Д.Медведев: Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, конечно, а к москвичам.
Уважаемые коллеги, тема нашего совещания – развитие Дальнего Востока и укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторое время назад мы проводили совещание практически в этих же стенах и рассматривали социально-экономические проблемы округа и перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией как с двумя соседними странами. Речь шла об укреплении экономики восточных регионов, оздоровлении их отраслевой структуры и социальной сферы. Ну и, конечно, о том, чтобы больше зарабатывать на наших внешних связях.
Прошедший год был трудным, но, несмотря на экономический спад, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются. По итогам первого квартала объём взаимной торговли с Китаем вырос более чем на 50 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, а с Республикой Корея вообще на 80 процентов Активизировалось приграничное сотрудничество с северными районами Монголии и северо-восточными провинциями Китая.
В то же время, и это печальный факт, из‑за кризиса ухудшился ряд социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Сократился объём промышленного производства. К сожалению, у каждого пятого жителя доходы ниже прожиточного минимума. Большинство территорий округа по‑прежнему дотационные. А если говорить о модернизации, о теме инноваций, которыми мы сейчас по‑настоящему все стали заниматься, то здесь доля производимой инновационной продукции в округе – всего один процент, даже меньше.
Конечно, всё это усугубляет и без того непростые демографические проблемы. Отток нам пока остановить не удалось. За 20 лет, с 1991 года, население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это самая тревожная, самая опасная тенденция, которой мы должны заниматься в постоянном режиме. Для того чтобы её исправить, необходимы общие усилия. Очень многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той социальной политики, которую государство проводит, и, конечно, здесь нужно работать на будущее, работать по‑серьёзному.
Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным технологическим и инвестиционным потенциалом. При этом здесь не хватает энергоресурсов, зачастую не хватает сырья. И, конечно, здесь очень сильно раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне необходимо для внутреннего развития.
Чтобы повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни людей, реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. При этом большие возможности для развития может дать укрепление связей на тихоокеанском направлении. Почему? Именно потому, что азиатско-тихоокеанское направление уже более 20 лет развивается опережающими темпами. Очень бурно развивается. Даже в самый острый период глобального спада в мировой экономике в регионе темпы роста ВВП не опускались ниже 3,5 процентов. Наиболее развитые национальные экономики раньше других преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами. По сути, сюда перемещается не только центр глобального экономического развития, но и по многим вопросам центр политического взаимодействия. Я напомню, что в 2010 году в среднем по региону ожидается прирост ВВП на уровне 7 процентов. Можете сравнить с Европой. В том числе в Китае – 9,5 процентов, а в Индии – более 8 процентов.
Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным технологическим и инвестиционным потенциалом. При этом здесь не хватает энергоресурсов, зачастую не хватает сырья. И, конечно, здесь очень сильно раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне необходимо для внутреннего развития.
В этом контексте акцентирую ваше внимание на трёх задачах.
Первая задача. На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. До конца текущего года Правительство должно представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций России в регионе. Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учётом потенциала наших восточных районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.
Особое внимание надо уделить соглашениям о свободе торговли. Их в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более 50. И будущее экономическое сообщество региона формируется именно на их основе. Надо подумать о том, как нам этот опыт использовать. И здесь разговоры о том, что у нас по всей территории России должен быть абсолютно унифицированный режим, я не принимаю.
Второе. Специализация России в области высоких технологий на рынке АТР очевидна. Но это высокие технологии в тех областях, которые для нас сейчас доступны. Что это? Это, конечно, энергетика, которая является абсолютно высокотехнологичной сферой, если к этому относиться правильно, а не просто нефть перегонять из одной страны в другую. Авиастроение, безусловно, космические услуги. В этих сферах нужны новые производственные цепочки, запуск многосторонних проектов технологической кооперации и другие проекты. При этом важно использовать опыт соседей по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию особых экономических зон. Нужно предоставлять и современные банковские, логистические, консалтинговые и информационные услуги. И, конечно, стараться надёжно страховать риски.
Кроме того, для ряда стран региона Россия остаётся основным поставщиком углеводородов. Это традиционная для нас сфера, но не менее важная – денег она приносит достаточно в бюджет. Мы это хорошо знаем. Но нужно развивать нашу энергетическую инфраструктуру. Привлекать инвестиции в нефтепереработку, в нефтехимию, в добычу и перевалку сырья в дальневосточных регионах и, соответственно, перевалку в дальневосточных портах.
У нас активно идёт строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Уже введена первая очередь, создаётся единая система добычи и транспортировки газа и газоснабжения. В прошлом году 18 февраля на Сахалине запущен первый и пока, кстати, единственный в стране завод по производству сжиженного природного газа. Он является одним из крупнейших в мире и построен в рамках проекта «Сахалин-2».
За 20 лет, с 1991 года, население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это самая тревожная, самая опасная тенденция, которой мы должны заниматься в постоянном режиме. Для того чтобы её исправить, необходимы общие усилия.
Нам нужно использовать не только те инструменты, которые для нас являются вполне традиционными, но и те, которые мы недавно ввели, и которыми, надо признаться, мы пользоваться пока не умеем. В частности, такие инструменты, как концессия. Кстати, хочу вас проинформировать, что мною подписаны изменения в соответствующий федеральный закон. Эти изменения теперь затрагивают особенности заключения таких соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства, а также участия в концессионных соглашениях государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кроме того произошли изменения в правовом статусе участников концессионной сделки, а именно концедента и концессионера, включая их права и обязанности, допускается перемена лиц в концессионных отношениях. Ну и объекты концессионного соглашения тоже теперь понимаются более широко. Это не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества. Надеюсь, что эти изменения будут использоваться в том числе здесь.
