В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с фактами предвзятого и циничного отношения к истории России, Европы и мира, отметил Сергей Нарышкин. России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события Второй мировой войны и тем самым создаётся база для предъявления претензий нашей стране: политических, финансовых, территориальных. С.Нарышкин подчеркнул: целью ревизии истории Второй мировой войны является пересмотр её геополитических итогов.
Говоря о комиссии, С.Нарышкин подчеркнул, что этот совещательный орган исходит из принципов свободы исторической науки, понимания того, что историческую правду, какой бы она ни была, следует искать и защищать, прежде всего на основании первоисточника. По его мнению, эффективным способом противодействия фальсификации является широкое внедрение в научный оборот новых исторических документов, в том числе рассекреченных.
Касаясь проблемы качества учебников истории, С.Нарышкин сообщил, что за последние 15 лет в школы поступило несколько сот учебников спорного и сомнительного уровня, содержащих фактические ошибки и принижающих роль страны в мировой истории. Председатель комиссии подчеркнул, что комиссия намерена прежде всего привлечь внимание к качеству отечественных учебников истории и помочь учёным и специалистам очистить историю от вымыслов и политической лжи. С.Нарышкин отметил, что высокая ответственность за формирование доверительных отношений между народами и государствами возлагается также на историков и педагогов.
Стенографический отчёт о заседании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России
С.Нарышкин: Уважаемые коллеги!
Начинаем заседание нашей комиссии. Вначале хотел бы сказать, что в огромном потоке информации современного мира всё чаще приходится сталкиваться с фактами предвзятого, а порой и циничного отношения к истории нашей страны, к европейской истории, к мировой истории. Особый упор в так называемом новом историческом подходе ревизионистами делается на современную историю России, главным образом, на события, связанные со Второй мировой войной. Причём ревизия истории Второй мировой войны имеет цель пересмотреть геополитические итоги войны.
России, как историческому наследнику Советского Союза, провокационно навязывается вина за события, за трагедии тех лет и тем самым создаётся идеологическая база для предъявления нашей стране всякого рода претензий: политических, финансовых, территориальных.
По заказу недругов делаются попытки исказить события и факты и других периодов развития Российского государства. На этом фоне Президентом Российской Федерации принято своевременное и нужное решение о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Говоря о задачах и о методах работы комиссии, сразу хочу подчеркнуть, хотя делал это уже и вне рамок заседания, что комиссия не имеет целью переписывать историю, не намерена выступать каким‑либо цензором или надзорным органом. Мы исходим прежде всего из принципа свободы исторической науки, понимания того, что историческую правду, какой бы она ни была, следует искать и защищать прежде всего на основании первоисточников.
Эффективным способом противодействия фальсификации истории является широкое внедрение в научный оборот новых документов, в том числе рассекреченных документов по истории нашей страны. И в этой связи я хотел бы обратить ваше внимание, что в последнее время, в том числе и перед годовщиной начала Второй мировой войны, нашими учёными подготовлено несколько исторических работ. Книги у вас перед глазами. Авторами этих исследований и сборников исторических документов являются в том числе и члены комиссии, которые сегодня сидят за этим столом. Хочу поблагодарить авторов и сказать, что это достойный ответ попыткам фальсификации истории и одновременно свидетельство того, что наше научное историческое сообщество хорошо понимает цели и задачи созданной Президентом комиссии и хорошо понимает свою роль в защите истории нашей страны.
Сам факт создания комиссии, её работа являются свидетельством высокой роли истории, исторической науки. Мы должны этим воспользоваться и закрепить значимость исторических знаний, исторического образования на более высоком уровне. Комиссия намерена привлечь внимание общественности к качеству школьных учебников по истории, к качеству вузовского образования, к качеству подготовки и переподготовки педагогических кадров. На историков и педагогов возлагается высокая ответственность за формирование доверительных отношений между народами и государствами. Задача комиссии состоит в том, чтобы помочь учёным и специалистам очистить историю России от вымысла и политической лжи. Мы с вами должны помочь за счёт принятия системных решений создать как раз условия учёным для, так сказать, защиты исторической правды, используя для этого и научную, и общественную трибуны, ну и, конечно же, другие способы реагирования.
