Татьяна Голикова подчеркнула, что необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы прописать в нём все виды сопровождения детей-инвалидов, которые предполагают в том числе и материальную поддержку. Помощник Президента добавила, что сейчас обсуждается вопрос определения системы, в рамках которой должна осуществляться работа с детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
На заседании была заслушана сводная информация Министерства образования и науки о ходе реализации вышеупомянутого Указа: во исполнение Указа было разработано три законопроекта и принято три постановления Правительства России. Все законодательные документы направлены на решение комплекса вопросов:
— сокращение процедур и сокращение сроков устройства детей-сирот в семьи;
— уточнение полномочий субъектов Российской Федерации в части социального, медицинского, психологического, педагогического сопровождения замещающих семей;
— совершенствование механизмов оказания детям-сиротам, медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
— обеспечение проведения ежегодной диспансеризации, в том числе и в отношении детей, переданных на воспитание в семьи;
— увеличение единовременного пособия при усыновлении ребёнка-инвалида, ребёнка старше семи лет, а также братьев и сестёр до 100 тысяч рублей;
— увеличение размеров стандартных налоговых вычетов родителям, усыновителям;
— увеличение социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы в месяц (до 8704 рублей);
— увеличение ежемесячных выплат неработающим трудоспособным родителям (усыновителям), осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидам с детства I группы (до 5500 рублей).
На заседании также выступили представители Всероссийского общества инвалидов, была отмечена важность вопроса совершенствования различных форм опеки и патроната, регулирование которого необходимо выносить на федеральный уровень.
Татьяна Голикова подтвердила, что развитие патронатной семьи – особо важная тема: «Для многих экспертов очевидно, если мы не будем развивать эту форму, нам будет крайне сложно устроить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, со статусом ребёнок-инвалид, в семьи. Причина – отсутствие всех видов сопровождения. Особенно это касается медицинской составляющей, если говорить о детях-инвалидах».
Представители общественной организации инвалидов сообщили, что родительские ассоциации часто обращают внимание на чрезмерно сложную процедуру опеки над родным дееспособным ребёнком после 18 лет. Было высказано замечание о важности создания новых реабилитационных центров, так как во многих регионах их явно недостаточно, и о возможности изменений условий содержания детей в детдомах – их «разукрупнения».
Всероссийское общество инвалидов выступило с предложением рассмотреть вопрос профилактики сиротства. Было отмечено, что многие проблемы детей-инвалидов не решаются из‑за укоренившихся в обществе неверных представлений. К примеру, часто противниками инклюзивного образования являются родители здоровых детей. Большая часть отказов от детей происходит в родильных домах, и зачастую это считается нормой. Особо была отмечена необходимость информационной работы по профилактике сиротства.
По итогам заседания было принято решение о представлении замечаний членов Комиссии к законопроектам, направленным на реализацию Указа Президента России и подготовленным Министерством здравоохранения и Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты (законопроект «О социальном обслуживании»).
При этом Помощник Президента сообщила, что все предложения членов Комиссии будут проработаны и учтены в соответствующих законопроектах. Она также отметила, что изменения коснутся всех детей-инвалидов, а не только имеющих статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.