Д.Медведев: Добрый день!
У нас жизнь продолжается, поэтому помимо всякого рода экстремальных вещей надо заниматься делами.
Мы договаривались некоторое время назад провести отдельное совещание по Дагестану. Вы знаете – все, кто здесь присутствует, конечно, и руководители Дагестана, и Правительство, и Администрация, – что этот регион является одним из самых высокодотационных регионов в нашей стране, и, к сожалению, здесь основная причина того, что уровень жизни в регионе очень низкий. И от того, как будет развиваться экономика Дагестана, от того, как будет развиваться социальная сфера, зависит и уровень жизни. За последнее время определённые усилия предпринимались, но я не считаю их достаточными. Именно поэтому я собрал это совещание.
Несколько вопросов для обсуждения. Во‑первых, это проблема занятости. Реализация региональной программы по занятости населения, по рынку труда пока не смогла сдержать безработицу на планируемом уровне. Помимо, собственно, общих проблем с безработицей в нашей стране существуют вполне конкретные проблемы Дагестана. Безработица здесь существенно выше, тому есть много исторических причин, это, конечно, не сегодня возникшая ситуация, но нужно работать и действовать именно на этом направлении.
Во‑вторых, это вопросы образования. Необходимо подготовить целую программу развития образования в республике, причём готовить её таким образом, чтобы специалисты, которые будут выпускаться средними и высшими учебными заведениями, были реально востребованы. Чтобы это были не какие‑то «дутые» специальности или же специальности, которые, может быть, относятся к числу престижных, но по которым уже имеется избыток в республике, а именно те специальности, которые абсолютно необходимы для развития экономики и социальной базы республики.
Среди положительных тенденций хотел бы отметить полную компьютеризацию средних общеобразовательных школ и перевод государственных общеобразовательных учреждений на отраслевую систему оплаты труда. Но есть большие проблемы с детскими садами, есть общее физическое состояние зданий, сооружений, ветхие практически все эти сооружения, в горах например, и просто аварийное состояние общеобразовательных структур. Есть и кадровый дисбаланс.
Надо посмотреть, конечно, и на содержательную составляющую, на то, как преподаётся история (мы об этом неоднократно говорили), история Кавказа, история России. Необходимо развивать и религиозное образование. Для Кавказа, для Дагестана это очень важное направление. Надо сделать так, чтобы молодые мусульмане воспитывались в традициях нашего российского ислама, естественно, в традициях миролюбия и терпимости.
Третье, на что хотел бы обратить ваше внимание, – это проблемы здравоохранения. В принципе, неплохо, что уже в прошлом году 95 процентов учреждений здравоохранения перешли на работу по стандартам оказания медицинской помощи и более 90 процентов учреждений здравоохранения работают по системе оплаты труда, так называемой системе, ориентированной на результат. То есть, собственно, это то, чем мы занимаемся в масштабах всей страны. Но очевидно то, что в республике есть проблемы по обеспеченности больничными и поликлиническими учреждениями, опять же проблема ветхих больниц, проблема ветхих фельдшерских, акушерских пунктов. Это одна из тем разговора.
Ещё одна сфера, которая очень важна, и, может быть, критически важна для того, чтобы республика развивалась – именно этим предопределён и сегодняшний состав нашего разговора, – это инвестиции. Пока с этим плохо. За последнее время не сделано почти ничего. Именно поэтому я хотел бы сегодня послушать всех присутствующих, потому что без инвестиций мы не сможем дальше развивать экономику республики. И я надеюсь, что новое руководство этот процесс сможет наладить.
Надо заниматься и вопросами села. Особенно с учётом того, что практически 60 процентов населения Дагестана проживает в сельской местности.
Есть вопросы совместного ведения, вопросы, которыми занимаются и Федерация, и республика. Это вопросы газо-, водоснабжения, электрификации, вопросы создания строительства и поддержания в нормальном виде очистных сооружений, особенно на побережье Каспийского моря, автомобильные дороги, включая, конечно, и федеральную трассу М29. Все эти вопросы сложные, они требуют тоже значительных инвестиций, о них нужно говорить.
