Форум собрал более семи тысяч представителей органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, федеральных учебно-методических объединений, ведущих предприятий, образовательных и научных организаций.
В рамках проводимых на площадке форума онлайн-марафона, трёх тематических панельных дискуссий и пленарного заседания обсуждались актуальные вопросы функционирования и перспектив национальной системы квалификаций, в том числе задачи совершенствования нормативной правовой базы, развития региональных сегментов национальной системы квалификаций, повышения качества профессионального образования и системы профориентации, модернизации системы профессиональных стандартов и квалификаций, реализации профильных федеральных проектов.
Обсудив итоги и перспективы развития национальной системы квалификаций, участники IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» приняли следующие рекомендации.
Считать приоритетными направлениями развития национальной системы квалификаций:
развитие профессиональных стандартов и квалификаций:
– повышение гибкости системы разработки профессиональных стандартов и квалификаций, включая оптимизацию процессов и сокращение сроков их разработки, обеспечение их своевременной актуализации с учётом технологических изменений;
– формирование межотраслевых рамок квалификаций по «сквозным» видам профессиональной деятельности с выделением общепрофессиональных трудовых функций, необходимых знаний и умений для укрупнённых групп профессий;
– формирование информационной системы сопряжения профессиональных стандартов, квалификаций, общероссийских классификаторов и квалификационных справочников в сфере труда и образования;
совершенствование системы подготовки кадров:
1) в целях повышения качества реализации образовательных программ высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования предусмотреть:
– включение образовательных модулей, направленных на освоение профессиональных квалификаций, в основные профессиональные образовательные программы, повышение квалификации преподавателей по вопросам разработки (актуализации) образовательных программ, направленных на получение и подтверждение одной или нескольких профессиональных квалификаций;
– установление соответствия между профессиональными квалификациями, направлениями подготовки и профилями основных профессиональных образовательных программ в целях последующего применения образовательными организациями при создании (актуализации) основных профессиональных образовательных программ с учётом возможности сопряжения аттестационных процедур с инструментами независимой оценки квалификации;
– внесение изменений в федеральное законодательство, в части определения в качестве ориентира для разработки профессиональных образовательных программ не только профессиональных стандартов, но и профессиональных квалификаций, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций», а также совершенствования механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
– расширение практики использования подуровней системы квалификаций, позволяющих более точно характеризовать знания и умения работников, требования к опыту и образованию, исходя из характера осуществляемой работы;
– организацию проведения программ дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти по вопросам внедрения инструментов национальной системы квалификаций в стратегические документы (отраслевые стратегии, национальные проекты и федеральные программы);
– рассмотрение условий запуска процедуры экспертизы средств обучения, разработанных для подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, на соответствие требованиям профессиональных стандартов;
– повышение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе за счёт расширения практики применения инструментов национальной системы квалификаций;
– расширение практики взаимодействия вузов и корпоративных университетов;
2) в целях повышения прозрачности, объективности, достоверности оценки качества среднего профессионального и высшего образования обеспечить:
– масштабирование практики совмещения процедуры государственной итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования с процедурой независимой оценки квалификации;
– включение в расчёт норматива обучения студентов организаций высшего и среднего профессионального образования затрат на проведение государственной итоговой или промежуточной аттестации в формате НОК;
– расширение практики одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций;
совершенствование системы независимой оценки квалификации:
– повышение востребованности инструментов и механизмов независимой оценки квалификации, в том числе по направлениям подтверждения результатов образования, оценки квалификации персонала на предприятиях и в организациях, оценки квалификации привлекаемых иностранных трудовых мигрантов;
– расширение практики обязательного прохождения независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности, выполнение работ по которым связано с повышенными рисками причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан либо имуществу юридических лиц, ущерба обороне и (или) безопасности государства;
– повышение качества услуг проведения независимой оценки квалификации, в том числе через расширение возможностей проведения независимой оценки квалификации дистанционно с использованием прокторинга, расширение охвата квалификаций при проведении пробных (демонстрационных) экзаменов, обеспечение возможности онлайн-записи на прохождение процедуры оценки квалификации, расширение информирования соискателей о материалах, необходимых для подготовки к успешному прохождению независимой оценки квалификации;
– развитие финансовой модели независимой оценки квалификации с учётом необходимости оптимизации стоимости процедур независимой оценки квалификации, включая повышение прозрачности тарификации услуг независимой оценки квалификации, расширение перечня налоговых льгот в отношении независимой оценки квалификации, устранение административных барьеров в финансировании независимой оценки квалификации для государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, цены на продукцию которых регулируются государством;
