Владимир Путин ответил на вопросы телеведущего межарабского канала Al Ghad Амро Абд Эль-Хамида – модератора пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя».
***
А.Абд Эль-Хамид: Спасибо Вам большое за эту возможность – дать это короткое интервью межарабского телеканалу Al Ghad.
Начинаю с положения на Ближнем Востоке. Вы назвали то, что происходит сейчас там, примером провала политики США в регионе. Как Вы думаете, после того что произошло и происходит до сих пор, учтут ли США всё это и поменяют политику?
В.Путин: Я этого не знаю, это их нужно спрашивать. То, что это провал, – это очевидная вещь. Почему я считаю, что это именно так? Потому что – я сейчас говорил на нашей сессии – Соединённые Штаты практически отошли от прежних международных инструментов по урегулированию этой проблемы, в которые, в эти инструменты, было включено несколько стран, включая в том числе Россию. Они практически монополизировали процесс урегулирования.
Но, как Вы знаете, на каком-то этапе и Палестинская автономия должна была сделать ряд довольно серьёзных заявлений и сказать о том, что на тех принципах, на которых предлагается что-то урегулировать, она не готова это делать. Прежде всего [это] связано, конечно, с поселенческой политикой Израиля.
Наша позиция, она всегда была ясной, понятной, прозрачной, она хорошо известна и нашим друзьям в Палестине, и израильскому руководству. Я лично, мы всегда говорили об одном и том же: нужно выполнять принятые ранее решения Совета Безопасности ООН вплоть до создания независимого, суверенного палестинского государства – так, как это и было предусмотрено изначально при создании самого Израиля.
Вопрос сложный, очень чувствительный. Но на данный момент, конечно, нужно воздержаться от резких заявлений и, несмотря ни на что, не нужно оскорблять чувства людей, которые вовлечены в этот конфликт. Первое.
Второе. Нужно во что бы то ни стало избежать потерь среди мирного населения. Все действия, если уж без них не обошлось, должны быть избирательными, и нужно минимизировать угрозы и потери среди ни в чём не повинных женщин, детей, стариков. Это известная, я думаю, не вызывающая ни у кого сомнений позиция.
И конечно, нужно во что бы то ни стало избежать расширения конфликта. Потому что, если это будет происходить, это будет иметь влияние на международную ситуацию в целом, а не только на регион.
А.Абд Эль-Хамид: Вы наверняка знаете, что сейчас США перебросили самый большой авианосец поближе к Израилю. Как Вы считаете, что это за шаг? Как Вы его называете?
В.Путин: Я не вижу какого-то смысла с военной точки зрения, я уже говорил сейчас на сессии. Зачем? Что они собираются делать? Наносить удары с помощью палубной авиации? Куда, по кому? Я просто не вижу смысла с военной точки зрения. Первое.
Второе. Это может быть как элемент такой военно-политической поддержки. Ну да. Но на мой взгляд, сейчас нужно заниматься не военной стороной дела, а дипломатией, надо искать способ прекращения боевых действий, причём чем быстрее, тем лучше, – первое. И второе – вернуться к переговорному процессу, который, сам процесс, должен быть приемлем для всех сторон, включая палестинцев.
А.Абд Эль-Хамид: А есть сейчас возможность для дипломатии? Россия была членом международного «квартета».
В.Путин: Я о нём и говорил.
А.Абд Эль-Хамид: Да. Есть возможность возобновить работу этого формата?
В.Путин: Почему нет? У нас очень устойчивые, деловые отношения с Израилем, у нас дружеские отношения с Палестиной на протяжении десятилетий, наши друзья знают об этом. И Россия, на мой взгляд, тоже могла бы внести свою лепту, свой вклад в процесс урегулирования.
Но острота [конфликта] такая, что мы ничего подобного, по-моему, нигде не видим.
А.Абд Эль-Хамид: Сейчас есть призывы внутри Израиля, чтобы палестинцы перебросились в Синай, в Египет. Как Вы оцениваете эти призывы?
В.Путин: Мне трудно давать какие-то оценки. Земля, на которой живут палестинцы, – это их земля, исторически их земля. Более того, здесь предполагалось создать независимое палестинское государство.
На мой взгляд, это не то, что может вести к миру.
А.Абд Эль-Хамид: Спасибо Вам большое.
В.Путин: Спасибо за вопросы.