Я отдельно не поднимаю хроническую проблему, которая существует, к сожалению, в нашей стране, и на Кавказе в особенности, – это проблема коррупции. Здесь, собственно, всё сказано. Надо действовать. Надо заниматься реальной борьбой с коррупцией, а не торговлей должностями. Если так будет проводиться работа, как сейчас она проводится, результата не будет.
Я хотел бы, чтобы руководство республики понимало, что федеральный центр готов оказывать всестороннюю поддержку республике, но здесь должен быть встречный путь, это дорога со встречным движением. Поэтому в зависимости от качества работы руководства республики будут определяться и объём, и характер поддержки из федерального центра.
Давайте начнём работать. Я хотел бы, чтобы сейчас в публичном режиме выступили два участника совещания, а именно мой полномочный представитель в Северо-Кавказском округе и, конечно, Президент республики. Давайте начнем с вице-премьера и полпреда. Пожалуйста.
А.Хлопонин: Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В соответствии с Вашим поручением коснусь экономического блока вопросов. На сегодняшний день разработана стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, в том числе на базе и предложений, и проектов, которые были предложены непосредственно каждой отдельной республикой, входящей в состав округа. Эта стратегия обсуждалась у Председателя Правительства на большом совещании, которое проходило в Кисловодске. Было поручение доработать эту стратегию с учётом замечаний, тем не менее базовые вещи, которые были там, утверждены. Во‑первых, это сохранение в полном объёме тех средств, которые предусмотрены в рамках федеральной целевой программы «Юг», это что касается Дагестана, и там значительное количество объектов попало в рамки этой целевой программы. Единственное, есть проблемы, что в 2009–2010 годы было недофинансирование этой программы в размере полутора миллиардов. Но есть решение о финансировании в полном объёме этих средств в 2013 году, то есть перенос этих средств на 2013 год, о продлении срока ФЦП «Юг» до 2013 года, где все эти суммы, которые планировались, были бы реализованы в полном объёме.
Второе. Что касается тех инвестиционных проектов, которые были предложены по Республике Дагестан, принято решение о том, что на базе Внешэкономбанка в Северо-Кавказском округе будет создан институт развития. В рамках этого института развития все проекты получат сплошной анализ их экономической эффективности и целесообразности. После этого, собственно говоря, эти проекты будут предложены к финансированию либо через институт развития, либо предложены к финансированию другим банкам, которые ориентированы, государственным банкам, работающим на территории Северо-Кавказского округа.
Плюс к этому принято решение о том, что Минфин будет готов в исключительном порядке по проектам в Северо-Кавказском округе предоставлять правительственные гарантии до 70 процентов от объёма финансирования. Это, конечно, исключительные условия. Практически на сегодняшний день ни в одном субъекте таких преференций не существует, какие были предложены по Кавказу. В ближайшее время будет сформирована эта структура, и все предложенные проекты (у нас с Республикой Дагестан таких проектов достаточное количество) мы будем рассматривать. И я думаю, что мы сможем организовать финансирование большинства из предложенных проектов.
Помимо этого, в соответствии с Вашим поручением по развитию туристического кластера на территории Северо-Кавказского округа, было поручение о докапитализации средств на сумму 2 миллиарда рублей. И на основании этого один из проектов в Республике Дагестан, «Матлас», попал в этот горнолыжный туристический кластер. Мы предполагаем приступить к разработке технической документации, проектированию этого проекта уже в ближайшее время.
Помимо вот этих базовых вещей, которые обозначены, действительно сегодня в республике существуют и неотложные вопросы, которые необходимо решать уже в оперативном порядке. К таким вопросам можно отнести вопросы переселения лакского населения из Новолакского района. Эти средства предусмотрены в программе, но они недостаточны на сегодняшний день, потому что мы фактически переселяем людей на территории с неподготовленной инфраструктурой: собственно говоря, там фактически только стоят сооружения, коробки, а для того, чтобы люди могли там существовать, условия, конечно, не подготовлены. Поэтому есть предложение на сегодняшний день об увеличении этого объёма, объёма этих средств, на 2,6 миллиарда рублей.
