Двухдневный форум собрал ведущих специалистов в сфере образования, руководителей профильных федеральных и региональных министерств и ведомств со всей России. Приветствуя участников совещания, А.Кузнецова подчеркнула важность своевременной диагностики проблем в образовательных организациях.
Для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере образования детский омбудсмен предложила объединить усилия ведомств и наладить взаимодействие по совместному анализу выявленных нарушений и обмену данными, а также организации совместных проверочных мероприятий.
А.Кузнецова подчеркнула, что важнейшей и неотъемлемой составляющей образовательного процесса является воспитание, поэтому важно обсудить, кто и как проверяет, оценивает этот воспитательный компонент и по каким критериям. Уполномоченный по правам ребёнка обратила внимание аудитории и на актуальную тему, связанную с работой психологов в образовательных организациях, которых не вполне достаточно для качественной работы с учащимися и оказания помощи педагогам.
Детский омбудсмен отметила актуальность работы Рособрнадзора по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства. По мнению А.Кузнецовой, именно эффективность работы органов опеки является комплексным показателем, поэтому проведение регулярного мониторинга эффективности работы органов опеки и попечительства позволит не только давать оценку проводимой работы, но и своевременно её корректировать.
Ещё одно направление, по словам детского омбудсмена, – оценка качества знаний, получаемых кандидатами в опекуны в школах приёмных родителей, а также эффективность программ сопровождения приёмных семей, программ подготовки самих сотрудников органов опеки.
Уполномоченный по правам ребёнка провела также личный приём жителей Рязанской области по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Все обращения взяты на контроль региональным и федеральным детскими омбудсменами.
Кроме того, в ходе поездки А.Кузнецова изучила лучший региональный опыт инклюзивного образования в школе-интернате «Вера», где состоялся круглый стол по вопросам образования, воспитания и реабилитации детей-инвалидов с множественными нарушениями развития.
В круглом столе приняли участие заместитель Министра образования и науки – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, уполномоченный по правам ребёнка в Рязанской области Екатерина Мухина, руководители профильных областных министерств и ведомств, сотрудники школы-интерната и родители обучающихся в «Вере» детей.
Среди поднятых проблем эксперты и родители обозначили необходимость расширения образовательных программ, возможность дистанционного образования детей-инвалидов, расширение доступных для них спортивных секций, получения дополнительных профессиональных навыков, трудоустройства выпускников и их социализации, а также строительства современного учебного центра.
А.Кузнецова предложила руководству школы-интерната «Вера» подать заявку в созданный при детском омбудсмене Проект-центр для отбора в качестве лучшего регионального опыта в рамках инициативы «Вектор «Детство-2018». «Уникальные методики, разработанные и применяемые специалистами «Веры», должны быть растиражированы и масштабированы на федеральном уровне», – уверена Анна Кузнецова.
Школа-интернат «Вера» имеет уникальный опыт работы с детьми, страдающими тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Образовательный процесс организован с учётом специфики обучающихся детей-инвалидов. За годы существования образовательного учреждения с 1992 года в интернате разработаны и применяются уникальные методики обучения.