Новый ледокол строится на Балтийском заводе по заказу госкорпорации «Росатом». Он стал пятым по счёту атомоходом проекта 22220. Эти атомные ледоколы являются самыми большими и мощными в мире, их задача – обеспечение круглогодичной навигации в Арктике.
В ходе мероприятия с докладами также выступили Министр промышленности и торговли Антон Алиханов и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв.
* * *
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Очень рад всех вас видеть.
Сегодня у нас большое, значимое событие, связанное с масштабным развитием Арктики, Сибири, Дальнего Востока.
Смотрите также
Сегодня в Санкт-Петербурге со стапелей Балтийского завода на воду будет спущен новый атомный ледокол «Чукотка». Поздравляю всех с этим важным этапом в истории нашего современного ледокольного флота. И конечно, благодарю специалистов, которые участвуют в этой работе, за ответственность и высокий профессионализм.
Атомный ледокол «Чукотка» станет уже четвёртым серийным ледоколом этого проекта – это серийным, а до этого был ещё один. Кроме того, на Балтийском заводе строятся ещё два корабля такого же класса – «Якутия» и «Ленинград».
А в следующем году, как и договаривались, должен быть заложен ледокол «Сталинград» этой же серии. Кроме того, на дальневосточной верфи «Звезда» строится атомный ледокол нового поколения «Лидер», самый мощный.
Создание таких мощных, современных судов – ещё одно воплощение индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала России. Именно так – на базе собственных технологий и прорывных научных решений – должна развиваться вся отечественная экономика.
Вновь подчеркну: от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути.
Здесь у нас, как известно, амбициозные цели. Работы впереди много. С учётом этого предлагаю в дальнейшем провести специальное совещание по этой тематике, глубоко проработать, подготовить и в комплексе обсудить все вопросы, касающиеся перспективного развития Северного морского пути, выйти при этом на конкретные, предметные решения. Именно так в своё время мы подошли к вопросам развития Восточного полигона, модернизации БАМа и Транссиба.
В частности, нужно подумать над формированием более эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, чтобы возможность пользоваться такими услугами была у большего числа перевозчиков, отправителей. Тем более что с каждым годом интерес к этому маршруту растёт – как со стороны российских, так и зарубежных компаний – и, уверен, будет расти.
В целом нам предстоит заметно нарастить безопасность и надёжность судоходства в этом регионе. Для этого продолжим улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, будем модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним необходимые железнодорожные магистрали. Речь в том числе о расширении и увеличении мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края.
В завершение хочу пожелать кораблестроителям, другим участникам наших арктических проектов дальнейшей продуктивной работы, новых больших свершений на благо России.
Пожалуйста, слово Министру промышленности и торговли Антону Андреевичу Алиханову.
Антон Андреевич, прошу Вас.
А.Алиханов: Уважаемый Владимир Владимирович!
Наши судостроители продолжают наращивать российский ледокольный флот, который является самым крупным в мире. С 2016 года со стапелей Балтийского завода сошли и работают в акватории Северного морского пути три атомохода нового поколения: «Арктика», «Сибирь», «Урал». Сегодня эту группировку пополнит ледокол «Чукотка», мы спускаем его на воду. В ближайшие недели ожидаем передачу ещё одного ледокола – «Якутия», который готов более чем на 95 процентов.
Продолжением этой серии, как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, станут атомоходы «Ленинград» и «Сталинград», а флагманом будет уникальный атомный ледокол «Россия» типа «Лидер» на 120 мегаватт. Его строительство сейчас ведётся на верфи «Звезда» в Приморском крае, а также рассматривается возможность размещения на этих мощностях заказов на четыре дизель-электрических ледокола. Их появление высвободит более мощные атомоходы для работы в восточном секторе Севморпути, который отличается более тяжёлой ледовой обстановкой.
При этом для использования нашей главной морской артерии с полной отдачей нужен суверенный крупнотоннажный грузовой флот, включая газовозы, балкеры, контейнеровозы, сухогрузы, нефтеналивные, СПГ-танкеры. Работа по ним ведётся на уже упомянутой верфи «Звезда». В настоящее время портфель заказов по крупному тоннажу составляет 26 судов. В дополнение к этому объёму в перспективном плане загрузки «Звезды» до 2037 года для нужд Севморпути у нас учтено 92 грузовых судна ледового класса.
