Федеральный закон принят Государственной Думой 12 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года.
Справка Государственно-правового управления
В целях повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в заключении договоров страхования имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, а также повышения эффективности оказания государственной поддержки в сфере агрострахования в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» вносятся изменения, предусматривающие:
снижение количественного показателя, характеризующего масштабы утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, в том числе посадок многолетних насаждений. Страховая выплата при наступлении страхового случая будет осуществляться при снижении фактического урожая сельскохозяйственных культур по сравнению с запланированным урожаем на 25 процентов (в настоящее время – на 30 процентов) и при потере многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 30 процентах площади земельных участков, занятых посадками многолетних насаждений (в настоящее время – на 40 процентах площади);
обязанность страховых компаний формировать страховой резерв для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат (стабилизационный резерв), что позволит страховщикам гарантированно иметь средства на осуществление выплат и выполнять свои обязательства в наиболее неблагоприятные годы;
установление в договоре сельскохозяйственного страхования безусловной франшизы (самостоятельного покрытия страхователем части убытка) в размере 30 процентов страховой суммы. При этом по отдельным видам и группам сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных уполномоченный орган может снижать размер франшизы;
возможность получения страхователем при наступлении страхового случая предварительной выплаты, равной расходам страхователя на приобретение семян, посадочного материала, пересев, подсев погибшей сельскохозяйственной культуры, выкорчёвку погибших и посадку новых многолетних насаждений;
возможность направления (по согласованию с уполномоченными органами и Банком России) части средств, полученных объединением страховщиков от инвестирования средств фонда компенсационных выплат, на финансирование целевых программ по развитию системы агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой.
Федеральным законом также расширяется перечень рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки (он дополняется такими явлениями, как наводнение, подтопление, паводок и оползень).
Федеральным законом предусматривается создание единого общероссийского объединения страховщиков, определяются его статус, права и обязанности, порядок формирования органов управления. Таким объединением может быть либо новое объединение, созданное в результате его учреждения страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование, либо (по согласованию с Банком России) объединение, действующее в настоящее время, при условии внесения в его устав предусмотренных Федеральным законом изменений, направленных на получение статуса единого общероссийского объединения страховщиков.
К числу полномочий единого общероссийского объединения страховщиков отнесены, в частности, осуществление компенсационных выплат (в случае если страховое возмещение или его часть не могут быть осуществлены страховщиком, заключившим договор сельскохозяйственного страхования), формирование фонда таких выплат, разработка по согласованию с уполномоченными органами и Банком России правил сельскохозяйственного страхования, а по согласованию с Банком России – правил деятельности страховых компаний в сфере сельскохозяйственного страхования.
В соответствии с Федеральным законом контроль за деятельностью этого объединения, в том числе за формированием компенсационного фонда и осуществлением компенсационных выплат, будет осуществляться Банком России в установленном им порядке.
В Федеральном законе особо оговаривается, что средства фондов компенсационных выплат, сформированных действующими в настоящее время объединениями страховщиков, части полученных страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, обязательства этих объединений страховщиков по удовлетворению предъявленных страхователями и выгодоприобретателями требований о компенсационных выплатах, иные права и обязанности, а также накопленные статистические данные передаются действующими объединениями страховщиков единому общероссийскому объединению страховщиков в порядке и в сроки, которые будут определены Банком России.
Кроме того, Федеральным законом уточняется порядок разработки ежегодного плана сельскохозяйственного страхования.