеспечении.
Национальный совет одобрил проекты 25 профессиональных стандартов, внесённых Минтрудом. Как подчеркнул заместитель председателя НСПК Фёдор Прокопов, впервые в текущем году все представленные проекты получили положительные заключения.
Следующее заседание НСПК состоится 27 марта 2019 года.
* * *
Национальное агентство развития квалификаций(www.nark.ru) – базовая организация Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте, оператор системы независимой оценки квалификаций; обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых (в том числе общественно-государственных) институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.