Р.Эдельгериев: Уважаемый господин председатель! Уважаемые делегаты! Дамы и господа!
Изменение климата является одним из основных вызовов современности. Данная конференция с учётом итогов Марракешских договорённостей 2016 года является важным этапом выполнения Парижской программы действий.
В целях укрепления взаимного доверия, достижения цели Конвенции и статьи 2 Парижского соглашения ориентировались бы на универсальность правил Парижского соглашения и гармонизированные подходы для всех стран в отношении его реализации исходя из того, что Соглашением уже заложена гибкость, предусматривающая отражение возможностей в свете различных национальных условий. Следует закрепить линию на обеспечение единого юридического формата выполнения Парижского соглашения.
В рамках обеспечения снижения антропогенной нагрузки на климат считаем важным глобальное участие всех стран при последовательном достижении заявленных странами обязательств.
Россия в части вклада в совместные усилия по предотвращению глобального потепления методично и связно осуществляет полноформатное выполнение обязательств. Так, в рамках Киотского протокола Россия не только выполнила, но и перевыполнила свои обязательства: не допустила роста выбросов парниковых газов и значительно их уменьшила.
Безусловно, выполним добровольно взятые на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов к 2020 году до уровня не более 75% от выбросов базового 1990 года.
Для целей Парижского соглашения Россия представила параметры своих возможных обязательств: ограничение антропогенной эмиссии парниковых газов на уровне 70–75 процентов выбросов 1990 года к 2030 году при условии максимально возможного учёта роли лесов, их значимости для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
За время, прошедшее с начала XXI века, в Российской Федерации достигнут разрыв связи между экономическим ростом и ростом выбросов парниковых газов. На фоне общего роста валового внутреннего продукта в период 2011–2016 годов совокупный выброс парниковых газов увеличился лишь на 0,3 процента.
Это связано с переходом на технологии, содействующие снижению выбросов парниковых газов, а также повышению эффективности использования ресурсов, в том числе энергетических.
Внедрение природоохранных технологий, принятие высоких экологических стандартов и учёт факторов изменения климата – основа нашего национального развития на перспективу.
Россия заинтересована как в укреплении собственного научно-технологического потенциала, так и в развитии международного сотрудничества в этом направлении.
Всё большее количество деловых структур России перестраивает свой бизнес с учётом принципов экологически ответственного предпринимательства: внедряет наилучшие доступные технологии, устанавливает внутренние экологические и климатические стратегии и цели, представляет корпоративную отчётность о деятельности в области устойчивого развития, объёмах выбросов парниковых газов.
Считаем, что наравне с мерами по митигации мероприятия по адаптации к изменениям климата должны повсеместно стать приоритетом климатической политики как в развивающихся, так и в развитых странах.
Согласно недавнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) о воздействиях глобального потепления на 1,5°С откладывание мер по сокращению выбросов парниковых газов помимо усиления различных неблагоприятных последствий изменения климата для природных и социально-экономических систем также негативно скажется на возможностях адаптации к изменению климата.
Текущее изменение климата России в целом следует охарактеризовать как продолжающееся потепление со скоростью, более чем в два с половиной раза превышающей среднюю скорость глобального потепления.
Наблюдаемые и ожидаемые в будущем изменения климата на территории России имеют многочисленные разнонаправленные последствия для природных и хозяйственных систем, а также для населения страны.
В настоящее время в России готовится национальный план, закладывающий основу дальнейшего развития страны в условиях изменения климата.
В рамках подготовки к ратификации Парижского соглашения Правительством Российской Федерации принята «дорожная карта», предусматривающая подготовку и принятие нормативно-правовых инструментов государственного регулирования антропогенных выбросов парниковых газов, долгосрочной стратегии низкоэмиссионного развития российской экономики и, наконец, национальной стратегии адаптации национальной экономики и социальной сферы к наблюдающимся и прогнозируемым изменениям климата.
На этой сессии большое внимание уделяется вопросам выделения климатического финансирования, которое поможет развивающимся странам преодолеть трудности.
Российская Федерация, несмотря на отсутствие юридических обязательств по оказанию финансового содействия развивающимся государствам в рамках Конвенции и Парижского соглашения, осуществляет климатическое финансирование на добровольной основе.
Так, в этом году Правительством Российской Федерации принято решение о выделении добровольных взносов в Целевой фонд МГЭИК и в Зелёный климатический фонд.
В 2019 году мы будем отмечать двадцатипятилетие вступления Конвенции в силу. В этой связи символично было бы на этой конференции в Катовице принять свод правил реализации Парижского соглашения, что позволит вывести многостороннее сотрудничество, начавшееся в 1994 году, на качественно новый уровень, обеспечивающий глобальное участие всех стран в смягчении антропогенной нагрузки на климатическую систему.
Спасибо за внимание.