Д.Медведев: Мы нашли с вами правильное место для того, чтобы поговорить о проблемах миграции, о проблемах работы в приграничных условиях, таможенных проблемах.
Вчера разговор начался во время совещания, в котором все присутствующие здесь службы принимали участие. Мы говорили о сотрудничестве по линии Азиатско-Тихоокеанского региона. А сегодня поговорим о миграционных процессах, о таможенных режимах и о вопросах пограничного сотрудничества, пограничной службы применительно к Дальневосточному округу.
Мы знаем, как складывается демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Я ещё вчера отмечал, что за 20 лет численность населения округа сократилась практически на четверть. Виктор Иванович говорит, что на 20 процентов. Но даже если это так, это всё равно страшно много – с учётом того, что, если исходить из общих соображений, у нас и так людей здесь не так много проживало, как нужно было бы для такого масштаба государства, как Российская Федерация. Поэтому эти тенденции, они все весьма и весьма тяжёлые.
На 1 января текущего года около 6,5 миллиона человек проживало на территории округа, и за первые четыре месяца нынешнего года общая убыль населения составила 7 тысяч человек, при этом 2 тысячи человек – это естественная убыль и около 5 тысяч – это миграция. Такое положение осложняет социально-экономическую ситуацию, освоение природных богатств, осложняет вообще в целом работу и жизнь. Поэтому вопрос в том, как эту задачу решать. В подавляющем большинстве регионов механизмы привлечения квалифицированных кадров, к сожалению, пока не созданы, имеются в виду и наши кадры, российские, и иностранные кадры. Конечно, нам нужны иностранные специалисты, особенно специалисты с высокой квалификацией, и не только в центре Российской Федерации, но и здесь, на Дальнем Востоке, потому что здесь нужно вводить новые мощности.
Мы только что посетили комбинат, который, по сути, с нуля начинает работу. Уже 10 лет создаются новые горно-обогатительные мощности, металлургические. Такого рода интеллектуальные, высокотехнологичные современные предприятия нам, конечно, и нужны. Поэтому все эти факторы требуют внимания к миграционным процессам.
Нам необходимо сформировать здесь цивилизованный рынок труда и, конечно, обеспечивать права всех, кто работает здесь на законных основаниях, и вместе с тем бороться с нелегальной миграцией. Это две стороны одной медали: помощь тем, кто приехал на правомерных основаниях, и борьба с нелегальной миграцией. У нас активно развиваются деловые связи с соседями (они как раз на той стороне – можно посмотреть, как хорошо у них идут дела). Успешная реализация этой задачи зависит от решения пограничных и таможенных вопросов.
Мы за последние годы довольно много сделали для формирования нового и современного облика нашей российской границы, укрепили кадровый и материально-технический потенциал пограничной службы, но, откровенно говоря, занимались, конечно, этим прежде всего применительно к проблемам, которые у нас существовали на Кавказе. Там сделано действительно немало, и результат, что называется, налицо: реализуется ФЦП «Государственная граница». Что же касается ситуации здесь, то она ещё требует очень и очень большой работы. Я помню о своих первых впечатлениях: 10 лет назад я приехал сюда, в Благовещенск, и мы посещали пограничную заставу – очень тяжёлое зрелище. Во‑первых, всё это 50–60-летней давности было, и сейчас многое так остаётся. Во‑вторых, нет нормальных условий для службы, поэтому есть чем заниматься. Поговорим об этом.
Ну и, конечно, нам нужно создавать современную пограничную инфраструктуру, сделать её современной, отвечающей международным требованиям. Здесь огромный поток людей циркулирует туда-обратно. Конечно, надо обеспечить и благоприятные условия для пересечения границы, и в то же время надлежащий пограничный контроль. Поэтому мы поговорим о том, как нам погранпереходы здесь обустраивать, что нужно сделать в дальнейшем.