Третье. Необходимо укреплять роль России в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно: в АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК. Здесь, надо признаться, у России достаточно прочные позиции. От нас ждут, конечно, более активных действий. И это потребует более скоординированной работы МИДа и других отраслевых ведомств. Мы предложим наше видение того, как выстроить в регионе полицентричную, внеблоковую архитектуру безопасности и сотрудничества.
Новые возможности для усиления роли России открываются в форуме АТЭС, где мы будем председательствовать уже через полтора года. В том числе для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года. Завтра, во Владивостоке, мы посмотрим объекты, которые строятся на острове Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. После саммита эти объекты станут основой мощного образовательного и инновационного центра – Дальневосточного федерального университета.
Большие перспективы и в развитии диалогового партнёрства с АСЕАН. Это реальный фактор продвижения отечественных товаров, технологий и инвестиций на рынки АТР. Я надеюсь, что и второй саммит Россия–АСЕАН, который пройдёт этой осенью в Ханое, даст импульс этим процессам.
Интеграция со странами АТР, я думаю, все это понимают, – очень серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что мы должны заниматься только продвижением в этом направлении, потому что мы, естественно, единая страна и должны часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ, услуг и людей из одной территории России в другую. Тем не менее АТР – очень серьёзный ресурс, и этот шанс, шанс на развитие отношений в АТР, мы должны использовать на благо прежде всего дальневосточных регионов.
Давайте начнём работать. Слово для выступления Министру регионального развития Виктору Фёдоровичу Басаргину.
В.Басаргин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Дальний Восток был определён Вами одним из приоритетов территориального развития Российской Федерации. За 2008–2009 годы Дальневосточному федеральному округу удалось увеличить свой вклад в показатели развития страны. Так, его доля в валовом региональном продукте России выросла с 4,5 процентов в 2007 году до 5,2 процентов по итогам 2009 года. В результате существенного роста объёмов государственных инвестиций доля Дальнего Востока в общем объёме инвестиций в основной капитал возросла за этот же период до 10,6 процента с 6,5 процента. В сравнении с предкризисным уровнем рост вложений составил в Приморском крае – в 3,2 раза, в Хабаровском крае – на 67 процентов, в Еврейской автономной области – на 62, в Камчатском – на 64 и так далее. По росту промышленного производства Дальневосточный федеральный округ лидирует среди федеральных округов с приростом на 22,2 процента по сравнению, правда, с предкризисным периодом, причём рост наблюдается во всех субъектах округа. В сравнении с предкризисным уровнем наибольший рост отмечен в Чукотском округе – в 6,1 раза, в Сахалинской области – на 38 процентов, в Магаданской – на 27, в Хабаровском крае – на 15 процентов. Отмечу успехи в жилищном строительстве. Как и в прошлом году, здесь тоже продолжается рост. В январе–мае введено 339 тысяч квадратных метров жилья или 104,6 процента к уровню прошлого года. Опережающими темпами по сравнению с общероссийскими растут доходы населения. В апреле они составили 20 тысяч 464 рубля на человека. Причём если год назад доходы здесь превышали средние по стране на 2 процента, то сегодня уже на 6,7 процента.
Мы с точностью до человека, уже это отмечали, отслеживаем ситуацию с главным богатством Дальнего Востока – с его населением. Здесь тоже есть позитивные подвижки. За первый квартал почти на 256 человек снизилась по сравнению с прошлым годом естественная убыль населения. К сожалению, отток сегодня сохраняется, но в положительную плоскость перешла миграция на Камчатке, заметно снизился отток в Якутии, Амурской, Магаданской областях и на Чукотке.
В целом по комплексным показателям развития можно выделить Республику Саха (Якутию), Хабаровский край, Амурскую и Сахалинскую области, Чукотский автономный округ. Здесь отмечается рост экономики и уровня жизни населения. Это тоже прямое следствие реализации в этих регионах общефедеральных проектов, которые Вы тоже отмечали в своём вступительном слове. Это строительство трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан и шельфовых проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и ряда других.
Вместе с тем, несмотря на опережающую динамику по сравнению с другими регионами, по абсолютным показателям развития Дальний Восток ещё существенно отстаёт от наших регионов и от наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Долгое время темпы развития здесь сдерживали: первое – экономическая и инфраструктурная изоляция от наиболее развитых российских рынков, высокие транспортные затраты; второе – наличие изолированно работающих энергосистем, энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников; третье – невысокая степень диверсификации инновационной региональной экономики, имеющей ресурсную направленность; и четвёртое – это очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, низкое качество социальной инфраструктуры и отсутствие комфортных условий проживания.
Для решения этих проблем в соответствии с Вашими, Дмитрий Анатольевич, поручениями по итогам рабочей поездки на Дальний Восток была разработана стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года и утверждена Правительством в декабре прошлого года. В настоящее время закончено формирование плана мероприятий по её реализации, и этот план мероприятий внесён для утверждения в Правительство Российской Федерации.
С началом работы по стратегии появились конкретные проекты, выделились приоритетные направления деятельности, новые подходы к реализации федеральных целевых программ развития Дальнего Востока, повысилась системность международного и межрегионального сотрудничества. Как Вы уже отмечали, началась реализация комплексных проектов территориального развития, включая развитие инфраструктуры к саммиту АТЭС, – это и строительство зданий саммита, и университета, что даст 12 тысяч учебных мест, это развитие коммунальной инфраструктуры Владивостока, развитие энергетической и портовой инфраструктуры, реконструкция аэропорта, строительство дорожных сетей и так далее.
