Подготовка нового глобального соглашения по климату. Стратегический ориентир Российской Федерации – адекватное вовлечение в решение климатической проблемы всех без исключения стран мира, прежде всего из числа основных эмитентов парниковых газов. Соответственно, усилия России сконцентрированы на достижении широкого консенсуса с целью придания климатическому режиму всеобъемлющего по сути и универсального по кругу участников характера.
Главная задача заключается в том, чтобы согласно решениям, принятым в 2011 году в Дурбане на 17-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК)/7-м Совещании сторон Киотского протокола, разработать к 2015 году под эгидой РКИК новое международно-правовое соглашение. Принципиально важно, чтобы оно зафиксировало цели по сокращению эмиссий не только развитых стран, но и меры, которые могли бы быть предприняты развивающимися странами. Содержание климатических обязательств и действий развитых и развивающихся стран могут быть различными, но они должны быть отражены в рамках единого документа.
В ходе разработки нового соглашения следует максимально полно использовать полезные наработки Киотского протокола, прежде всего по процедурам мониторинга и отчётности, соблюдения, рыночным механизмам. Россия заинтересована в наращивании опыта использования рыночных механизмов, например, на двусторонней основе или в рамках многосторонних инициатив, направленных на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду и климатическую систему.
Новый климатический режим необходимо выстраивать на прочном фундаменте всех согласованных принципов РКИК и Киотского протокола.
Российская Федерация также выступает за надлежащий учёт роли лесов в стабилизации климата.
Смотрите также
Балийский план действий. Российская Федерация с удовлетворением отмечает сбалансированное продвижение в реализации мандата Балийского плана действий по всем его тематическим блокам в рамках деятельности Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества (СРГ-ДМС). Практически по всем направлениям приняты соответствующие решения Конференции сторон РКИК – создан механизм отчётности и верификации (приняты руководящие принципы для представления развитыми и развивающими сторонами двухгодичных докладов и др.решения), запущен Зелёный климатический фонд, учреждены Канкунские рамки для адаптации и Комитет по адаптации, учреждён Исполнительный комитет по технологиям, Центр и Сеть по технологиям.
Не завершено ещё обсуждение общего видения долгосрочных совместных действий, подходов по использованию рынков, созданию рыночных и нерыночных механизмов.
Конференции сторон в Копенгагене и в Канкуне приняли к сведению целевые ориентиры 93 развитых и развивающихся стран на период до 2020 года. С учётом этого необходимо: добиваться безусловного выполнения решений Дурбанской конференции об окончании в Дохе работы СРГ-ДМС, как выполнившей в целом возложенные на неё функции, параллельно с переходом к полноценной и планомерной переговорной работе над новым международно-правовым соглашением под эгидой Специальной рабочей группы по Дурбанской платформе действий (СРГ-ДП), обеспечить реализацию решений, принятых по итогам работы СРГ-ДМС, а также продолжить работу над незавершёнными вопросами в соответствующих вспомогательных органах КС.
Одновременно, в интересах укрепления экологической целостности международно-правового режима на период до вступления в силу нового соглашения в 2020 году, важно было бы найти варианты решения Конференции сторон по признанию целевых количественных ориентиров и мер по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов на период до 2020 года, объявленных сторонами РКИК/ Киотского протокола на Копенгагенской конференции 2009 года и подтверждённых в ходе Канкунской конференции 2010 года. Учитывая роль России в международном климатическом процессе и руководствуясь интересами консолидации глобального консенсуса на климатическом треке в рамках переходного периода к новому всеобъемлющему соглашению, Российская Федерация завершает работу по закреплению конкретной внутренней цели: сокращение выбросов парниковых газов к 2020 году на 25% по сравнению с уровнем 1990 года. Основой выполнения этой цели являются принятые в последние годы решения по повышению энергетической и экологической эффективности экономики страны на 40% к 2020 году, увеличению доли возобновляемых источников энергии в общем объёме производства электроэнергии с менее 1 до 4,5% к 2020 году и др.
Киотский протокол. Ратифицировав в 2004 году Киотский протокол, Российская Федерация внесла решающий вклад в запуск этого важного инструмента международного сотрудничества по охране глобального климата, который в силу процедурной специфики без участия России просто бы не вступил в силу. Киотский протокол стал важным первым шагом в переводе, в формат конкретных юридических обязательств, зафиксированной в РКИК общей цели по предотвращению опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.
Со времени принятия Киотского протокола в 1997 году социально-экономические характеристики мирового развития существенно изменились. Требуется модифицировать действующий климатический режим в соответствии с реалиями XXI века. Предусматриваемые действующим форматом Киотского протокола обязательства только для развитых стран покрывают лишь около 30% глобальных эмиссий парниковых газов, а с учётом возможного круга участников второго периода обязательств этот показатель может снизиться почти вдвое. Таким образом, невозможно достичь международно согласованной цели – ограничения роста глобальной температуры на уровне не более 2 градусов Цельсия.
Если принятие Киотского протокола в 1997 году и принятие развитыми странами обязательств на первый период было шагом вперёд, то продление протокола в его нынешнем виде на второй период скорее будет шагом на месте. Российская Федерация не намерена брать на себя количественные обязательства по снижению эмиссий парниковых газов в рамках второго периода обязательств Киотского протокола. Это решение основано на всестороннем учёте современных экологических, экономических и политических реалий. С учётом решений, принятых в Дурбане, необходимо завершить согласование ряда вопросов (продолжительность периода, обязательства стран, юридический переход от первого ко второму периоду) для запуска второго периода Киотского протокола и тем самым завершить работу Специальной рабочей группы по Киотскому протоколу.
Вместе с тем, оставаясь стороной Киотского протокола, Российская Федерация будет продолжать выполнение всех его иных (кроме количественных) обязательств.
Одним из основополагающих элементов любого международно-правового соглашения является оценка выполнения сторонами своих обязательств. Выбросы парниковых газов, по сравнению с базовым 1990 годом в странах, для которых зафиксированы количественные показатели в рамках первого периода обязательств Киотского протокола, варьируют от −59% до +49% (по текущим оценкам за 1990–2010 гг., без учёта деятельности в области лесного и сельского хозяйства). Российская Федерация считает важнейшей задачей проведение в полном соответствии с положениями Киотского протокола всестороннего анализа выполнения каждой из сторон, включённых в Приложение В, своих индивидуальных обязательств по сокращению эмиссий по итогам первого периода обязательств. Это имеет принципиальное значение для обеспечения экологической и юридической целостности климатического режима как на данном этапе, так и на предстоящую перспективу, в том числе в плане практической реализации предусмотренной Киотским протоколом санкционной и стимулирующей системы мер. Именно в этом – более широком – контексте должен рассматриваться вопрос о переносе единиц установленного количества сокращения эмиссий, установленных для стран Приложения В из первого в следующий период обязательств. Перенос единиц установленного количества – юридически закреплённое Киотским протоколом неотъемлемое право любой стороны Приложения В, который кроме своей финансовой составляющей (возможность реализации сэкономленных в первом периоде единиц) имеет важный правовой контекст применительно к выполнению обязательств в первый период и уровню устанавливаемых обязательств на следующий период (соответствующее уменьшение разрешаемого объёма выбросов в случае невыполнения обязательств стороной по итогам первого периода).
Предложение Российской Федерации о внесении поправки в пункт 2 f) статьи 4 Конвенции. Неотъемлемую часть РКИК, принятой в 1992 году, составляют приложения I и II. Основу для подготовки этих приложений в 1992 году составил перечень стран − членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Формирование приложений I и II было направлено на то, чтобы отразить принцип «общей, но дифференцированной ответственности» и учесть особенности и потенциал соответствующих сторон для целей выполнения ими своих обязательств. Принимая во внимание произошедшие со времени принятия РКИК изменения в области экономического и технологического развития, в том числе вступление целого ряда сторон РКИК в ОЭСР, Российская Федерация считает принципиально важным обеспечить возможность для внесения изменений в приложения I и II к Конвенции. В 2011 году Российская Федерация внесла соответствующую поправку к РКИК ООН, ориентированную на проведение периодического рассмотрения в свете наиболее современной научной информации и уточнения при необходимости списков стран в приложениях I и II. Призываем страны поддержать это предложение Российской Федерации.
Учёт эмиссий парниковых газов от международных авиационных и морских перевозок. Учитывая возрастающий вклад авиа- и морских перевозок в глобальные антропогенные выбросы парниковых газов, Российская Федерация полагает, что создание международных рамок по снижению антропогенного воздействия на климат авиационного и морского транспорта является прерогативой соответствующих международных организаций – Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организации. Односторонние действия не принесут желаемого результата и могут лишь негативно сказаться на развитии международного сотрудничества по вопросам изменения климата, а также привести к другим нежелательным последствиям для сектора международной гражданской авиации и морских перевозок. В этой связи Российская Федерация с удовлетворением отмечает решение ЕС о приостановлении действия директивы ЕС по включению международной авиации в европейскую систему торговли выбросами, учитывая, что в ИКАО активно идёт обсуждение вопросов по снижению антропогенной нагрузки на климат от международных авиаперевозок.