Открывая совещание, Сергей Нарышкин подчеркнул, что контроль был и остаётся одним из ключевых звеньев системы государственного управления. От его эффективности зависит реализация решений Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти, исполнение бюджетных обязательств, а в конечном итоге – обеспечение прав и законных интересов российских граждан.
* * *
С.Нарышкин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Начинаем работу нашего совещания. Сегодня мы вместе с вами обсудим важнейший ключевой вопрос: пути совершенствования государственного контроля. Здесь присутствуют руководители и представители всех контрольно-надзорных органов, и я полагаю, что работа вот в таком составе, в таком формате сделает наше совещание максимально предметным.
Смотрите также
Контроль был и остаётся одним из ключевых звеньев системы государственного управления. От его эффективности зависит реализация решений Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти, исполнение бюджетных обязательств, а в конечном итоге – обеспечение прав и законных интересов российских граждан.
Отмечу, что за прошедший период контрольные органы в целом ответственно, по‑государственному подходили к решению возложенных на них задач. Так, многое было сделано для реализации масштабной программы антикризисных мер. На эти цели государство выделило более одного триллиона рублей, и контроль за их целевым использованием помог стабилизировать экономическое положение в стране, обеспечить устойчивость стратегических предприятий и целых отраслей, а главное – поддержать людей, которые оказались в трудном положении.
Немалая ваша заслуга и в том, что, несмотря на снижение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполнялись полностью. Подчеркну, что эта работа должна быть продолжена. Кризис ещё оказывает негативное влияние на ситуацию в стране, и нужно чётко представлять, насколько государственная помощь способствует выздоровлению реального сектора, росту конкурентоспособности нашей экономики в целом. Надо продолжать мониторинг социально-экономического положения в регионах, Счётная палата и контрольно-счётные органы субъектов Федерации проводят его уже больше года. Полученные данные позволяют оценить результативность принимаемых в регионах антикризисных мер.
Вместе с тем перед органами государственного контроля сегодня стоят многие новые задачи, связанные с реализацией Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В нём поставлены конкретные задачи по модернизации России: от создания умной, инновационной экономики – до серьёзных изменений в социальной сфере. Стратегическая цель – сделать нашу экономику более конкурентоспособной, стимулировать предпринимательскую активность, а социальную сферу сделать одним из факторов развития. Наконец, минимизировать риски, связанные с нестабильностью мировых финансов.
Контрольные органы всех уровней должны добиваться неукоснительного выполнения поручений главы государства, выполнения в полном объёме и в установленные сроки. Государственный и муниципальный финансовый контроль должен сосредоточиться на вопросах рационального использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку реального сектора и реализацию целевых программ, эффективно проверять госкорпорации, крупные компании с госучастием и предприятия, получающие государственную поддержку. Это должно повысить ответственность руководителей предприятий за результативность использования выделяемых средств. Важно проверять не только законность расходования госсредств, но и оценивать, как они помогают технологическому обновлению и внедрению инноваций. Система финансового контроля должна соответствовать требованиям инновационной экономики. Для этого надо разработать методику комплексного контроля за инновационной деятельностью, финансируемой из бюджета. К сожалению, слабым звеном в системе контроля продолжает оставаться муниципальный контроль. Его влияние на жизнь муниципалитетов, в том числе и на развитие «умной экономики», пока незначительное. Проблем здесь немало. Так, давно назрел вопрос о федеральном законе об общих принципах организации государственного и муниципального контроля. Кроме того, нужно укреплять органы контроля на местах профессиональными кадрами и современной методической базой. Рассчитываю, что предложения, высказанные в ходе нынешнего совещания, помогут решению этих и других проблем.
Уважаемые коллеги! Важнейшим направлением нашей работы является противодействие коррупции. За последнее время принят целый ряд антикоррупционных законов, в том числе базовый закон «О противодействии коррупции», подписаны указы Президента, определяющие порядок представления государственными служащими сведений о доходах и имуществе, а также о проверке их полноты и достоверности. Внесены изменения в общие принципы служебного поведения государственных служащих, связанные с принятием в конце 2008 года Федерального закона «О противодействии коррупции». Вступил в силу Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Кроме того, Министерством юстиции России с учётом мнения Генпрокуратуры подготовлен проект указа Президента России, предусматривающий создание системы мониторинга нормативных правовых актов и практики их реализации.
В целом правовая основа противодействия коррупции сформирована. Теперь дело за правоприменительной практикой. Подчеркну, все принимаемые меры должны неукоснительно выполняться, а любые нарушения выявляться. Это задача в том числе и органов государственного контроля.
Ещё один принципиальный момент. Президиум Совета при Президенте России по противодействию коррупции поручил Контрольному управлению обобщить и проанализировать предложения по изменениям в Национальный план противодействия коррупции. Приоритет должен быть отдан тем предложениям, которые позволят создать новые подходы к организации антикоррупционной работы.
И последнее. По поручению Президента России Генпрокуратура завершает формирование сводного плана контрольных мероприятий надзорных и контрольных органов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Он начинает действовать уже с 2010 года. Рассчитываю, что его введение упорядочит работу контрольных и надзорных органов, исключит дублирование проверок и усилит правовую защищенность предпринимателей.
В заключение я хотел бы пожелать всем вам и всем сотрудникам контрольно-надзорных органов России ещё более значительных и существенных результатов в работе – результатов, которые ощущаются в конкретной жизни, в конкретной практике. И ещё раз хочу подчеркнуть, что эффективное взаимодействие всех уровней государственного контроля: президентского, парламентского контроля, правительственного и общественного – повысит эффективность проводимых мероприятий, ну а в целом будет способствовать решению задач в интересах наших граждан.
Хотел бы пожелать всем вам и вашим коллегам благополучия в наступающем уже 2010 году.
Спасибо.