Чтобы обеспечить более высокий уровень локализации и технологической независимости нашего нового флота, по Вашему поручению, Владимир Владимирович, продолжается работа по освоению производства критического судового оборудования. На это у нас нацелена отдельная субсидия, в рамках которой 47 предприятий ведут разработку 89 видов этого нового оборудования. Начиная со следующего года мы выходим на серийное производство первых таких образцов. На следующую трёхлетку в бюджете у нас также запланированы средства на эти цели, и отдельно прорабатываем и забюджетировали новые механизмы стимулирования спроса на такое критическое судовое оборудование, чтобы оно было конкурентоспособно.
Мы глубоко признательны нашим судостроителям, особенно коллективу Балтийского завода, за большую проделанную работу. И по старой морской традиции предложили стать крёстной матерью ледокола «Чукотка» председателю Совета федеральной территории «Сириус», члену Совета при Президенте по науке и образованию Елене Владимировне Шмелёвой.
Хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, от имени всей отрасли за постоянную поддержку по всему комплексу задач, которые решают сегодня наши верфи.
Если позволите, более подробно о ходе строительства ледокола и планах развития Севморпути расскажут коллеги из Объединённой судостроительной корпорации и госкорпорации «Росатом».
Спасибо.
А.Пучков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Четвёртый серийный ледокол проекта 22220 «Чукотка» был заложен здесь, на Балтийском заводе, в 2020 году. Над его строительством работает большой коллектив корабелов, атомщиков, конструкторов и учёных.
Я напомню, что предыдущая серия атомных ледоколов – проекта 1052, состояла из шести ледоколов и строилась более 35 лет. Такие сроки и объёмы не отвечали задачам России в Арктике, поэтому в 2013 году балтийцы приступили к строительству атомных ледоколов нового поколения.
Сегодня более шести тысяч сотрудников Балтзавода обеспечивают бесперебойную работу предприятия. Сегодня, Владимир Владимирович, они принимают участие в нашей церемонии. Вместе с ними торжественный момент разделяют семьи, дети, супруги. Также к ним присоединились представители смежных организаций, принимающих участие в строительстве, и почётные гости.
Благодаря каждодневной работе балтийцев уже три ледокола, как было сказано, работают в Арктике, и в ближайшее время сдаём «Якутию». Продолжаем работу над «Ленинградом», который заложили в январе этого года.
Я хочу поблагодарить заводчан за труд и преданность делу, пожелать успешного завершения всех работ и сдачи заказов в срок.
Всего до 2030 года Объединённая судостроительная корпорация планирует передать семь атомных ледоколов. Это позволит сформировать костяк высокотехнологичной ледокольной группировки.
Понимаем, что для достижения поставленных целей необходимо не только сохранить, но и нарастить темпы работы, продолжить начатый курс по модернизации производств и обновлению технологической базы.
Здесь я хотел, Владимир Владимирович, Вас поблагодарить за постоянную поддержку и внимание к вопросам развития судостроения. Это позволяет отрасли чувствовать себя уверенно, развиваться и решать поставленные задачи.
Владимир Владимирович, как уже было сказано, честь стать крёстной матерью атомного ледокола «Чукотка» предоставляется председателю Совета федеральной территории «Сириус» Елене Владимировне Шмелёвой.
Е.Шмелёва: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Я испытываю, конечно, невероятное чувство гордости от того, что участвую в этом масштабном, действительно историческом событии – развитии Арктики и Северного морского пути.
Развитие атомного флота для работы на этих направлениях – это важнейший проект для страны. А укрепление наших позиций с точки зрения экономического и научного развития Арктики – это один из тех больших приоритетов, Владимир Владимирович, который указан в утверждённой Вами Стратегии научно-технологического развития России.
Для меня огромная честь стать крёстной матерью ледокола «Чукотка», уже четвёртого по счёту в рамках проекта 22220. Это, конечно, самые большие, мощные ледоколы, которые созданы для круглогодичной навигации.
Вы уже говорили про экономику, коллеги говорили про разного типа грузы, но я хочу отметить ещё одну функцию, а именно научные исследования, которые мы можем ввести в Арктике. Я очень признательна, что это кардинально меняет вообще доступ учёных в Арктику.