И по таможенным вопросам. Конечно, тут тоже целый букет этих вопросов, как и по стране. Сейчас у нас новая, особая ситуация. С 1 июля начал действовать Таможенный союз. Кстати сказать, обращаю внимание всех присутствующих и вообще Правительства России, что нам нужно очень большое внимание уделять работе Таможенного союза. Я после посещения Дальнего Востока полечу на мероприятие в Астану, которое будет посвящено в том числе таможенным проблемам. Мы только-только делаем первые шаги в этом направлении. Надо сделать так, чтобы введение Таможенного союза не создавало избыточных проблем (потому что всё‑таки это новая конструкция), чтобы наш бизнес работал в нормальных условиях. Я уже обратил внимание, много страхов, многие говорят, что непонятно, как это всё будет работать, боятся, что парализует деятельность на время, невозможно будет поставлять товары, невозможно будет производить таможенную очистку, поэтому Таможенный союз – абсолютный приоритет, обратите на это особое внимание. И конечно, мы не должны создавать дополнительных процедур, которые усложняют въезд и выезд людей, вывоз и ввоз товаров, денег в нашу страну; ограничения на эту тему должны вытекать из закона и быть разумными и достаточными. Вот, наверное, три основных вопроса.
Конечно, нам надо смотреть за защитой наших природных и биологических ресурсов – того, чем богата наша страна. Мы вчера вечером прокатились по Амуру, посмотрели, как возят грузы, как транспортируются лесоматериалы. В общем, это вызывает разные эмоции, надо наводить здесь порядок. Тема довольно тяжёлая, за те годы, которые этим занимаются, честно признаться, больших успехов мы не достигли. Надо заниматься законодательством, надо заниматься осуществлением контроля за ситуацией на местах. Давайте об этом сегодня посоветуемся, поговорим о развитии работы, поговорим о совершенствовании законодательной базы.
Коллеги, наверное, пару слов скажут. Пожалуйста, Константин Олегович [Ромодановский].
К.Ромодановский: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!
Прежде всего я хотел бы доложить, что с 1 июля 2010 года запущен новый механизм миграционного законодательства, который предусматривает преференции для высококвалифицированных специалистов и одновременно патенты для тех, кто желает работать на физических лиц. Процесс запущен, пошёл. Ажиотажа нет, но тем не менее интерес есть.
Дмитрий Анатольевич, совершенно с Вами согласен, что демография и экономика – это две взаимозависимые вещи. Демография является фактором, влияющим на экономику, но если мы развиваем экономику, то мы её развиваем для кого‑то. Поэтому отношение глав субъектов к вопросам демографии и их успешному решению, я считаю, что это один из основных показателей успешности руководителя субъекта Российской Федерации.
Что касается Дальнего Востока, ситуация здесь сложная, но в принципе, я считаю, выправляемая. Та потеря, которую Вы назвали, она объективно существует, но она сейчас немножко пошла в сторону уменьшения. За пять месяцев уже потеря составляет 4 888 человек, то есть мы небольшой плюс за месяц получили.
Д.Медведев: В некоторых регионах ситуация, кстати, не такая драматическая. В некоторых регионах есть абсолютный рост, но это, к сожалению, скорее исключение для Дальнего Востока, чем правило.
К.Ромодановский: Тем не менее эти позитивные моменты для нас радостны. Для того чтобы решать миграционные вопросы на Дальнем Востоке, я считаю, что нужно подходить двояко: прежде всего, это стимулировать миграцию на оседание и, с другой стороны, контролировать внешнюю трудовую миграцию, жёстко контролировать. Бороться с так называемой нелегальной миграцией.
Что касается первого аспекта, миграции на оседание, то здесь, прежде всего, нужно (кризис уже проходит) более эффективно использовать возможности Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников. Второй аспект – внимательное отношение к архаичному, но пока действующему механизму РВП (разрешение на временное проживание).
Что касается Госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. За этот год, вернее за время действия программы, на территории Дальнего Востока переехало 377 человек. Это менее 2 процентов всех переехавших в Российскую Федерацию. И, к сожалению, проблема здесь какая: вакансии, которые предлагают регионы, они отличаются низкой оплатой и низкой квалификацией. С другой стороны – те предложения, которые поступают от переселенцев, причём переселенцев уникальных, они не рассматриваются и не используются.
Здесь должно быть внимание субъектов к этой уникальной возможности использовать продвинутых, подготовленных людей для своей экономики.