Д.Медведев: А там хоть что‑то делается для этого?
А.Хлопонин: Делается, делается. Это не слова. Но действительно, ещё раз говорю, коробки мы строим, но обеспечение инфраструктурой у нас, конечно, недостаточное.
Второе. Сегодня, если взять по статистике, то средняя заработная плата бюджетников в Северо-Кавказском округе в целом ниже по России, но в Дагестане совсем ситуация критическая. Если в среднем по России средняя зарплата бюджетной сферы составляет 14 тысяч рублей, по Кавказу, по Северо-Кавказскому округу она составляет где‑то 10,5 тысячи рублей, то по Республике Дагестан она составляет 7 тысяч рублей. Так сложилось, что на определённый период времени, когда было дано поручение в своё время о поднятии на 30 процентов заработной платы, это, по‑моему, 2007 год, у республики не было возможности этого сделать, республика не поднимала, они отстали, застыли в таком режиме. Конечно, сегодня это вызывает определённые сложности.
Д.Медведев: Это на самом деле плохо. Мы же должны вводить новую систему оплаты труда и в образовании, и в здравоохранении. Я надеюсь, что в результате этого зарплата поднимется.
А.Хлопонин: Конечно. Мы действительно сейчас прорабатываем вопрос о новой системе оплаты труда и в здравоохранении, и в образовании. Но тем не менее такая проблема есть. Сейчас готовим по этому вопросу предложения, потому что, действительно, ситуация достаточно всех напрягает. Всё все сравнивают с соседними республиками, с соседними территориями.
Ещё один неотложный и очень важный вопрос. Действительно, опять‑таки в соответствии и с Вашим поручением, и с поручением Председателя Правительства у нас сегодня реализуются два достаточно крупных проекта в области гидроэнергетики: это Гоцатлинская ГЭС и Ирганайская ГЭС, – и здесь действительно требуется дополнительное финансирование по федеральным обязательствам. К примеру, если Ирганайская ГЭС уже введена в эксплуатацию, уже вырабатывает электроэнергию и ложе затопления затоплено, мы не выполнили обязательства где‑то порядка на сумму 2,3 миллиарда рублей перед населением в связи с переселением людей и так далее. Уже даже есть выигранные иски по этим процессам. Конечно, эти обязательства хорошо было бы выполнить в полном объёме для того, чтобы каким‑то образом стабилизировать там ситуацию.
Что касается Гоцатлинской ГЭС, здесь опять такая ситуация, что у главного инвестора, у «Русгидро», средства есть в полном объёме для финансирования, проект утверждён со сроками и всем, что необходимо. Но ложе затопления – это государственная функция, и в рамках ложи затопления сегодня стоит сумма в размере 1 миллиарда рублей. Её недостаточно, мы даже сравниваем Гоцатлинскую и Ирганайскую: если в Ирганайской – 1,7, то в Гоцатлинской – просто сумма 1 миллиард.
Д.Медведев: Не понимаю, кто по второй ГЭС виноват – «Русгидро» или кто?
А.Хлопонин: Мы в ближайшее время проведём совещание с Минрегионом и все эти вопросы уточним.
Д.Медведев: Это не Минрегион, нужно ещё Минэнергетики позвать.
А.Хлопонин: Это совещание в обязательном порядке будет проведено, и мы думаем, что вопрос…
Д.Медведев: То есть это вопрос всё‑таки к федеральным решениям?
А.Хлопонин: Да, к федеральным решениям. Это к федеральным решениям вопрос.
Это что касается неотложных вопросов, которые требуют сегодня оперативного решения.
Д.Медведев: У меня такой вопрос. Александр Геннадьевич, всё‑таки за последнее время удалось хоть какое‑то количество новых инвестиций в республику привлечь? Потому что – я езжу по Кавказу, Вы ездите в силу служебных обязанностей – всё же видно, всё перед глазами, что происходит.