– обеспечение организационных предпосылок расширения масштабов независимой оценки квалификации, включая увеличение количества разрабатываемых и актуализируемых оценочных средств, расширения географии присутствия центров оценки квалификации и экзаменационных площадок, минимизации административных барьеров, препятствующих деятельности центров оценки квалификаций и советов по профессиональным квалификациям;
развитие национальной системы квалификаций в субъектах Российской Федерации:
– распространение лучших практик субъектов Российской Федерации в области развития национальной системы квалификаций, в том числе в области:
комплексного обеспечения квалифицированными кадрами приоритетных отраслей региональной экономики;
содействия трудоустройству лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидов, лиц с ОВЗ, бывших заключённых;
развития региональной инфраструктуры национальной системы квалификаций, улучшение качественных характеристик рынков труда субъектов Российской Федерации, региональных систем профессионального образования и профессиональной ориентации;
– активизация работы координационных органов субъектов Российской Федерации, созданных в целях развития национальной системы квалификаций, рынка труда и системы профессионального образования;
развитие информационных систем национальной системы квалификаций, включая:
– развитие возможностей взаимодействия сервисов и информационных систем национальной системы квалификаций и сферы профессионального образования;
– развитие сервисов в области профессиональной ориентации, включая расширение набора доступных онлайн профориентационных тестов и обеспечение адресации по результатам их прохождения на релевантные профориентационные и образовательные программы;
– развитие сервисов, обеспечивающих возможность соотнесения имеющихся у гражданина знаний и умений со знаниями и умениями, требуемыми для выбранной профессиональной квалификации, предоставляющих рекомендации относительно выбора соответствующих образовательных программ и возможности оценки квалификации.
Рекомендовать:
Национальному совету при Президенте по профессиональным квалификациям в 2024 году
продолжить реализацию:
– плана мероприятий по развитию системы профессиональных стандартов и квалификаций на 2023–2024 годы;
– плана реализации основных направлений развития информационных систем национальной системы квалификаций на период до 2025 года;
рассмотреть вопросы:
– о внесении в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности по проведению независимой оценки квалификации;
– о расширении практики установления обязательности независимой оценки квалификации для отдельных отраслей и видов профессиональной деятельности, в том числе связанных с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде;
– о возможности применения профессиональных стандартов в сфере государственного и муниципального управления;
– о форме участия работодателей в прогнозировании кадровой потребности на законодательном уровне;
– о расширении практики использования механизмов независимой оценки квалификаций в рамках реализации программ ДПО, осуществляемых в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»;
– о целесообразности актуализации Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям протоколом от 12 марта 2021 года № 51, с установлением чётких верифицируемых целевых показателей и разработкой дорожной карты по реализации Стратегии.
Национальному агентству развития квалификаций совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями:
– обеспечить подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, в том числе проработав вопросы:
участия советов по профессиональным квалификациям в разработке и оценке реализации отраслевых документов стратегического планирования в отношении вопросов подготовки кадров;
включения положений, касающихся развития национальной системы квалификаций, в том числе разработки и актуализации профессиональных стандартов и сопряжённых с ними образовательных программ, в отраслевые документы стратегического планирования, национальные, федеральные и ведомственные проекты, а также государственные программы Российской Федерации;
включения в перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти вопросов выработки и реализации государственной политики в части развития механизмов национальной системы квалификации в сфере деятельности;
– обеспечить проведение разъяснительных семинаров и мероприятий для образовательных организаций по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и реализации мер по содействию общественного признания уровня образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в аккредитующих организациях, наделённых полномочиями советами по профессиональным квалификациям.
Руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
– предусмотреть формирование инфраструктуры для поддержки на региональном уровне внедрения новых профессиональных стандартов, процедур независимой оценки качества подготовки кадров в соответствии с документами, принятыми Национальным советом при Президенте по профессиональным квалификациям;
– обеспечить поддержку участия работодателей в ресурсном обеспечении образовательной деятельности, в том числе через установление инвестиционных налоговых вычетов в отношении пожертвований на цели реализации образовательных программ в соответствии с положениями Федерального закона от 4 ноября 2022 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
– осуществлять в рамках реализации мер, направленных на содействие занятости, компенсацию затрат безработных граждан, связанных с прохождением процедуры независимой оценки квалификации;
– осуществлять поддержку программ дополнительного образования граждан с учётом опыта реализации федерального проекта «Содействие занятости»;
– рассмотреть вопрос о принятии участия в проекте Национального агентства развития квалификаций по комплексному обеспечению квалифицированными кадрами приоритетных отраслей экономики субъектов Российской Федерации;
– провести в 2024 году заседания координационных органов субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы развития национальной системы квалификаций, рынка труда и системы профессионального образования, приуроченные к 10-летию национальной системы квалификаций.