В повестке сегодняшнего заседания комиссии несколько вопросов.
Мы рассмотрим состояние исторического образования в России и обменяемся мнениями о возможностях его государственной и общественной поддержки. На этот счёт, конечно, существует много справедливых вопросов – вопросов, которые относятся к компетенции не только Министерства образования и науки, но и к компетенции других федеральных министерств и ведомств. Достаточно сказать, что в большинстве непрофильных вузов курс истории не превышает 52 часов.
За последние 15–17 лет в школы поступило несколько сотен учебников истории, и, по оценкам историков, специалистов, многие из них очень спорного и даже сомнительного качества. Некоторые учебники изобилуют фактическими ошибками, принижением роли нашей страны в мировой истории. Часто учителя истории не в состоянии дать современные трактовки исторических процессов, освободив их от налёта лжи, фальсификации и предвзятости. На это мы, конечно, должны обратить внимание.
Второй вопрос, который мы сегодня рассмотрим, касается практики и опыта зарубежных стран по поддержке истории, исторической науки, национальной истории. Думаю, что информация по этому вопросу поможет нам по‑иному посмотреть на то, как должна и может работать наша комиссия.
Ну и, конечно, мы сегодня рассмотрим вопрос о том, как организационно в дальнейшем будет работать комиссия.
Если, уважаемые коллеги, у вас нет вопросов по повестке дня, то предлагаю перейти к обсуждению первого вопроса. И я с удовольствием предоставляю слово заместителю Министра образования и науки Исааку Иосифовичу Калине.
Пожалуйста.
И.Калина: Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены комиссии!
Находясь в такой аудитории, да еще в присутствии Александра Огановича Чубарьяна, других известных учёных, конечно же, хочется про историю слушать, а не говорить. Поэтому постараюсь говорить не столько про историю, сколько про то, что мне по жизни гораздо ближе, – про тех, кто изучает историю. А для них результат исторического образования находится не только в научном измерении, а в очень многомерном педагогическом пространстве. Как минимум три оси координат этого пространства для учителя очевидны. Первая – конечно же, историческая правда. Вторая – психологическая точность, соответствие возрасту ребят. Третья – это ответственность за воспитательный результат. И задача наша в том, чтобы все координаты нашего результата были положительными. Поэтому каждый взрослый, от публициста до академика, который берёт на себя бремя разговора, письменного или устного, с экрана или в классе, с подростками про историю Родины, обязан отслеживать проекцию своих слов, текстов и интонаций по всем осям координат исторического образования, которое включает в себя историческое воспитание. Ведь историческое образование лежит в основе формирования исторического знания и исторического самосознания народа и призвано служить фактором консолидации общества. Говоря о структуре исторического образования в России, можно выделить несколько взаимосвязанных уровней.
Во‑первых, это школьное образование, хорошо всем известное.
Во‑вторых, это непрофессиональное историческое образование в высшей школе или средних специальных учебных заведениях. Отечественная история – одна из обязательных дисциплин в учреждениях профессионального образования.
В‑третьих, это педагогическое историческое образование, то есть подготовка учителей истории.
В‑четвёртых, это так называемое университетское высшее профессиональное историческое образование. Этот уровень нацелен на подготовку кадров для исторической науки и высшей школы.
В‑пятых, это аспирантура и докторантура по историческим наукам.
Кроме того, мы не можем забывать ещё о двух важных составляющих процесса исторического образования, которые существуют наряду с пятью названными выше уровнями. Прежде всего, это дополнительное историческое образование: кружки, исторические клубы, иная деятельность по патриотическому воспитанию в школе или в вузе, а также за их пределами. При этом важно отметить, что такого рода воспитательную и просветительскую деятельность ведут не только учреждения дополнительного образования детей или иные государственные муниципальные учреждения, но и многочисленные общественные организации и группы.
Наконец, это историческое самообразование и так называемое стихийное историческое образование. Каждый человек черпает информацию об истории не только из учебников истории, уроков в школе или занятий в вузе. Средства массовой информации, интернет, научная и научно-популярная историческая литература, художественная литература составляют важнейшие источники фактора формирования массового исторического сознания и самосознания. Причём с течением времени роль этого фактора возрастает, и мы вынуждены принимать в расчёт эту тенденцию.