А.Хлопонин: Дмитрий Анатольевич, откровенно говоря, в Республике Дагестан ситуация плачевна. Фактически новых инвестиций на сегодняшний день нет. И ситуация такова, что даже, скажем, те инвесторы, которые в своё время приходили, вот есть проект по строительству завода стеклотары, они вроде начинали, вроде хорошее решение, государство поддерживало их в определённой степени, выделены средства из Инвестфонда, они начали строить. Сейчас пришли: денег больше нет, и опять с протянутой рукой к государству. Надо очень серьёзно разбираться во всех этих проектах, с инвестициями, которые были сделаны. Поэтому, кстати, и было принято решение не затягивать. Уже буквально в сентябре будет сформирован этот банк развития, откроет своё представительство в Пятигорске. Группа экспертов высаживается в количестве 25 человек. Каждый проект пройдёт полную оценку. Если проекты даже не годятся, их подготовят с теми условиями, чтобы они были экономически эффективно обоснованные. Там даже качество проектов, которые подготовлены, на очень низком уровне на сегодняшний день. Если даже взять проект, он не вписывается ни в какие параметры, которые сегодня в целом по Российской Федерации существуют. Тем не менее есть предложения на сегодняшний день порядка десяти проектов по Дагестану, которые можно было бы рассматривать и реализовывать.
На основании изучения этих проектов, а также с условием возможности получения гарантий Минфина (опять же, решение такое принято – на 70 процентов от объёма финансирования) можно будет сегодня привлечь дополнительные ресурсы, внебюджетные источники для финансирования инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан.
Д.Медведев: Когда рассматривать‑то будете, Александр Геннадьевич?
А.Хлопонин: В сентябре. Дмитрий Анатольевич, ничего нет, даже структура не создана.
Д.Медведев: Надо быстрее это делать, потому что всё это затягивается, как обычно, на месяцы. Вот Вы упомянули туристический, горный кластер. Я вчера разбирался, общался с людьми и смотрел бумаги. Тоже ничего не двигается нормально. Ничего не двигается. Дал вчера очередное строгое предупреждение Правительству в Вашем лице и в лице Кудрина.
Вот Вы говорите, нужно докапитализировать. Я с Вами встречался в июне на этом форуме, премьер потом проводил совещание, до этого мы говорили про вопросы докапитализации здесь же. Ничего не докапитализировано, ничего не сделано. Надо двигаться куда‑то.
Ладно. Продолжим обсуждение. Теперь, пожалуйста, Магомедсалам Магомедалиевич. Расскажите вкратце Ваши ощущения. И там ещё у вас был пожар, я просил Вас подготовиться, но это не обязательно сию секунду делать, просто потом мне доложить, что это, реальное ли это возгорание или что‑то другое, и как нам эту проблему решать. Пожалуйста.
М.Магомедов: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Во‑первых, хочу Вас поблагодарить от имени дагестанцев за постоянное внимание к проблемам республики, в том числе, когда произошел этот пожар, Вы дали поручение. Мы в соответствии с этим поручением оказали первую необходимую помощь пострадавшим. Вышло постановление нашего правительства, выделили по 10 тысяч рубелей на первые необходимые и неотложные нужды. Сгорело 69 домов, около 300 человек лишились крова.
Д.Медведев: Это в основном жилые дома, это жилые постройки?
М.Магомедов: Да, всё жилые дома, и это старая постройка, старая часть села, там дома расположены очень плотно друг к другу, и они примыкают, и поэтому, когда возникает пожар, он быстро переносится.
Д.Медведев: Комиссия из МЧС приезжала, посмотрела там всё?
М.Магомедов: Да, комиссия МЧС приезжала, оценила ущерб, сейчас она работает. Хочу поблагодарить пожарные части, они сделали очень хорошую работу, вовремя. Там невозможно подъехать или подступить техникой, там нет улиц.
Д.Медведев: Я посмотрел картинку, там уступом все они стоят, вниз.