Д.Медведев: А почему, Константин Олегович, не рассматриваются и не используются? Почему такой пессимистический вывод? Это зависит от самих руководителей регионов? Не занимаются этим?
К.Ромодановский: Да. И второй аспект. Это то, что я говорил о разрешении на временное проживание. Этот механизм хоть и подлежит ликвидации как лишний элемент получения гражданства и лишний элемент законного пребывания на территории Российской Федерации, тем не менее пока он действует: это единственный механизм, который позволяет получать контингент для последующего получения гражданства и законного пребывания на территории Российской Федерации. Это тот механизм, который позволяет нам получать миграционный прирост, говоря таким сухим статистическим языком. Вот эти два механизма.
Что касается борьбы с нелегальной миграцией, то определённые успехи в этом плане есть. Мы привлекли к ответственности на Дальнем Востоке более 65 тысяч человек, активно используем и самостоятельные мероприятия, и мероприятия во взаимодействии с ФСБ, МВД, в рамках ОДКБ проводили высокоэффективные мероприятия. Здесь самый сложный момент – это создание спецучреждений для содержания иностранных граждан. Дело в том, что это является субъектом совместного ведения федеральной и региональной власти, но федеральная власть свою долю обязательств выполняет, потому что деньги выделяются на содержание иностранных граждан и на их транспортировку, а содержание центров – это не только обязанность, но это должен быть и расчёт субъекта [Федерации].
Д.Медведев: Мы с Вами на эту тему недавно разговаривали и договорились о том, что мы, во‑первых, обратим внимание на это руководителей субъектов Федерации (кстати, я обращаю внимание полномоченного представителя [Президента в федеральном округе] на эту тему), потому что, действительно, в этой проблеме, как в капле воды, отражается текущая жизнь, потому как по федеральной линии, во всяком случае внешне, там всё более-менее благополучно, регионы этим не очень занимаются. Понятно, это не самая такая, может быть, главная тема, все эти центры для содержания иностранных граждан, но даже по закону, тем более по смыслу, это всё‑таки компетенция, которая разделена между Федерацией и регионами. Поэтому нужно этим заняться, я недавно совещание проводил [на эту тему], Константин Олегович тоже в этом участвовал.
К.Ромодановский: Особый миграционный вопрос для Дальнего Востока – это китайская миграция. Я не вижу здесь никаких страшных моментов, угрожающих Российской Федерации. Этим нужно просто постоянно и эффективно заниматься. Сейчас на Дальнем Востоке находится (въехало) более 100 тысяч китайских граждан.
Д.Медведев: Как Вы считаете, какое общее количество граждан Китайской Народной Республики сейчас находится на Дальнем Востоке и в Российской Федерации?
К.Ромодановский: В Российской Федерации на вчерашний-позавчерашний день находилось 248 тысяч человек.
Д.Медведев: А реальная цифра, она больше?
К.Ромодановский: Это реальная цифра.
Д.Медведев: То есть это расчётная цифра?
К.Ромодановский: Нет, это реальная цифра – исходя из того, что наша информационная система работает с конца 2008 года. Если люди въехали раньше, находятся на нелегальном положении, мы, конечно, их не видим. Но реальная цифра такая. Мы ситуацию контролируем, она ясна и понятна. На Дальнем Востоке неделю назад цифра была, по‑моему, 86 тысяч человек.
Д.Медведев: Хотел бы в этом контексте задать такой вопрос. Мы вообще прикидывали – я понимаю, что это дело не только миграционного ведомства, скорее это дело Министерства экономического развития и Правительства в целом, тем не менее какое общее количество трудовых ресурсов, привлечённых из‑за границы, не только высококвалифицированных, а вообще, соответственно какое количество мигрантов нам необходимо для того, чтобы наша экономическая жизнь была налажена, чтобы регионы, которые, прежде всего, относятся к Дальнему Востоку, но не только, конечно, могли полноценно развиваться?
Потому что это проблема большая, она не только российская, есть и в Европе с этим соответствующие проблемы, тем не менее мы рассчитывали когда‑нибудь эти цифры?
К.Ромодановский: Таких расчётов нет. С точки зрения миграции, с точки зрения реального положения дел я могу назвать такую цифру: это порядка пяти миллионов рабочих рук.