Выделение компонентов исторического образования важно для нас, поскольку каждый из них имеет специфические цели и задачи. Процесс фальсификации истории по‑разному проявляется в каждом из них, а значит, и меры по противодействию должны быть различными, составляя при этом части единой стратегии. Хотим мы того или нет, но в современном мире образ страны в сознании её граждан и её образ в сознании граждан других стран играют важнейшую роль в поддержании стабильности национальной политической системы и реализации основных внешнеполитических интересов государства. Вот почему распространение исторических фальсификаций через процессы стихийного образования идёт в ущерб не только исторической науке, но и интересам государства, интересам общества. Противодействие фальсификации истории на уровне общественного сознания – это не только борьба против искажений или недобросовестной интерпретации фактов, но также разъяснение и аргументация тех ценностей и моральных позиций, которые разделяет наше общество. Историческое образование в этой связи (и прежде всего школьное и непрофессиональное историческое образование) осуществляет не только познавательную, но и, главным образом, нравственную, воспитательную и общественно-политическую функции. Это не только российская позиция. Анализ школьных учебников других стран наглядно подтверждает этот взгляд на задачи школьного и в целом непрофессионального исторического образования.
Здесь важно обратить внимание на одну из особенностей массового исторического сознания. В силу своей специфики оно, как правило, обладает пониженным уровнем критичности в восприятии исторической информации. Рядовому человеку, а тем более школьнику, трудно осуществить систематический сбор, анализ и сопоставление фактов и позиций по тем или иным историческим вопросам. Это задача профессиональных историков. Именно поэтому массовое историческое сознание прежде всего становится объектом внедрения фальсифицированных версий истории.
В этом смысле первостепенной задачей государства в противодействии фальсификации истории является обеспечение мощного информационного потока научно обоснованного, выверенного исторического знания прежде всего через институт школьного, а также непрофессионального исторического образования.
Другая важная задача – формирование чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и её истории, уважение к предкам и принятие на себя моральной ответственности за настоящее и будущее России. Изучение истории России не может быть для молодых россиян равнодушным смакованием проблем и ошибок их Родины. Изучение истории обязано быть правдивым и уважительным разговором о том, как их огромная страна решала – конечно, проходя через ошибки и проблемы – свои жизненно важные задачи в этом непростом мире. Вряд ли без этого возможно формирование у наших детей и внуков позитивного отношения к себе, своим отцам и своей стране.
Наконец, третья важная задача – развитие у студентов и учащихся навыков критической оценки исторической информации, способности спокойно и взвешенно относиться к так называемым историческим сенсациям, отделять факты от оценок, анализировать намерения тех, кто распространяет ту или иную историческую информацию.
В решении всех этих задач ключевой фигурой является учитель истории. Учитель истории и учебник истории играют ключевую роль в обеспечении связи между исторической наукой и общественным историческим сознанием, а соответственно, и ключевую роль в наших усилиях по противодействию попыткам внедрения фальсифицированных версий истории в общественное сознание.
Переходя к возможным государственным и общественным мерам по противодействию попыткам фальсификации истории в контексте развития российского исторического образования, хотелось бы отметить то, что уже сделано. В 2005 году была радикально обновлена системы экспертизы учебников. До 2005 года допуск учебников к использованию в школах осуществлялся через присвоение грифа Минобразования на основе экспертизы, проводимой экспертами, физическими лицами. С 2005 года экспертиза проводится экспертными организациями, прежде всего Российской академии наук и Российской академии образования. В этом существенное преимущество нового порядка. Экспертиза теперь отражает не позицию отдельных экспертов, часто очень противоречивую, а является оценкой, выражающей консолидированное научное мнение по вопросам содержания учебника. Ответственность, научный потенциал и авторитет академий обеспечивают высокое качество экспертизы и не позволяют допустить к участию в образовательном процессе учебники, качество которых не соответствует предъявляемым требованиям.
