Тема XIV ВРНС – «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».
Выступая на открытии XIV Всемирного русского народного собора, Светлана Медведева отметила, что новый урок в школах «Основы религиозной культуры и светской этики» поможет выполнить крайне важную на сегодня задачу общества, церкви и государства – научить детей нравственности. Результат эксперимента по введению предмета, по её словам, зависит во многом от родителей и учителей.
По мнению Светланы Медведевой, очень важно научить подрастающее поколение бережно относиться к собственной культуре, языку, а в обществе надо создавать крепкие и дружные семьи. «Детей следует воспитывать собственным примером», – считает супруга Президента. Именно государство и церковь должны совместно возрождать духовные традиции в стране.
Светлана Медведева подчеркнула особую роль школы в воспитании свободомыслящих людей. «Подлинное образование заключается в соединении обучения и воспитания, воспитания личности, воспитания души», – сказала она, отметив, что цель образования есть так же получение мудрости.
«Сегодня мы должны искать в молодых людях не пороки, а лучшие черты. У нас думающая и талантливая молодёжь. Убеждена, она должна быть счастливой и успешной», – заявила Светлана Медведева.
Всемирный русский народный собор – международная общественная организация и форум, цель которой – привлечение общественного мнения к наиболее острым вопросам современности.
ВРНС существует с 1993 года.
* * *
Выступление Светланы Медведевой на XIV Всемирном русском народном соборе
Ваше Святейшество! Дорогие участники и гости XIV Всемирного русского народного собора!
Сердечно приветствую всех, кто собрался сегодня в этом зале – представителей традиционных конфессий, деятелей науки и культуры.
Тема нынешнего собора – «Национальное образование: воспитание целостной личности и ответственного общества». Она особенно актуальна в Год Учителя.
Невозможно переоценить роль школы в подготовке свободно мыслящих людей – людей, которые стремятся к знаниям, духовному росту и здоровому образу жизни. Она даёт подрастающему поколению знания, необходимые для успешной карьеры и профессиональной самореализации. Но есть и более важные знания и навыки – способность правильно управлять своей жизнью, отличать добро от зла, глупые поступки от достойных и рассудительных.
Подлинное образование – это всегда соединение обучения и воспитания. Воспитания личности, воспитания души. Ведь цель образования – получение не только знаний (что важно и необходимо), но и мудрости. Мы должны научить молодёжь разумно и достойно выстраивать свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений. Ведь безнравственность, отсутствие моральных ориентиров может стать реальным препятствием на пути развития общества и государства.
Сегодня мы должны искать в молодых людях не пороки, а лучшие черты: открытость, свободное мышление и стремление узнавать новое. Должны распознать и развить их уникальные способности. Ведь в будущем им придется владеть не одной, а несколькими профессиями.
У нас думающая и талантливая молодежь, способная не только ставить цели, но и достигать их. Убеждена, что она достойна быть счастливой и успешной. Ведь забота о счастливом будущем детей всегда вела народ к вере и правде, к честному служению своему Отечеству.
Всё это требует огромных педагогических усилий и даже введения новых учебных предметов. Ведь уроков классической литературы и даже истории может быть недостаточно. Тут следует обратиться к мировому и в частности к европейскому опыту. Сегодня в большинстве стран Европы существует в той или иной форме религиозное образование.
Религия оказывает огромное влияние на формирование системы ценностей общества. Даже светская культура вырастает из религии, как цветок вырастает из семени. Ведь культура по сути есть возделывание человеческой души. Поэтому так важно рассказывать молодым людям о ценностях, определявших развитие нашей цивилизации на протяжении столетий.
Все религиозные традиции мира объединяет вера в существование объективного нравственного закона. Следование ему ведет к благополучию. А пренебрежение им – к жизненному краху. Уверена, что знать об этом законе для наших детей так же необходимо, как знать о законах Ньютона.
В России естественно обратиться к традициям, во многом определившим ход отечественной истории и развитие культуры: это традиции православного христианства и других традиционных религиозных конфессий.
Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил о том, что религия – это формула нравственности. Нам крайне важно научить наших детей пользоваться этой формулой. И здесь поможет новый урок школьной программы – «Основы религиозной культуры и светской этики».
На мой взгляд, этот предмет не есть попытка ответить на вопрос, нужно ли в школе обращаться к изучению религиозных культур, – к счастью, эта многолетняя дискуссии завершена. Найдено решение, устраивающее, как представляется, всех. В этой системе создана возможность изучения как традиционных религиозных культур России, так и светской этики. Именно это очень важно для тех, кто хочет изучать внерелигиозные основания нравственности. Ведь и религия, и светская этика имеют под собой единое основание – общечеловеческие нравственные ценности.
Каким будет результат этого эксперимента, зависит от всех нас, от тех усилий, которые будут прилагать в первую очередь учителя и родители. И при этом надо помнить: цена вопроса – формирования целостной и счастливой человеческой личности.
Сегодня, обсуждая введение нового предмета, мы призваны проанализировать качество системы образования, учебных и методических пособий, работы педагогов. Мы призваны придавать этому более глубокий смысл. Ведь предмет даёт подрастающему поколению понимание неиссякаемой силы духа народа России.
Убеждена, что его необходимо вводить с чётким пониманием наших целей. И преподавать искренне и с любовью. Ведь с его помощью подрастающее поколение будет узнавать историю своего Отечества, основополагающие факты об истоках и о становлении православия и других конфессий в нашей стране. Очень важно учить подрастающее поколение бережно относиться к родному языку и культуре, с малых лет прививать им уважение к людям других национальностей и вероисповеданий.
Дарить же такие знания необходимо с особой щедростью и глубоким пониманием важности процесса познания истины.
Конечно, у общества будут повышенные требования к тем специалистам, которые занимаются столь тонкой материей. Ведь развитие личности – это очень глубокая и сложная тема. От того, как будут преподавать новый урок, во многом зависит формирование мировоззрения наших детей. А значит, их будущее и будущее всей страны. Думаю, мы все это хорошо понимаем.
К счастью, времена забвения своих корней и истоков – в прошлом. Сегодня национальное духовное возрождение строится на возвращении вечных ценностей, одной из которых по праву считается крепкая и дружная семья. Как говорил философ Иван Ильин, «всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье». Преумножить это счастье возможно только отдавая любовь. Поэтому важно прививать детям понимание того, что жить нужно не только в семье, но и для семьи. Не просто жить рядом с ближним, но и любить ближнего, отдавать ему душевное тепло, окружать своей заботой.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. Их следует воспитывать собственным примером.
Привычки и ценности, заложенные в родительском доме, ребёнок повторит в своей будущей семье. И это в целом определит будущее развитие нашей страны.
Сегодня в России много делается для укрепления традиционных семейных ценностей, а наш новый всероссийский праздник, День семьи, любви и верности, с каждым годом становится всё более популярным.
Многое уже сделано и делается в рамках церковно-государственной целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». И главное, что мы сегодня достигли, совместно государство и церковь, – это возрождение духовной жизни и традиций в нашей стране. И признаки этого всё более заметны.
Одним из ярких проектов этой программы является Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», который призывает зрителей к духовной чистоте и нравственности. Возвращает на экраны доброе кино, возрождает традиции семейного досуга.
Большое внимание уделяется поддержке молодых одарённых художников и музыкантов. Так, многие регионы России и зарубежных стран охватывает инновационная образовательная программа «Передвижная академия искусств». Она уже помогла творческому становлению многих юных талантов. Именно им предстоит сказать своё слово в отечественном и мировом искусстве, определить облик завтрашнего дня нашей страны.
Уважаемые друзья, всех нас объединяет общая цель – забота о будущем России. Уверена, что предложения Всемирного русского народного собора будут иметь широкий общественный резонанс, послужат на благо нашей Родины.
Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия.