Федеральный закон принят Государственной Думой 27 октября 2022 года и одобрен Советом Федерации 2 ноября 2022 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом расширяются возможности осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, с единственным исполнителем может заключаться контракт на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва.
Помимо этого, федеральным органам исполнительной власти, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, подведомственным им государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям предоставляется право закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы, услуги в целях проведения специальной военной операции, а также в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства.
До 31 декабря 2023 года для этих федеральных органов исполнительной власти, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственных им государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, а также для федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, исключается ограничение предельного размера годового объёма закупок (50 миллионов рублей), в пределах которого заказчики вправе закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.
Продлеваются полномочия Правительства Российской Федерации и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации по установлению дополнительных случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также мораторий на применение антимонопольного законодательства Российской Федерации к таким закупкам.
Кроме того, до 31 декабря 2023 года Правительству Российской Федерации предоставляется право определять новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предусматриваются случаи, при которых информация и документы о закупках (контрактах) не размещаются на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На 2023 год сохраняется возможность не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта (обеспечения гарантийных обязательств), изменять существенные условия контракта, заключённого до 1 января 2024 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, а также контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается (уменьшается) предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30 процентов.