А.Бедрицкий: Уважаемые сопредседатели, ваши превосходительства, дамы и господа!
Последние годы Россия активно участвовала в международном климатическом сотрудничестве и является мировым лидером по объёмам снижения выбросов. Кумулятивное снижение выбросов в энергетическом секторе в России за последние 20 лет равно 5-летней эмиссии ЕС или 3-летней эмиссии США. Благодаря политике структурной оптимизации и энергосбережения, за период 1990–2011 годов углеродоёмкость ВВП России снизилась в три раза.
Современная российская государственная политика ориентирована на низкоуглеродное развитие. С учётом Копенгагенского соглашения целевым ориентиром для нас является снижение энергоёмкости российского ВВП на 13,5 процента к 2020 году. В 2013 году Указом Президента была определена национальная цель сокращения антропогенных выбросов парниковых газов на 25 процентов к 2020 году от уровня 1990 года.
В соответствии с планом по достижению этой цели началось создание системы учёта выбросов парниковых газов на предприятиях, организация системы государственной поддержки проектов сокращения выбросов, готовится реализация пилотных проектов и утверждение системы регулирования выбросов.
Повышение энергоэффективности экономики и увеличение доли энергии, производимой за счёт неуглеводородных источников, реализуются в рамках новых стратегий развития отраслей экономики и регионов до 2020 и 2030 годов. Так, например, намечено увеличение доли моторного биотоплива в общем объёме потребления топлива до 8 процентов в 2018 году. Доля энергетической утилизации отходов сельского хозяйства, лесопереработки, пищевой промышленности повысится в общем объёме агропищевых и лесных отходов с 3 процентов в 2012 году до 80 процентов в 2018 году.
В настоящее время мы приближаемся к важному этапу – принятию в 2015 году «протокола, иного правового акта или итогового юридического документа, применимого ко всем сторонам». Его основные элементы уже согласованы: это стратегии по смягчению последствий и адаптации. В новой архитектуре многостороннего климатического сотрудничества финансы и технологии – ключевые механизмы достижения поставленных целей по смягчению последствий и адаптации, для всех стран. Важную роль будет играть система отчётности и верификации, а также её транспарентность.
Адаптация же должна рассматриваться как дело общей ответственности. Потому что из‑за давления климатических бедствий, возможности для реализации действий по сокращению выбросов, особенно в развивающихся странах, зависят от успешности адаптации.
Мы считаем, что новое климатическое соглашение должно строиться на основе принципов РКИК ООН, включая принцип общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей. Обязательства развитых и развивающихся стран могут быть различными по содержанию, но все они должны иметь одинаковый статус и подлежать отчётности.
В отношении возможных обязательств стран на период после 2020 года придерживаемся подхода снизу вверх, то есть страны сами должны определить свои обязательства. Для этого требуется установить срок действия нового соглашения, мы рассчитываем на решение этого вопроса на конференции сторон в Лиме.
С учётом выполнения программ развития экономики и повышения качества жизни, реализации мер регулирования выбросов в России прогнозируется стабилизация уровня энергопотребления с последующим его сокращением в период после 2030 года. Долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в России может быть 70–75 процентов от уровня 1990 года к 2030 году.
Россия владеет 19 процентами мировых запасов бореальных лесов, которые депонируют вдвое больше углерода, чем любая иная наземная экосистема. Это имеет большое значение для снижения антропогенной нагрузки на климат и должно быть адекватно учтено в соглашении.
Мы рассчитываем на конструктивные переговоры с соблюдением норм международного права по новому глобальному соглашению и намерены содействовать его успешному завершению к конференции в Париже.
Концентрация парниковых газов в атмосфере, по данным ВМО, достигла нового рекордного максимума. Скорейшее согласование общих действий продиктовано временем и масштабностью проблемы, и подписание нового соглашения по климату в 2015 году должно показать мировому сообществу результаты совместных усилий по решению глобальных экологических проблем.
Благодарю за внимание.