Сейчас на одном из таких атомных ледоколов учёные «Сириуса» вернулись из 45-дневного похода. Это была научная экспедиция, они исследовали мерзлоту, как она влияет на уровень углерода, привезли огромное количество грунта, проб воды и будут исследовать, для того чтобы сделать беспрецедентные выводы. Конечно, мы надеемся, что следующая научная экспедиция может состояться на ледоколе «Чукотка» или на корабле, который будет его сопровождать. Поэтому очень просим, чтобы научно-исследовательская функция только развивалось.
Конечно, я очень признательна в этом плане и коллегам из «Росатома», и лично Алексею Евгеньевичу Лихачёву не только за приглашение стать крёстной матерью ледокола «Чукотка», но и за ту огромную работу, которую мы ведём по научно-образовательным и практическим лабораториям, которые мы создаём в «Сириусе», для того чтобы действительно опережать подготовку кадров.
На протяжении многих лет у нас школьники участвуют в «Ледоколе знаний», ежегодно выезжая в Арктику в исследовательские экспедиции. В нашу программу «Большие вызовы» – коллеги поддерживают – впервые мы ввели направления «освоение Арктики и Мирового океана», «современная энергетика» – это там, где эксперты вместе со школьниками закладывают будущие требования, будущие стандарты подготовки специалистов.
И наверное, этот пример сотрудничества, когда есть разработка новых атомных технологий, их внедрение, применение и одновременно воспитание и подготовка инженеров, лидеров для развития этой отрасли, наверное, найдёт уже в следующих сериях прямое своё отражение.
Я в заключение хочу ещё раз поблагодарить и поздравить инженеров и судостроителей – поблагодарить за вашу удивительную инженерную работу и за этот глобальный результат. Он действительно невероятный.
Я знаю, что есть древняя, давняя традиция разбивать бутылку шампанского о борт корабля, и это символизирует первую встречу судна с волной, с морской волной, с пенящейся волной. Я верю, что с этой доброй традиции начнётся славная и долгая история ледокола «Чукотка». В добрый путь! И желаю команде семь футов под килем.
В.Путин: Спасибо большое.
Вы упомянули про «Росатом». Попрошу тогда Алексея Евгеньевича два слова сказать об энергетической установке, она совсем новая, нового поколения – РИТМ-200. Два слова скажите, пожалуйста, Алексей Евгеньевич.
А.Лихачёв: Владимир Владимирович, энергетическая установка – сердце ледокола – состоит из двух реакторов РИТМ-200, каждый по 55 мегаватт мощности. Эта разработка наших реакторщиков, в том числе ОКБМ имени Африкантова, нижегородских специалистов, активно используется на ледоколах. Мы действительно собираемся достаточно долго тиражировать эту технологию для освоения Северного морского пути. Есть применение этой установки для плавучих атомных электростанций, две из них уже строятся в интересах Баимского ГОКа.
Важно подчеркнуть, что есть модернизация не только в арктическом исполнении, для северных вод, но и то, что мы называем тропической плавучей атомной электростанцией – в интересах наших дружественных стран, расположенных в Африке, Юго-Восточной Азии. В том числе в рамках встречи саммита БРИКС появились новые договорённости о соответствующих заказах.
Нам очень важно предусмотреть в рамках развития дальнейшего судостроения серийный выпуск плавучих атомных электростанций как в интересах российских предприятий и российских территорий, так и в интересах наших зарубежных партнёров.
В.Путин: Спасибо.
Александр Васильевич Коновалов. Я хочу спросить директора [завода]: как идёт работа по следующим объектам?
А.Коновалов: Работа идёт согласно утверждённым графикам, находимся на стадии изготовления секций по атомному ледоколу «Ленинград». В работу уже запущены баки металло-водной защиты по атомному ледоколу «Сталинград». В целом сроки все выполняем, держим и готовимся. Сегодня ожидаем выход на три тысячи оборотов на «Якутии» турбины левого борта.
В.Путин: Спасибо.
Хочу поблагодарить Вас и весь коллектив завода за эту работу. Уверен, что все планы будут реализованы.
А.Коновалов: Спасибо большое.
А.Пучков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Четвёртый серийный универсальный атомный ледокол «Чукотка», заводской номер 05712, проекта 22220 к спуску готов. Акт готовности подписан, спусковая команда на местах, спусковое устройство проверено. Прошу разрешения на спуск.
В.Путин: Спуск разрешаю.
(Церемония спуска на воду.)