В части создания каркаса транспортной инфраструктуры сегодня приоритетами становятся: транспортный коридор Китай–Евразия, как катализатор роста грузопотоков; нефтепровод ВСТО производительностью до 80 миллионов тонн нефти в год, который обеспечит выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие на территории региона единой системы газоснабжения России. Это развитие зоны БАМа, предусматривающее в том числе освоение природных ресурсов и строительство автодорог, в частности, «Амур» (Чита–Хабаровск), второй очереди железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Амур, реконструкция автодороги «Байкал». Это Транскамчатский коридор, создающий единую опорную автодорожную сеть на Камчатке. Это строительство железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск с переходом через реку Лена. Это создание через Ванино и Советскую гавань транспортно-промышленного узла, благодаря чему грузопотоки через порты Ванино и Советская гавань до 2020 года достигнут 60 миллионов тонн в год, а прирост валового регионального продукта составит 8 миллиардов рублей. Это мероприятия по интенсификации воздушного сообщения, не буду перечислять все объекты, включая развитие малой авиации. Всё это в совокупности с мерами по развитию наземных путей сообщения даст синергетический эффект качественного улучшения транспортной доступности, снижения стоимости перевозок и интеграцию в систему АТР.
Масштабные проекты в базовых экономических специализациях требуют превентивного создания генерации и мощного сетевого хозяйства. В этой связи приоритетом становится создание на Дальнем Востоке мощного и целостного сегмента единой энергетической системы страны. Это ввод новых генерирующих мощностей Уссурийской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС, Якутской ГРЭС, атомной электростанции на базе плавучего энергоблока в городе Певек, Канкунской ГЭС и так далее.
Мы также считаем необходимым расширение числа геотермальных, приливных и ветряных электростанций. В регионах, где полная ликвидация автономных энергосистем в краткосрочной перспективе невозможна (это Якутия, Камчатка, Чукотка), считаем целесообразным рассмотреть возможность использования в качестве моторного топлива газа. Пилотный проект мог бы быть реализован сегодня в Республике Саха (Якутия). Это предложение связано с планируемой реализацией комплекса решений по расширению единой системы газоснабжения страны на восток. Мы также считаем необходимым синхронизировать эти работы с мероприятиями по реформированию жилищно-коммунальной системы в части перехода на использование местных видов топлива в этой сфере.
Однако энергоёмкость существующих и создаваемых производств перестанет быть сдерживающим фактором развития только в случае формирования цен на природный газ на уровне, не превышающем среднероссийские показатели, и перехода сегодня на долгосрочные тарифы. В этом случае Дальний Восток в стратегической перспективе может стать центром развития химии и нефтегазохимии. Нефгегазохимическое производство и фармацевтика сегодня создаются в Республике Саха, в Хабаровском крае, Амурской, Сахалинской и Иркутской областях.
В сфере развития лесопереработки мы видим перспективы расширения рынка сбыта таких видов продукции, как пеллеты и топливные брикеты, а также создание мебельного производства.
Значительная роль в создании инновационной экономики может быть обеспечена формируемым научно-образовательным комплексом. Это ряд федеральных университетов.
Яркий пример инновационного подхода – развитие Дальневосточного национального космического центра на базе ЗАТО «Углегорск» и космодрома «Восточный», что обеспечит среднегодовой рост промышленного производства в Амурской области на уровне 115 процентов и рост объёма отгруженной продукции в пять раз.
Создание единой информационной системы, объединяющей инновационные разработки регионов Дальнего Востока, будет способствовать созданию условий для модернизации машиностроения, включая судостроение. Это реконструкция и строительство предприятий в порту Восточный, создание Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационного технологического центра морских технологий. Уже подготовлено более 100 специалистов в принципиально новой области объёмного проектирования.
Развитие судостроения тесно связано с перспективами рыболовства, развитием его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота. Это позволит увеличить объём вылова водных ресурсов на Дальнем Востоке в 1,6 раза по сравнению с сегодняшним днём – до 3,5 миллионов тонн в год к 2020 году.
Также в числе приоритетов обеспечение качественных изменений в социальной сфере. Это стимулирование жилищного строительства, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, размещение межрегиональных центров телемедицины для экстренной помощи в труднодоступных территориях.
Инструменты реализации – это прежде всего федеральные целевые программы. Так, в 2010–2013 годах по этим программам будет направлено 367 миллиардов рублей, в том числе 303 миллиарда рублей из федерального бюджета. К сожалению, пока в настоящее время на реализацию ряда ключевых проектов развития Дальнего Востока влияют условия ограничения лимитов бюджетных обязательств. Так, уже перенесены сроки начала строительства более 35 объектов.
На территории Дальнего Востока сегодня успешно реализуются общегосударственные проекты при финансировании за счёт инвестиционного фонда. Общая стоимость проектов – 174,9 миллиарда рублей, из них 49,5 миллиарда рублей – это средства фонда, а 125,4 миллиарда рублей – средства частных инвесторов. В рамках этих проектов будут созданы крупные промышленные кластеры, которые обеспечат увеличение валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона, создадут условия для наращивания товарообмена между Россией и странами АТР и формирование 30 тысяч новых рабочих мест. Есть ещё примеры таких проектов, в частности, создание горно-металлургического кластера в Приамурье с общим объёмом инвестиций 86 миллиардов рублей, из которых 70,3 миллиарда рублей – это частные инвестиции.
