* * *
С.Иванов: Прежде всего я хотел бы повторить поздравление Президента в адрес конструкторов, рабочих, техников, которые создавали этот совершенно новый российский транспортный самолёт. От советского, известного всему миру «Ил-76» в нём осталась только цифра 76 и внешнее сходство фюзеляжа, потому что на самом деле фюзеляж 476-го на полтора метра длиннее, чем у «Ил-76». Всё остальное без исключения абсолютно новое: двигатели, шасси, стеклянная кабина (это значит, что там нет традиционных приборов со стрелками, всё выведено на дисплей). Экономичность совершенно другая, соответственно, дальность, грузоподъёмность увеличена. По существу это, конечно, абсолютно новый самолёт.
Историю, эпопею о его создании, переносу производства из Ташкента, я думаю, вы уже все знаете. Я просто курировал этот проект с самого начала, с 2005 года. Мне сегодня, конечно, было тоже самому лично очень приятно посмотреть на этот самолёт в воздухе. В кабине я уже бывал раньше, приезжал в Ульяновск, но когда самолёт поднимается в воздух, это, конечно, совершенно другое, даже психологически, дело.
Теперь что касается сегодняшнего совещания. Во‑первых, Президент дал жёсткое поручение в течение трёх недель сформировать пул других госзаказчиков, помимо Минобороны. Минобороны, вы знаете, подписало контракт практически на 140 миллиардов рублей. Такого контракта за 20-летие существования российского авиапрома не было никогда. Это самый крупный контракт в истории российского авиапрома.
Теперь нам надо сконсолидировать других госзаказчиков, потому что этот самолёт имеет широчайшее применение. Он может быть пожарным, санитарным, десантным, грузовым, естественно. Поэтому МЧС, МВД, ФСБ, Администрация Президента, Минтранс и ряд других государственных заказчиков должны в течение месяца сформировать такой пул, и, как вы, наверное, слышали на совещании, предусмотреть кредитную схему финансирования, предусматривающую активное задействование лизинговых схем, прежде всего через крупную нашу лизинговую компанию «ВЭБ-лизинг».
Смотрите также
Кроме этого, сегодня говорилось о крупном госзаказе на другие самолёты, такие как «Ту-204СМ», «Ту-214», «Ан-148», «Сухой-Суперджет», которые тоже нужны всем: не только силовым структурам, но и государственным структурам. И такие заказы, конечно, послужат серьёзным подспорьем для выхода на серийное производство всех этих новых российских самолётов.
Что важно для Ульяновска: даже один подписанный сегодня контракт на 39 бортов «Ил-476» обеспечивает загрузку этого предприятия как минимум до 2018 года практически полностью. Если мы сюда добавим «Ту-204СМ», который здесь же производится, то это практически стопроцентная загрузка. Это будет впервые с 1991 года. После развала Советского Союза судьба завода вообще была под большим-большим вопросом.
Вопрос: Понятно. Сколько всего гражданских самолётов государство закупит у отечественных производителей?
С.Иванов: Понятно: около 100. Помимо минобороновского контракта.
Вопрос: До какого года?
С.Иванов: До 2018–2020 года.
Вопрос: А примерная сумма?
С.Иванов: Можно посчитать. Конечно, чем больше заказ, тем ниже цена самолёта, Вы понимаете. И не надо забывать, что до 60 процентов денег, которых стоит самолёт, идут не ОАК, а двигателистам, агрегатчикам, тем, кто производит авионику. На финальной сборке получается максимум 30 процентов в современном самолёте.
Самолёт «Ил-476», так же как и его предшественник «Ил-76», конечно, востребован не только в России, на него огромный мировой спрос. На сегодняшний день 210 тонн – взлётная масса «Ил-476», чуть больше взлётная масса у американского «Си-17». Я был на американском заводе в Лос-Анджелесе и видел, как этот самолёт производится. Это хороший самолёт, он тоже востребован, но не надо забывать, что у нас есть ещё и «Руслан», грузоподъёмность которого гораздо больше, чем «Си-17».