А.Лихачёв: Уважаемый Владимир Владимирович!
Разрешите доложить о развитии Северного морского пути и о том, какие планы сегодня есть у нас в части его освоения.
Мы давно ждали сегодняшнего спуска на воду атомного ледокола «Чукотка». Он крайне важен для «Атомфлота», нашего предприятия, которому исполняется 65 лет уже в декабре этого года.
Владимир Владимирович, благодаря Вашему решению в 2008 году «Атомфлот» был включён в состав госкорпорации «Росатом» и стал за эти годы мощным, развивающимся, стратегически важным, успешным предприятием. Но самая главная гордость «Атомфлота» – это его команда, моряки-полярники, ежедневно покоряющие арктические просторы. Такой команды людей с таким опытом и уникальными компетенциями нет во всём мире.
Вы в своём вступительном слове очень хорошо описали драматургию строительства атомных ледоколов по всей стране. Хотел бы сказать и подчеркнуть особую задачу – это принятие до конца текущего года в состав ледокола «Якутия». Новые ледоколы необходимы для развития не только транспортных путей, но и всей Арктики. За последние годы грузопоток по СМП вырос практически в десять раз, с 2013 года. Эта динамика сохраняется, и в этом году мы идём также с рекордными показателями.
Особо отмечу рост транзита. Уже более трёх миллионов тонн транзитных грузов перевезено за счёт перенаправления грузов с западных маршрутов на восточные, 40 процентов рост к прошлому году.
Мы видим практический возрастающий интерес дружественных стран. С Правительством Китайской Народной Республики работаем в рамках специальной подкомиссии, действует российско-индийская рабочая группа по СМП. Это даёт практические результаты, уже рейсы между российскими и китайскими портами в этом году перевалили за 13.
Выгода очевидна. Контейнер, направленный из Шанхая по СМП, доходит до Москвы на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал. И конечно же, мы занимаемся с нашими зарубежными партнёрами планами по строительству и эксплуатации контейнеровозов для перевозок по Северному морскому пути.
Уважаемый Владимир Владимирович, наша стратегическая задача сегодняшнего дня – выйти как можно скорее на круглосуточную навигацию по СМП. Главный элемент здесь – ледоколы, их ждём не только мы, их ждут во всём мире.
Я хочу от всей души поблагодарить судостроителей-балтийцев за прекрасную работу и выразить надежду, что и впредь мы будем также действовать с соблюдением сроков, стоимости, качества. Только так – вместе, сообща – мы добьёмся успеха.
Уважаемый Владимир Владимирович, позвольте выразить благодарность за Ваше внимание, за те поручения, которые Вы дали, по дальнейшему стратегическому развитию большого Северного морского пути. Под руководством Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, совместно с транспортными компаниями, совместно с компаниями, работающими в Арктике, мы работаем над Вашими поручениями и будем готовы Вам доложить в ближайшее время наши предложения по развитию до 2050 года.
В.Путин: Я всех поздравляю ещё раз.
В России самый большой ледокольный флот в мире. Это естественно, Россия – северная страна. У нас 34 дизельных ледокола, семь атомных, и ещё будет «Якутия», «Чукотка», «Ленинград» и «Сталинград» – 11 таким образом. И «Лидер». В декабре, надеюсь, будет поднят флаг на атомоходе «Якутия», и он войдёт в состав ледокольного флота России.
В позапрошлом году перевозили по Северному морскому пути 34 миллиона тонн, в 2023-м – 36, в этом году будет 37,6, где-то около 38, а в 2030-м, уверен, будет более 100 миллионов тонн. Это большие планы, их реализация внесёт существенный вклад в развитие транспортной инфраструктуры России, сделает Северный морской путь очень привлекательным и для российских перевозчиков, и для наших партнёров за рубежом.
Уверен, что Северный морской путь будет только набирать из года в год, и не только в связи с изменением климата, но и в связи с увеличением возможностей российского ледокольного флота.
Ещё раз хочу поздравить судостроителей – рабочих, инженеров, специалистов, учёных, причём в самых разных отраслях, – с сегодняшним днём. Для судостроителей да и для страны в целом это хорошее, праздничное событие. Уверен, мы проведём ещё одно такое мероприятие в конце текущего года и поднимем флаг на ещё одном ледоколе – «Якутия».
Всего доброго!
Спасибо вам большое за вашу работу.