Ещё одним источником инвестиционных вложений мы видим дальнейшую интенсификацию межгосударственного, приграничного прежде всего, инвестиционного сотрудничества, для этого сегодня уже заложены все необходимые основы. В рамках одобренной Вами программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири России и северо-востока Китая на 2009–2018 годы предусматривается реализация 205 ключевых проектов регионального сотрудничества. Мы недавно на экспертном совете по региональной инвестиционной политике при Минрегионе обсуждали продвижение первых, наиболее проработанных девяти инвестпроектов в сферах развития инфраструктуры, создание промышленных парков деревообработки в добывающей и пищевой промышленности, туризма и электроэнергии на 175,4 миллиарда рублей. Их реализация позволит создать более 11 тысяч рабочих мест. Каждый из проектов имеет исключительно важное значение для регионов Дальнего Востока. Так, строительство железнодорожного моста через Амур на участке российско-китайской границы в Еврейской автономной области сократит путь в Китай для местных предприятий на 1700 километров. Это первый серьёзный интеграционный проект, который непосредственно подключает нас к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона. Он обеспечит прирост валового регионального продукта Еврейской автономной области на 11,6 миллиарда рублей, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 4 миллиарда рублей и создание более 3 тысяч дополнительных рабочих мест.
С учётом того, что строительство этого объекта сейчас ведётся исключительно за счёт частного инвестора, мы предлагаем сегодня поручить Минэкономики, Минтранспорту, Минрегиону проработать механизм поступления этого объекта в государственную собственность.
Также, к примеру, ведётся формирование перечня региональных инвестпроектов с участием южнокорейских компаний. В октябре 2009 года акционерным обществом «Объединённая судостроительная корпорация» и южнокорейской компанией подписано соглашение о строительстве в Приморье верфи с инвестициями с корейской стороны в 200 миллионов долларов. В ноябре верфь была заложена. Уже получены первые заказы.
Начата работа по инвестиционным проектам, заинтересовавшим японские компании. Это строительство завода по производству листового стекла с объёмом инвестиций в 240 миллионов долларов, комплекса по глубокой переработке тяжёлых нефтяных остатков стоимостью 41,6 миллиарда рублей (причём инвестор планирует покрыть более 80 процентов стоимости проекта), комплекса по производству полиэфирных нитей и технических тканей на их основе стоимостью 3,2 миллиарда рублей. Здесь участие инвестора оценивается в 2,3 миллиарда рублей.
И, наконец, есть резервы ещё изыскания средств – за счёт повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации Дальнего Востока. Мы считаем, что поддержка названных направлений развития Дальнего Востока позволит начать максимально быстро извлекать эффект от использования преимуществ этой уникальной российской территории. И, полагаю, это позволит существенно укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Сергей Михайлович Дарькин, губернатор Приморского края.
С.Дарькин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Во‑первых, разрешите мне от имени жителей Приморского края поблагодарить Вас и Правительство за все программные решения, принятые в отношении Дальнего Востока, формирующие Приморье и другие субъекты Российской Федерации как точку роста России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В Приморье в данный момент при активной федеральной поддержке реализуется 69 приоритетных инвестиционных проектов, как было уже выше сказано, общей стоимостью 2 триллиона рублей. Мы уже говорили про то, что ведётся строительство магистральных нефтепроводов ВСТО-2, газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток. И, конечно, даёт большую, огромную точку роста на самом деле создание нового кластера производств, которого никогда не было в Приморье, – нефтегазохимического кластера. Мы планируем, что «Газпром», крупнейшие российские государственные компании будут в дальнейшем инвестировать крупные финансовые ресурсы на их переработку, в первую очередь, конечно, это нефтехимический комплекс в порту Восточном. Я думаю, что «Газпром» в дальнейшем будет эффективно перерабатывать газ, который придёт в Приморье уже в ближайшее время. И за это отдельное спасибо. Почему? Потому что у нас никогда в Приморье не было газа. Как выше сказано было, мы начали активные работы по строительству двух суперсовременных верфей в Приморском крае, которые действительно сделают революцию в судостроении, это будут верфи XXI века. И нам очень приятно то, что взаимная работа уже сегодня даёт такие огромные результаты. Все эти проекты производятся вместе с нашими партнёрами из Азиатско-Тихоокеанского региона, с южнокорейской компанией Daewoo Marine и с сингапурскими крупнейшими, самыми современными мейкерами, с самой современной продукцией. На сегодняшний день уже заключено контрактов на сумму примерно 5 миллиардов долларов США.
Дмитрий Анатольевич, введена в строй первая очередь порта Козьмино, и сегодня Приморский край становится реальной точкой, логистической точкой отгрузки углеводородного сырья в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И, по нашим оценкам, это действительно является наиболее комфортным местом – как Вы сказали в своём выступлении – по поставке углеводородов в XXI веке в наиболее развивающийся регион мира – в Азиатско-Тихоокеанский регион. Введено в строй впервые автосборочное производство «Соллерс», выпускается современная, достаточная экономичная продукция, которая сегодня уже востребована, я хочу доложить, на местном рынке. И мы планируем в ближайшее время существенно увеличить объёмы производства этой продукции.
Подписано соглашение по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, где, мы планируем, будут отдыхать многие жители Дальнего Востока и Сибири. Я надеюсь, что завтра смогу доложить об этом более подробно.