Таким образом, на сегодняшний день в мире только две страны производят настоящие тяжёлые транспортники, а спрос на них мировой с учётом доставки грузов, причём любых: от контейнеров из Кабула в Ульяновск до доставки цветов в Москву, морепродуктов с Дальнего Востока в Москву – это всё возится самолётом. И норвежский лосось к нам возится 76-м, если кто не знает. То есть этот самолёт – это вообще глобальная ломовая лошадь в авиации, это извозчик, настоящий извозчик. Поэтому спрос огромный.
Вопрос: Около ста [самолётов]: речь идёт ведь не только об «Ил-476»?
С.Иванов: Нет, только по ста 476-х. Конечно, не надо забывать о военно-техническом сотрудничестве или просто экспорте. У нас Китай, Индия давно смотрят очень пристально на этот самолёт и ждут его. Спасибо.
Вопрос: Мы говорили о том, что готовы сделать перевалочную базу для НАТО. Американцы пока ею не начали пользоваться?
С.Иванов: Нет пока. У нас юридически всё готово. Юридическая база есть. Сто раз уже говорили: это не военная база, это транзитный пункт, что это нелетальные грузы, что наша таможня будет всё досматривать очень тщательно, что мы будем зарабатывать очень большие деньги на этом. Об этом уже много говорилось. Но как только вывод начнётся – насколько я знаю, на сегодняшний день вывода нет.
Вопрос: То есть контрактов пока нет.
С.Иванов: Контрактов пока нет. Но юридическая база для них готова. Как говорится, как только – так сразу.
Вопрос: Ещё один момент. Вы активно занимаетесь вопросом борьбы с коррупцией. Как вы относитесь к инициативе депутатов Госдумы о том, чтобы запретить госчиновникам иметь собственность за рубежом, счета в иностранных банках?
С.Иванов: По счетам у меня довольно устойчивое, твёрдое мнение. Действительно, чиновники не должны иметь ни под каким видом счетов в загранбанках. Что касается собственности – здесь вопрос несколько сложнее. Одно дело замки в Швейцарии или Великобритании, другое дело – обычная двухкомнатная квартира в «хрущобе», скажем так, в Болгарии, например, в Варне, которая по стоимости раз в пять дешевле, чем квартира в Сочи. Это одно. Другой вопрос – собственность в Крыму: что это?
Сейчас, я уверен, будут разрабатываться различные схемы, я, кстати, слышал, что и депутаты так же подходят к этому вопросу, понимая, что здесь должна быть какая‑то дифференциация. Рубить сплеча: ни одного квадратного метра за границей – и всё. Не важно, что это: Великобритания, Украина или Беларусь. Это всё‑таки разные подходы. И потом кому‑то из чиновников, извините, старый деревенский домик мог достаться просто по наследству. Что с ним делать?
Поэтому здесь я уверен, что ко второму чтению будут какие‑то внесены коррективы, поправки по собственности. По счетам, лично я считаю – это Дума, конечно, решает, – но счета нужно запретить однозначно.
Вопрос: А акции иностранных компаний?
С.Иванов: Я считаю, тоже. Акции и счета – это примерно одно и то же: деньги.
ВОПРОС о выборах в регионах.
С.Иванов: По‑моему, всё идёт нормально. Есть предвыборная борьба. Везде есть различные кандидаты от разных сил.
Конечно, фильтры, о которых часто слышу критику, – это всё‑таки новое явление. Может быть, жестковато поступили с фильтрами, но, на мой, личный взгляд, губернаторские фильтры нужны, потому что я не совсем понимаю, как можно допускать, например, на губернаторские выборы 120–150 кандидатов. Не понимаю. Может быть, вы понимаете? При всём богатстве моей фантазии я с трудом могу себе это представить.
В будущем возможны на этот счёт коррективы, чтобы так не происходило, как в некоторых регионах, когда с трудом собирали подписи, а потом некоторые губернаторы ради демократии как таковой, абстрактной, часть собранных ими подписей передавали другим кандидатам. Это, конечно, немножко странновато смотрится.
Спасибо большое.