Д.Медведев: Это ответ на этот вопрос. По мнению нашего миграционного органа, пять миллионов человек обеспечивают потребность Российской Федерации в дополнительном притоке рабочей силы и в решении задач экономического развития.
К.Ромодановский: Они сейчас реально есть, эти пять миллионов: миллион работает легально, и около четырёх миллионов работают незаконно.
Д.Медведев: Надо здесь наводить порядок. Четыре миллиона – это, конечно, очень большая цифра.
К.Ромодановский: Дмитрий Анатольевич, в этой связи мы и патенты ввели. То есть мы создаём систему, которая позволит людям свой статус определять.
Д.Медведев: Нужно такие условия создавать для миграции, чтобы люди, во‑первых, готовы были приезжать работать, а во‑вторых, чтобы правила были понятные и достаточно простые, чтобы их было проще соблюдать, чем нарушать. Ведь отчего нарушают правила? Не потому, что очень хочется законодательство нарушить иностранного государства, а просто потому, что они такие, что они невыполнимы. И поэтому, естественно, все идут на их нарушения. Кроме случаев, когда человек въезжает [в страну], сознательно предполагая совершение преступлений. Но это уже другие категории граждан, с ними нужно просто бороться, выдавливать их, наказывать.
К.Ромодановский: Можно ещё два слова добавить. Мы активно взаимодействуем с нашими партнёрами в рамках созданной совместной рабочей группы. Было проведено четыре заседания, мы сумели убедить наших партнёров в том, что нужно заниматься вопросами не только внешней трудовой миграции, но и борьбой с незаконной миграцией, на что китайская сторона сначала смотрела очень отрицательно. На сегодняшний день пока не удаётся столкнуть с места вопрос реадмиссии, но тем не менее мы надежд не теряем.
Д.Медведев: У нас есть соглашения по реадмиссии с китайской стороной? Или они пока не готовы?
К.Ромодановский: Не готовы.
Д.Медведев: Поговорим с ними на эту тему. На самом деле надо будет вернуться к этому вопросу в разговоре с нашими китайскими партнёрами.
Я вчера обратил внимание Контрольного управления [Президента] и Правительства на то, что истекал срок подготовки предложений по повышению эффективности реализации госпрограммы по добровольному переселению соотечественников. Они сегодня успели, доложились, прислали по факсу бумагу. По состоянию на 10 июня общее количество участников Госпрограммы и членов их семей составило 21 213 человек, из них 3201 человек выбрали для переселения регионы Сибири и Дальнего Востока.
Вот это как раз и плохо, потому что нам здесь прежде всего нужны рабочие руки, и здесь у нас происходила естественная и неестественная убыль. Понятно, что проще поселиться в центре России, но рабочие руки и люди нам, конечно, нужны прежде всего здесь. Поэтому вот эти пропорции надо пытаться менять. Понятно, заставлять переселенцев невозможно, это вопрос экономической и социальной мотивации, и это как раз самая трудная задача, это задача для руководителей регионов.
К.Ромодановский: Переселенцы более активно едут в Сибирский регион, менее активно – на Дальний Восток.
Д.Медведев: А нам‑то как раз прежде всего нужны переселенцы здесь, потому что это огромный регион, и, к сожалению, он очень слабо заполнен. Это задача комплексная, конечно. Её невозможно решать так, как это решали всегда в прежние годы.
Мне всё время, когда я раньше приезжал, приводили в пример различного рода программы дореволюционной России. Такие программы сейчас не сработают, никто из центра России или из других стран не поедет за участок земли и за корову работать. Просто другие стандарты жизни появились. Без телевизора, без интернета, без нормального водоснабжения никому это неинтересно. Поэтому нужно условия создавать.
И последнее, то, с чего Вы начали: Вы сказали, что ситуация выправляемая. Я не только в этом убеждён – это просто наша задача её исправить. Потому что если мы ситуацию не исправим, у нас будут большие проблемы даже с точки зрения будущего государства.
А.Бельянинов: Дмитрий Анатольевич, два слова о Таможенном союзе, потому что это событие волнует не только участников внешнеэкономической деятельности, но и российскую таможню. Два дня работы в условиях Таможенного союза (начинается третий на европейской части и третий идёт на Дальнем Востоке). Пока никаких происшествий или чрезвычайных событий не было.
Д.Медведев: Может, потому что выходные?
А.Бельянинов: Вероятно, да. А, может быть, ещё те правила, которые введены, должны быть осмыслены участниками – как физическими лицами, так и юридическими, с тем чтобы потом в условиях Таможенного кодекса заново осваивать этот пока ещё нью, что называется. Но каждый день на контроле, Дмитрий Анатольевич, у нас созданы телефоны доверия и в региональных управлениях, и в ФТС [Федеральная таможенная служба]. Следим за ситуацией в режиме онлайн. Пока всё нормально, хотя определённые тревоги есть: вероятно, самая большая – это собственно формат Таможенного союза. Когда мы определимся по составу участников, тогда можно будет говорить объективно.
Д.Медведев: Мы вроде бы исходили из того, что определились по составу участников?
А.Бельянинов: Мы работаем со своими смежниками в Республике Беларусь и Казахстане так, как должны работать. Взаимодействие у нас отлаживается, с белорусами больше, чем с казахскими коллегами.
Д.Медведев: Очень хорошо. Нам надо это всё завершать здесь без политики всякой ненужной. Надо просто, чтобы наши коллеги выдавали правильные указания. Контакт с белорусами есть на эту тему?
А.Бельянинов: Да. Полный контакт: и готовность, и информационный обмен, чтобы наши сотрудники присутствовали в информационных центрах, в пунктах пропуска. Здесь у нас никаких проблем с белорусскими коллегами нет.
Д.Медведев: Главное, чтобы была ещё политическая поддержка.
А.Бельянинов: Это вне нашей компетенции.
Д.Медведев: Это даже вне моей компетенции. Это в компетенции нашего коллеги. Так что пусть занимаются, это гораздо полезнее, чем спамом заниматься: «письма счастья» рассылать я имею в виду.
А.Бельянинов: По ситуации на Дальнем Востоке. Дальневосточное таможенное управление перевыполнило план по сбору платежей на 120 процентов. И это, в общем‑то, событие. Достаточно долгое время мои коллеги на Дальнем Востоке с трудом выполняли план.
Д.Медведев: Это в этом году произошло перевыполнение плана?
А.Бельянинов: В этом году. Данные на 30 июня. Вероятно, это связано с тем, что за пять месяцев внешнеторговые обороты, по нашим данным, 13,3 миллиарда долларов, а в прошлом году за сопоставимый период было 7,3. Грузооборот за пять месяцев – 22,3 тысячи тонн, в прошлом году было 16,4. Так что очевидный рост товарооборота.
Д.Медведев: Вероятно, ещё и кризис немножко отступил, но и собирать по‑другому, видимо, начали.
А.Бельянинов: Идёт оживление, растёт потребительский спрос, возрастает импорт. Страна получила другое лицо: возрос очень серьёзно экспорт, а это связано с нефтью Восточной Сибири, которая уходит теперь через Козьмино. У нас по экспорту показатели – 9,2 миллиарда долларов, по импорту – 4,1, такие цифры. В принципе проблемы с правонарушениями пока старые: это вывоз леса, – но это не таможенные проблемы. Таможня фиксирует эту ситуацию.
Д.Медведев: Конечно, не таможенная.
А.Бельянинов: Потому что, когда лес приходит на оформление, документы на него уже легализованы, и в основном мы говорим о том, что…
Д.Медведев: А где происходят такого рода подлоги, преступления где совершаются? Мы вчера ездили по реке смотрели, вот идут эти баржи огромные, все забиты этим лесом. На нём не написано, легальный он или нелегальный: лес как лес, в большом количестве. Плохо, конечно, что мы его гоним таким образом, а не перерабатываем у себя. Но это уже отдельная проблема. Это к нам вопрос на самом деле, потому что чем больше мы будем строить деревоперерабатывающих комбинатов, тем большее количество добавленной стоимости будет возникать на нашей территории. Где, на Ваш взгляд, [происходят преступления]?