В рамках АТЭС строится город Владивосток, который, мы планируем, будет город XXI века с инфраструктурой, где могут жить примерно 1,5 миллиона человек. Только на экологию Правительство выделило 20 миллиардов рублей в рамках этой программы. Это современные источники самой чистой питьевой воды, в том числе мы задействуем опреснительные установки. Это самые современные системы канализационной очистки, которые позволят нам очистить все воды Уссурийского и Амурского заливов.
Если говорить ещё про экологию, то, как я сказал, 20 миллиардов рублей Правительство выделило на эти цели, и, конечно, это очень существенные проекты, которые позволят нам действительно сделать город будущего, который позволит комфортно и эффективно жить нашим гражданам.
Хочу сказать, что впервые в этом году мы видим приток населения, который составил пока немного, но это уже плюс – 454 человека с начала года.
Аэропорт станет хабом, который, самое главное, сможет связывать наши дальневосточные и сибирские города с Азиатско-Тихоокеанским регионом для бизнеса, для туристов. Не нужно будет, для того чтобы посещать Азиатско-Тихоокеанский регион, сегодня вылетать в Москву и оттуда уже лететь в Таиланд или в другие страны для отдыха.
В целом все эти проекты создали мощный толчок региональному экономическому развитию. По нашим данным, по нашим оценкам, в 2025 году по отношению к 2008 году рост валового регионального продукта увеличится в шесть раз, до 2 триллионов рублей в год, против сегодняшних, 2008 года, 318 миллиардов рублей.
В целом мы достигли, по этим данным, определённых позиций и видим новые возможности развития края. Каких именно? В первую очередь, конечно, мы огромное внимание уделяем строительству Дальневосточного федерального университета – современного центра в области инноваций. Мы просим ускорить создание совместно с Дальневосточным федеральным университетом технопарка для дальнейшего внедрения научных разработок, которые будут делаться в университете, для Дальнего Востока. И мы просим, Дмитрий Анатольевич, мы это уже обсуждали, закрепить за создающимся научным комплексом главную научную цель – продление человеческой жизни при помощи биопотенциала Мирового океана.
И второе. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, от имени дальневосточников хотел бы Вас проинформировать, Вы про это знаете, что то решение, которое было принято по субсидированию авиаперевозок, доказало свою достаточную эффективность. В 2009 году субсидиями воспользовались 163 тысячи дальневосточников, в том числе 39 тысяч жителей Приморского края. Если в России мы видели снижение авиаперевозок в 2009 году до 90 процентов, то по Дальневосточному федеральному округу – это 114 процентов, а по Приморскому краю – 121 процент. Это очень положительный опыт, который мы сегодня получили. И, учитывая этот положительный опыт, мы предлагаем ввести субсидии для дальневосточных предприятий. Наша экономика оторвана, к сожалению, от европейских регионов нашей страны. Мы предлагаем ввести субсидию на перевозку продукции наших предприятий в центральные регионы России и в обратном направлении. Какие цифры мы сегодня имеем? Мы в европейскую часть России отправили 8,5 процента нашей продукции, а на экспорт – 15,5 процента. По нашим оценкам, если мы используем такой же механизм, как сделали по пассажирским перевозкам, для этого надо 5–6 миллиардов рублей в год, но мы получим кратный мультипликативный эффект для всего Дальнего Востока. Соответствующие предложения мы направили в Минэкономразвития для включения в план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока.
В связи с вышеперечисленным хочу доложить, что данные решения позволяют краю опережать уровень показателей концепции-2020 и соответствовать динамике развития наших соседей приграничных территорий, в том числе Китайской Народной Республики. Мы считаем, что Приморский край становится сегодня реальной точкой роста интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с мощными новейшими кластерами экономики, которых никогда не было в Приморском крае, и форпостом нашей страны. И хочу ещё в заключение сказать, что Владивосток является последним евразийским городом в Азии, и, конечно, на нас это накладывает дополнительную ответственность в области в том числе культуры, и мы считаем, что это очень важно, особенно с учётом тех вызовов, которые есть в XXI веке.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Это действительно важно. Я вот чего хотел понять всё‑таки: сколько процентов экономики, допустим, Приморского края, по‑вашему, должно быть связано с экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона, стран АТР в будущем? Понятно, что это прикидки, но тем не менее, я просто не услышал этого в Вашем выступлении.
С.Дарькин: Мы на самом деле планируем, что из тех 2 триллионов рублей валового регионального продукта, которых мы должны достигнуть до 2025 года, примерно 50–60 процентов будет экспортная продукция, которая будет поставляться в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Д.Медведев: Понятно. И по субсидиям Вы сказали: в отношении соответствующей формы субсидирования. Я думаю, что Эльвира Сахипзадовна несколько слов на эту тему скажет.
Единственное, на что я хотел обратить Ваше внимание: от того, как мы используем слова, в нашей жизни кое‑что зависит. Не надо никогда говорить о том, что в России мы видели другие результаты. Дальний Восток – это Россия, даже если иногда для удобства внутреннего обихода здесь говорят, что вот это Дальний Восток, а вот это Центральная Россия. Чем чаще мы будем так говорить, тем больше шансов, что у нас будут проблемы. Запомните это.
Я тут посмотрел презентацию, которую Министр делал. Я не вижу здесь ни слова про развитие сотрудничества с АТР. Где здесь азиатско-тихоокеанское направление? Вы рассказали нам о том, как вводится жильё, о том, как растёт заработная плата, ещё что‑то. А где, собственно, развитие отношений со странами АТР? То же самое можно было рассказать на другом совещании. Виктор Фёдорович, что это за презентация такая?
