А. Бедрицкий: Уважаемый господин Председатель! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
Прежде всего хотел бы выразить благодарность Его Величеству Королю Марокко Мохаммеду VI, а также председателю конференции, министру иностранных дел Марокко Салахеддину Мезуару и всему народу Марокко за прекрасную организацию конференции и тёплое гостеприимство, оказанное её делегатам.
Российская Федерация приветствует вступление в силу Парижского соглашения и считает его надёжной международно-правовой основой для долгосрочного климатического урегулирования. Итоги нынешней сессии призваны закрепить успех Парижской климатической конференции и продвинуть вперёд выполнение «Парижской программы работы». Это будет лучшим свидетельством нашей общей приверженности решению политической задачи – скорейшей операционализации Парижского соглашения. В числе вопросов, требующих первоочередного внимания, – согласование всех характеристик информации, касающейся заявляемых государствами обязательств (NDC), обеспечение транспарентных рамок реализации соглашения согласно статье 13, определение порядка обзора хода выполнения Парижского соглашения, выработка процедур соблюдения. И, конечно же, принципиально важно дать чёткие указания по организации предстоящего переговорного процесса и обеспечить незыблемость базовых основ Парижского соглашения – транспарентности и инклюзивности. Приоритетное значение приобретает запуск зафиксированных в шестой статье Парижского соглашения рыночных и нерыночных механизмов сокращения выбросов парниковых газов. Это важно для предотвращения нарушения конкурентной среды и противодействия переносу грязных производств из одних стран в другие в ущерб достижению целей устойчивого развития.
В Марракеше – городе, где в 1994 году были подписаны соглашения о ВТО, было бы символичным запустить диалог между процессом РКИК и ВТО о роли международной торговли в снижении антропогенного воздействия на климат. Международная торговля способствует распространению «зелёной» продукции: формирует соответствующий спрос и предложения, стимулирует низкоуглеродное экономическое развитие. Важно координировать работу компетентных организаций в этих вопросах.
Для России мы расцениваем вступление в силу Парижского соглашения как хороший стимул и возможность выйти эволюционным путём на траекторию устойчивого к изменению климата низкоуглеродного развития. Правительством Российской Федерации запущена реализация комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовке к ратификации Парижского соглашения. Один из первых шагов, который надо будет предпринять нашей стране в рамках подготовки к ратификации Парижского соглашения, это разработка рассчитанной на середину века стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. При этом мы не рассматриваем отказ от углеводородов в качестве способа снижения выбросов парниковых газов в рамках выполнения взятых на себя обязательств в среднесрочной перспективе. Необходимо искать новые рецепты с учётом текущей и прогнозируемой экономической ситуации, планов социально-экономического развития, учитывать национальные особенности и интересы страны. В частности, представляется важным учитывать роли и потенциал энергосбережения, природного газа, применения инновационных низкоэмиссионных технологий использования угля, метана, создания новых свойств материалов, а также предотвращения выбросов и увеличение стоков в лесной экосистеме нашей страны. Необходима активизация деятельности государства в направлении частно-государственного партнёрства в области низкоуглеродного, устойчивого к изменению климата развития. В этом контексте ведётся планомерная работа с участием всех заинтересованных ведомств. В России около 40 процентов электроэнергии вырабатывается из безуглеродных источников – АЭС и ГЭС. При этом для России технологии ВИЭ особенно важны для обеспечения электроэнергией и снижения объёмов ископаемого топлива в отдалённых, изолированных от единой энергосистемы районах. «Зелёная» энергетика не только решает вопросы доступа к энергии, но и обеспечивает низкий углеродный след российской продукции, производство которой связано с использованием безуглеродной энергии. Благодаря принятым недавно мерам государственной поддержки к 2024 году планируется ввести около 6 ГВт новых мощностей – солнечных, ветряных электростанций и малых ГЭС.
Хотя Россия и не несёт в рамках РКИК и ПС юридических обязательств по оказанию финансового содействия развивающимся государствам, нами осуществляется донорская поддержка нуждающимся странам в области климата на добровольной основе.
В октябре 2016 года в городе Нади, Фиджи, состоялось официальное мероприятие по запуску финансируемого Россией, для целей адаптации, проекта Программы развития ООН по укреплению потенциала малых островных развивающихся государств Тихого океана в целях эффективного предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанных в том числе с изменением климата. Общий бюджет проекта – 7,5 миллиона долларов США.
Призываем все стороны климатического процесса скорее перейти к разработке правил реализации Парижского соглашения. Без свода таких правил невозможно рассчитывать на реализацию огромного потенциала, который имеет соглашение.
Спасибо за внимание.