А.Бельянинов: Это на самом деле проблема внутренняя. Это там, где идёт вырубка леса, это касается и порубочных билетов, иногда хищническая…
Д.Медведев: Хищническая – это немного другое.
А.Бельянинов: Тем не менее на таможню приходит товар – лес с легализованными документами. Максимум, что мы можем сделать, – это проводить экспертизы на подлинность сертификатов (как правило, они все в очень хорошем состоянии).
Д.Медведев: У Вас такие же впечатления? (обращаясь к В.Ишаеву)
В.Ишаев: Там такой комплекс вопросов – цены таможенные, раз. Сам порядок формирования цены, они работают на указанной цене, есть цены региона. У них цены декларируются на 3 года. Это Минэкономразвития делает такие вещи, а цена плавает. Мы посчитали, как за счёт разницы цены, которая существует на рынке, из декларированной цены – 39 долларов с куба в пролом году осталось за рубежом.
Д.Медведев: Это вопрос на самом деле к предпринимателям, конечно.
В.Ишаев: Правила и законодательство – это комплексный вопрос, мы фиксируем эту ситуацию.
…о чём он говорит, он говорит у нас: раз поймали тебя с бревном, ты нарушил, а если ты купил бревно, неправильно срубленное, – документы чистые, а там половина нелегального.
Д.Медведев: Тот, кто покупает, тот прекрасно знает. Это и по цене легко определить. На самом деле всем понятно, кто является чёрным поставщиком, серым поставщиком, а кто является легальным поставщиком.
А.Бельянинов: Я хотел бы ещё по ввозу автомобилей и автозапчастей. После предпринятых мер количество незаконно ввозимых автомобилей на Дальнем Востоке резко упало, проблема сейчас перетекла в другую плоскость. Так называемые конструкторы – распиленные корпуса, которые ввозятся под видом автозапчастей. Мы возбуждаем уголовные дела, дела об административных правонарушениях, такой факт имеет место. Наверное, это не судьбоносно для отечественного автопрома по объёмам.
Д.Медведев: Какие это объёмы?
А.Бельянинов: Мы возбудили 58 уголовных дел, и стоимость предмета преступления составляет 42,7 миллиона рублей, размер выплачиваемых таможенных пошлин – 20 миллионов; цифры, близкие к ничтожным.
Д.Медведев: Тогда кому это мешает, если цифры, близкие к ничтожным?
А.Бельянинов: Сейчас по ФТС Российской Федерации (которая находится на Дальнем Востоке). Закупаются автомобили, уже произведённые на территории Российской Федерации, иномарки. Тем не менее это уже российские машины, они произведены на нашей территории. И мы комплектуем свой автопарк, в том числе и этими автомобилями. Эта политика проводится всеми федеральными ведомствами, и таким образом идёт заполнение этих рынков. Я хотел бы ещё отметить, что у нас расположение таможенных органов в портах Дальнего Востока оставляет желать лучшего. Тема достаточно старая, проблема одна: в морских портах не с кем договариваться, там должен быть один хозяин, там слишком большое количество владельцев, причалов.
Д.Медведев: То есть нет единого лица, уполномоченного на то, чтобы договариваться.
А.Бельянинов: Да. Помещения оставляют желать много лучшего, и места, где находится таможня, затрудняют и таможенное оформление. Так что эта проблема существует.
В.Ишаев: В каждом порту есть морская администрация, которая подчиняется Министерству. Нужно, чтобы там прошли указания, чтобы они занимались этими вопросами. Они от имени государства распоряжаются основными средствами и всем остальным и не хотят заниматься тем, о чём говорит Андрей Юрьевич [Бельянинов]. Перекладывают эти вопросы на пользователей стенок, которым это сдано в аренду.
Д.Медведев: Конечно, должна быть единая администрация, которая эти вопросы решает; я не уверен, что она везде есть.
В.Ишаев: Есть во Владивостоке и во всех портах.
Д.Медведев: Надо проследить за этим, Вы сами (обращаясь к В.Ишаеву) займитесь этим, обратите на это внимание.
Владимир Егорович [Проничев], пожалуйста.
В.Проничев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания!