Посмотрим, что другие скажут.
Олег Николаевич Кожемяко, губернатор Амурской области, пожалуйста.
О.Кожемяко: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Хочу вас проинформировать, что в Амурской области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, которые будут способствовать не только социально-экономическому развитию области, но и всего Дальнего Востока, а также укреплению роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Остановлюсь на наиболее перспективных проектах. Первый – это экспорт электроэнергии в КНР. В Амурской области сегодня задействованы четыре электростанции общей установленной мощностью 3 миллиона 720 мегаватт. Внутреннее потребление составляет 1 миллион 140 мегаватт. Передаётся в другие регионы 1 миллион 120 мегаватт. Таким образом, резерв мощности составляет 1 миллион 460 мегаватт. Инвестиционный проект предполагает использование этих свободных мощностей, а также строительство новых объектов генерации и сетевого хозяйства. В 2009 году ОАО «ИНТЕРРАОЕЭС» возобновило экспорт электроэнергии в КНР в объёме 854 миллиона киловатт. Это позволило получить дополнительный доход в размере 1 миллиарда рублей.
Для дальнейшей реализации проектов в соответствии с Вашим поручением, Дмитрий Анатольевич, принято постановление Правительства Российской Федерации. Оно позволило экспортёрам заключать прямые двусторонние долгосрочные договоры по свободным ценам между объектами генерации и потребления, а также отменило коэффициент резервирования мощности электроэнергии по экспорту в КНР. И уже в ближайшее время мы сможем увеличить объём экспорта до 4,5 миллиарда киловатт.
За счёт средств ОАО «ИНТЕРРАО» в январе текущего года начато строительство перехода ВЛ-500 через реку Амур. В августе этого года строительство и сопряжение с китайской стороной будет завершено.
На совещании в Благовещенске в декабре 2008 года Игорем Ивановичем Сечиным была поставлена задача направлять средства от экспорта электроэнергии на развитие электросетевой инфраструктуры Дальнего Востока, работа уже идёт. Федеральной сетевой компанией проведён тендер, и с августа этого года начнётся строительство ВЛ-500 подстанции Амурская к госгранице. Это первая очередь проекта. Его вторая часть – это продолжение линий электропередачи до Зейской ГЭС, срок окончания строительства – 2012 год. С учётом актуальности проекта, а также его быстрой окупаемости, просим дать поручение ОАО «ФСК ЕЭС» приступить к строительству второй части проекта не с 2013 года, а с 2012-го, это даст возможность уже в 2013 году полностью окупить затраты на строительство.
Исходя из потенциала гидроэнергетики Амурской области, а также востребованности электроэнергии на внешнем рынке, считаем необходимым начать строительство Нижнебурейской ГЭС, как контррегулятора Бурейской ГЭС, она будет препятствовать подтоплению населённых пунктов и станет источником получения недорогой энергии за счёт вторичного использования воды.
Кроме того, в целом данный проект позволит получить дополнительные доходы в бюджет региона, даст импульс к развитию новых объектов генерации, в частности, Ерковецкой ТЭС, развитию промышленности, снижению стоимости электроэнергии. А в случае возникновения аварийных ситуаций обеспечить устойчивое энергоснабжение в обратном направлении из КНР.
Второй проект предполагает создание в Амурской области уникального горно-металлургического кластера – первого на Дальнем Востоке. Работы по его формированию планируется завершить в 2016 году. Сейчас в регионе уже работает три мощных золотоизвлекательных комбината. В ближайшее время откроется ещё два. Это позволит увеличить добычу золота к 2012 году до 30 тонн. А буквально завтра будет введена в строй вторая очередь Олёкминского горно-обогатительного комбината. Он построен в кратчайшие сроки – за два года. Его мощность составляет 2,5 миллиона тонн титаномагнетитовой руды. Наряду с этим с 2012 года начнётся строительство Гаринского ГОКа мощностью 10 миллионов тонн железной руды.
Пуск этих объектов даст возможность экспортировать 15 миллионов тонн руды в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспортная выручка составит более 1,5 миллиарда долларов, и мы сможем приступить в 2014 году к строительству металлургического комбината для производства прямовосстановленного железа по самым современным технологиям. Такой завод в мире пока только один – в Канаде. Второй будет в России. Это откроет новые возможности и для судостроительных заводов Хабаровского и Приморского краёв, там, где сегодня возрождается судостроение, и также для строительства морских нефтяных платформ.
Реализация проекта в свою очередь потребует строительства железнодорожной ветки, соединяющей БАМ и Транссиб, проходящей через Гаринский ГОК. По этим магистралям пойдут к морским портам грузопотоки в другие регионы. Финансирование и строительство этой железнодорожной ветки готова осуществлять группа компаний «Петропавловск» за счёт банковских кредитов. Строительство начнётся в ближайшее время.
Убедительно просим Вас, Дмитрий Анатольевич, дать поручение ОАО «РЖД» на заключение контракта с группой компаний «Петропавловск» на строительство участка железной дороги от станции Шимановская до станции Гарь под ключ с рассрочкой платежа в течение 10 лет.
Ещё один вопрос, требующий Вашего внимания и порученческой позиции. В 2012 году группой компаний «Мечел» завершается строительство Эльгинского месторождения каменных углей на юге Якутии с объёмом годовой добычи 27 миллионов тонн. Помимо экспорта, часть этих углей будет использоваться на нашем металлургическом комбинате. Прошу дать поручение ОАО «ФСК» о строительстве в 2011 году линии ВЛ-220 для снабжения Эльгинского месторождения электроэнергией Зейской ГЭС.