М.Магомедов: Очень труднодоступное место. Но они смогли. И население вместе с ними мобилизовалось, и, в общем‑то, быстро локализовали и ликвидировали этот пожар. Но тем не менее для нашей республики это достаточно серьёзное…
Д.Медведев: Представьте мне предложения, как я Вам и сказал в телефонном разговоре. Если работа всех инспекторских структур закончена – на основании того, что там сделано (хорошо, что там никто не пострадал, как я понимаю; тем не менее имущество потеряно), внесите предложения по компенсациям.
М.МАГОМЕДОВ Хорошо, Дмитрий Анатольевич.
В целом что касается обстановки в республике. Если быть откровенным, обстановка в республике, особенно что касается проблем безопасности и оперативной обстановки, сложная. И в последнее время наблюдается всплеск террористической активности, деятельности экстремистов. Их цель – дестабилизировать ситуацию в республике, дезорганизовать деятельность органов власти. Они покушаются на общественных деятелей, на религиозных деятелей, на работников правоохранительных структур – в конечном итоге, стараются посеять панику среди населения. К сожалению, они значительно расширили географию своих действий. Они оказывают давление на предпринимателей. Элементарный рэкет становится важным для них инструментом и источником финансирования.
Естественно, такое положение делает невозможным нормальное функционирование экономики, бизнеса. Тем более это, естественно, снижает инвестиционную привлекательность республики до критического уровня. За этим фактически уже бегство капитала. В этой ситуации больше речь нужно вести даже не столько о том, чтобы привлечь инвестиции, сколько о том, чтобы сохранить то, что есть.
Мы оцениваем как недостаточную и даже неэффективную работу правоохранительных органов. С начала года от действий экстремистов пострадало около 300 человек, это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Есть увеличение числа жертв среди мирного населения, при том что фактически вдвое выросло число погибших сотрудников правоохранительных органов, количество нейтрализованных боевиков и членов незаконных вооружённых формирований сократилось на треть. Сократилось количество раскрытых преступлений террористической направленности.
Конечно, это вызывает беспокойство и возмущение среди населения, вызывает вопросы компетентность, уровень подготовленности сотрудников правоохранительных органов. К сожалению, наши обращения по конкретным предложениям, вопросам организационного, кадрового характера не всегда находят поддержку.
Мы предлагали варианты, которые могли бы стабилизировать ситуацию в республике. Одно из таких предложений – создание в республике специального подразделения для ведения операций в горно-лесистой местности. И, кроме того, считаем необходимым усилить, нарастить существующую группировку сил и средств в республике Дагестан, и, конечно же, нужно существенно укрепить материально- техническую базу правоохранительных органов. Их нужно обеспечить современным вооружением, их нужно обеспечить техникой, авиационной техникой, надо улучшить материальное стимулирование сотрудников силовых ведомств и обеспечить их социальными гарантиями. Мы в принципе – республика и общественность, и многие предприниматели, бизнесмены – готовы часть этих обязательств взять на себя, нужны только организационные решения со стороны Министерства внутренних дел.
Вместе с этим мы стараемся коренным образом перестроить идеологическую работу, пропагандистскую работу на региональном уровне. Но если эта работа не будет сопровождаться конкретными результатами операций против террористов, она практически не имеет смысла.
Д.Медведев: Магомедсалам Магомедалиевич, я неоднократно проводил совещания с силовиками, и если потребуется, я, естественно, его проведу. Но сегодня мы договаривались поговорить о другом, иначе бы я сюда позвал Нургалиева, Бортникова, всех, кто отвечает за безопасность. Я это сделаю, это проще всего.
Но мне бы хотелось сегодня понять, какую работу, собственно, ведет руководство республики по экономике, даже понимая то, о чем Вы сказали: то есть действительно и активность террористических структур, и просто бандитов, которых на самом деле гораздо больше, и которые иногда просто маскируются под террористов, под какую‑то идеологию, а на самом деле зачастую просто занимаются бизнесом, иногда и вместе с отдельными представителями власти. Поэтому меня интересует экономическая составляющая: что сделано за последнее время?
М.Магомедов: Хорошо, Дмитрий Анатольевич. Я просто хотел сказать, что вести нормальный бизнес и сделать республику инвестиционно привлекательной на самом деле невозможно, если не будет обеспечена безопасность и не будет гарантий для бизнеса.
Д.Медведев: Магомедсалам Магомедалиевич, Вы – Президент республики. Ваша задача – обеспечить это вместе с силовыми структурами. Необходимые поручения я дам.
Но если Вы взялись за эту работу, то ее нужно вести последовательно.
Докладывайте дальше.
М.Магомедов: Есть.
По Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы разработали первоочередные мероприятия по социально-экономическому развитию республики, подготовили инвестиционные проекты по приоритетным направлениям экономики. У нас есть большой пакет этих проектов. Они направлены в Северо-Кавказский федеральный округ и Внешэкономбанку. Более 30 проектов. Ведутся переговоры с потенциальными российскими и зарубежными инвесторами.
Мы проводим работы по созданию инженерной инфраструктуры к инвестиционным площадкам. Таких площадок у нас семь, три из них – промышленно-производственного типа и четыре – туристическо-рекреационного.
Промышленно-производственный – это Карабудахкентский район и Кумторкалинский район. В Кумторкалинском районе – два, это «Анжи-стекло» и ещё один – общий, там будет несколько предприятий.
А туристическо-рекреационный – это горнолыжная база «Чиндирчеро» и три на берегу Каспийского моря. Это Каякентский район и Дербентский район – две площадки. Есть инвесторы. Как и в других случаях, Дмитрий Анатольевич, у нас возникает проблема по финансовому обеспечению этих проектов.
Д.Медведев: В чем она?
М.Магомедов: Она заключается в том, что в республике недостаточно своих инвесторов и нет возможности сформировать полноценный залоговый фонд, который мог бы обеспечить гарантии для таких крупных проектов, которые стоят несколько миллиардов рублей.
В этой связи мы хотели бы следующую поддержку. Если можно, обеспечить государственные гарантии под те проекты, которые у нас разработаны, поскольку действительно риски в нашей республике больше, чем в других, и нам нужно иметь какие‑то преференции перед другими регионами, потому что даже при наличии действительно экономически интересных, выгодных проектов нам нужны дополнительные гарантии инвесторам.
Второе, что можно сделать в этой ситуации. Желательно распространить режим свободных экономических зон на эти инвестиционные площадки. В этом случае, наверное, инвестор может оценить риски и преимущества, которые этот режим предоставляет, и это было бы дополнительным стимулом. Выгодных, интересных и с экономической точки зрения, и социально важных проектов в республике хватает. Мы сейчас специально создали структуру, которая доводит по всем этим проектам проектно-сметную документацию до того уровня, который принимают финансирующие структуры. Но проблема заключается в отсутствии возможностей залогового обеспечения и гарантий возвратности этих средств.
Александр Геннадьевич назвал наиболее важные проблемы, которые стоят перед нашим экономическим комплексом. Мы работаем тесно, и республика представила 213 проектов для включения в комплексную стратегию развитию Северо-Кавказского федерального округа.
Д.Медведев: То, что предусмотрено по этой стратегии, и те инструменты, о которых говорил Александр Геннадьевич, они Вам представляются работающими, то есть они будут помогать привлечению инвестиций или же всё‑таки они недостаточны?
М.Магомедов: Два инструмента как минимум, я думаю, будут иметь большую эффективность. Первое – это создание Института развития на базе ВЭБа. Это рабочая структура, мы уже представили туда документы, они сделали свои замечания и в рабочем порядке это идет.
И второе – то, что было озвучено в Кисловодске Владимиром Владимировичем Путиным. Если будет 70-процентное обеспечение гарантий Минфином Российской Федерации. Это тоже очень важный инструмент.
Д.Медведев: Понятно, извините, я Вас прерву. Александр Геннадьевич, какова позиция Минфина по этим гарантиям?
А.Хлопонин: Пока только решение принято. До сегодняшнего момента Минфин предоставляет государственные гарантии, но при этом требует залогового обеспечения.
Д.Медведев: Контробеспечения, встречного.
А.Хлопонин: Да.
Д.Медведев: Какой залог он требует?
А.Хлопонин: Сейчас республика готова предоставить 50 тысяч гектар минных полей. Ну ничего нет, понимаете, ничего нет. Что могут в республике предоставить в залог?
Д.Медведев: Ну земля‑то есть? Так земля – это самая серьёзная ценность.
А.Хлопонин: Но они не берут.
М.Магомедов: Землю не берут.
Д.Медведев: Берут, не берут – это уже наша с вами задача. Что значит, не берут? Во всём мире единственной ценностью, которая берется в залог, является земля. Вопрос, конечно, в ее оценке, в ее привлекательности.
А что они хотят? Чтобы против минфиновской гарантии деньги поставили, что ли? Так тогда и гарантия не нужна. Они тогда скажут Магомедову: «Давай, деньги ставь»? Если ничего другого нет, так надо землю брать. Вы говорили с Кудриным на эту тему?
А.Хлопонин: Да, мы говорили. На самом деле, там есть продвижение в позитивную сторону. О чем идет речь? Дать правильную экспертизу. Правильная экспертиза – это банк развития, где профессиональные эксперты должны оценить риски, реальные риски.
Д.Медведев: Риски высокие, мы это прекрасно понимаем. Они что, собираются считать риски по тем же самым критериям, как, скажем, в Московской области? Дагестан – не Московская область, там нельзя эти критерии применять, и здесь президент прав.
А.Хлопонин: Нет, мы договорились о том, что политические и другие риски мы не учитываем, мы учитываем только риски экономические.
Д.Медведев: Так.
А.Хлопонин: Если с точки зрения экономики, с точки зрения экономической оценки проект эффективен, там соотношение – на рубль государственный должно быть шесть рублей частных инвестиций и так далее, если этот проект возможен и он эффективен, то как раз политические риски должно закрывать государство, показывая инвесторам, что мы 70 процентов этой инвестиции страхуем, и вот таким образом механизм заработает. Но Вы абсолютно правильно сделали замечание, пока только слова, пока только, собственно говоря, решение принято, недавно состоялось это решение, надо просто ускорять эту работу.
Д.Медведев: Александр Геннадьевич, я надеюсь, что Вы ее и ускорите, потому что это Ваша задача. Если необходим дополнительный стимул в адрес Министерства финансов, пожалуйста. Администрации поручаю подготовить поручение Минфину, чтобы они определились в отношении параметров работы по этим финансовым инструментам, включая государственные гарантии, в недельный срок.
А.Хлопонин: И в отношении ВЭБа.
Д.Медведев: И в отношении ВЭБа.
А.Хлопонин: По ускорению создания этого института.
Д.Медведев: По ускорению создания. В недельный срок пусть определятся, а не заматывают проблему.
Пожалуйста, продолжайте.
М.Магомедов: Мы провели специальное совещание по агропромышленному комплексу. Совещание повел заместитель Председателя Правительства Зубков Виктор Алексеевич, выработаны хорошие решения. И мы в республике разрабатываем программу, до 1 октября она должна быть принята, по развитию агропромышленного комплекса. Просил бы Вас поддержать решения, которые мы там вместе с Министерством сельского хозяйства выработали, и заодно выразить благодарность: это действительно хорошее решение многих наших вопросов.
То же самое могу сказать по транспортному комплексу. В республике работала большая группа во главе с Министром транспорта Левитиным, и мы нашли решение для того, чтобы наиболее важные транспортные объекты республики завершить. Это касается Гимринского тоннеля, это касается реконструкции автодороги Махачкала – аэропорт. И это касается реконструкции федеральной трассы «Кавказ», М29. Предложения мы выработали. Прошу Вас поддержать эти предложения. Они поддержаны и Министерством транспорта.