Ваше замечание по поводу состояния, обустройства и охраны границы на Дальнем Востоке абсолютно справедливо, есть отдельные направления, которые находятся в старинном состоянии. Прежде всего я бы хотел сказать, что это не запущенность, а это связано с тем, что мы выстроили систему обустройства государства в целом по России системно, начиная с Кавказа (то, о чём Вы сказали). В настоящее время мы формулируем федеральную целевую программу на 2012–2017 годы, где будет полностью выполнены требования по современному обустройству границы. Мы предполагаем построить порядка 145 новых объектов, при том, что в принципе, мы строительство ведём уже и сейчас. Создаём новые рубежи, они более современные. Почему у нас китайский участок был после казахстанского? Потому что мы обустроили морской [участок] и создали благоприятные условия для работы нашей рыбодобывающей промышленности, а в настоящее время китайский участок, он опирался на старую систему охраны границы, и сейчас идёт её реконструкция. Вместе с тем структура совершенно современная, уже работает в новом оперативном техническом режиме, мы считаем, что с учётом обустройства мы будем готовы выполнять задачу полностью и качественно.
Д.Медведев: Владимир Егорович, Вы назвали цифру – 145 объектов. Выглядит весомо, это позволит – всё‑таки граница у нас огромная, у нас страна самая большая на планете – качественным образом решать задачи по охране государственной границы и по осуществлению пограничных формальностей, вот такое количество объектов – или этого откровенно мало?
В.Проничев: Дмитрий Анатольевич, этого вполне достаточно, и это речь идёт только о дальневосточном регионе, сухопутном участке. У нас морской участок вошел в программу обустройства и создания всех условий. Сейчас мы её завершаем. Причём базирование нашей корабельной катерной группировки (она сейчас выстроена) находится на камчатском направлении. Всего здесь сосредоточено 248 кораблей и катеров корабельно-катерного состава. Поступают современные корабли и катера на направления, в частности, благовещенское, хабаровское. У нас поступают суда на воздушных подушках, новая техника, тепловизоры. Хабаровское направление обустроено совершенно новой системой наблюдений (ночного дневного, для любых условий). Применяется современная авиация, сейчас поступает авиация с ночными приборами, и осуществляется охрана границы. Здесь в принципе всё идёт [нормально], хотелось бы [увеличить] темп. Но мы исходим из возможностей государства. Тут всё предельно ясно.
Поэтому, завершив формулировать в целом федеральную целевую программу всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, я думаю, где‑то осенью, в сентябре, мы выходим уже на представление предложений в Правительство. Это первая позиция.
Вторая позиция. Вами была поставлена задача в отношении пунктов пропуска. Всего на дальневосточном направлении 46 пунктов пропуска. Из них по классической схеме обустроено, к сожалению, три. В чём причина? Причину мы видим такую: взаимосвязь технологичного решения передачи данных (информации) и соответственно специализация пунктов пропуска, то есть каждое направление. Работа эта идёт в государственной пограничной комиссии – надеюсь, что она будет завершена, во всяком случае, так сказал Сергей Борисович Иванов, что мы её завершаем. Выносится постановление, которое будет основанием для того, чтобы мы могли целенаправленно сосредоточиться на пунктах пропуска. Не делать их многофункциональными, т. к. зачастую часть функций нет необходимости обрабатывать.
Д.Медведев: А сколько нам нужно иметь пунктов пропуска, мы понимаем, – вот для будущего, с учётом растущих потоков?
В.Проничев: Дмитрий Анатольевич, достаточно активно идут расчёты Министерства экономического развития. Готовится информация о перспективах развития региона и направлениях грузов. И это, конечно, от нас не зависит. Минэкономразвития уже сформулировало в целом замысел по Северо-Западу, Западу, достаточно серьёзно на казахстанском направлении проработано, и завершается работа Дальний Восток – Тихий океан. Почему? Да потому что, допустим, это всё настолько увязано. Например, порты. Но по портам мы отстаём: если говорить о Китае, то в 88 раз; если говорить о Японии и Южной Корее, то в 300 с лишним раз – по количеству портов, которые задействованы в обработке биоресурсов. А это, в общем‑то, является для нас, конечно, важным вопросом. 9 июля будет заседание федеральной целевой программы, я буду докладывать вопрос (по Вашему поручению) по приграничной территории, с тем чтобы не было её отвода, это один из вопросов. И второй вопрос – как раз пункты пропуска.