В заключение подчеркну: успех столь масштабных проектов зависит и от усилий частных инвесторов, и от государственной поддержки. А реализация проектов создаст надёжную систему электросетевого хозяйства на Дальнем Востоке, позволит загрузить железные дороги и полностью задействовать мощности морских портов региона, создать только на территории Амурской области около 15 тысяч новых рабочих мест, существенно увеличить валовой региональный продукт и, соответственно, доходы бюджета.
Прошу поддержать данные проекты.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Олег Николаевич. По тем вопросам, которые Вы задали, и поручениям сейчас мы обменяемся, в том числе коллеги свою позицию выскажут тоже. Естественно, поручение, если потребуется, я дам. Во всяком случае, это предметное вполне выступление с точки зрения той тематики, которую мы задали. Некоторым нашим коллегам нужно поучиться этому.
Сергей Викторович, надеюсь, Вы про Азиатско-Тихоокеанский регион расскажете? Пожалуйста.
С.Лавров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Сегодняшнее совещание, по‑моему, окончательно закрепляет уже на уровне практической политики осознание того объективного факта, что мы являемся неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Наши восточные территории органично вписаны в это обширное пространство в не меньшей степени, чем восточные провинции Китая или Японские острова, Гавайи или Филиппины. И понятно: чтобы быть конкурентоспособным государством, одной географии, одной военной мощи, одних богатых сырьевых ресурсов недостаточно, и занять соответствующее место в архитектуре сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе сможет только модернизированная, энергично продвигающая свои интересы Россия. Именно в АТР сегодня смещается центр глобального экономического развития и политического взаимодействия. Одновременно в самом регионе также происходят крупные изменения, напрямую затрагивающие интересы России. Растёт взаимозависимость стран АТР, ускоряется развитие региональной интеграции, началась трансформация архитектуры безопасности и сотрудничества. Всё это будет существенно влиять на характер современных международных отношений, поэтому мы должны не просто активно участвовать в этих процессах, но и обеспечить себе в них достойное место.
Важнейшим системообразующим фактором в этой работе должна стать разработка по Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, комплексной программы действий по укреплению позиций в АТР, которая должна перевести в практическую плоскость соответствующие положения концепции внешней политики Российской Федерации, одобренной Вами в июле 2008 года. Полагаю, что при разработке программы предстоит учесть складывающийся сейчас в АТР в целом благоприятный политический климат с точки зрения наших интересов. Несмотря на сохраняющийся здесь конфликтный потенциал, непосредственных угроз национальной безопасности России из этого региона не исходит, у нас нет серьёзных противоречий практически ни с одной страной Азиатско-Тихоокеанского региона. К России в АТР относятся в целом дружественно, воспринимают нашу страну как фактор обеспечения равновесия и стабильности. Двусторонние отношения нашей страны со многими государствами АТР находятся на подъёме, и эти государства рассчитывают, что мы станем фактором устойчивого экономического развития в регионе. Они заинтересованы в более активном сотрудничестве с нами.
АТР обладает солидным, во многом уникальным модернизационным потенциалом, который мы могли бы использовать более активно. И здесь перед нами открывается достаточно широкое поле возможностей.
Вот хороший пример. В Южной Корее есть своя Кремниевая долина, которая в полной мере может стать одним из партнёров нашего Сколкова. Кстати, мы совместно с представителями министерств экономики, науки, образования, финансов, деловых кругов и инновационных центров двух стран (России и Республики Корея) планируем провести накануне подготовки к очередной российско-корейской встрече в верхах совместный мозговой штурм по вопросам модернизации и инноваций.
Ведущие государства АТР (Китай и Индия) являются нашими стратегическими партнёрами как по двусторонней линии, так и в многосторонних форматах, прежде всего в рамках БРИК, в рамках механизма взаимодействия Россия – Индия – Китай, а также в рамках ШОС, где Россия и Китайская Народная Республика являются членами, а Индия – наблюдателем. Важно, что и Китай, и Индия чувствуют себя вполне комфортно в нашей компании. Коренные интересы трёх стран совпадают, наши подходы к фундаментальным проблемам мироустройства объективно едины, и всё это придаёт отношениям стабильность, предсказуемость, создаёт благоприятные возможности для экономического сотрудничества.
Китай для нас – это ёмкий рынок для экспортных отраслей, в том числе российских восточных регионов. Это финансовые ресурсы, которые могли бы быть привлечены в виде инвестиций в модернизацию экономики Сибири и Дальнего Востока. Это важный фактор поддержки нашего курса на полноценное включение в Азиатско-Тихоокеанскую интеграцию.
Индия уверенно входит в число мировых лидеров в области инноваций, и это уже наш партнёр в таких сферах, как космос, включая совместную эксплуатацию системы ГЛОНАСС, программное обеспечение, мобильная связь, фармакология, авиастроение. Действует российско-индийский центр компьютерных исследований, и создаются ещё три совместных исследовательских центра по ускорителям и лазерам, цветным металлам и биомедицинским технологиям. Новый перспективный партнёр – Сингапур, отношения с которым заметно активизировались после ноябрьского визита в прошлом году в эту страну Президента Российской Федерации, и весьма привлекательны сингапурские наработки в области электронного правительства, транспортно-логистических систем, нанотехнологий. Среди наших близких друзей в регионе Вьетнам, Монголия, отношения с ними проверены временем, опираются на прочную политическую и материальную основу и сейчас обретают новое дыхание, включая реализацию договорённостей визита Президента в прошлом году в Монголию и готовящийся сейчас визит во Вьетнам.