Всего с 2005 по 2008 годы на экспертизу в экспертные организации поступило 144 учебника по истории, причём крупнейшие российские издательства приняли решение направить все учебники по истории и обществознанию на экспертизу досрочно. Из представленных учебников 36 получили отрицательные экспертные заключения. Да и другие учебники в процессе проведения экспертизы получали замечания и направлялись на доработку. Лишь после устранения замечаний учебники получили положительные экспертные заключения. В настоящее время, так как учебники действуют в течение пяти лет, мы приходим к ситуации, когда в школе используются учебники истории, прошедшие экспертизу по правилам 2005 года, и уже, скажем, грубых каких‑либо нарушений, которые бы вызывали претензии, в них нет.
Но это не означает полного решения проблемы школьных учебников. Немаловажным в работе с учебниками истории является придание им не только научного характера, методической точности, но и гражданско-патриотического звучания.
Не менее серьёзный вопрос – обеспечение вариативного исторического образования, наличие разнообразных учебников. И проблема состоит в том, как совместить эту вариативность с необходимостью выработки неких общих оценок наиболее важных и ключевых событий в истории Отечества и мировой истории. В этой связи серьёзное внимание уделяется также экспертизе учебников для студентов системы профессионального образования, в том числе и дополнительного.
В настоящее время утверждён перечень госучреждений, которые имеют полномочия по проведению экспертизы учебных изданий и подготовки рецензии о возможности их использования в учебном процессе учреждений профобразования.
Наряду с совершенствованием механизмов оценки качества учебников развиваются новые подходы и к созданию учебников. В июне 2007 года состоялась Всероссийская конференция по актуальным вопросам преподавания новейшей истории и обществознания в школах. В ней приняли участие представители субъектов Российской Федерации, учителя истории и обществознания, победители приоритетного национального проекта «Образование», методисты региональных институтов повышения квалификации, представители педагогических вузов. Одной из главных тем обсуждения на этой конференции, а затем и на конференциях во всех федеральных округах стала книга для учителя «Новейшая история России».
По итогам обсуждения авторский коллектив очень значимо переработал книгу для учителя. Именно она стала основой разработанных учебников истории России для учащихся 11-х классов. При этом особое значение придавалось тому, чтобы старшеклассники смогли ознакомиться с различными точками зрения, существующими в историографии, и на основании массивов в исторических источниках, документов могли бы составить собственное представление о нашем прошлом. Эти учебники в 2007 году прошли экспертизу в экспертных организациях, были включены в федеральные перечни учебников и сегодня успешно используются, судя по отзывам, в школах. Сейчас по похожей схеме разрабатывается учебник по истории России первой половины ХХ века.
Однако разработка и экспертиза учебников – это только первый шаг по противодействию фальсификациям истории в процессе исторического образования. В текущем году сделан ещё один шаг в этом направлении. Начат отбор издательств, по итогам которого определяются те, чьи учебные пособия будут использоваться в школах. Как известно, в последнее время достаточно большое количество нареканий было именно в адрес учебных пособий, а не учебников, которые в отличие от учебников не проходили экспертизу в Академии наук и в Академии образования.
Сегодня уже очевидно, что так же, как и в случае со школьными учебниками истории, целесообразно разработать новые учебники истории для вузов, осуществляющих подготовку учителей истории. Важно, чтобы они, как и школьные учебники, прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение. Новые учебники по новейшей истории России для школ и вузов должны быть содержательными, методически взаимосвязанными и представлять собой единую методическую систему.
Очень хотелось бы подчеркнуть потенциально высокую роль системы повышения квалификации учителей для решения задач по предотвращению фальсификации истории. Подготовка учителя по вопросам противодействия фальсификациям истории должна быть очень оперативной. И эту оперативность как раз и может обеспечить система повышения квалификации учителей. На наш взгляд, перспективная модель повышения квалификации должна обеспечивать в первую очередь возможность выработки на федеральном уровне неких общих оценок наиболее важных и ключевых событий в истории Отечества и в мировой истории через единство подходов к формированию содержания программ повышения квалификации во всех субъектах Российской Федерации.
