А.Белоусов: Уважаемый Владимир Владимирович!
По Вашему поручению Правительство в мае текущего года приняло Концепцию технологического развития и практически сразу же приступило к разработке закона о технологической политике, который закрепляет основные идеи, основные концепты этого утверждённого документа.
Надо сказать, что закон уникальный, у нас такого закона до сих пор не было, есть понятные причины. По сути дела, это закон о реализации технологического суверенитета.
Закон объёмный – где-то порядка 75 страниц, 10 глав, 46 статей. Но я хотел бы остановиться, наверное, на трёх новеллах, которые в этом законе присутствуют.
Первая новелла. Очень важный момент, с нашей точки зрения, – это так называемые проекты технологического суверенитета. Речь идёт о крупнейших проектах – больше 10 миллиардов рублей инвестиций, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки. Примерами таких проектов – сейчас Председатель Правительства определил их, как только будет принят закон, порядка 10, – примерами таких проектов являются станкостроение, микроэлектроника, беспилотные авиационные системы, дизелестроение, отдельные виды химии, медицинская техника, фармацевтика и так далее.
В чём их отличительное свойство? Когда реализуется такой масштабный проект, там большое количество участников. Первое, что, безусловно, в законе зафиксировано, – это наличие устойчивого долгосрочного спроса со стороны, как правило, либо государства, либо компаний с госучастием, что снижает риски реализации проекта для всех его участников.
Второе – чётко прописан статус головного исполнителя. У нас есть опыт гособоронзаказа с головными исполнителями, он вполне себя оправдывает, в том числе как показывают последние события. И здесь реализована та же самая схема: может быть один головной исполнитель или несколько, но это должны быть чётко зафиксированные компании, обычно частные компании, которые заключают с носителями долгосрочного спроса долгосрочные контракты. Этот долгосрочный контракт уже служит основой для привлечения мер государственной поддержки, в том числе льготных кредитов, льгот и разных инструментов, которые тоже в законе прописаны.
Далее. Обязанностью головного исполнителя является формирование системы кооперации. И в рамках системы кооперации – это тоже новелла этого закона – определяется технологическая сетка, технологические карты, то есть перечень тех критических технологий, которые необходимы для изготовления данной продуктовой линейки высокотехнологичной продукции. И, таким образом, определяются приоритеты научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ. То есть у нас для критических технологий уже эти НИРы и ОКРы появляются не по приоритетам, рождённым в тиши кабинетов учёных или, прости господи, бюрократов, как я, а они идут из вполне конкретных потребностей изготовления высокотехнологичной продукции.
Далее. Регуляторное обеспечение, кадровое обеспечение – это всё сводится в один большой проект. И примером такого проекта, на котором мы отрабатываем технику, что называется, является как раз проект – по Вашему поручению – по беспилотным авиационным системам.
Вторая новелла – это проекты так называемых сквозных технологий. То есть тех технологий, которые являются прорывными сегодня, как правило, и будут определять облик производственных систем в ближайшие годы, а иногда и десятилетия.
Классический пример, к которому мы уже привыкли, – это искусственный интеллект. Но это не только искусственный интеллект, это и новые материалы с заданными свойствами или с программируемыми свойствами, это новое поколение накопителей энергии, что крайне необходимо в совершенно различных отраслях жизни, это биотехнологии, это поколение 6G-станций и так далее.
У нас уже есть опыт, тоже по Вашему поручению, разработки таких технологий в рамках соглашений Правительства с крупнейшими компаниями. Но опыт нескольких последних лет, и особенно последнего года, показывает, что недостаточно правовой базы для того, чтобы их реализовывать. И как раз закон эту брешь закрывает, этот пробел, тем более что эти технологии естественным образом перетекают в проекты технологического суверенитета, о которых я сказал чуть раньше.
И третья новелла, которую тоже, Владимир Владимирович, мы считаем очень важной, – это постановка на прочную правовую базу развитие малых технологических компаний.
Само понятие «малая технологическая компания» было введено в нашу правовую практику, в правовой оборот в рамках закона, который был принят, опять же по Вашему поручению, весной этого года. Но это, как говорится, был первый подход к снаряду. Мы там определили, что такое эти компании, определили их критерии, определили механизмы их отбора. Но этого недостаточно, потому что нужно создать чёткую систему бесшовного развития и роста этих компаний, начиная от технологических команд, от технологических стартапов до так называемых крупных компаний-«единорогов», которые могут конкурировать уже на глобальных рынках. Собственно, закон эти бреши закрывает.
Мы остановились на реестровой модели, она себя показала вполне хорошо в части IT. Прототип электронной системы уже создан на самом деле в Минэкономразвития, платформенной информационной системы. Это государственная информационная система, где создаётся реестр таких компаний. Такой реестр выполняет две функции: он служит витриной для крупных инвесторов, для венчурных фондов, для институтов развития, с одной стороны, и, с другой стороны, он обеспечивает концентрацию мер поддержки и бесшовные возможности для роста компаний, для увеличения объёмов их выручки.
Есть ещё целый ряд новелл, я просто на них не буду останавливаться, скажу только, что сейчас закон находится в высокой стадии подготовки. Я проводил согласительное совещание по замечаниям Минфина, которых больше всего, как обычно. Мне кажется, мы обо всём договорились, во всяком случае, формально этот этап прошёл.
Несколько дней назад проводил совещание с правоохранительными органами в части так называемого права на риск, что является очень важным элементом этого закона, и тоже мы нашли общее понимание и с Федеральной службой безопасности, и с Министерством внутренних дел. Кое-что сейчас доделываем, но в общем решения там все найдены.
Должен сказать, что в разработке этого закона участвовало очень большое количество людей, участвовали эксперты, Российская академия наук принимала очень живое участие, участвовали представители инновационных компаний, депутаты, члены Совета Федерации.
В.Путин: Очень важно. Я прошу Вас, продолжайте этим заниматься, с тем чтобы он у нас не ушёл куда-нибудь «вправо».
Спасибо большое.
<…>