Далее я хотел бы доложить ситуацию, связанную с обстановкой. Если говорить об обстановке на сухопутном участке, то здесь, на мой взгляд, наиболее острыми являются: первое – это тактика и действия китайских властей, связанные с обустройством, укреплением береговой линии поймы пограничных рек. О чём речь? Речь идёт о том, что они, в общем‑то, имеют [право] на основании соглашения проводить [обустройство береговой линии], но они обязаны это согласовывать с нами, обязаны согласовывать с компетентными властями с нашей стороны и проводить эти работы по взаимной договорённости. Причём работы проводятся достаточно серьёзно. Только в 6 районах – это вопросы, связанные с берегоукреплением на больших протяжённостях, и в 3 местах – это углубление. Углубление тоже может привести к изменению поймы, русла рек и соответственно фарватера. Таким образом, это, на наш взгляд, является принципиальным, таким проблемным вопросом, который необходимо в том числе отрабатывать с китайскими властями и проводить соответствующую линию.
Хотелось бы в целом сказать по организации работы. Вы ставили нам задачу в части, касающейся миграции, упорядочить передачу информации от пограничников к федеральной миграционной службе. Мы эту работу провели, полностью организовали сразу же практически. И в настоящее время в течение суток мы передаём информацию письменно, документально, на всём участке государственной границы России.
Д.Медведев: То есть в принципе этот вопрос закрыт?
В.Проничев: Мы Вам докладываем, что этот вопрос закрыт. Но имеется в виду ручная работа, а дальше идёт электронная.
Д.Медведев: Я имел в виду ситуацию, когда у нас всё это путешествует по нескольку дней.
В.Проничев: Да. Но у нас сейчас сутки. Вот то, что предписано законом, мы в течение суток делаем. Дмитрий Анатольевич, там вопрос немножко более сложный. Сложность его заключается в том, когда будет определена спецификация пункта пропуска, то можно будет включать «Электронную Россию» – систему передачи данных информации. Это чрезвычайно важно для введения биометрических паспортов, и тогда мы ограничим вообще доступ на территорию ненужных, будем говорить так, граждан, которые вызывают неудобства.
В завершение я хотел бы в соответствии с Вашим поручением по организации работы: у нас достаточно серьёзно – это речь идёт о международном сотрудничестве – организована работа в зоне северной части Тихого океана, имеются в виду Соединённые Штаты Америки, Южная Корея, Япония, Китай, Канада и Россия. Информация идёт в реальном времени, в закрытом режиме, и программный продукт – наш, это Россия выиграла на конкурсе.
Хочу сказать, что в принципе [совместная работа идёт] уже не один год, и достаточно эффективно. Во взаимодействии с нашими китайскими коллегами мы решили многие задачи. По ряду показателей идёт значительное улучшение в части, касающейся сокращения режима границы, то есть в разы идёт сокращение нарушения режима границы. Работа идёт активная, совершенствуется законодательство, я здесь проблем не вижу.
Непосредственно на благовещенском направлении: единственный вопрос, который мы должны довести с администрацией субъекта, – это убрать с территории приграничья старую колючую проволоку. Эта работа ведётся комплексно, то же самое с привлечением новых технических средств, и требуется время. Мы всё проговорили, все вопросы обсудили.
Д.Медведев: Понятно. Хорошо. Владимир Егорович, нужно все задачи, о которых Вы говорите, решать. Нужно создавать современную границу, нужно создавать современные пункты пропуска, вводить новые объекты. Одновременно обращаю Ваше внимание на то, что мы должны заниматься и решением социальных вопросов для сотрудников ведомства, для пограничников, чтобы – как мы с Вами делали на южных рубежах, на Кавказе, – вводилось новое приличное жильё, чтобы можно было служить в нормальных условиях и, естественно, чтобы такая служба была престижной, потому что это ответственная и важная работа.
По всем остальным соображениям мы ещё обменяемся мнениями.