Хорошие возможности появляются и в связи с ростом интереса к нам со стороны стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь Индонезии, Малайзии, Таиланда, других, а также Австралии и Новой Зеландии. Это не всегда простые партнёры, но от них немало зависит в региональных делах, и с ними, конечно же, надо продолжать настойчиво работать.
Особо упомяну о таком государстве Азиатско-Тихоокеанского региона, как Соединённые Штаты Америки. По итогам серии встреч на высшем уровне всё более укрепляются перспективы конструктивного развития российско-американских отношений, в том числе в экономике. И, как показал последний саммит, есть очень хорошие перспективы в сфере тесного взаимодействия в области инноваций. Ясно, что здесь немало будет зависеть от внутриполитической динамики в самих Соединённых Штатах, от того, насколько эффективно и последовательно будут осуществляться установки Президента Обамы, которые достигнуты по итогам договорённостей с Вами, Дмитрий Анатольевич.
В последние годы заметно укрепились наши позиции в многосторонних региональных и трансрегиональных объединениях. Это и АТЭС, и ШОС, региональный форум АСЕАН по безопасности, совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, диалог по сотрудничеству в Азии и другие. Буквально в этом году наша страна была принята наконец в форум АСЕМ – «Азия–Европа», где Европу представлял только Евросоюз. 13 лет мы добивались того, чтобы подключиться к этой достаточно перспективной структуре. Наконец нам это удалось. В октябре Россия официально вступит в этот форум под названием АСЕМ.
Мы, естественно, не можем забывать о важнейшей задаче – подготовке к председательству в АТЭС в 2012 году. МИД совместно с другими ведомствами разрабатывает сейчас концепцию плана мероприятий нашего председательства. В течение 2012 года предстоит провести в России, в том числе здесь, в этом регионе, более сотни мероприятий. И, принимая у себя саммит АТЭС, мы делаем весомую заявку на полноценное участие в механизмах региональной интеграции по самому широкому спектру вопросов, включая сотрудничество в наукоёмких и высокотехнологичных областях. При этом уже ясно из наших контактов с партнёрами, что от нас ждут не просто практического вклада в общее дело, но и лидерства по целому ряду направлений. Постараемся учесть эти настроения при подготовке программы, плана мероприятий и концепции.
Хотел бы особо обратить внимание на тему участия России в соглашениях о свободной торговле, о чём Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили в Вашем вступительном слове. Из этих соглашений постепенно складывается более или менее целостное поле взаимных обязательств по снижению барьеров на пути движения товаров и услуг, инвестиций, рабочей силы. И в политическом плане, да и в экономическом, конечно же, нам нельзя выпасть из этой магистральной тенденции интеграции в АТР. Я понимаю, что масштабная работа в этом направлении может по‑настоящему начаться после нашего присоединения к ВТО, но, может быть, на данном этапе уже можно сделать несколько пилотных шагов с некоторыми партнёрами, например, с Вьетнамом, Сингапуром, Новой Зеландией.
Учитывая системообразующую роль АСЕАН в формировании региональной архитектуры, мы заинтересованы во всемерном углублении российско-асеановского партнёрства, и сейчас первостепенной задачей, о чём Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали, является подготовка ко второму саммиту Россия–АСЕАН в октябре этого года в Ханое. Мы разрабатываем к саммиту документы, которые должны пополнить уже имеющуюся договорно-правовую базу. Готовится совместное политическое заявление лидеров, межправсоглашения о сотрудничестве в области культуры, совместные рабочие планы по энергетике и реагированию на чрезвычайные ситуации.
Уважаемые коллеги!
Было бы, конечно, преувеличением сказать, что в АТР всё благополучно в области безопасности. Никуда не делись ни ядерные проблемы Корейского полуострова, ни застарелые межгосударственные конфликты, территориальные споры. Проявляются и общемировые угрозы – терроризм, транснациональная оргпреступность, распространение оружия массового уничтожения, морское пиратство. Здесь сохраняются и укрепляются, кстати сказать, и военные альянсы, создаётся закрытая региональная система противоракетной обороны, что, конечно, не помогает укреплению доверия и преодолению разделительных линий. Поэтому задача, которую, Дмитрий Анатольевич, Вы поставили, о разработке предложений по укреплению международно-правовых основ общерегиональной безопасности, становится всё более актуальной. Мы исходим из того, что такая система должна включать необходимость подтверждения всеми государствами АТР приверженности принципу неделимости безопасности, другим общепризнанным принципам международного права, разработку договорённостей о реализации в отношениях друг с другом мер доверия в военной и других областях, согласование механизмов урегулирования споров и механизмов превентивной дипломатии.
Наши контакты показывают, что выдвижение соответствующих предложений для рассмотрения странами региона в целом встречает понимание, будет востребовано, и мы работаем над этой задачей, тесно взаимодействуя с китайскими партнёрами, которые разделяют наши подходы.
И в заключение хотел бы упомянуть о том, что 2 сентября будет отмечаться 65-я годовщина окончания войны на Тихом океане. Буквально сегодня в Государственной Думе рассматриваются поправки к закону о днях воинской славы. И мы предложили, чтобы 2 сентября было включено в перечень дней воинской славы, как День победы на Дальнем Востоке и окончания Второй мировой войны. Я считаю, было бы очень важно упомянуть именно победу на Дальнем Востоке в названии этого праздника. Спасибо.
<…>