В связи с этим, Дмитрий Анатольевич, хотел бы сказать следующее. У нас масштабность и острота проблем, которые стоят перед республикой, на мой взгляд, выше, чем в других регионах. Поэтому нам хочется, чтобы на Вашем уровне и на уровне Правительства было принято решение о целесообразности создания специального инструмента реализации государственной политики, а именно федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Дагестан на 2011–2016 годы. Мы считаем, что такая программа наряду со стратегией развития Северо-Кавказского федерального округа позволила бы более полно учесть и решить проблемы Дагестана. Использование подобного инструмента, на наш взгляд, хорошо себя зарекомендовало в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия. И хотели бы, чтобы этот удачный опыт был распространён на нашу республику.
Д.Медведев: Спасибо.
Александр Геннадьевич, Ваше отношение к созданию отдельной программы – такой, как по Ингушетии и по Чечне.
А.Хлопонин: Мое отношение положительное. По Республике Дагестан с учётом тех событий, которые происходили в определённый очень сложный период, когда была определённая степень агрессии, получилось так, что, действительно, по Чеченской Республике сделали федеральную целевую программу, по Ингушетии сделали целевую программу, а Республика Дагестан попала в федеральную целевую программу «Юг» – и задачи решались оттуда.
Особых экономических преимуществ от наличия этой программы, дополнительных эффектов, конечно, мы не получаем, это больше акцент в сторону отношения федерального центра к жителям Дагестана. На самом деле дополнительных ресурсов на первом этапе мы всё равно в рамках целевой программы не изыщем, но на сегодняшний день работает федеральная целевая программа «Юг», её можно в эту целевую программу вписать. В 2011 году, я считаю, нужно определённые ресурсы (действительно, мы их сейчас прорабатываем) выделить на то, чтобы хотя бы заняться проектированием.
Что получилось по Ингушетии? Деньги выделили, 30 миллиардов – вот они, в этом году должны реализовываться, а проектной документации нет вообще ни по одному проекту, и в республике тоже денег нет. Получилось, что деньги‑то есть, а реализовать ничего не можем, – и сейчас всё заново делать.
Поэтому я бы считал, что, действительно, возможно поручение разработать такую федеральную целевую программу на 2011–2016 годы и, например, в 2011 году просто как раз заняться проектированием и разработкой этой программы, куда включить перечень тех проблем, о которых Вы говорили, – именно социальные объекты, объекты инфраструктуры, не более того. Никаких экономических объектов там не должно находиться.
Д.Медведев: В этом, конечно, есть и плюсы и, наверное, какие‑то минусы. Есть один очевидный плюс: всё‑таки когда это идёт в рамках большой программы, эти деньги всё равно каким‑то образом размазываются, и даже оптически, что называется, они не так рельефно выделяются, чем деньги, которые помещены в отдельную программу по республике.
Давайте так поступим. Вы проанализируйте эту идею, я пока решения не принимаю, но если Вы придете к выводу вместе с руководством республики, что этот инструмент лучше, чем федеральная программа «Юг», тогда мы отщипнем этот кусок из федеральной программы «Юг России» и сделаем отдельную программу, потому что Дагестан – это самая крупная республика, и ситуация там весьма и весьма сложная, она не менее сложная, чем в Ингушетии или в Чеченской Республике.
М.Магомедов: Дмитрий Анатольевич, у Вас есть материалы иллюстративные, которые мы подготовили. Они хорошо демонстрируют разрыв по основным показателям между Республикой Дагестан и Российской Федерацией в целом.
Д.Медведев: Это известно. Передайте. Естественно, посмотрим.
М.Магомедов: А программа «Юг» только локальные задачи решает. И то, Дмитрий Анатольевич, она в 2009–2010 годах на 1,5 миллиарда секвестрирована. То есть у нас остались без финансирования девять школ и шесть учреждений здравоохранения. Мы просто не имеем возможности из своего бюджета их финансировать. Бюджет республики в этом году на 9,5 миллиарда меньше, чем в прошлом году, хотя мы собственные доходы увеличили на 4 миллиарда.
Д.Медведев: Вот обсуждения этого как раз я бы и хотел: почему бюджет уменьшается, доходы увеличиваются, инвестиции не приходят.
<…>