Второе. Финансовые условия для повышения квалификации, конечно, должны быть равными и обеспечивать необходимое качество подготовки. К сожалению, сегодня финансовое и материальное обеспечение повышения квалификации в регионах отличается в разы.
И, наконец, необходимо учитывать стажевую специфику учителей истории и развивать инновационные и нестандартные формы повышения квалификации: например, проводить слёты молодых учителей истории, приглашая для участия в них известных учёных, политиков.
В целом в связи с новыми задачами система повышения квалификации учителей, конечно, требует укрепления и развития на основе современных подходов. В частности, организационное и методическое решение задачи может быть осуществлено посредством создания многоуровневой модели системы повышения квалификации на базе федеральной академии. Условно её можно называть единым федеральным ресурсным центром, который осуществляет взаимодействие с региональными структурами повышения квалификации в различных формах, в том числе в дистанционном режиме.
Опыт проекта по созданию новых учебников истории, другие аналогичные проекты показали нам необходимость иметь ресурсные центры в федеральных округах. Они бы осуществляли координацию деятельности региональных учреждений повышения квалификации работников образования и, конечно, в первую очередь учителей истории и обществознания. Очевидно, что именно с исторического профиля целесообразно начать формирование целостной системы повышения квалификации учителей в нашей стране.
В современном мире ключевым направлением деятельности по противодействию попыткам фальсификации истории, безусловно, является развитие информационных образовательных ресурсов. Здесь также можно отметить уже существующие наработки. Сегодня создано и размещено в открытом доступе в федеральном центре информационных образовательных ресурсов несколько тысяч электронных ресурсов по истории. Активизируется работа по их продвижению среди пользователей, прежде всего среди учащихся, студентов и учителей истории. Так что и интернет становится нашим союзником.
В числе проблемных полей сегодня вопросы развития различных этнических групп в составе России и вопросы влияния России на послевоенный мир, в том числе страны так называемого социалистического лагеря. В этом проблемном поле сегодня возникает множество исторических фальсификаций. Активное противодействие историческим фальсификациям на этом направлении вряд ли возможно без диалога представителей российской науки, общества и государства с зарубежными коллегами по вопросам преподавания нашей общей истории в школах новых независимых государств и стран Восточной Европы. Конечно, невозможно (и никто не ставит такую задачу), чтобы преподавание истории в школах этих стран велось по нашим стандартам. Но мы обязаны стремиться к совместному созданию таких учебников и таких исторических курсов, которые, по крайней мере, не сеяли бы ненависть у одних народов бывшего Советского Союза и социалистического лагеря по отношению к другим.
По инициативе России, наверное, мог бы быть реализован проект под условным названием «Толерантная история», в рамках которого профессиональные учёные-историки и педагоги из разных стран бывшего СССР и социалистического лагеря могли бы обсудить проблему, я бы её назвал так, нетолерантного сознания как следствия фальсификации истории и понять необходимость согласования содержания школьных и вузовских учебников по истории. Во всяком случае, нам представляется важным вынести эту проблему на повестку дня международного сотрудничества России.
За последние годы благодаря активной позиции Академии наук, общественности нам удалось устранить наиболее грубые содержательные и педагогические ошибки 90-х годов в историческом образовании. В развитие этого мы продолжаем работу и по усилению требовательности к экспертизе учебников, и по развитию технологий создания новых учебников, – отработанных, кстати, при большой организационной поддержке Администрации Президента и полномочных представителей Президента в федеральных округах на учебниках истории и обществознания для 11-х классов, – и, конечно же, по формированию более сонаправленной, более централизованной федеральной и региональной системы повышения квалификации учителей, чтобы поднять уровень и научной, и методической, и психологической, и мировоззренческой культуры учителя.
Но эффективность работы школы будет в сотни раз выше, если с вектором исторического образования будет сонаправлено и то, что молодой человек получает из средств массовой информации, в том числе электронных, из книг, в том числе историко-художественных, с тем, что он слышит от родителей. Только такая сонаправленность наших действий, в том числе через содержание и практику работы нашей комиссии, способна принести действительно значимый, весомый результат в формировании объективного и позитивного отношения молодёжи к истории своей Родины.
<…>